Урок русского языка 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Николаева Ольга Анатольевна

Грамматическое значение наречия и его морфологические признаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klassenarechie_-_kopiya.docx117.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема: Грамматическое значение наречия и его морфологические признаки

Тип   урока:  урок обобщения и углубления изученного.

Цель урока:  Обобщить и углубить знания о грамматическом значении и  морфологических признаках  наречий,  употребления  их в предложении и тексте.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- ученик научится формировать  границы  собственного знания и «незнания»;

- ученик получит возможность научиться формировать ценностные ориентиры и   смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Предметные:

Ученик научится:

- систематизировать знания о  наречии как части речи

- выявлять и анализировать общее значение и морфологические признаки наречия как части речи.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

Ученик  научится:

- Владеть монологической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- Обосновывать собственную гипотезу, учитывая как аналогичные, так и отличные от собственной  позиции других обучающихся.

- Устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- Строить логическое  рассуждение, делать выводы  на основе сопоставления,  самостоятельно выбирая критерии основания.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу, схему-эталон).

Ученик получит возможность научиться:

- Отбирать информацию по заданным критериям.

- Делать умозаключения (по аналогии) и  выводы на основе аргументации.

Регулятивные УУД:

Ученик  научится:

- Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи, планировать достижение целей, учитывая условия и средства их выполнения, выбирая наиболее эффективный  путь выполнения.

- Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его  реализации.

 Ученик получит возможность научиться:

Демонстративный материал: схема-эталон, эталоны для самопроверки, листы самооценки.

                             Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.  Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее рабочее впечатление.

В течение урока  нам необходимо  оценить  познавательную деятельность. Для этого у  вас на столе  лежат диагностические карточки, которые вы заполните по ходу урока.

Фамилия, имя ученика___________________________________

1

оценка за домашнее задание

2

оценка за активность при фронтальной работе

3

оценка за работу в группе

4

оценка за работу в паре (устное проговаривание)

5

работа в тетради с взаимопроверкой

6

оценка за выполнение упр. 131

7

индивидуальная оценка за работу у доски

8

средняя (итоговая) оценка

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

   Учитель. Прежде всего, необходимо  проверить и оценить домашнее задание.

Учитель.  Кто выполнял  упражнение 140, сверьте ваши работы с эталоном, который находится в  конверте № 1.

Эталон к упражнению 140:

Учитель.  Кто выполнял  упражнение 141, сверьте ваши работы с эталоном, который находится в  конверте № 2.

Эталон к упражнению 141:

 Учитель.  Кто выполнял  упражнение 144, прочитайте свои сочинения-размышления на основе афоризмов К. Пруткова.

- Как построены ваши размышления? К какому типу речи они относятся?

- Назовите наиболее распространённые местоимения, которые в них встречаются.

- Какой тип орфограммы преобладает в текстах?

Учитель. Ребята, поднимите руки, кто выполнил упр. 140 без ошибок.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали при выполнении задания?

Учитель. Ребята, поднимите руки, кто выполнил упр. 141 без ошибок.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали при выполнении задания?

     Учитель. Выберите наиболее удачное сочинение упр. 144.

Учитель. Я вижу, что вы старались при выполнении  домашнего  задания. Как вы думаете, на каком уровне вы  усвоили тему «Местоимение»?

Ученик. На удовлетворительном.  

Учитель. Почему?

Ученик. Мы еще недостаточно потренировались в написании числительных.

Учитель. Ну что ж поработаем  над темой правописания и употребления местоимения еще, но уже после уроков, на дополнительных уроках. Также вам могут помочь и ваши товарищи, кто не уже не испытывает затруднений. Договорились?   Оцените выполнение домашнего задания и поставьте себе оценку в диагностическую карту.

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель. Ребята, какие самостоятельные части речи мы изучали?

Ученик. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Учитель. По каким признакам слова разных частей речи вы узнаёте?

Ученик. По морфологическим признакам. На какой вопрос отвечают, что обозначают, как изменяются, каким членом предложения бывают.

Учитель. Правильно. Заполните, пожалуйста, таблицу, используя алгоритм.  

   Карточки с таблицей.  

Слова

Два, пятак,  вчетверо, удвоить, втроем, тройной, пять, пятёрка, утроить, дважды.

Части речи

сущ.

прил.

числит.

глагол

наречие

Алгоритм рассуждения для определения частей речи.

1.На какой вопрос отвечают. Что обозначают.

2.Как изменяются.

3.Каким членом предложения бывают.

Эталон проверки заполнения таблицы

Учитель.  Проверьте по эталону. (Эталон на экране)

Учитель. Кто не сделал ошибок? Удалось ли вам, ребята, без затруднений распределить слова по частям речи?  С  определением части речи  каких слов вы испытали затруднения?

Ученик. Со словами дважды, втроём, вчетвером были затруднения. В них есть значение числа, но вопросы, которые мы ставили к именам числительным не подходят.

Ученик. Имена числительные изменяются, а эти слова изменить нельзя.

IV.  Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны.  Как вы думаете, какую часть речи мы будем сегодня изучать? Сформулируйте тему урока.

Ученик. Мы будем изучать   наречие. Мы должны научиться определять, что обозначают слова этой части речи, какие морфологические признаки имеют, как изменяются, какую синтаксическую роль выполняют в предложении.

Учитель. Верно. Откроем тетради, запишем число и  тему урока: «Наречие в языке и речи».  

Слайд   «Наречие в языке и речи».  Грамматическое значение наречия и его морфологические признаки

Учитель. Какой метод вы предлагаете  использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Метод сопоставления, анализа   и составление кластера.

V. Реализация построенного проекта.

Учитель. Ребята, что вы знаете о наречии как о части речи  из 5 класса?

Ученик. Наречие – это самостоятельная часть речи. отвечает на вопросы КАК? КОГДА? КУДА? Наречие не изменяется. В предложении наречие бывает обстоятельством.

Учитель. Поработайте в группах.  Используя наши знания, составьте кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

Ученик. Кластер - это пучок, созвездие, гроздья.

                                                                 отвечает на вопросы:

                                                                         как? где? когда?

обозначает признак действия                          НАРЕЧИЕ                        не изменяется                        

                                        в предложениях бывают обстоятельствами  

Учитель. Хотите пополнить свои знания по теме? Для этого сверим наши знания с материалом рубрики «Теория» из упр.149.

Наречие – это самостоятельная часть речи, в которую объединяются слова с общим грамматическим значением «признак действия» или «признак другого признака». Наречия отвечают на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и т.д. Впереди, вчера, долго, медленно. Наречия – слова, которые не имеют непостоянных морфологических признаков падежа, рода, числа, лица. Некоторые наречия имеют формы сравнения. Наречия бывают знаменательными и местоименными. Местоименные наречия – где, когда, куда, как, по-моему, нигде, везде и т.д. В предложении наречия обычно являются обстоятельствами.

Учитель. Что нового вы узнали?

Ученик. Наречие может обозначать признак признака. Наречия бывают знаменательными и местоименными.

 Учитель. Как вы понимаете: признак действия и признак другого признака?

  Ученик. Признак действия – значит, наречие  зависит от глагола; признак другого признака – значит, наречие зависит или от прилагательного, или от другого наречия.

Учитель. Верно, наречие, которое относится к глаголу, обозначает признак действия:

                   как?

ГРАМОТНО    ПИСАТЬ

Наречие, которое относится к прилагательному или другому наречию, обозначает признак признака:

         в какой степени?        в какой степени?

          ОЧЕНЬ       ЗАНЯТЫЙ,                              СЛИШКОМ      ДАЛЕКО

Общее грамматическое значение наречия – обозначать признак действия или признак признака.

Основной морфологический признак наречия   -  неизменяемость, поэтому у слов этой части речи нет окончаний.

Учитель. Как вы понимаете знаменательные и местоименные наречия?

Учитель. Наречия знаменательные называют место, время действия, образ действия, степень, цель и причину.
Ровно, очень, вчера, впрок, назло, сгоряча.
местоименные наречия не называют, а указывают на место, время, способ действия и т.д. Они очень похожи на местоимения.

Учитель. Дополните кластер новыми сведениями о наречии. Используйте красный цвет.

Ученик (от 1 группы). Мы дополнили  тем, что,  во-первых, наречие – это самостоятельная часть речи;   во-вторых, может  обозначать признак другого признака и признак предмета

Ученик (от 2 группы).  В нашем кластере мы  добавили вопросы к наречию. Но я вижу, что мы не учли, каким членом предложения бывает наречие и имеют формы сравнения (некоторые).                                                   

Ученик (от3 группы). Наша группа  включила, что, во-первых, наречие – это самостоятельная часть речи;   во-вторых, наречие может обозначать признак другого признака и признак предмета; бывают знаменательные и местоименные.                                                                 

                                                                                   

Учитель.  Все ли кластеры полностью дают информацию о наречии как части речи?

Ученик. Не все. В первом кластере нет вопросов, на которые отвечает наречие.

Ученик. Во втором кластере нет сведений, каким членом предложения является наречие.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Молодцы! У нас восстановились силы,  и мы можем продолжить свою работу.  Какой следующий шаг в нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знание правила и применять его на практике.

Учитель. Работаем фронтально. Опираясь на кластер, выполните упражнение 147 учебника в парах.

упр.147. Найди среди данных однокоренных слов только наречия. Аргументируй свой выбор. Выпиши наречия, выделяя корень и суффикс.

 1. Мудрый, мудрость, умудрённый, мудро.

 2. Крепко, крепнуть, крепкий, крепчать.

3. Беречь, бережный, сберегательный, бережно, оберегаемый.

 4. Темнеть, темнеющий, темно, тёмны

Ученики 1 стола:  мудро– это наречие, так как отвечает на вопрос как?, неизменяемое.

Ученики 2 стола:  Крепко- это наречие, так как отвечает на вопрос как?, неизменяемое

Ученики 3 стола:  бережно- это наречие, так как отвечает на вопрос как?, неизменяемое.

Ученики 3 стола:  темно- это наречие, так как отвечает на вопрос как?, неизменяемое.

Учитель. Предлагаю провести работу по группам.

Выполните задание по карточке. Прочитайте текст. Выпишите словосочетания с наречиями, укажите, чем выражено главное слово; определите грамматическое значение наречий: "признак действия", "признак признака". 

                                             Карточка № 1.

                                               Сказка про одуванчики.

 Встало однажды Солнышко и пошло гулять по весеннему небу. Смотрит: необычайно красива земля. И леса, и луга – все в нарядном платье Весны. Настоящая сказка! Но чего-то не хватает. Взмахнуло Солнышко золотым рукавом – брызнули на зеленую землю солнечные пылинки, и весело засветились на лугах желтые огоньки-одуванчики.

      А сердитая Зима неподалеку пряталась - в глухом лесу. Выглянула она из своего укрытия, взглянула сердито. Смотрит, а в траве растут маленькие солнышки и ослепительно ярко горят. Разозлилась Зима. Махнула своим серебряным рукавом , запорошила огоньки снегом и ушла на Север. А одуванчики стали игриво щеголять в двух нарядах: в желтом платье и белой пушистой шубке.

Ученик.1гр.  Встало однажды   "признак действия" (гл.сл. глагол)

Ученик.         необычайно красива  "признак признака" (гл.сл. краткое прилагательное)

Ученик. 2гр.  весело засветились "признак действия" (гл.сл. глагол)

Ученик.         неподалеку пряталась  "признак действия" (гл.сл. глагол

 Ученик.3гр.    взглянула сердито  "признак действия" (гл.сл. глагол)

 Ученик.       ярко горят  "признак действия" (гл.сл. глагол)

Ученик.4гр.  ослепительно ярко "признак признака" (гл. сл. наречие)

Ученик.         игриво щеголять  "признак действия" (гл.сл. глагол)

Учитель. Какие трудности испытывали при выполнении данного задания?

Учитель. Ребята, для лучшего закрепления правила  поработаем в парах (с соседом по левому плечу). 

Учитель. Выполняя следующие задания, используйте кластер. Выпишите из текста наречия с теми словами, к которым они относятся, и задайте к наречиям вопрос.  Определите роль наречий в предложениях.

Слайд

В лесу стояла необычайная тишина. С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они постепенно превращались в прозрачные капельки воды. День угасал торжественно, светло и тихо. Вскоре пошёл густой снег. Он уверенно покрыл всю землю вокруг.  

Ученик.   изредка падали              (как?)

                осторожно дышали       (как?)                            

            постепенно превращались   (как?)                              

            угасал торжественно, светло и тихо  (как?)                                  

            вскоре пошёл     (когда?)
            уверенно покрыл     (как?)                            

            покрыл вокруг          (где?)

Учитель. Проверьте правильность выписанных словосочетаний по эталону.

Эталон поверки

Учитель. 3 ученика пойдут работать на доске, остальные в тетрадях. Запишите 3 последних предложения из текста. Определите, какими членом предложения они являются.

                                                   как?            

Ученик 1. День угасал торжественно, светло и тихо.

На вопрос КАК? отвечает обстоятельство.

                           когда?                         как?  

Ученик 2.    Вскоре пошёл густо снег.

На вопрос КОГДА? Отвечает обстоятельство.

                                             как?                                                      где?

Ученик 3.    Он уверенно покрыл всю землю вокруг.

 На вопрос ГДЕ? отвечает обстоятельство.

Учитель.  Все ли правильно выполнили это задание? Сравните запись ребят на доске со своей в тетради.

Ученик. Да.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

    Учитель. Вы сумеете узнать наречие в предложении? Вы уверены в своих

умениях?

    Ученик. Да, уверены.

   Учитель. Как проверить?

  Ученик.  Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

   Учитель. Выполните задание по карточке.

                                                     Карточка № 2.

Найдите в тексте наречия, распределите их по группам: 1) знаменательные, 2) местоименные.

         А за Уралом —Зауралье,

         А там своя, иная даль.

(А. Т. Твардовский)

          Я счастлив тем, что я оттуда,

Из той зимы, из той избы.

(А. Т. Твардовский)

          Где-нибудь в лесу писали

Друг у друга на спине...

                      (А. Т. Твардовский)

Где-то далеко летят поезда...

           (М. Леонидов)

Батюшка сказал мне: "Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь......"
Лошади бежали дружно.
Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла.
Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели  в однообразных берегах, покрытых белым снегом.
Жёсткие выражения, на которые батюшка не поскупился, глубоко оскорбили меня.

Учитель. Передайте тетрадь своему соседу по правому плечу и сверьте ответы по эталону.

                                  Эталон карточки №2

Учитель. Кто допустил ошибки? Как поступили? 

Ученик. Исправили ошибки самостоятельно,  воспользовавшись  эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте отметку друг другу в листе самооценки.

                                                     Карточка № 3.

Учитель. Спишите пословицы, вставляя наречия-антонимы. Наречия подчеркните как члены предложения.

1.Мягко стелет, да  …  спать.

2.Сначала подумай,  … сделай.

3.Легко пообещать,  … слово сдержать.

4.Тяжело в учении  -  …в бою.

5.Думай ввечеру, что делать  …

 

Учитель. Проверьте правильность выполнения задания по эталону, поменявшись тетрадями с соседом по левому плечу. Внесите оценку в «Лист самооценки»

Эталон проверки карточки № 3

Учитель. Какие затруднения испытали при выполнении этого упражнения? Какие ошибки допустили?

Ученик. Определить наречие как член предложения легко. Нужно правильно поставить смысловой вопрос. Нелегко подобрать слово-антоним. Нужно иметь хороший словарный запас, чтобы подбирать антонимы – противоположные по смыслу слова.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. Какими новыми сведениями о наречии как части речи  мы пополнили свою «копилку» знаний?

Ученик. Мы узнали о том,  что к наречию можно поставить больше вопросов, чем мы знали до сих пор:  как? каким образом?  где?  куда?  откуда?  когда?  в какой степени?  в какой мере? почему? зачем? с какой целью?

Ученик. Мы узнали, что наречие обозначает не только признак действия, но и признак признака.  Мы узнали, что наречие не изменяется. Значит, наречие не имеет окончаний. Наречие связывается с главным словом в словосочетании по смыслу. Мы узнали, что среди наречий есть знаменательные и местоименные.

Учитель. Достаточно ли упражнений мы выполнили, чтобы понять и усвоить тему «Наречие как часть речи».

Ученик. Недостаточно. Нужно еще потренироваться.

Учитель. Составьте по картине Е.Е Волкова небольшой текст-описание, используя как можно больше наречий. Запишите, подчеркните наречия как члены предложения.

IХ.  Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Учитель. Что нового, ребята, вы узнали о наречии как о части речи?

Ученик. Мы  расширили и углубили свои знания о наречии как о части речи и отразили это в составленном кластере. Новое обозначили красным цветом. 

Учитель. С какими трудностями вы столкнулись в своей деятельности?

Ученик. Не всегда умеем правильно ставить вопросы к наречиям. А от этого зависит, правильно ли мы определим, каким членом предложения это наречие является. Необходимо помнить, что наречия не изменяются, значит,  не имеют окончаний.

Учитель. Остались ли у вас вопросы, не получившие ответов?

Ученик. Нет, не осталось.

Учитель. Хочу предложить вам, ребята, таблицу. Посмотрите, действительно ли вы знаете теперь о наречии всё?  Я думаю, нам будет,  что ещё изучать о наречии на следующих уроках.

                                                       Таблица

Вопросы

Знаю

Узнал

Не знаю

1.Что обозначает наречие?

знаю

Узнал

2. На какие вопросы отвечает наречие?

знаю

Узнал

3. На какие разряды делятся наречия?

Не знаю

4. Какой морфемы нет у наречий, почему?

Узнал

5.Способы образования наречий.

Не знаю

6.Синтаксическая роль наречия.

знаю

Узнал

7. Как образуется сравнительная степень наречий

 

Не знаю

8. Как пишутся наречия

Не знаю

Учитель. Посмотрите в «Лист самооценки»  и скажите, как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем уроке. У кого все плюсы – супер-молодцы,  у кого есть 1-2 минуса – почти молодцы, у кого минусов больше – подтягивайтесь, у кого много вопросов - не оставляйте их без ответов. Для этого  обращайтесь к учителю или ребятам-консультантам.

Домашнее задание:

1. Всем  выучить материал о наречии как части речи по кластеру. Уметь отвечать со своими примерами.

2. Упражнение № 148 для тех, кто подтягивается..

3. Упражнение № 150  для почти молодцов. Поработайте с орфограммами.

4. Задание для супер-молодцов.

Проведите исследование слов-омонимов ТОНКО и ТОНКО из стихотворения К.Бальмонта. "Бабочка". К какой части речи они относятся, каким членом предложения являются.

Помню я, бабочка билась в окно.

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло, и прозрачно оно.

Но отделяет от дали.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...