Конспект урока: " Однородные члены предложения" для 5го класса
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, уметь графически обозначать однородные члены, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_odnorodnye_chleny_predlozheniya5_klass.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Русский язык
Класс: 5 «б»
Тема: Однородные члены предложения.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме).
Учитель: Волкова М.А.
Деятельностная цель: Создать условия для усвоения темы, развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, развивать мыслительные операции школьников, навыки самоконтроля, схематичного мышления, развивать навыки адекватной самооценки.
Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, уметь графически обозначать однородные члены, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами, функцию запятой между однородными членами - знака разделения, правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах, предложений с однородными членами; уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами, находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами ( двоеточие).
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Оборудование урока: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебник Русский язык, 5 класс М.М.Разумовская, С.И.Львова, Ви.И.Капинос.
Технологическая карта урока
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Откройте тетради. Запишите число. Оставьте одну строчку для того, чтобы записать тему урока. | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний (4-5 минут). Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Работа с текстом - Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (Слайд 1) Осторожно ветер - О чём это стихотворение? | Слушают, участвуют в беседе. Предполагаемый ответ: -Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях. | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
Постановка учебной задачи (4-5 минут) | Создает проблемную ситуацию: -Взгляните на это предложение и ответьте на вопросы. Я предлагаю вам в парах обсудить. -Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. -Какую грамматическую основу предложения вы выписали? -Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? -На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? -С какой интонацией они читаются? -Как называются подобные члены предложения? -Cформулируйте тему урока. А для чего нам надо знать однородные члены? Сформулируйте цель нашего урока- Нарисуем схему к этому предложению (на доске показывает учитель) {О, О, О,О,О и О, О}. | Работа в парах, вопросы на Слайде № 2 Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока. (Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел) (7 сказуемых и 1 подлежащее) (Сказуемые отвечают на вопрос (что делать?), подлежащее-( что?) (Интонация перечисления) (Ответ: Однородные члены предложения) Однородные члены предложения. -Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания. Запись темы урока в тетради: «Однородные члены предложения» (Слайд № 3) | Самоопределение (Л) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут) Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Слайд № 4 - Прочитайте предложения, найдите однородные члены. (Устно)Слайд № 5 1. В этом цирковом номере участвовали львы, тигры и слоны. 2. Злой, коварный, ленивый лев Кай всегда неохотно выполнял команды дрессировщика. 3. Он последним влезал на тумбу, огрызался. Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? -Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами? - Как в нём используются знаки препинания? - Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Составляют план достижения цели. Слайд № 4 На основе материала учебника упр. 283, стр. 87 делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами и составляют алгоритм: Слайд № 5
| Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
Первичное закрепление (4-5 минут) Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Разбивая детей на пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям. Работа в паре: (Слайд № 6). -Запишите предложения, расставьте знаки препинания, графически обозначьте однородные члены предложения, составьте схемы: Мы без устали катались на велосипеде или гоняли голубей. Ветер нес вороха бумажных лент, полосок и обрезков. В школе ребята рисовали, писали, лепили играли. | Работают в паре, выполняя упр. (Слайд № 6). Записывают предложения, расставляют знаки препинания, графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы. Взаимопроверка (Слайд № 7) | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Физминутка | А теперь немного отдохнём. Встали, вышли из-за парт. Я вам читаю предложения с однородными членами предложения и без них. Если с однородными, вы хлопаете 2 раза, если нет – то поднимаете руки вверх. На клумбе растут цветы. На клумбе растут астры, розы, лилии. Зимой солнце светит редко. Летом солнце светит и греет. И берег, и море молчали | Выполняют упражнения (Слайд № 8) | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (4-5 минут) | Организует деятельность по применению новых знаний. Внимательно прочитайте текст и выполните задания (Слайд № 10)
Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. 2, 5, 6 - предложения с однородными членами | Самостоятельно работают: Взаимопроверка. Слайд №10 | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Информация о домашнем задании | Объясняет домашнее задание Параграф 21, упражнение 291 | Записывают задание в дневник (Слайд № 11). Подают дневники для оценки учителю. | |
Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. -Придумайте в группе и запишите кластер на тему «Однородные члены». (Слайд № 12) (Прочтение кластеров) (Слайд № 13) Организует рефлексию (Слайд № 14): -Оцените то, как вы усвоили материал:
Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Составляют внутреннюю речь. Работают в группах, составляют кластер, представляют его. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) Дифференцированные задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Однородные члены предложения"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения. Урок построен по принципу разноуровневой дифференциации. Языковой материал к уроку подобран из сказок А.С. Пушкина....
Презентация к уроку "Однородные члены предложения" (5 класс)
Презентация содержит наглядный теоретический и иллюстративный материал к теме "Однородные члены предложения" и может быть отнесена к любому построению урока....
Урок. Однородные члены предложения. 11 класс
Методическая разработка урока по теме «Однородные члены предложения» 11 классЦели: повторить, углубить и закрепить знания пунктуации при однородных членах, развить умение видеть и применять на практик...
Самоанализ урока "Однородные члены предложения", 5 класс
Самоанализ урока "Однородные члены предложения", 5 класс...
План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщение" (5 класс)
План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщение" (5 класс)...
Конспект урока "Однородные члены"
Конспект урока "Однородные члены"...
Конспект урока "Однородные члены предложения"
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС....