Разработка урока
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Согласованные и несогласованные определения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: традиционный урок с элементами исследовательской деятельности.
Цель: путем анализа текста выявить роль согласованных и несогласованных определений на основе формирования УУД
Задачи:
- Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями согласованных и несогласованных определений.
- Способствовать формированию и развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД через содержание учебного материала; развитие устной и письменной речи, навыку взаимодействия с другими людьми, умению четко формулировать свои мысли, умению аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов.
- Воспитывать культуру общения, интерес и любовь к русскому языку.
Методы: словесный, практический, частично-поисковый.
Оборудование: карточки с заданиями для групп и для самостоятельной работы.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Эпиграф урока: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
К.Г.Паустовский
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |
Формирование психологического настроя | Активизация на хорошее настроение | Активизация на успешную работу, на желание изучать русский язык. | Личностные УУД, коммуникативные УУД-создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха. | |
Целеполагания Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | Я хочу начать наш урок с высказыванием великого русского писателя К.Г.Паустовского «Чтение эпиграфа». Какими словами Паустовский К.Г. характеризует наш родной язык? Какими членами предложений являются слова Какими средствами художественной выразительности представлены эти слова? | Размышляют, отвечают на вопросы учителя, включаются в диалог. Самый богатый меткий,могучий,волшебный язык. Слова являются второстепенными членами предложениями -определением. Делают вывод о роли второстепенных членов предложения, о богатстве и красоте русского языка Эпитет. | Коммуникативные УУД, умеет оформлять свои мысли в устной форме, взаимодействуют и сотрудничают со сверстниками и учителем. | |
Актуализация знаний Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки | Что вы знаете об определении? Составьте кластер. Организуют учащихся на совместную беседу, диалог | Отвечают на вопросы учителя, составляют кластер (по группам), дополняют работают коллективно, в парах, самостоятельно | Регулятивные, познавательные УУД. Актуализировать имеющийся опыт учащихся для ведения нового знания | |
Введение в тему | Творческое задание: указать вид подчини тельной связи в словосочетаниях, определить главное и зависимое слово в каждом словосочетании. В чем сходство во всех словосочетаниях? Обратить внимание на смысловую связь в них (во всех словах общее грамматическое значение определительное, зависимые слова отвечают на вопрос какой? Какую синтактическую роль в предложении будут играть все зависимые слова? Подчеркните их как члены предложением (определением). Какой частью речи могут быть выражены определения? Какими же из дополнительных частей речи согласуется определение с главным словом. Наша задача распределить словосочетание на 3 группы согласование, управление, примыкание Горные вершины, белые березы, синее море, Забайкальский край, желание учиться, ее наряд, дом направо, шарф мамы, улочки Балея, 12 апреля, наш дом., лестница на чердак, ее книга. Что вы использовали при выполнении задания? Какой частью речи выражены зависимые слова? Ребята, давайте попробуем найти общий принцип разграничения! Обобщим свои наблюдения и скажем как связаны определение с определяемым словом На основе результатов работы обучающихся учитель подводит к распознаванию определения и его характеристики, организовывает коллективную работу по составлению алгоритма определением согласованных и не согласованных определений | Работают в парах самостоятельно. У доски работают три ученика, первый ученик выписывает словосочетания со связью согласование, 2 ученик со связью управление, 3 ученик со связью примыкание. Знания об определении полученные за курс 5 -6 класса Работа в группах Озвучивают пошагово свои действия по способу определения подчинительной связи в словосочетаниях, оформляют алгоритм на доске: 1.Определить вид подчинительной связи в словосочетании 2.Между главным и зависимым словом связь согласование? Определение согласованных и несогласованных определений: согласованные определения- это определения, которые согласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже и могут быть выражены прилагательными, порядковыми числительными и местоимениями. Несогласованные определения – это определения, которые связаны с определяемым словом управлением или примыканием. Могут быть выраженысуществительными в косвенных падежах, притяжательными местоимениями (его, ее, их), наречиями, инфинитивом.. | Предметные УУД, анализ с целью выделения общих признаков, сравнение построения логического рассуждения. Познавательные УУД. Умение строить высказывание, выражать собственное мнения. | |
Изучение нового материала. Определение темы и цели урока | Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте цель своей деятельности? Сформулируйте тему урока. Уточните? | Формулируют тему и цель урока Сформулировать разграничения согласованных и несогласованных определений. Определение Согласованные и несогласованные | Регулятивные УУД, уметь доказывать свою точку зрения используя имеющийся опыт. Коммуникативные УУД (взаимодействие в ходе контроля, выяснение значений согласованных и несогласованных определений). | |
Самостоятельное чтение материала | Проверим, верно ли мы установили, что такое определение и в чем отличие согласованного от несогласованного А сейчас вы будете работать в группах. Представьте свой вариант алгоритма для работы со второстепенным членом предложения определением Что вы сейчас открыли? | Читают теоретически материал в учебники, делают вывод. Одна из групп представляет свой вариант остальные дополняют, уточняют. После согласовывания на доску вывешивается эталон Алгоритм работы с определением: 1.Задать вопрос. 2.Установить, что обозначает, какой член предложения поясняет. 3. Определить, какой частью речи выражено. 4.Определить вид подчинительной связи определения с определяемым словом. 5.Установить: согласованное или несогласованное. | Познавательные УУД (наблюдения, поиск, информация) | |
Физкультминутка | Давайте на минуту отвлечемся перед тем, как приступить к выполнению заданий на закрепление нового материала. В.А.Сухомлинский, педагог-новатор, когда-то сказал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Давайте, для того чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев. Сделаем небольшую гимнастику для глаз. | Обучающиеся производят смену деятельности: выполняют физические упражнения с кончиками пальцев, разминку для глаз. | ||
Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи. Цели: проговаривание и закреплением нового знания; выявление пробелов в первичном осмыслении изученного материала проведения коррекции | Посмотрим насколько наш алгоритм действен и практичен. Предлагаем найти определение в тексте, действуя по алгоритму, записать их в тетрадь. Проверим работу каждой группы. Оцените свою работу и работу ребят группы. | Обучающиеся выполняют проверку. Самостоятельно составляют устный ответ на основе собственного опыта, дополняют ответы и оценивают их. Включаются в работу, отвечают на поставленные вопросы, производят анализ языкового материала и усваивают согласованные и несогласованные определения. Задание: прочитайте текст, озаглавьте его. Найдите в этих предложениях определения, действуя по алгоритму. Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени лежат под деревьями. Неподвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. (И.Соколов-Микитов). Однажды ночью я проснулся от странного ощущения Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот. (К.Паустовский) Когда зацветает верба – появляется у нас вербное настроение оно какое –то свежее, радостное, пушистое. Зацветает верба, и начинаешь чего-то ждать. Все ведь не так уж плохо, раз верба опять зацвела. Я всегда хотел иметь собственную вербу и сажал ее не раз. Да то не там сажал, то ли не так ухаживал – своей вербы у меня до сих пор не получилось. Наверное ,это правильно. Не может каждый человек иметь собственную вербу. Главное, чтоб было вербное настроение – свежее, пушистое. (Ю.Коваль) | Развивать умение логически строить цепь собственных суждений; формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы (Коммуникативные УУД), самоопределение личности (Личностные УУД). Личностные: бережное отношение к работе. | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: -проверить умение работать с информацией; - организовать выполнение задания с взаимопроверкой; самооценка | Организует самостоятельную работу по учебнику и индивидуальную работу в тетрадях. | Обучающиеся самостоятельно выполняют упражнение в учебнике 469 на новый способ действий, обменявшись тетрадями, осуществляют проверку правильности выполнения работы по эталону. Разбирают последнее предложение по членам «Мягким, легким покрывалом. Белый снег застелет сад…Только солнце будет алым. | Познавательные и коммуникативные УУД. Развивать умение осознанно строить речевое высказывание. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Чему вы сегодня учились? Что нового узнали на уроке? Какие цели ставили перед собой? Вы достигли поставленных целей? Что вам помогло справиться с затруднениями? Проанализируйте свою работу на уроке. Организовывает работу в группах по составлению синквейна на тему «Определение» или «Мои впечатления от урока» Подведение итогов за урок Выставление оценок | Подводят итог. Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности. Составляют синквейн. Определение Согласованое,несогласованное. Распространяет, уточняет, украшает Зависит от вида связи Эпитет. Урок Интересный, познавательный Развивает, помогает, учит Прошел с пользой для учеников Русский язык. | ||
Домашнее задание. Цели: - обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Комментирует домашнее задание. Составить рассказ о любом животном, растении, используя согласованные и несогласованные определения из повести Пришвина «Кладовая солнца» выписать по 5 предложений согласованными и несогласованными определениями, выраженными разными частями речи. Определение подчеркнуть, вид указать. | Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки с элементами выбора творчества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта
Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...
Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"
Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...