Определения понятий (ОГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Определения понятий
(материал для написания сочинения ОГЭ)
№ | Понятие | Варианты определения понятия | Материал для комментария |
1 | Внутренний мир человека | - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, переживаний, представлений об окружающей действительности. - это сложная структура, состоящая из таких основных элементов, как интеллект, эмоции, чувства, мировоззрение. – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности, её чувства, мысли, представления об окружающей действительности. | - ВМ каждого человека уникален. - У кого-то ВМ яркий, насыщенный, богатый, а у кого-то скудный, ограниченный, примитивный, бедный. - Люди с богатым ВМ живут в гармонии с собой и внешним миром: окружающими людьми, природой. - Люди с бедным ВМ зациклены только на себе, на собственных потребностях, они не способны к саморазвитию и созиданию. - ВМ человека не всегда соответствует его внешнему облику. Вполне возможно, что за чьим-то суровым внешним видом скрывается тонкая натура, а внутри мягкого человека находится стальная воля. - Познать ВМ другого человека можно по его увлечениям, творениям, предпочтениям в художественной литературе, музыке, кино и т.п. - ВМ человека начинает формироваться ещё в детстве. Большое значение в духовном развитии ребёнка имеют игра, фантазия и вера в чудеса. - ВМ человека отражается в его действиях и отношении к окружающим. |
2 | Выбор | - это решение, принятое человеком осознанно из предложенного множества вариантов. | - С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость.
- Человек делает выбор исходя из собственных вкусов и пристрастий, желаний, жизненных принципов. - Нередко для совершения правильного выбора требуются усилия души и разума. - Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто, поэтому не все знают, чем они будут заниматься, когда вырастут. - На выбор жизненного пути влияет многое: семейные традиции, детские увлечения, круг общения, жизненные ценности. - Родители, а также бабушки и дедушки не должны навязывать подростку собственную волю при выборе им будущей профессии, потому что это очень ответственный шаг и неверное принятие решения в дальнейшем может принести разочарование. |
3 | Доброта | - это душевное качество человека, которое выражается в заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. - это духовно-нравственное качество личности, выражающее ее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать. - это проявление любви, заботы, милосердия, сострадания ко всему живому. | - Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. - Доброта проявляется в хороших поступках, в стремлении помогать, не требуя благодарности, не ожидая поощрения. Добрый человек не нуждается в почестях. - Совершив добрый поступок, человек ощущает себя сильным, нужным, полезным. - В добром отношении к себе нуждаются не только люди, но и животные. - Проявлением доброты может быть помощь людям, которые попали в сложные жизненные обстоятельства, забота о животных, участие в благотворительных акциях - Каждый из нас может сделать мир лучше. Для этого просто нужно стать добрее ко всему живому, что тебя окружает. - Доброта – это очень ценное качество, без которого мир бы жестоким и несправедливым, полным боли и страданий. |
Добро | - это нечто положительное и полезное: действие или слово, которое можно противопоставить злу. – это действия, которые направлены на благо. - это все то, что приносит благо и не причиняет вред. | - Делать добро – главное условие счастливой жизни. - У добра нет возраста, пола и национальности. - Настоящее добро всегда бескорыстно. - Пожертвовать деньги больному ребёнку, приютить бездомного котёнка, выручить друга, спасти попавшего в беду незнакомца – всё это проявление добра. - Добро ассоциируется с любовью, отзывчивостью, заботой, чуткостью, милосердием, состраданием. - Люди, делающие добро другим, постепенно вытесняют из мира зло. | |
4 | Драгоценные книги | - это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, эмоции, переносят в другой мир, закладывают основы нравственности, расширяют кругозор, развивают чувство прекрасного, помогают разобраться в себе. | - ДК способствуют формированию характера, жизненных ценностей человека. - Благодаря ДК человек становится лучше. - ДК дают человеку ответы на главные жизненные вопросы. - ДК должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. - Впечатления, связанные с ДК, надолго остаются в памяти людей. |
5 | Дружба | – это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. - это близкие отношения между людьми, основанные прежде всего на понимании и поддержке. - это близкие отношения между людьми, основанные на искренности, бескорыстии. - это высшая нравственная ценность. Дружба основывается прежде всего на взаимопонимании, взаимопомощи и взаимоотдаче. — это особые взаимоотношения между людьми, основанные прежде всего на духовной близости. - понятие многогранное и в то же время очень простое и ясное. Дружба - это ваше пристанище, отдушина, источник поддержки и понимания. - это отношения, основанные на любви, понимании, равенстве, преданности. Дружба возможна не только между людьми, но и между человеком и животным. | - Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать. - Настоящий друг всегда поймёт, когда ты нуждаешься в его помощи, и обязательно поддержит в трудной ситуации. - Настоящий друг по достоинству оценит твои таланты и достижения и никогда не будет завидовать твоим успехам. И счастлив должен быть тот человек, который встретил в своей жизни настоящего друга. - Если один из друзей отдаёт другому свою заботу и внимание, но взамен ничего не получает, то такая дружба будет недолговечной. - Без дружбы человек чувствует себя одиноким, поэтому каждый мечтает, чтобы у него появился настоящий друг, который думает и чувствует так же, как и ты. - Поэтому сохранить дружеские отношения просто необходимо, но, к сожалению, это удаётся не всегда. Что может разрушить дружбу? В дружбе, на мой взгляд, нет места лжи, эгоизму, предательству. - С чего начинается дружба? С доверия, взаимопонимания. На мой взгляд, дружеские отношения невозможны без поддержки, общих интересов и схожести характеров. - Друг всегда защитит, успокоит, выручит. Поэтому роль друзей в жизни каждого человека огромна: они помогают преодолевать различные трудности. - Друзья есть у многих. Но не каждый человек, называющий себя другом, является таковым. Ведь очень часто люди притворяются друзьями только ради собственной выгоды или достижения своих целей. Поэтому нужно уметь настоящих друзей отличать от ложных. - Сложно представить человеческую жизнь без дружбы, ведь дружба - это высшая нравственная ценность. Друзей связывают общие интересы, они понимают друг друга, поддерживают в трудных ситуациях. В дружбе часто приходится сталкиваться с испытаниями, и только преданные друзья проходят их достойно. |
6 | Жизненные ценности | - это то, что люди считают важным в своей жизни. - это убеждения, принципы, ориентиры человека. | - ЖЦ формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. - ЖЦ определяют не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. - ЖЦ бывают материальные и духовные. Какие из них имеют большую значимость для человека? - У каждого человека свои ЖЦ. Каждый человек сам решает, ради чего он живёт. - У людей, принадлежащих к разным поколениям, ЖЦ могут отличаться, а это нередко приводит к конфликту. - ЖЦ играют ключевую роль в судьбах людей, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, осуществление жизненного предназначения. |
7 | Любовь | — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. - это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. | - Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, совершать смелые поступки и даже подвиги. - Любовь заставляет человека смотреть на объект своей любви с восхищением. - Любовь бывает взаимной и невзаимной. |
8 | Материнская любовь | - это самое прекрасное и сильное чувство на земле. - это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать, защищать. | - МЛ многогранна, она проявляется в ласке, нежности, заботе, бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка, бесконечном терпении. - Мама всегда поддержит своего ребёнка в хороших начинаниях, в трудную минуту придёт на помощь, простит ошибку и обиду, оградит от невзгод и сделает счастливым. - МЛ не может быть незаметной. - МЛ делает жизнь ребёнка полноценной и счастливой. - К сожалению, дети не всегда могут оценить МЛ. Порой они относятся к матери жестоко и несправедливо. И осознание этого приходит к ним только лишь спустя годы вместе с чувством вины. - Мы вспоминаем о матери в трудные моменты своей жизни, зовём её в надежде, что она откликнется и придёт на помощь. - МЛ способны проявлять к своим детям не только люди, но и животные. |
9 | Настоящее искусство | – это искусство, которое пробуждает в человеке сильные чувства и эмоции, заставляет задуматься о серьезных жизненных вопросах, способствует духовному обогащению. | - НИ подобно могучей силе, способной облагородить душу человека. - НИ волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса. - Произведения НИ являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям. Поэтому их необходимо беречь от уничтожения. - НИ способно отвлечь человека от серой повседневности, доставить удовольствие, наполнить жизнь смыслом, помочь найти ключ к самому себе. - НИ отличается от мнимого тем, что оно затрагивает самые сокровенные струны души и облагораживает внутренний мир того, кто к нему прикоснулся. - У каждого человека свои предпочтения в искусстве: кто-то интересуется живописью, кто-то архитектурой, а кого-то увлекает музыка. - НИ способно осчастливить человека. Главное - найти именно тот вид искусства, который будет отвечать вашим интересам и желаниям. - Что может вдохновить творца? Что помогает ему создавать свои шедевры? В первую очередь порывы творчества в человеке будит природа. - НИ заставляет людей сблизиться, забыться, почувствовать вечную красоту. - Жизнь цивилизованного общества немыслима без искусства, потому что одна из потребностей нашего времени - это любовь к прекрасному, а искусство удовлетворяет эту любовь. НИ будоражит воображение, проникает в самое сердце и всегда находит своих ценителей и приверженцев. |
10 | Неуверенность в себе | - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. - это страх совершить какое-либо требующееся действие вследствие сомнений в своих силах, боязни сделать что-то «не так», оказаться «белой вороной» и потерпеть провал. | - Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать. - Неуверенность в себе очень мешает в жизни, она не даёт человеку добиться желаемого. Неуверенность в себе формируется ещё в детском возрасте. Одной из причин возникновения этой психологической проблемы является отсутствие поддержки и одобрения со стороны родителей. Поэтому взрослые всегда должны замечать старания своих детей, поощрять их и тем самым вселять уверенность в себе. - Нередко возбудителем собственной неуверенности становятся сформировавшиеся в обществе социальные нормы, стандартам которых человек, как правило, пытается соответствовать. Данной проблемой чаще всего страдают подростки, так как для них очень важно признание среди ровесников. - Неуверенные в себе люди боятся раскрывать свою индивидуальность и постоянно ориентируются на окружающих, стремясь быть такими же, как они. - Неуверенность в себе является результатом низкой самооценки и зависимости от чужого мнения, мешает людям отстаивать собственную точку зрения, сохранять индивидуальность, делает их одинаковыми, похожими друг на друга. |
11 | Нравственный выбор | – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. | - Делая НВ, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике. - Порой сделать НВ очень непросто, для этого требуются усилия души и разума. - Совершая НВ в трудных ситуациях, нужно думать о последствиях своего поступка, прислушиваться к голосу совести и не терять человеческий облик. - Делая нравственный выбор, одни люди руководствуются любовью к ближнему, голосом своего сердца, а другие - эгоизмом или малодушием. К сожалению, человек не всегда принимает правильное решение. Порой спустя годы ошибочный выбор заставляет людей сожалеть о содеянном. Неправильный нравственный выбор может отозваться в душе человека чувством вины, угрызениями совести и поздним раскаянием. |
12 | Сила духа | – одно из важных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. | - СД складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. - СД заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды. - Сильные духом люди они не боятся трудностей, поэтому всегда добиваются поставленной цели. - Сильные духом люди являются примером для подражания. Они заслуживают уважение и восхищение. |
13 | Взаимовыручка | - это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. | - В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе". Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо. - Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда ему нужна помощь, когда он сам не может справиться со своими проблемами. В такие моменты очень важно, чтобы нашёлся человек, который протянет руку помощи. На этом держится мир. - Взаимовыручка держится на готовности человека творить добро, помогать и поддерживать, на сострадании и милосердии. - Однако не все помогают бескорыстно. Многим чужды благие намерения, и ими движет лишь собственная выгода. |
14 | Счастье | - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. | - Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. - У каждого человека свое представление о счастье. Одних людей счастливыми делают победы, других - материальные блага, третьих - близкие люди. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики в 6 классе на тему «Определение понятия».
Урок «Определение понятия» в 6 классе разработан по учебнику Л.Л. Босовой "Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса " является восьмым в серии уроков по теме «Человек и информация» и знакомит с п...
Определение понятия
Конспект для 6 класса Л.Л. Босова....
Определение понятия и положения системно-деятельностного подхода
Представлены основные положения теории систем применительно к организации учебно-воспитательного процесса....
Лица с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы к определению понятия
В статье рассматриваются различные подходы к определению терминологического аппарата современной специальной педагогики; раскрываются различные точки зрения отечественных и зарубежных ученых, определя...
Работа с текстами определения понятий.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Поэтому, сегодня важно не столько дать ребенку , как можно боль...
Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)
Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...
Тема занятия РПС: «Определение понятий, поиск сходства и различий»
Тема занятия РПС: «Определение понятий, поиск сходства и различий»Учитель биологии Романова Н. И.Цель: способствовать формированию Универсальных учебных действий Познавательные общеучебные д...