Работа с текстами определения понятий.
статья на тему
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Поэтому, сегодня важно не столько дать ребенку , как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_opred.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Цель обучения ребенка состоит в том,
чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя».
Элберт Хаббар
Работа с текстами определения понятий.
Учитель географии
МБОУ СОШ № 65 Г. Рязани
Любимцева С.В.
Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Поэтому, сегодня важно не столько дать ребенку , как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.
Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала; это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В рамках метапредмета, у обучающихся формируется способность работать с понятиями, как особой формой знания. Изучая строение ключевых понятий, воспроизводя их в мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале.
ЧТО ТАКОЕ ПОНЯТИЕ?
Понятие – форма человеческого мышления, в которой выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понятиями человек мыслит. Понятия – это обобщенный вид знания и в то же время это форма мышления учащихся в процессе усвоения любого предмета.
Понятие - это мысль, фиксирующая существенные признаки объектов, позволяющие отличать их от смежных объектов, наиболее важным моментом в формировании понятия является выделение его существенных признаков. Для этого используют анализ, сравнение признаков, синтез и обобщение.
Анализ — мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
Синтез — мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение — мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение — мысленное объединение однородных объектов.
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными логическими приёмами формирования понятий.
Каждое понятие в мышлении человека приобретает устойчивость и определенность, благодаря тому или иному слову (термину). Слово как бы замещает понятие в речи и в мышлении.
Часто на уроках я сталкивалась с тем, что ученики не могут дать определения предметам. Это происходит потому, что разорвана цепочка
термин
определение значение
Термин – слово или словосочетание, называющее класс объектов.
Определение – словесная формулировка, в которой указывается на родовые и видовые признаки объекта.
Значение – мыслительный образ, который возникает при прочтении термина или определения.
Для формирования понятий характерна такая последовательность деятельности учителя и учащихся:
- наблюдение объектов и явлений;
- их сопоставление, выделение на этой основе видовых признаков;
- их обобщение;
-применение знаний на практике.
Принято строить определение по следующей схеме:
ТЕРМИН = РОД + ВИДОВЫЕ ОТЛИЧИЯ.
Если больше 1 признака, между ними устанавливаются логические отношения.
Конъюнкция – объединение, вид логических отношений при котором необходимо учитывать все видовые признаки предмета, необходимые для отнесения данного объекта к классу. Все признаки равны.
Дизъюнкция – вид логических отношений, при котором достаточно наличие либо одного, либо другого признака для отнесения объекта к классу. Дизъюнкция может быть строгая (учитывается либо один, либо другой признак) и не строгая (учитывается либо один, либо другой признак, либо все вместе).
Чтобы научиться строить определения, ребятам нужно освоить следующие мыслительные операции:
а) отнесение понятия к роду;
б) установление последовательности подчинения понятий;
в) выделение видового отличия;
г) проверка правильности определения.
Для упрощения процесса кафедра педагогики рязанского института развития образования разработала алгоритм анализа текстов, содержащих определение понятий.
Алгоритм анализа текстов, соде содержащих определение понятий.
- Прочитайте текст определения понятия.
- Выделите в тексте термин, называющий класс объектов.
- Выделите в тексте ту его часть, которая содержит определение значения данного термина
- Найдите в тексте указание на то, разновидностью какого более широкого класса является определяемый класс объектов и ответьте на вопрос, что он означает?
- Найдите в тексте описание видовых признаков, определяющих специфику объектов данного класса.
- Ответьте на вопросы
- Какие именно признаки указаны?
- Что означают эти признаки?
- Сколько здесь выделено признаков?
7. Если в определении содержится описание нескольких признаков, то определи в каких отношениях друг к другу они находятся
8. Установите, сколько родовых и видовых признаков необходимо и достаточно, чтобы определить, относится ли объект к данному классу объектов.
На первый взгляд это сложная и ненужная работа, но умение находить различия и сходства предметов, выделять признаки предметов – основа мыслительной деятельности человека. К примеру, в шестом классе на уроке географии при изучении темы Горные породы, мы даем определение Метаморфическим породам. Метаморфические горные породы – это горные породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойств первоначальных пород. Мы разбираем данное определение по алгоритму. Так как без этого невозможна мыслительная операции подведение под понятие - отнесение любого объекта к тому или иному понятию предполагает установление наличия у этого объекта признаков данного понятия, достаточных или необходимых и одновременно достаточных. А затем проходит второй этап работы с определением. Мы смотрим и определяем, будет ли данный объект метаморфической породой.
Умение давать определения понятиям и подводить под понятия являются основой познания мира. Без них нельзя сформировать научное мировоззрение, развить мышление, подвести к осознанию ведущих идей каждого курса .Роль понятий в познании состоит в том, что они помогают ориентироваться в «море» знаний, служат опорными точками познания. А по-простому: без этих умений человек просто не сможет ответить на вопрос «Что это такое?» Логические приемы формируются и используются на каком-то конкретном предметном материале, в то же время они не зависят от этого материала, носят общий, универсальный характер и должны формироваться на все предметах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)
Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)Цель – определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основн...
Контрольная работа по русскому языку (Анализ текста: определение типа речи)
Контрольная работа предназначена для пятиклассников. Главная задача - научить правильно оформлять письменную речь, пользуясь книжной речью....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: Фрагмент интегрированного урока Английский язык + Психология. Работа над текстом, качественными прилагательными. Определение темперамента.
Задания направлены на отработку качественных прилагательных, для описания характера человека. Дается информация о типах темперамента. Учащиеся могут определить свой тип темперамента по определенными х...
Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г. А. Русских)
Цель — определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ...
Определения понятий (материал к сочинению 9.3 по текстам из ОБЗ ФИПИ)
Примерные определения с комментарием к следующим понятиям:1. внутренний мир человека2. выбор3. доброта4. драгоценные книги5. дружба6. жизненные ценности7. любовь8. материнская любовь9. настоящее искус...
ОГЭ Определения понятий на морально-этические темы (материал к сочинению 9.3 по текстам ФИПИ)
Здесь представлены для Вас определения с комментарием к таким понятиям, как:Внутренний мир человекаВыборДобротаДрагоценные книгиДружбаЖизненные ценностиЛюбовьМатеринская любовьНастоящее искусствоНеуве...
Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г. А. Русских)
Цель - определение уровня владения умениями самостоятельно работать с основными источниками информации....