"Его величество фразеологический словарь"
методическая разработка по русскому языку
Мероприятие по русскому языку (5-6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_po_russkomu_yazyku_v_5.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Его величество фразеологический словарь»
Мероприятие по русскому языку в 5-6 классе.
В мероприятии участвуют 2 команды:
«Знатоки» и « Эрудиты».
Цели и задачи: повторить синонимы, пословицы и поговорки, фразеологизмы; познакомить уч-ся с новыми фразеологизмами; повысить общую языковую культуру.
Ход мероприятия:
1.Учитель: С самого раннего детства до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить, а уже слышит мамину речь, её песни, бабушкины сказки. Мы вырастаем, и целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы узнаём о том , чего не видели и никогда не увидим. Через слова мы узнаём о мыслях и поступках наших предков. Через слова мы можем общаться друг с другом. 22 день ноября, в рождения В.И. Даля, в России отмечается ставший уже традиционным праздник русской словесности – День словаря. Пользователь языка выбирает словарь в соответствии с потребностью, но пользоваться словарём следует научиться ещё на школьной скамье. В этом состоит одна из задач школьного образования, закладывающего основы для дальнейшего самообразования, чтобы учиться, по Вольтеру, «родному языку всю жизнь».
Интересен русский язык, интересны и его словари во всём их многообразии: толковые, орфографические, синонимов, иностранных слов, орфоэпические. Но сегодня мы обратимся к фразеологическому словарю.
2. Замените каждый фразеологизм одним словом, определив его значение. В случае затруднений обращайтесь к фразеологическому словарю.
1) От горшка два вершка - … (маленький)
2) За тридевять земель - …. (далеко)
3) Кот наплакал - … (мало)
4) Держаться на плаву - … (выстоять)
5) Широкая натура - … (щедрый)
3. Отгадайте фразеологические загадки (воспроизведите фразеологизмы, о которых идет речь). В случае затруднений обращайтесь к фразеологическому словарю.
1)Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а развешивают.(Уши)
2)Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)
3) Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное дела, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь.(Каша)
4) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут, заставляя высказываться, его держат за зубами когда не хотят говорить лишнего.(Язык)
4. Пословицы- источники фразеологизмов. Продолжить пословицы.
1) Сам пропадай, а товарища…( выручай ).
2)По одёжке встречают…( , по уму провожают).
3) Семь раз отмерь… (,один отрежь).
4)Глаза страшатся… (, а руки делают).
5) С кем поведёшься…(, от того и наберёшься).
6) Грамоте учиться…( всегда пригодиться).
7)Любишь кататься…(, люби и саночки возить).
8)Не зная броду…( , не суйся в воду).
9)Что посеешь …( ,то и пожнёшь).
10)Старый друг…( лучше новых двух).
11) За двумя зайцами погонишься…(, ни одного не поймаешь).
12) Не место красит человека…(, а человек место).
13) Кто не работает…(, тот не ест).
14) Не говори «гоп»…( , пока не перепрыгнешь).
5.Подберите синонимы к фразеологизмам:
Ломать голову ( долго думать).
Держать язык за зубами ( молчать).
Бить баклуши ( лениться).
Вешать нос ( тосковать).
Считать ворон ( бездельничать).
Рука об руку ( вместе).
При царе Горохе (давно).
6.Подберите к словам синонимы- фразеологизмы:
Далеко- за тридевять земель.
Мало- капля в море.
Плохо- спустя рукава.
Хорошо- без сучка, без задоринки.
Быстро- сломя голову.
Медленно- в час по чайной ложке.
7. «Закончи фразу»
Голоден как…
Изворотлив как…
Нем как …
Болтлив как …
Разбирается как … в апельсинах
Надулся как… на крупу
Слова для справок: волк, уж, рыба, сорока, свинья, мышь.
8.Что означают эти фразеологизмы?
1) Нить Ариадны ( способ выйти из затруднительного положения). Ариадна- дочь критского царя- спасла Тесея. Обречённого на съедение Минотавру, дав ему клубок ниток, чтобы он мог выйти из лабиринта.
2) Сизифов труд ( бесполезный, напрасный труд). Сизиф- сын повелителя ветров Эола- за разглашение тайны богов был обречён после смерти вкатывать на гору тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз скатывался вниз.
3) Авгиевы конюшни ( очень загрязнённое место). У царя Авгия было 3 тысячи коней. Однако стойла, в которых содержались лошади, не чистились в течение 30 лет, и они по самые крыши заросли навозом. И царь поручил Гераклу очистить конюшни. Геракл ( у римлян он назывался Геркулесом) был не только могуч, но и умён. Он отвёл в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.
4)Панический страх ( Безотчётный, непреодолимый страх ). Пан- лесной бог, которого изображали обросшим шерстью, на голове- козлиные рожки, на ногах- козлиные копытца. Поверья рассказывают, что Пан очень любил музыку и часто играл на пастушьей дудочке. Всякого, кто подходил к лесному убежищу Пана, он обращал в бегство, приводя в ужас одним своим видом. От имени Пана в дальнейшем произошло слово « паника», означающее безотчётный, неудержимый страх , а также слово « паникёр»- человек, легко поддающийся смятению и распространяющий тревожные слухи.
5) Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место ).Ахилл- непобедимый отважный герой множества легенд Древней Греции. Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс, но держала его за пятку( пяту) , и пятка оказалась незащищённой. В одном из сражений у стен легендарной Трои Парис- противник Ахилла пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. Ахиллесова пята значит слабое, уязвимое место человека.
6) Яблоко раздора ( причина разногласий). На свадьбе присутствовали 3 богини: Афродита, Афина и Гера. Желая поссорить их между собой , богиня раздора Эрида бросила в толпу золотое яблоко с надписью: «прекраснейшей». Между богинями завязался спор. Каждая считала, что яблоко предназначалось ей, и ни за что не уступала. В спор вмешался сын троянского царя Парис. Он присудил яблоко Афродите- богине красоты. Афина и Гера рассердились и стали настраивать все греческие народы против троянцев. Разгорелась кровопролитная война, в результате которой Троя погибла. С тех пор мы называем всякий повод для разногласий, спора яблоком раздора.
7)Титанический труд ( огромный, колоссальный труд). Титаны- греческие божества старшего поколения- дети Урана и Геи( неба и земли)- были очень могучими, олицетворяли собой неукротимую стихию и грубую силу , отожествляются с гигантами.
8) Танталовы муки ( близкая , но не достижимая цель). Это выражение родилось из древнегреческой легенды. Боги пили чудесные напитки- амброзию и нектар. Напитки эти обеспечивали вечную молодость, силу, здоровье. Тантал, согласно легенде, хотел похитить эти напитки со стола богов и принести их на Землю людям. Боги жестоко наказали Тантала. Он был брошен в ад и там подвергся страшным мукам. Его мучили голод и жажда, хотя рядом были роскошные плоды , и сам он стоял по горло в воде. Как только он открывал рот , чтобы напиться, вода исчезала; как только он протягивал руки к плоду- ветка поднималась и плод становился недоступен.
О человеке , который перенёс лишения и муки, очень часто говорят: « Он терпел танталовы муки». Означает близость желанной цели и невозможность её достижения.
9) Прокрустово ложе ( мерка , под которую насильственно подгоняется что-нибудь). В Древней Греции был разбойник Прокруст, подстерегавший путников на дороге. Захваченных странников Прокруст укладывал на ложе : если они были малого роста , Прокруст растягивал их до величины ложа, если велики- то обрубал ноги.
В переносном смысле выражение « прокрустово ложе»- искусственная мерка, под которую стараются подогнать факты.
10) Ящик Пандоры ( источник несчастий), В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили , не зная никаких несчастий , болезней и старости. Пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину- Пандору, она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Несмотря на предупреждение Прометея не открывать ларец , Пандора, подстрекаемая любопытством открыла его и выпустила все несчастья. На дне осталась только надежда, так как Пандора успела захлопнуть крышку. Употребляется в значении как источник несчастий , великих бедствий.
Чёткие и образные слова, с которыми мы сегодня познакомились,- это всего лишь капля в море слов. Но, возможно, эта капля приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.
Подведение итогов. Награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что можно узнать из фразеологического словаря?
Русский язык не стоит на месте в своём развитии. Некоторые слова отмирают вместе с понятиями, ставшими нам ненужными. Некоторые рождаются. А фиксируют всё это словари. Сущест...
Презентация "Что мы можем узнать из фразеологического словаря?"
Презентация по русскому языку для 6 класса...
Функционирование спортивной фразеологии на материале англо-фразеологических словарей и художественной литературы
спортивная фразеология, английский язык...
Конкурс "Живой фразеологический словарь" (НГН - 2011)
В презентации дано описание конкурса "Хивой фразеологический словарь", который проходил в рамках Недели гуманитарных наук (НГН - 2011) в шестых - седьмых классах. Представлены условия конкурса, показа...
Фразеологический словарь в картинках
Презентация рекомендована для использования на уроках русского языка в 6 классе, а также на внеурочных занятиях...
Урок русского языка в 10 классе «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари».
Цели урока: совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;развитие образного и логического мыш...
Понятие о фразеологии. Фразеологизмы. Фразеологический словарь.
Урок русского языка в 5 классе с использованием проектной технологии...