Рабочая программа по ВУД (русский язык) для детей с ОВЗ 8-9 классы.
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Рабочая программа по ВУД (русский язык) для детей с ОВЗ 8-9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vud_russkiy_yazyk_dlya_vseh_dlya_detey_s_ovz_8-9_klassy.odt | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
«Рассмотрено» «Утверждено»
Руководитель МО Директор МБОУ «СОШ № 14»
Ф.И.О.Т.А. Морозова Ф.И.О._ С.А.Пеленкина
Протокол Приказ
Рабочая программа
по коррекционно-развивающему обучению
для детей с ОВЗ (8-9 классы)
«Русский для всех»
(курс внеурочной деятельности)
На 2019-2020 уч.год
Разработчик программы: учитель русского языка и литературы
Тихонова Светлана Ханифовна
Квалификационная категория: 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности русский язык для детей с ОВЗ разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.).
Учебники:
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 8 кл.: учебник для спец (корр.) образовательных учреждений VII вида, - М.: Просвещение, 2006
- Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык. 9 кл.: учебник для спец (корр.) образовательных учреждений VII вида, - изд. 6,- М.: Просвещение, 2012
Комплект таблиц, иллюстрирующих правила, явления и факты русского языка.
Общая характеристика учебного курса.
Русский язык в классах детей с ОВЗ вида является одним из основных учебных предметов, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Внеурочная коррекционная направленность обучения языку обуславливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой, орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Русский язык в классах с ОВЗ изучается на протяжении всех лет обучения.
В классах с ОВЗ особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений.
При обучении русскому языку используются следующие принципы:
принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БУДУ ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ПРИМЕНЯТЬ»
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности позволяет добиваться следующих результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты :
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «БУДУ ЗНАТЬ,УМЕТЬ,ПРИМЕНЯТЬ» С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Основное содержание по темам | Виды деятельности | Формы организации |
Гласные, проверяемые ударением Система гласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Совершенствование навыков ударных и безударных гласных. | Повторение правила написания гласных в корне, выполнение упражнений , подтверждающее данное правило. Разбор сложных случаев написания безударных гласных , проверяемых ударением. Участие в лингвистической игре. | Игра. Конкурсы. Самостоятельная работа |
Непроверяемые безударные гласные. Удвоенные согласные. Изменение звуков в речевом потоке. Изменение качества гласного в безударной позиции. | Понятие о различных видах памяти: зрительной, слуховой, моторной. Составление памятки «Как следует запоминать написание слов?» Знакомство со списками слов с непроверяемыми гласными и удвоенными согласными, наиболее часто встречающимися в текстах | Устное сообщение |
Корни с чередующимися гласными | Самостоятельное составление таблицы «Чередующиеся гласные в корне» по памяти. Подбор примеров /работа в группах/ Составление таблицы « Слова – исключения»« по памяти. | Разработка и защита проекта |
Правописание приставок.Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Словообразование как раздел лингвистики. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. | Повторение материала. Работа с предложенным текстом. Разбивка слов по группам по заданию «Какому правилу подчиняюсь я, приставка?» | Ролевая игра Аукцион |
Твердый и мягкий знаки / сложные случаи/. Роль мягкого знака. Место твердого знака в слове. | Умение различать похожие формы слов. Выделение иноязычных приставок. | Тестирование |
Правописание суффиксов, окончаний существительных и прилагательных. Склонение существительных в единственном и множественном числе. Правописание суффиксов. Склонение полных прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. | Повторение правила написания падежных окончаний существительных, прилагательных. Подбор слов - подсказок при склонении существительных и прилагательных. Составление таблиц – подсказок для учащихся. | Онлайн – тестирование Презентация Задания повышенной сложности |
Падежные окончания прилагательных и причастий. Падежные окончания прилагательных и причастий. Признаки прилагательного у причастия. Изменение по падежам. | Выявление путем наблюдений особенностей склонения причастий. Склонение предложенных словосочетаний. Самостоятельное выполнение упражнений с последующей взаимопроверкой. | Урок – практикум Самостоятельная работа |
Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм. Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед –л. Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. | Требование к образованию формы инфинитива. Спряжение глаголов. Нахождение взаимосвязи между правилами, регулирующими правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий. | Аукцион знаний Соревнование |
Гласные после шипящих и Ц. Правописание гласных после шипящих. Правописание И и Ы после Ц | Умение определять часть речи, морфемы в словах. Правильная постановка ударения. Составление таблиц – алгоритмов. | Создание интерактивной таблицы |
Н и НН в разных частях речи. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, причастий, наречий /на –О и –Е/, существительных. | Составление алгоритма написания Н и НН в разных частях речи. Разграничение полных форм прилагательного и причастия, наречия и краткого прилагательного. Запоминание некоторых распространенных слов , не попадающих под алгоритм написания Н и НН. | Смотр знаний Исследование Выполнение в группах заданий повышенной сложности |
Слитное и раздельное написание Не и Ни. Правописание Не и Ни в местоимениях. Не с причастиями, деепричастиями. Слитное и раздельное написание НЕ в прилагательных , наречиях. Различение союзов, частиц. | Чтение текста статьи, составление плана Умение разграничивать приставку, союз, частицу. Подбор тренировочных упражнений / используя материалы Интернета/ | Урок – практикум. Подготовка и защита проектов Мини - доклады |
Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Написание существительных, прилагательных, наречий, местоимений. | Умение видеть разницу в синтаксической функции наречий и похожих на них сочетаний слов. Запоминание дефисного написания наречий. Тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе написаний. Составление своих словосочетаний / слитное, раздельное, дефисное написание существительных, прилагательных/ | Урок – практикум |
Разграничение одинаково звучащих слов и сочетаний слов. Знание частей речи. Переход слов из одной части речи в другую. Синонимичная замена. | Умение производить замену синонимичным словом или словосочетанием, Умение опускать или переставлять второй компонент слова. Запоминание наиболее трудных сочетаний наизусть | Деловая игра |
Обобщающие задания по курсу орфографии. Правописание корней, приставок. Правописание суффиксов, окончаний. Слитные, дефисные, раздельные написания. | Написание словарного диктанта / трудные случаи написания слов, словосочетаний/.Выполнение тестовых заданий. Самооценка работ. | Тестирование Презентация Конкурс |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Гласные, проверяемые ударением | 1 |
2 | Гласные, проверяемые ударением | 1 |
3 | Непроверяемые безударные гласные. Удвоенные согласные. | 1 |
4 | Трудные написания слов | 1 |
5 | Составление памятки «Как запомнить слово?» | 1 |
6 | Корни с чередующимися гласными | 2 |
7 | Правописание приставок | 2 |
8 | Правописание приставок | 1 |
9 | Твердый и мягкий знаки | 1 |
10 | Правописание суффиксов , окончаний существительных и прилагательных | 2 |
11 | Падежные окончания прилагательных и причастий | 2 |
12 | Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм | 2 |
13 | Гласные после шипящих и ц | 2 |
14 | Н и НН в разных частях речи. Н и НН в именах существительных, наречиях, именах прилагательных, причастиях. | 2 |
15 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ. | 1 |
16 | Разграничение союза и частицы | 1 |
17 | Правописание местоимений | 1 |
18 | Правописание причастий | 1 |
19 | Правописание наречий, существительных, прилагательных | 1 |
20 | Слитное, раздельное, дефисное написание слов. Правописание местоимений. | 1 |
21 | Правописание наречий | 1 |
22 | Правописание существительных, прилагательных | 1 |
23 | Разграничение одинаково звучащих слов и сочетаний слов | 1 |
24 | Развитие речи.Изложение. | 1 |
25 | Обобщающие задания по курсу орфографии. Правописание корней, приставок. | 1 |
26 | Правописание суффиксов, окончаний | 1 |
27 | Дефисные, слитные, раздельные написания слов, сочетаний | 1 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов
Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов разработана в соответствии с приказом Департамента образования и науки Костромской области №1312 от 10.08.201...
Рабочие программы по литературе, русскому языку и развитию речи в 10 в классе
Адаптированная рабочая программа для глухих учащихся...
Рабочая программа учебного курса «Русский язык в правилах. Синтаксис и пунктуация: 9 класс»
Программа предназначена для подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку....
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей, обучающихся по адаптированной программе. 5 класс
Рабочая программа для 5 класса для детей с ОВЗ...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей с ОВЗ 6 класс
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктационные навыки, воспитывается интерес к родном...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для детей с ОВЗ 5 класс
Рабочая программа составлена для учащихся коррекционной школы 5 класса...
Рабочая программа по ВУД (русский язык) для детей с ОВЗ 7-8 классы.
Рабочая программа по ВУД (русский язык) для детей с ОВЗ 7-8 классы....