Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Попова Валентина Николаевна

Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов разработана в соответствии с приказом  Департамента образования и науки Костромской области №1312  от 10.08.2014 г. «Об утверждении регионального базисного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования» и в соответствии с  учебным  планом   МОУ Пыщугская средняя общеобразовательная школа.

Актуальность программы «Русский язык и культура речи»  связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.

Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к итоговой аттестации.чая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов разработана в соответствии с приказом  Департамента образования и науки Костромской области №1312  от 10.08.2014 г. «Об утверждении регионального базисного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования» и в соответствии с  учебным  планом   МОУ Пыщугская средняя общеобразовательная школа.

Актуальность программы «Русский язык и культура речи»  связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.

Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к итоговой аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kulture_rechi.docx285.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык и культура речи» для 10-11 классов разработана в соответствии с приказом  Департамента образования и науки Костромской области №1312  от 10.08.2014 г. «Об утверждении регионального базисного плана для образовательных учреждений Костромской области, реализующих программы общего образования» и в соответствии с  учебным  планом   МОУ Пыщугская средняя общеобразовательная школа.

Актуальность программы «Русский язык и культура речи»  связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.

Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к итоговой аттестации.

Цели и задачи преподавания русского языка и культуры речи

Учебный предмет «Русский язык и культура речи» имеет познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык и культура речи» выполняет и общепредметные задачи.

        Специальной целью преподавания русского языка и культуры речи является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

        Языковая компетенция, т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

        Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку и культуре речи учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

        Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык и культуре речи», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

        Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

воспитание учащихся средствами данного предмета;

развитие логического мышления;

обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку и культуре речи;

формирование общепринятых умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.                                                            

Общая характеристика учебного предмета

Занятия данного учебного курса включают в себя лекционный курс, большой объем дидактического материала, различные практические и контрольные задания, необходимые обучающимся как при изучении русского языка, так и других общеобразовательных предметов, а также при подготовке и сдаче русского языка  на государственной итоговой аттестации. Для успешного овладения материалом используется коллективная, групповая и индивидуальная деятельность обучающихся; значительное место отводится самостоятельной работе.

Следует помнить, язык является объективной данностью, он вне наших стараний его сгубить или изувечить; наоборот, стиль поведения в языке мы выбираем сами. Для успешного общения недостаточно существования развитого языка. Важную роль играет качество его использования или качество речи каждого говорящего, уровень коммуникативной языковой компетенции собеседников. А под коммуникативной языковой компетенцией понимается совокупность лингвистических (знания языковой системы), социолингвистических (владение социальными нормами: речевым этикетом, нормами общения между представителями разных возрастов, полов и социальных групп) и прагматических (навыки использования языковых средств в определённых функциональных целях, распознавания разных типов текстов, умение выбирать языковые средства в зависимости от особенностей ситуации общения и т.п.) знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств.

В ходе реализации Программы обучающиеся смогут не только познакомиться с такими понятиями, как: языковые  нормы (орфографические, пунктуационные, орфоэпические, лексические и др.), - но и создавать конкретные тексты в устной и письменной речи в соотношении с нормами.

Обучение русскому языку и культуре речи необходимо осуществлять на коммуникативно-деятельностном подходе, который заключается в уподоблении учебного процесса процессу коммуникации, что предполагает речевую направленность преподавания, приближенность учебной деятельности к естественным условиям общения.

Место  предмета в учебном плане

        « Русский язык и культура речи» является предметом регионального компонента. В 10-11 классе на изучение отводится 67 часов: из них  в  10 классе -34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 33 часа (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения русского языка и культуры речи учащийся должен знать и понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

 - особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально- смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- воспроизводить текст  с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Содержание учебного предмета

I.  Введение.

Основные единицы языка, понятие о литературном языке и языковой норме.

Словари.

II. Фонетика

Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Варианты русского литературного произношения. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.

III. Лексика и фразеология

Слово и его лексическое значение. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

IV. Морфемика и словообразование  

Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Стилистические возможности словообразования.

V. Морфология и орфография

Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи. Стилистика частей речи.

VI. Синтаксис.

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. Выразительные возможности русского синтаксиса. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

VII. Нормы русского правописания

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

VIII. Текст. Стили речи.

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение, сообщение. Функциональные стили литературного языка. Жанры деловой и учебно-научной речи.

Учебно-тематический план

10 класс

№ п.п.

Содержание

Количество  часов

1

Понятие о норме литературного языка

3

2

Фонетика и орфоэпия

2

3

Орфография

3

4

Морфемика и словообразование

5

5

Лексика и фразеология

11

6

Текст, стили речи

8

7

Итоговая контрольная работа и анализ

2

8

Из них на контрольные работы

2

Итого

34

Учебно-тематический план

11 класс

№п.п.

Содержание

Количество  часов

1

Культура речи. Нормы, регламентирующие правильную речь

3

2

Фонетика и орфоэпия

3

3

Лексика

4

4

Морфемика и словообразование

2

5

Морфология и орфография

6

6

Синтаксис. Пунктуация

6

7

Текст

9

8

Из них на контрольные работы

4

Итого

33

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебник: А.И Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 класса общеобразоват. учреждений-М.: Просвещение, 2012 г.

Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко
– М.: Просвещение, 2012г.

        

                                                                       Оборудование.

  1. Компьютер.
  2. Принтер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4.  Электронная папка с презентациями по русскому языку.
  5. Папка с электронными модулями к урокам русского языка.
  6. Экран на треноге

                

Календарно-тематическое планирование уроков

русского языка и культуры речи в 10  классе

Тема урока

Виды деятельности обучающихся

1

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

Диалог с учителем.

Чтение и анализ эпиграфа.

Работа с учебником.

2

Орфоэпия. Орфоэпическая норма.

Запись в тетради слов с правильным ударением, составление с ними предложений.

Работа со словарями.

3

Фонетика.Звуки и буквы.

Фонетический разбор слова.

Анализ материала учебника.

Самостоятельная работа.

Производить фонетический разбор.

4

Практикум по теме: «Варианты русского литературного произношения».

Запись в тетради слов с правильным ударением, составление с ними предложений.

Пользование орфоэпическим словарем.

5

Р.Р.  Стили речи.

  Составление плана.

Языковой анализ текста.

6

Р.Р.  Типы речи.

Самостоятельное чтение и анализ текста, осмысление, составление плана.

Работа со статьей учебника.

7

Р.Р.  Как писать сочинение-рассуждение по тексту?

Самостоятельное чтение и анализ текста, осмысление, составление плана, написание сочинения.

8

Р.Р.   Речевое оформление сочинения-рассуждения.

Самостоятельное чтение и анализ текста, осмысление, составление плана, написание сочинения.

9

Принципы русской орфографии.

Запись лекции учителя, выступления обучающихся по исследованию дополнительного материала.

Работа с теоретическим материалом учебника.

10

Употребление прописных букв.

Анализ статьи учебника, упражнений, подбор своих примеров, решение  тестовых заданий.

11

Употребление Ь для обозначения на письме мягкости и для обозначения грамматических форм.

Анализ статьи учебника, упражнений, подбор своих примеров, решение тестовых заданий.

12

Состав слова. Морфемный анализ слова. Основные способы образования слов.

Анализ статьи учебника, упражнений, подбор своих примеров, решение тестовых заданий.

13

Основные способы образования грамматических форм в русском языке.

Анализ справочного материала, запись основных положений.  Составление предложений с правильными грамматическими формами слов.

14

 Практикум. Словообразовательный разбор слова.

Анализ статьи учебника, упражнений, подбор своих примеров.

Работа со словарями.

15

Контрольная работа по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография».

Проверить подготовку обучающихся по теме.

16

Анализ контрольной работы.

Анализ ошибок, определить уровень усвоения темы.

17

Слово и его значение.  Точность словоупотребления.

Рассказ, работа с учебником.

18

Однозначность и многозначность слова.

Анализ упражнений учебника, составление предложений с примерами из текста.

19-20

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

 Тропы и фигуры речи.

Запись лекции учителя, составление таблицы, подбор примеров, анализ текстов.

21

Р.Р. Практикум. Анализ прозаического и поэтического текста.

Коллективное и самостоятельное  выполнение анализа поэтического текста.

Исследование.

22

Типы лексических единиц.

Омонимы.  Разновидности омонимов.

Выполнение упражнений учебника, анализ текста, составление предложений.

23

Синонимы, антонимы и их употребление.

Выполнение упражнений учебника, анализ текста, составление предложений. Работа со словарями.

24

Паронимы. Паронимический ряд.

Запись лекции учителя, работа со словарём паронимов, коллективное выполнение КИМов.

25

 Речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

Самостоятельное составление текстов с паронимами.

Комплексный анализ текстов.

26

Употребление стилистически ограниченной лексики.

Сообщения обучающихся по дополнительному  материалу, анализ материала учебника.

27

Заимствованные слова и их употребление. Употребление устаревших слов и неологизмов

Работа со словарями (толковыми и этимологическими), составление предложений. Синтаксический  разбор предложений.

28

Фразеология. Употребление фразеологизмов.

Анализ фразеологизмов, подбор их по тематике, выполнение тестовых заданий.

29

Р.Р.Написание сочинения-рассуждения  по тексту.

Самостоятельное чтение и анализ текста, осмысление, составление плана, написание сочинения.

30

Р.Р. Анализ сочинений.

Коллективное и индивидуальное обсуждение допущенных ошибок и путей их исправления.

Редактирование текстов.

31

Итоговая контрольная работа.

Написание тестовой работы.

32

Анализ контрольной работы.

Самостоятельный анализ работ и устранение допущенных ошибок.

33

Р.Р. Практикум. Исследование текстов.

Самостоятельное чтение и анализ текста, осмысление, составление плана,  подготовка проекта.

34

Итоговое занятие «Нормы русского литературного языка»

Защита проектов.

Приложение к рабочей программе

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

К КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

10 КЛАСС

Содержание

  1. Критерии оценивания                                                                                       стр.  12
  2. Контрольная работа по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»    стр. 13
  3. Итоговая контрольная работа                                                                           стр. 14

Критерии оценивания контрольных работ

Контрольное списывание

Таблица 1.  Нормы оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

1 негрубая орфографическая +1

негрубая пунктуации-

онная

1\1

• 2 орфографические +

2 пунктуационные;

• 1 орфографическая +

3 пунктуационные;

• 0 орфографических +

4 пунктуационные

2\2 1\3 0\4

• 4 орфографическая + 4 пунктуационные;

• 3 орфографические + 5 пунктуационных;

• 0 орфографических + 7 пунктуационных;

• 6 орфографических + 6 пунктуационных

(если есть однотипные и негрубые орфогра

фические и пунктуационные)

4\4 3\5 0\7 6\6

• 7 орфограф +7 пунктуационных

• 6 орфограф +8 пунктуационных;

• 5 орфограф+9 пунктуационных;

• 8 орфограф +6 пунктуационных

7\7 6\ 5\9 8\6

Примечания:

*​ при большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1»;

*​ при выставлении отметки  следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки, для «3» — 4 орфографические ошибки, для «2» — 7 орфографических ошибок;

*​ отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений;

*​ при наличии  пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

Оценка дополнительного задания

Таблица 2.  Показатели для оценки дополнительного задания к контрольному списыванию

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнены не менее 3/4 всех заданий

Правильно выполнено не менее 1/2 заданий

Не выполнено более половины заданий

При проведении тестовых работ по русскому языку и культуре речи критерии оценок следующие:

Оценка «5» - 90 – 100 %от максимальной суммы баллов;

Оценка «4» - 78 – 89 % от  максимальной суммы баллов;

Оценка «3» - 60 – 77 % от  максимальной суммы баллов;

Оценка «2»- менее  59% от максимальной суммы баллов.

Каждое задание тестовой работы оценивается в 1балл.

Контрольная работа по теме: «Морфемика. Словообразование. Орфография»          

Цель:

1. Знать правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания.

2. Уметь пользоваться правилами правописания.

1.​ Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Определите стиль текста.

Сон Обломова

Сни(т,ть)ся Илье Ильичу большая тёмная гости(н,нн)ая в родит..льском доме с яс..н..вымист..ри(н,нн)ыми креслами вечно покрытыми чехлами с огромным, н..уклюж..м и ж..стким диваном и одним большим кож..(н,нн)ым креслом.

Наступает дли(н,нн)ый зимний вечер. Мать сидит на диване поджав ноги под себя и лениво вяж..т детский чулок зевая и поч..сывая по временам спиц..й голову…

Отец зал..жив руки назад ход..т по комнате (в)зад и (в)перед, в соверше(н,нн)ом удовольстви.., или пр..сяд..т в кресло и пос..дев (н..)много начнет опять ходить пр..слуш..ваясь к звуку собств..(н,нн)ых шагов.

В комнате тускло г..рит одна сальная свеч..ка и то это допускалось только в зимн..е и осе(н,нн)ие вечера. В летние мес..цы все старались л..жи(т,ть)ся и вст..вать без свечей при дневном свете.

Это частью делалось по пр..выч..ке частью из эк..номии. На всякий предмет который пр..изводился вне дома а пр..обр..тался п..купкоюобломовцы были до крайности скупы.

Они с радостью закол..т отличную индейку или дюж..ну ц..плят к пр..езду гостя но лишн..й изюм..нки в кушанье (не)полож..т и побл..днеют если тот(же) гость сам..вольновздума..т сам себе налить рюмку вина.

Обломовцылуч..ше соглашались т..рпеть всякого рода н..удобства чем трат..тьденьги.

Услыхав что один из окрес..ных молодых помещ..ков езд..л в Москву и запл..тил там за дюж..ну рубашек триста рублей, двадцать пять рублей за сапоги и сорок рублей за ж..лет к свадьбе старик Обломов п..р..крестился и сказал с выр..жен..ем ужаса что «эт..к..го молодца надо пос..дить в острог».

Они в прост..те души пон..мали и пр..в..дили в исп..лнен..е единств..(н,нн)оеуп..тр..блен..е капита(л,лл)ов – д..ржать их в сундуке.

И.А.Гончаров

2.​ Определите тип (-ы) речи, представленный (-ые) в абзацах 1 –3.

3.​ Выпишите из текста слово (-а), вышедшее (-ие) из употребления.

4.​ Из предложения 1 выпишите слово, образованное путём перехода прилагательного в существительное, разберите это слово по составу.

5.​ Из абзаца 2 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

6.​ Из предложений абзацев 3 – 4 выпишите слова с чередованием гласных в корне.

7.​ Из абзацев 1 – 2 выпишите слова с гласными о/ё после шипящих.

8.​ Из предпоследнего абзаца выпишите слово (-а) с непроизносимой согласной.

9.​ Из абзаца 3 выпишите слово(-а), в котором (-ых) приставка обозначает неполноту действия.

10.​ Из последнего предложения выпишите словосочетание со связью согласование.

Итоговая контрольная работа

Цель: проверить уровень усвоения материала за курс 10 класса по предмету «Русский язык и культура речи»

Вариант 1.

1.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 1) На улице Московской в Курске располагается двухэтажное здание, на фасаде которого будет красоваться вывеска «Кондитерская Н.П. Левашкевича».

2) Борис Шергин – «писатель души, сердца», который раскрыл идеи братства, красоты, взаимовыручки.  

 3)Интересно оригинальное расположение лёгких ажурных балконов башни, которые создают «воздушный переход» из одной части дома в другую.

 4) В открытии выставки участвовал внук известного кондитера О.В. Левитский, который стал архитектором.

2.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

 1)надЕленный2) понЯв3) надОлго 4) укрепИт

3.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

 1) Современное общество пытается УСВОИТЬ новое направление в развитии коммуникации – коммуникативный менеджмент.

2) Венецианская штукатурка способна передать оптические свойства мрамора: неповторимый блеск, глубинное свечение, игру света и тени, на фоне которых проступает ПРИЧУДЛИВАЯ вязь прожилок.

 3) В Красноярске впервые состоялся международный конкурс АРТИСТИЧЕСКОГО мастерства «Весна – 2012».

4) Без современных оптических приборов наблюдать за снежными барсами довольно сложно: это очень осторожный и СКРЫТНЫЙ зверь.

4.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

 1) семьюдесятью помощниками 2) ехай прямо3) капает со свечей4) наиболее удачно

5.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Используя метафоры и сравнения,

  1) текст становится эмоциональнее, ярче.

  2) достигается эмоциональность и образность описания.

  3) нам интереснее читать текст.

   4) автор делает текст живым, ярким.

6.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1) Когда я спросил брата, какое у него любимое стихотворение, он сказал, что затрудняется ответить.

 2) Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

   3) Благодаря электрическим свойствам кремний – один из наиболее распространённых элементов в природе – широко применяют в радиотехнике.

  4) Начало русской драматургии было положено пьесами «Недоросль» Д.И.  Фонвизина и «Горе от ума» А.С.  Грибоедова

7.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) (белка) ловкА 2) сорвалА3) наделИт4) дозвОнится

8.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

 1) Два ПЕСЧАНЫХ смерча высотой несколько метров пронеслись по пустыне Сахара.

 2) Виды ЗАЩИТНОЙ окраски разнообразны и встречаются среди различных групп животных.

  3) Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля.

   4) По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ.

9.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

 1) их мнение2) колышет3) квалифицированные лекторы 4) в двух тысячи четвёртом году

10.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Совершая тысячекилометровые перелёты,

1) непонятно, как птицы не сбиваются с пути.

  2) птичьи стаи безошибочно находят дорогу.

  3) восхищает способность птиц ориентироваться.

  4) путь пролегает над морями, где нет никаких ориентиров.

Вариант2.

1.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1) Зал встретил писателя неожиданными аплодисментами для него.

   2) Ввиду ожидаемой грозы полёты в Новосибирск отменяются.

   3) Лучший подарок к юбилею старейшего в городе университета трудно было придумать.

  4) Главное, чему необходимо уделить внимание, – это художественная сторона произведения.

2.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

   1) В обширном арсенале средств современной медицины железо остаётся неизменным компонентом при лечении малокровия как средство, которое улучшает состав крови.

  2) Математическая теория передачи информации многим обязана существованию простого выражения, которое является мерой свободы выбора в сообщениях.

 3) Тексты, которые посвящены научным проблемам естественных и инженерных наук, значительно отличаются от текстов из области гуманитарных наук.

 4) В истории мировой фортепианной литературы было немало произведений, в которых авторы «звукописали» картины природы.

3.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

 1) ждАла2) созЫв3) намЕрение4) ободралА

4.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1) Проведение этапа «Формулы-1» было под вопросом даже за неделю до старта ГОНОЧНОГО турнира.

  2) В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от ВОСХОДА до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

3) Все автоматы, оформляющие АБОНЕМЕНТЫ для пассажиров электричек, отмечены специальными плакатами.

  4) Лыжники вышли из охотничьего домика и невольно зажмурились от НЕТЕРПИМОГО блеска, которым была залита поляна.

5.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) восьмиста страниц 2) прополощи бельё3) подпишите договоры 4) на их тетрадях

6.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Осуществляя запуск искусственных спутников,

  1) расширились возможности радио- и телевещания, а также телефонной связи.

   2) ставилась не только научная цель.

  3) это привело к развитию новых технологий.

  4) можно получить важную научную информацию.

7.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1) Главным и удивительным свойством Аркадия Гайдара было то, что его жизнь никак нельзя было отделить от его книг.

  2) В эпоху Екатерины II в Кремле было воздвигнуто одно из величественнейших и значительнейших по исторической судьбе зданий, долгое время называвшееся Сенатом.

  3) Чувство восхищения учителем переполняло оратора, речь которого была взволнованной и проникновенной.

  4) Последний пример доказывает о том, что приобретение автомобиля слишком ответственное дело, чтобы доверять его случайным людям.

8.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

   1) В своё повествование автор нередко вплетает поговорки и пословицы, которые выражают народную мудрость.

  2) Юмор, который не вызывает мгновенной ответной реакции у зрителя или читателя, мёртв.

  3) Режиссёр поставил фильм «Гараж», который высмеивал многие социальные недостатки.

   4) В 1892 г. А.А. Фет готовил итоговый сборник стихотворений, в котором уместилось бы всё созданное им за полвека.

9.В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1) позвалА 2) принЯл3) тОрты4) начАв

10.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1) Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.

  2) Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.

  3) Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту, особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.

   4) Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Разработано для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по курсу "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа дисциплины  "Русский язык и культура речи" для средних профессиональных учебных заведений....

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи"

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для специальности Сестринское дело....

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

Рабочая программа элективного курса "Русский язык и культура речи" 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...