РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (КОНСУЛЬТАЦИИ).
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Тихонова Светлана Ханифовна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ К ГИА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(КОНСУЛЬТАЦИИ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_vud_konsultatsii_k_ekzamenu.odt22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

«Рассмотрено»                                                                                                                                                           «Утверждено»

Руководитель МО                                                                                                                                                      Директор МАОУ «СОШ № 14»

________________                                                                                                                                                     __________________                    

Т.А. Морозова                                                                                                                                                            С.А.Пеленкина

Протокол № 1 от 01.09.2019г.                                                                                                                                 Приказ №___ от ___.09.2019г.

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КОНСУЛЬТАЦИИ К ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

ДЛЯ  9 КЛАССОВ

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

(базовый, профильный уровень)

Разработчик программы: учитель русского языка и литературы

Тихонова Светлана Ханифовна

Квалификационная категория:_________

Пояснительная записка

                

    Программа внеурочной деятельности  на 2017-2018 учебный год составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);  

- приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред.  Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.06.2011г. № 1994);

- приказа Министерства образования и науки РФ № 1897  17.12.2010 г.  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-296 « Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

- основной  образовательной программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

 Программа  подготовлена с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования,  санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 1993), обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

Программа  составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
   Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне  общего и среднего (полного) общего образования и основного общего образования  с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 

Цель занятий: 

 -  развитие связной речи, повышение  орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.

Задачи курса:

- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

- формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

Планируемые результаты:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
  • научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
  • научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • уметь работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (конспектирование лекций учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

         Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание  правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.

        Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Прежде всего это работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Первая часть работы  ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо   научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то  содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

 Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.

           Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

         Третья часть работы  ОГЭ содержит  три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания  проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности. Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Сроки реализации: 2016-2017 учебный год. Программа рассчитана на 34 недели- 34 часа (1 час в неделю)

Методы, формы работы, используемые технологии.

                                           Методы:

1) объяснительно-иллюстративный;

2) репродуктивный;

3) проблемное изложение изучаемого материала;

4) частично-поисковый или эвристический;

5) исследовательский.

                                 Используемые технологии:

1) развивающее обучение;

2) проблемное;

3) развитие критического мышления через чтение и письмо;

4) здоровьесберегающие.

№ урока

Тема

1-2

Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи.

3

Язык и речь. 

4

Языковая норма как историческая категория.

5

Понятие нормы в современной лингвистике.

6

Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.

7

Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения.

8

Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи

9

Типология норм.

Ошибки грамматические и речевые.

10

Качества хорошей речи.

11

Основные качества хорошей речи. Общая характеристика.

12

Правильность как основа хорошей речи.

13

Содержательность хорошей речи.

14

Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи.

15

Точность речи.

16-17

Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.

18

Орфоэпические нормы.

 Тексты разных стилей.

19

Лексика.  Лексические нормы.

20

Акцентологические нормы.

21

Словообразовательные нормы.

Орфография

22-

23

Морфологические нормы и их особенности.

24

Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности.

25

Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.

26

Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи.

27

Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.

28

Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях.

29

Многокомпонентные  синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

30

Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

31

Синтаксический минимум.

32

Функциональные стили. Стилистические нормы.

33

Функционально-смысловые типы речи.

34

Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы.

Подведение итогов

ИТОГО: 34 часа за год

Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение

1. ОГЭ 2016. Русский язык. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания / И.П. Васильевых. Ю.Н. Гостева.- М.: Издательство «Экзамен», 2016.

2. ОГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс / Т.М. Пахнова. -М-.: Издательство «Экзамен», 2016.

3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 9 класс / под ред. И.П. Цыбулько. «Национальное образование», 2015. -  ФГОС. Новый образовательный стандарт. 

  1. Русский язык. 200 экзаменационных сочинений на отлично. / Г.Т. Егораева. – М.: издательство «Экзамен». 2016.-222, (1т.2т.). Серия «Реальные экзаменационные темы сочинений».
  2. Русский язык .ОГЭ. Тренажер /Г.Т. Егораева-М. Издательство «Экзамен», 2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное" для подготовки учащихся 10 -11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся 10-11  классов к выполнению тестовых заданий по теме "Имя существительное". Он охватывает не только правописание данной части ре...

Тест по теме "Глагол" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению тестовых заданий по теме "Глагол" Он отражает не только правописание глагола и его форм,  но и морфологическ...

Тест по теме "Имя прилагательное" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить не только правописание имен прилагательных, нои морфологические нормы употребления этой части речи, его морфологичесике признаки , способы образования. Таким образом, т...

"Использование интернет-ресурсов для подготовки учащихся 9, 11 классов к экзамену по русскому языку."

Обобщение опыта работы при подготовке учащихся 9, 11 классов к экзаменам....

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Мастер-класс Технология подготовки выпускников к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку.

Мастер-класс Технология подготовки выпускников к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку....

Программа коррекционного курса по подготовке слабоуспевающих учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку "ОГЭ. От теории к практике"

     Данный курс предназначен для повторения, закрепления и проверки знаний по русскому языку обучающихся 9 классов. Составляя учебно-тематическое планирование, автор исходил пре...