Мастер-класс Технология подготовки выпускников к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

БАГАВИЕВА НАФИСА ФАНИЛЬЕВНА

Мастер-класс 
Технология подготовки выпускников к итоговому сочинению и ЕГЭ
по русскому языку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мастер-класс по теме «Технология подготовки выпускников к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку»

Учитель русского языка и литературы

           МБОУ   «Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Багавиева Нафиса Фанильевна

Задание ЕГЭ С1 - написание сочинения-рассуждения по предложенному тексту - является трудным для многих учащихся. Выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав предложенный текст, выявить авторскую позицию, во-вторых, корректно и доказательно выразить собственное отношение к прочитанному.                                                                                                                 (Слайд 2)  Задачи введения итогового сочинения в 11 классе выявить уровень речевой культуры учащихся; его начитанность; личностную зрелость; умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу.                                                                                                                              

(Слайд 3) На уроках литературы учащиеся часто выполняют подобные задания. Но если старшеклассники, анализирующие на уроке литературы эпизод, сцену, стихотворение, уже знакомы с мировоззрением автора, с особенностями его творческой манеры, то на ЕГЭ ситуация совершенно иная: зачастую предлагаемые выпускникам на экзамене художественные тексты не входят в школьную программу. Ещё труднее приходится старшеклассникам, если им предлагаются тексты научно-популярного и публицистического стилей (большинство текстов ЕГЭ публицистического стиля), потому что на уроках русского языка в среднем звене выполняется лишь частичный анализ текстов этих стилей и задания к экзаменационному изложению ориентируют учащихся именно на фрагментарный анализ: так, подросткам после написания изложения предлагают или обозначить проблему, поставленную автором, или выразить своё отношение к авторской позиции, или найти в тексте черты того или иного стиля. Таким образом, учащиеся старших классов должны освоить комплексный анализ текста и научиться писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.

В процессе подготовки школьников к ЕГЭ, я обнаружила их затруднения в выполнении задания типа С. Изучив множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, а именно заданию тапа С, и применяя эти методики на деле, пришла к выводу, что наиболее приемлемый способ написания сочинения – это использование речевых клише.

Итак, обратимся к алгоритму написания сочинения. (Слайд 4)

Алгоритм написания сочинения

  1. Вступление.
  2. Постановка проблемы
  3. Комментарий к поставленной проблеме.
  4. Позиция автора.
  5. Собственная позиция.
  6. Аргумент.
  7. Литературный аргумент.
  8. Заключение.

1. Вступление. Чтобы правильно написать вступление, конечно же, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чём этот текст. Определили тему текста. Давайте вспомним, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению? (Слайд 5)

Вступление.

  1. Вопросно-ответное единство.
  2. Цепочка вопросительных предложений.
  3. Риторический вопрос.
  4. Цитата.
  5. Краткая справка об авторе текста.
  6. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

Изучив данные виды вступлений, рассмотрим речевые клише. Они даны в бланках с алгоритмом. Выберите подходящее вашему тексту клише, выделите его фломастером, а концовку предложения напишите в бланке.

2. Следующий пункт алгоритма сочинения – это «Постановка проблемы». Это будет второй абзац нашего сочинения. Зная о том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, попробуем определить более очевидную. Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Причём, не забывайте, что верно сформулированная одна из проблем исходного текста без фактических ошибок по критериям оценки выполнения задания с развернутым ответом оценивается 1 баллом.

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

I

Содержание сочинения

 

К1

Формулировка проблем исходного текста

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

Какие же речевые клише можно употребить при постановке проблемы? (Слайд 6)

В данном тексте

  • анализируется проблема...
  • автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему...
  • даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
  • исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
  • показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
  • подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
  • рассматривается – вопрос, пример…
  • (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие?
  • (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое ...)

Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.

3. Теперь нужно прокомментировать проблему исходного текста. Это и будет следующий абзац. Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы:

– Насколько актуально то, о чём пишет автор?

– На чём заостряет внимание?

– На каком материале автор раскрывает проблему?

– К каким выводам приводит читателя?

Давайте рассмотрим примеры речевых клише. (Слайд 7)

– То, о чём пишет автор, очень актуально. Так как…

– (Автор) заостряет внимание на…

– (Автор) раскрывает проблему на материале…

– Автор поднимает (предлагает для обсуждения) ещё одну животрепещущую проблему – проблему ...

– Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор...

Ещё раз обратимся к критериям оценивания сочинения:

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Баллы

 

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.

2

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,

но

допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или

допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0

4. Позиция автора – наш следующий пункт алгоритма написания сочинения. Как выявить позицию автора?

Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда её выявление требует умения видеть скрытый смысл. Для этого нужно уметь понимать иронию, раскрывать сложные метафоры, приведённые в тексте.

Для выявления позиции автора можно употребить следующие виды клише. (Слайд 8)

– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». – (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: «(Цитата)».

– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).

– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора):

– убедительно доказывает, что…

– обращает внимание на то, что…

– выражает тревогу…

– верно (тонко) замечает…

5. А теперь самая, на мой взгляд, креативная часть нашего сочинения, и начинается она с точки зрения собственной позиции. В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения. Посмотрим на слайд.

Построение текста-рассуждения.

  1. Тезис.
  2. Аргументация.
  3. Вывод.

Тезисом в данном сочинении является авторская позиция, которую мы определили, ваши же аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. Я предлагаю примеры клише:

(Слайд 9)

– Я полностью соглас___ с автором текста. Ведь... Потому что...

– По-моему...

– Автор абсолютно прав, утверждая, что…

– Трудно не согласиться с автором в том, что…

– Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…

– Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

– Позволю себе с ним (автором) не согласиться.

– Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

– На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

Выберите, пожалуйста, подходящий вариант.

Алгоритм написания сочинения

  1. Вступление.
  2. Постановка проблемы
  3. Комментарий к поставленной проблеме.
  4. Позиция автора.
  5. Собственная позиция.
  6. Аргумент.
  7. Литературный аргумент.
  8. Заключение.

6. В шестом пункте мы должны аргументировать собственную позицию, т.е. приводя в пример жизненный опыт и два литературных аргумента, отстоять свое мнение. Это будет следующий абзац. Рассмотрим схему. Что можно считать жизненным опытом? В бланках сочинений даны речевые клише. Выберите вам подходящее. (Слайд 10)

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

– Мне не раз приходилось сталкиваться с ...

– Помню, как-то...

– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.

– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...

Ссылка на авторитет

Известный русский писатель, выдающийся учёный и т.п. как-то заметил...

– Любой историк скажет, что...

– Большинство врачей, языковедов, учёных и т.п. считают, что...

7. Теперь о читательском опыте. Рассмотрим схему. (Слайд 11)

Слушатели получают таблицу «Литературные аргументы», которую автор мастер-класса часто использует в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ.

В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки.

– Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п. (назвать автора)...

– В произведении, рассказе, басне, романе и т.п. (назвать автора) мы тоже наблюдаем за...

– Возьмём, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п. (назвать автора)...

Напишите литературный аргумент.

А теперь посмотрим на критерии оценки:

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Баллы

 

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

3

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.

2

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.

1

 

Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы,или

мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»),

или вообще не отражено в работе.

0

8. Финал работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это «Заключение».

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведём различные способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме

4. Использование цитаты

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

6. Яркий пример, обобщающий рассуждение

Для заключения предлагаю следующие варианты клише. (Слайд 12)

– Итак,...

– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...

– В заключение хочется заметить, что…

– И, в конце концов, следует заметить, что...

– ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что...

Напишите заключение.

Предлагаю ещё раз «пробежаться» по написанному сочинению и прочитать, что получилось.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Технология подготовки выпускников к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку. Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ « Большекайбицкая средняя общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» Багавиева Нафиса Фанильевна

Слайд 2

Задачи введения итогового сочинения в 11 классе Выявить уровень речевой культуры учащихся; его начитанность; личностную зрелость; умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу.

Слайд 3

Итоговое сочинение и задание с развернутым ответом в ЕГЭ по русскому языку Итоговое сочинение ЕГЭ по русскому языку Цель - развитие речевой культуры обучающихся, стимул к чтению; нацелено на проверку уровня речевой культуры выпускника; проверяет умения рассуждать по избранной теме с опорой на литературный материал Выпускник должен написать сочинение-рассуждение . Компетентностный подход: «проверить лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить лингвистический анализ языковых явлений; языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческую , то есть осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка» (из «Спецификации…») В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? Выпускник должен написать сочинение-рассуждение .

Слайд 4

Алгоритм написания сочинения Вступление Постановка проблемы Комментарии к поставленной проблеме П озиция автора Собственная позиция Аргумент Литературный аргумент Заключение

Слайд 5

Вступление Вопросно-ответное единство. Цепочка вопросительных предложений. Риторический вопрос. Цитата. Краткая справка об авторе текста. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.

Слайд 6

Постановка проблемы В данном тексте (Автор) Вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой… Устарело ли это понятие? (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: ( что такое… Автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему… Даётся – истолкование, описание, критическая оценка… Исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияния, зависимость… Показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность… Подвергается – критике, рассмотрению, анализу… Рассматривается – вопрос, пример…

Слайд 7

Комментарии к поставленной проблеме (Автор) заостряет внимание на… (Автор) раскрывает проблему на материале... Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему - проблему… Размышляя над актуальной во все времена проблемой, автор….

Слайд 8

Позиция автора Сама проблема не нова в (Русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времён) попытались ответить на этот непростой вопрос. (Авторы статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». – (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающие открытие: «(Цитата)». Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием). Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора) Убедительно доказывает, что… Обращает внимание на то, что… Выражает тревогу… Верно (тонко) замечает…

Слайд 9

Моя позиция Я полностью соглас ___ с автором текста. Ведь… Потому что… По-моему… Автор абсолютно прав, утверждая, что… Трудно не согласиться с автором в том, что… Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором… Однако не со всеми высказываниями можно согласиться. Позволю себе с ним не (автором) не согласиться. Мне трудно согласиться с утверждение автора о том, что… На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что…

Слайд 10

Жизненный опыт Мне не раз приходилось сталкиваться с… Помню, как-то… Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться. Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с…

Слайд 11

Литературный аргумент Вспоминаем героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п. (назвать автора)… В произведении, рассказе, басне, романе и т.п. (назвать автора) мы тоже наблюдаем за… Возьмём, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п. (назвать автора)…

Слайд 12

Заключение Итак,… Подводя итоги, еще раз подчеркнём, что… В заключении хочется заметить, что… -…Эти вопросы вечны, как вечны…, как вечна сама жизнь. –Таким образом, нельзя однозначно ответить…, но в то же время можно утверждать, что…

Слайд 13

Список используемой литературы: Сенина Н.А. Подготовка к ЕГЭ-2013. «Легион» Ростов-на-Дону, 2012. Нарушевич А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация уроков, система упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...

мастер класс Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.

В данном материале идет речь об использовании технологии проблемного обучения на уроках с целью повышения мотивации обучаемых к изучению иностранного (английского) языка и  сценарий работы с учит...

Подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку и литературе в контексте новых образовательных стандартов

Обобщение опыта работы.  В условиях модернизации системы образования своей главной задача сельских школ -  предоставить каждому ученику возможность  реализовать интеллектуальные и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (КОНСУЛЬТАЦИИ).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ К ГИАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ(КОНСУЛЬТАЦИИ)...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...

План подготовки выпускников к итоговому сочинению

Данный план поможет выстроить работу по эффективной подготовке старшеклассников к декабрьскому сочинению...