Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Николаева Елена Васильевна

Урок по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" проведён в 8 классе по УМК М.Разумовской с использванием краеведедческого материала. На уроке отрабатываются умения выполнять задания ОГЭ. Весь материал подобран так, что на протяжении урока говорится о малой родине. Можно ипользовать при работе с любым УМК, изменив краеведческий материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym_8_klass.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Имя урока: «Удивление – путь к познанию»

Тема урока: «Тире между подлежащим и сказуемым»

   Цель: формирование умения правильно применять правило постановки знака препинания тире между подлежащим и сказуемым.

   Задачи:

Обучающие: систематизировать знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым; углубить знания учащихся о нормах пунктуации.

Развивающие: формировать навык использования правила на практике; формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативную и информационную компетентность.

Воспитательные: воспитывать интерес к выразительным возможностям русского языка; прививать любовь к малой родине, воспитывать нравственные качества личности.

   Оборудование: презентация, карточки с тестовыми заданиями.

   Тип урока: урок усвоения новых знаний.

   УМК под редакцией Разумовской М.М.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Пусть этот день принесёт нам радость общения.

Ян Амос Коменский говорил: «Считай несчастным тот  день  или  тот час, в который  ты  не усвоил  ничего  нового и  ничего не  прибавил к своему  образованию».

А для того чтобы день был удачным, надо смело отвечать на вопросы, не бояться даже самой трудной ситуации. Откройте тетради и запишите число.

Актуализация знаний. «Микрофон»

Прежде чем открывать что-то новое, надо повторить то, что изучали ранее.

1. Грамматическая основа – это...

2. Подлежащее – это...           выражается...

3. Сказуемое – это главный член предложения, который...

4. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется...

5. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое...

6. Составное именное сказуемое – это…

   Проверка Д/З.

Аристотель сказал: «Познание начинается с удивления». А мы перефразируем слова Аристотеля и запишем имя урока: «Удивление – путь к познанию».

 Давайте посмотрим на оформление доски и найдём повод удивиться.  - или -? (тире или дефис?)

- Почему поставлено тире? (правило 5 класса)

Тему урока вы узнаете из стихотворения:

Я минус в математике, но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе,

Меня зовут… тире».

                    - Так о чём мы будем говорить на уроке?

  - Сформулируйте тему урока. (Тире между подлежащим и сказуемым).

- Чему мы должны учиться?( определять постановку тире между подлежащим и сказуемым; правильно ставить тире).

- Какие вопросы о тире необходимо решить, чтобы в итоге достичь поставленных целей? (В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире? По ходу урока учащиеся заполняют таблицу)

Из истории знаков препинания.

Тире –  поздний знак. Впервые знак тире, под названием „молчанка“, описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А.А. Барсова.

- Давайте вспомним, при каких условиях ставится тире. (диалог, прямая речь, неполные предложения, между подлежащим и сказуемым…)

Тире многозначно.

Запишите предложения. Объясните, почему между подлежащим и сказуемым поставлено тире.

1.Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданской совести. (Д. С. Лихачев)

2.Жить – Родине служить.

3.Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.     Память – основа совести и нравственности.  (Д. С. Лихачёв)

4. Семь бед – один ответ.

5.Наш долг – охранять природу.

6.Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. (В. А. Сухомлинский)

7.1328 год – первое упоминание о Перемышле.

                                    Заполняем таблицу

Попробуйте сами сформулировать, что такое:

Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.

Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 

                   Учебник п. 15, стр. 53

 Объяснительный диктант.

1.Родная сторона как мать, а чужая – мачеха.

2.Добро не жалость и не слабость.

3.Природа нашего края прекрасна.

4.Мы жители России.

5.Самообразование, ребята, лучшее учение.

6.Защита Родины есть защита и своего достоинства. Николай Константинович Рерих

7.Июнь лишь начало лета.  

Учебник.  Стр. 54

    ТАБЛИЦА

Тире ставится

Тире не ставится

Сущ. в И.п. – сущ. в И. п.

Сущ. КАК, ЧТО, СЛОВНО… сущ.

Инф. -  инф.

Сущ. НЕ сущ.

Сущ. в И.п.– инф.

Сущ. прил.

Инф. – сущ. в И.п.

Мест. Сущ.

Числ. – числ.

Сущ., обращение, сущ.

Числ. – сущ.

Сущ. ЧАСТИЦА сущ.

Сущ. – числ.

Сущ. ЕСТЬ сущ.

Сущ., вводное слово, сущ.

Давайте проверим, как усвоили материал (4 и 5 задание теста – это задание № 2 ОГЭ 2020 г.)

Тест                  

1. Отметьте предложения, в которых ставится тире.  

А) Успенский собор, построенный в 16 веке, древнейший памятник архитектуры.

Б) Главное в жизни служить отчизне.

В) Человек без родины что песчинка.

Г) Наш край богат и прекрасен.

Д) Длина Оки 1500 километров.

2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.  

А) 14 октября праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Б) Человек не царь природы

В) «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности,»  писал А.С. Пушкин. 

Г) Я житель Перемышля.

Д) Сердце не камень.

3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.  

А) Любовь к родине первое достоинство цивилизованного человека.

Б) Родители, безусловно, самые близкие и дорогие люди.

В) Разумно жить минутой дорожить.

Г) Панорама поймы Оки и Жиздры очень красива.

Д) Дата постройки Храма Покрова в Перемышле 1800 год.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

Любовь к родному краю, его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. (Д.С.Лихачёв)

А) может осуществляться

Б) любовь основа

В) любовь может осуществляться

Г) может осуществляться рост

5. Укажите вариант ответа, в котором верно определена грамматическая основа предложения.

Любовь к родителям и любовь к отечеству тесно связаны между собой.

А) тесно связаны             Б) любовь (и) любовь связаны             В) связаны между собой

Г) любовь к родителям и любовь к отечеству

- Проверим работу, обменявшись тетрадями.

ОТВЕТЫ

1 – АБ Д           2 – БГД          3 – АВД       4 –БГ        5 – Б  

Критерии оценивания

 0 – 5 б. – «2»     6 – 8 б. – «3»       9 – 10 б. – «4»         11 – 12 б. – «5»

  Рефлексия. Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

                        Какой темой объединены предложения, с которыми работали на уроке?

Ребята, выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке:

шевелил мозгами       считал ворон       витал в облаках     лез из кожи вон

Д/З. п. 15. 1. Упр.89

                 2.Мини-сочинение «Для чего человек рождается на свет?»

                 3. Как вы понимаете, что такое патриотизм? (сочинение 50-70 слов)

И закончить урок я хочу словами:

Человек рождается на свет,

Чтоб дерзать, творить, а не иначе,

Чтоб оставить в жизни добрый свет

И решать все трудные задачи.

Человек рождается на свет…

Для чего?.. Ищите свой ответ.

Тест                  

1. Отметьте предложения, в которых ставится тире.  

А) Успенский собор, построенный в 16 веке, древнейший памятник архитектуры.

Б) Главное в жизни служить отчизне.     В) Человек без родины что песчинка.

Г) Наш край богат и прекрасен.               Д) Длина Оки 1500 километров.

2. Отметьте предложения, в которых тире не ставится.  

А) 14 октября праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Б) Человек не царь природы

В) «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности,»  писал А.С. Пушкин. 

Г) Я житель Перемышля.             Д) Сердце не камень.

3. Отметьте предложения, в которых допущена пунктуационная ошибка.  

А) Любовь к родине первое достоинство цивилизованного человека.

Б) Родители, безусловно, самые близкие и дорогие люди.

В) Разумно жить минутой дорожить.       Г) Панорама поймы Оки и Жиздры очень красива.

Д) Дата постройки Храма Покрова в Перемышле 1800 год.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

Любовь к родному краю, его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. (Д.С.Лихачёв)

А) может осуществляться

Б) любовь основа

В) любовь может осуществляться

Г) может осуществляться рост

5. Укажите вариант ответа, в котором верно определена грамматическая основа предложения.

Любовь к родителям и любовь к отечеству тесно связаны между собой.

А) тесно связаны

Б) любовь (и) любовь связаны

В) связаны между собой

Г) любовь к родителям и любовь к отечеству

Литература

  1. УМК под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 8 класс. Москва, «Дрофа», 2016 г.
  2. https://ok.ru/omskiemuni/topic/69030820670368
  3. https://citater.ru/category/49?page=1
  4. https://infourok.ru/prezentaciya-iz-istorii-znakov-prepinaniya-2329834.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...