Конспект урока обучающего подробного изложения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
В документе представлен конспект урока в 6 классе по тебе "Подробное изложение по рассказу Скребицкого "Хитрый заяц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispr._zaynutdinovoy_konspekt_uroka_obuchayushchego_izlozheniya_1.docx | 57.47 КБ |
k_uroku_obuch._izlozheniya._zaynutdinovoy_v.r.pptx | 546.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №2
по дисциплине «Методика обучения и воспитания (русский язык)»
Конспект урока обучающего изложения
Тема: «Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц»
студентки филологического факультета НФИ КемГУ 4 курса группы РЛа-17-1
Зайнутдиновой Вероники
Класс: 6
Тип урока: урок развития речи
Тема: Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц»
Цель урока: подготовить к написанию подробного изложения через проведение аналитической работы над текстом.
Задачи:
- Обучающие:
- Актуализировать знания учащихся о подробном изложении, его особенностях и трудностях написания.
- Актуализировать знания учащихся о первом и третьем лице повествования.
- Совершенствовать умение определять главную мысль текста.
- Формировать умение выделять смысловые части в тексте, составлять план.
- Совершенствовать умение создавать собственное письменное высказывание при помощи плана первоисточника.
- Совершенствовать умение подбирать контекстуальные синонимы.
- Формировать орфографическую (на основе орфограмм: безударная гласная в корне слова, разделительный мягкий знак, мягкий знак после согласного, звонкая парная согласна в корне слова) и пунктуационную (на основе прямой речи) зоркость.
- Формировать умение подробно пересказывать текст.
2. Воспитательные:
- Формировать интерес к предмету и родному языку в целом с помощью языкового, лексического и стилистического богатства языка.
- Формировать интерес к художественной литературе через рассказ Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц».
- Воспитывать патриотические чувства через анализ текста отечественного автора.
- Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам во время устных ответов с помощью установок на слушание и говорение.
- Воспитывать доброе отношение и любовь к животным через произведение Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц».
- Формировать аккуратность в оформлении изложения как проявление вежливости с помощью установок и педагогических требований.
3. Развивающие:
- Совершенствовать связную устную речь во время индивидуальных развернутых ответов по предмету.
- Развивать зрительное и слуховое внимание обучающихся с помощью установок-требований.
- Развивать зрительную, слуховую, моторную и артикуляционную память в процессе подготовки к изложению с помощью слайд – презентации, монологической деятельности учителя и письменной работы.
- Развивать абстрактное и логическое мышление с помощью словесных и графических примеров.
- Развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения во время устных ответов.
- Развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, совершенствование умения составлять план текста.
Оборудование: проектор, слайд – презентация с ключевыми моментами урока, компьютер, учебник (Ладыженская Т. А. Русский язык. 6 класс. : учебник для общеобразовательных организаций, в 2 ч. Ч. 2 / [ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский] – 5 – изд. – М. : Просвещение, 2015. – 175 с. ил. – ISBN 978-5-09-03-299-3.)
Список литературы:
Орфографический словарь С.И. Ожегова
Рассказ Г.А. Скребицкого «Хитрый заяц»
Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста : пособие для учителей / Н. А. Пленкин. — 2-е изд., испр. и доп. – - М., 1978. - С. 6-30.
План и хронометраж уроков русского языка:
Этап урока | Деятельность учителя | Хронометраж | |
| Метод: слово учителя. Приём: приветственное, вводное, ведущее. | 1-2 мин. | |
| Метод: беседа. Прием: репродуктивная. | 5 мин. | |
3. Подготовка к изложению | Метод: беседа. Прием: репродуктивная | 35 мин. | |
4. Анализ текста-первоисточника | Метод: беседа. Прием: репродуктивная, репродуктивно-эвристическая, проблемная. Метод: лингвистический анализ. Прием: частичный орфографический, лексический, пунктуационный, содержательный анализ. Метод: пересказ. Прием: устный, подробный | ||
5. Написание изложения (урок №2) | Метод: слово учителя. Прием: инструктирующее, ведущее. | 40 мин. | |
6. Подведение итогов | Метод: слово учителя. Прием: ведущее, похвальное, благодарственное. | 2 мин. |
Ход уроков русского языка:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечания |
1. Организационный этап. | Метод: слово учителя; Приём: приветственное, ведущее, вводное. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада всех вас видеть на занятии. Проверьте, пожалуйста, наличие рабочей тетради, учебника, дневника и пинала на вашей парте. Запишите дату и вид работы. Они представлены на слайде. Сегодня у нас с вами интересная работа – мы будет готовиться к написанию изложения по рассказу Г.А. Скребицкого от третьего лица. | Слайд №1. Дата Изложение от 3-его лица | |
| Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная беседа Но прежде, чем приступить к чтению текста и его анализу, нам нужно вспомнить, что такое изложение, как оно пишется и другие его особенности, с которыми вы уже сталкивались в прошлых классах. Ребята, вспомните и скажите, что такое изложение. | ||
Образец ответа: Изложение – письменный пересказ текста с отражением его главной мысли. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная беседа Верно. А в чем состоит задача подробного изложения? | |||
Образец ответа: Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная беседа Верно. А с какой целью мы пишем изложение? | |||
Образец ответа: Передавая чужой текст, мы развиваем свою речь | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная беседа А что нужно определить, чтобы понять текст и правильно его изложить? | |||
Образец ответа: Необходимо определить тему и идею текста. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная беседа Да. Помните, что обычно тема четко выражена в заглавии текста. А какие трудности могут возникнуть при написании изложения? Вспомните свой прошлый опыт такой работы. | |||
Образец ответа: Нам нельзя допускать орфографические, пунктуационные, грамматические и прочие ошибки. Нужно максимально близко к тексту передать главную мысль. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная беседа Верно. А какие словари нам помогут избежать различных ошибок? | |||
Образец ответа: Орфографический словарь, толковый словарь | |||
Метод: слово учителя. Прием: ведущее У вас на партах лежат орфографический словарь С.И. Ожегова и толковый словарь В.И. Даля. При написании изложения вы можете к ним обращаться. | |||
| Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, сообщающее, репродуктивная Автором рассказа, по которому мы будем писать изложение, является советский писатель Георгий Алексеевич Скребицкий. Послушайте внимательно сведения о его жизни и творчестве и постарайтесь выделить и запомнить самую главную информацию. Скребицкий родился в 1903 году в Москве. В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, а отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом. Именно любовь к природе, которую передал писателю его отчим, определила весь дальнейший жизненный и творческий путь Георгия Алексеевича. Сегодня мы с вами будет работать с одним из его рассказов. Всё, о чём писатель рассказывает в нем, случилось с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки. Георгий Алексеевич с большой теплотой вспоминал своих четвероногих и крылатых друзей, и ему очень хотелось, чтобы все ребята были добры к животным. Ребята, скажите, какая информация вам больше всего запомнилась о художнике? | Слайд №2 Родился в 1903 году в Москве. Писатель очень любил природу. В своих произведениях он часто изображал природу, животных. | |
Образец ответа: Отчим писателя с детства привил ему любовь к природе, к животным. Именно природу изображает большинство его произведений. | |||
Метод: слово учителя. Прием: ведущее, инструктирующее Да, действительно. Когда вы прочитаете его рассказ, вы убедитесь в его теплом отношении к животным. Ребята, сейчас на слайде появится рассказ. Я прочитаю его, вы следите за текстом. Подумайте, о чем он. | |||
Метод: чтение. Прием: озвученное, выразительное, некритическое, сознательное Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. | Слайд №3 Текст рассказа | ||
| Метод: беседа. Прием: репродуктивная Итак, скажите, о ком или о чём повествует данный текст? | ||
Образец ответа: Рассказ повествует о зайце, о том, как ему удалось спастись от беды | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная А в чем идея данного текста? Сформулируйте основную мысль текста. | |||
Образец ответа: Автор хотел показать какой заяц находчивый и сообразительный, как сумел обхитрить собак и спасти свою жизнь. | |||
Метод: слово учителя. Прием: ведущее Верно. Ребята, озаглавьте текст так, чтобы в названии отражалась и тема, и основная мысль текста. Обоснуйте свой выбор. | |||
Образец ответа: Название «Хитрый заяц» отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым - не было бы и рассказа. | |||
Метод: слово учителя. Прием: ведущее, похвальное Правильно! Молодцы! Запишите это название. | Слайд №3. Появляется название рассказа | ||
Образец записи: Хитрый заяц | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная А от чьего лица ведется повествование? | |||
Образец ответа: От первого лица – от лица рассказчика | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: инструктирующее, репродуктивная Прочитайте текст про себя, а затем скажите, как автор относится к зайцу? Как это выражается в тексте? С помощью каких слов? | |||
Образец ответа: Автор симпатизирует находчивому зайцу. Он используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: глазёнки, зверька. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Да, вы правы. Подумайте и скажите. К какому типу текста и стилю относится данный рассказ? Докажите. | |||
Образец ответа: Это повествование, потому что текст сообщает о событиях, которые развиваются в определённой последовательности. Стиль текста – художественный, потому что он ярко в деталях описывает ситуацию с помощью разной лексики, выразительных средств языка, также он призван вызвать у читателя ответную реакцию, воздействовать на его чувства. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: инструктирующее, репродуктивная Правильно. Бегло прочитайте про себя текст снова. Назовите слова или выражения, значение которых вам неизвестно. | |||
Образец ответа: Гончая, впиться, лесная вырубка, уму-разуму учит. | |||
Метод: слово учителя, беседа, лингвистический анализ. Прием: сообщающее, репродуктивная, лексический анализ слов. Гончая – это порода собак. Впиться - крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-н. (переносное значение: пристально, не отрываясь, начать смотреть на кого-н.) Лесная вырубка – место, где вырублен лес. Уму-разуму учит – это фразеологизм. Как вы его понимаете? | Слайд №4. Гончая – это порода собак. Впиться - крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-н. (переносное значение: пристально, не отрываясь, начать смотреть на кого-н.) Лесная вырубка – место, где вырублен лес. Уму-разуму учит – это фразеологизм. | ||
Образец ответа: Учит чему-либо, передает жизненный опыт. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Верно. А как вы понимаете выражение: «Экзамен на хитрость сдал? | Слайд №4 «Экзамен на хитрость сдал» - ? | ||
Образец ответа: Заяц показал свою сообразительность, находчивость. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Так чему же учит нас рассказ? | |||
Образец ответа: Рассказ учит нас быть чуткими, добрыми по отношению к нашим четвероногим друзьям – животным. А находчивость и хитрость могут спаси жизнь. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная А теперь поработаем по смысловым частям текста. Что нам поможет изложить текст в том порядке, в каком он написан? | |||
Образец ответа: План. | |||
Метод: слово учителя. Прием: инструктирующее Запишите в тетради: «План». И разделите тетрадь на 2 колонки. В первой мы будем писать название части, а во второй – опорные слова. | |||
Образец записи: План | Слайд№5 План изложения | ||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Как вы думаете, на сколько смысловых частей можно разделить данный текст? | Слайд №5 Текст рассказа | ||
Образец ответа: На 4. Один абзац – одна часть. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Итак, кто прочитает вслух с выражением первую часть? Читайте вдумчиво, с выражением, не забывайте делать паузы. Все остальные ребята, внимательно слушают, чтобы затем ответить на вопросы. | |||
Образец ответа: Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Скажите, куда отправился рассказчик? За кем? | |||
Образец ответа: Автор отправился на охоту за зайцами. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная В первом же предложении автор использует разговорное слово раз. А каким другим словом его можно заменить? | |||
Образец ответа: Как-то, однажды. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Правильно. Какое основное событие произошло в этой части? | |||
Образец ответа: Собаки нашли зайца и погнали. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Как же тогда можно озаглавить первую часть? | |||
Образец ответа: Собаки выследили зайца | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Запишите этот заголовок в первый столбик под цифрой один. Как вы думаете, какие слова в первой части являются опорными? Назовите их. | Образец записи: 1.Собаки выследили зайца | Слайд №6 1.Собаки выследили зайца | |
Образец ответа: Отправился, на охоту, собаки, нашли и погнали, встал и жду. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Запишите их во второй столбик напротив заголовка. Мы с вами уже выяснили, что рассказ написан от первого лица, события нам передает рассказчик. Какие части речи в первом абзаце на это указывают? | Образец записи: Отправился, на охоту, собаки, нашли и погнали, встал и жду. | Слайд №6 1.Собаки выследили зайца Отправился, на охоту, собаки, нашли и погнали, встал и жду. | |
Образец ответа: Местоимения я, мной, мои. | |||
Метод: беседа. Прием: проблемная А каким местоимением их нужно заменить, чтобы повествование первой части было от третьего лица? | |||
Образец ответа: Местоимением он | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивно-эвристическая Предположите, кто бы вам мог рассказать эту историю? | |||
Образец ответа: Товарищ, друг, знакомый, отец. | |||
Метод: слово учителя, беседа, пересказ. Прием: ведущее, репродуктивная, устный подробный пересказ А теперь перескажите первую часть от третьего лица, заменяя местоимения первого лица названными вами существительными и местоимением он. Кто желает? | |||
Образец ответа: Раз на охоте произошел такой случай. Отправился товарищ на охоту за зайцами. Через час нашли его собаки в лесу зайца и погнали. Он стал на дорожке и ждёт. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Отлично! Молодец! Переходим ко второй части. Кто желает прочитать вслух с выражением вторую часть? | |||
Образец ответа: Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? | Слайд №7 Текст второго абзаца | ||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Скажите, что и где делают собаки? | |||
Образец ответа: Собаки гоняют зайца по лесной вырубке, пытаются поймать. Затем они его потеряли. Ищут зайца по кустам, запутались в его следах. | |||
А что случилось с зайцем в этой части? | |||
Образец ответа: Заяц притаился, спрятался. | |||
Чем в это время занят рассказчик? | |||
Образец ответа: Он наблюдает за собаками | |||
А с какой целью автор повторяет слово подождал? Подумайте и ответьте. | |||
Образец ответа: Повтором он подчеркивает состояние ожидания, его длительность. | |||
Верно. Как в итоге можно озаглавить вторую часть? | |||
Образец ответа: Заяц пропал. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Запишите название в первый столбик под цифрой 2. Теперь назовите опорные слова, важные для содержания текста второй части. | Образец записи: 2.Заяц пропал | Слайд №8 2.Заяц пропал | |
Образец ответа: Гоняют, по лесной вырубке, не выбегает, девался, пошел посмотреть, носятся по кустам, нюхают землю, спрятаться. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Запишите их во второй столбик напротив названия части. Опорные слова есть на слайде. Ребята, скажите, сильно ли повлияет на содержание текста замена некоторых слов синонимами? Например, если употребить существительное собаки, вместо гончих? | Образец записи: Гоняют, по лесной вырубке, не выбегает, девался, пошел посмотреть, носятся по кустам, нюхают землю, спрятаться. | Слайд №8 2.Заяц пропал Гоняют, по лесной вырубке, не выбегает, девался, пошел посмотреть, носятся по кустам, нюхают землю, спрятаться. | |
Образец ответа: Нет, смысл не изменится. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Да, поэтому при изложении или устном пересказе текста вы можете некоторые слова заменять синонимами. Давайте подберем синонимы к словам: не выбегает, девался, носятся, спрятаться. Они есть на слайде. Назовите синонимы. Запишите в тетрадь в строчку слова, а напротив каждого напишите его синоним. | |||
Образец ответа: Не выбегает можно заменить синонимом не показывается. Девался – пропал, притаился, спрятался. Носятся – бегают. Спрятаться – скрыться, затаиться. Образец ответа: Не выбегает – не показывается, девался – пропал, притаился, спрятался, носятся – бегают, спрятаться – скрыться, затаиться. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Правильно! Ребята, посмотрите еще раз на второй абзац и скажите, какие есть в нем предложения по цели высказывания, кроме повествовательных? Назовите их. | |||
Образец ответа: Вопросительные предложения. Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться? | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Верно. Они передают растерянность, недоумение охотника. Подумайте и скажите, как можно заменить эти вопросительные предложения? Сформулируйте повествовательные предложения, которые имели бы такой же смысл. | |||
Образец ответа: Непонятно, куда делся заяц. Негде на поляне зайцу спрятаться. | |||
Метод: слово учителя, беседа, пересказ. Прием: ведущее, репродуктивная, устный подробный пересказ Отлично, вы правы. А теперь перескажите второй абзац, заменяя местоимения первого лица существительными и местоимениями третьего лица. Кто желает попробовать? | |||
Образец ответа: Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал товарищ и пошел на полянку посмотреть, в чём дело. Глядит: носятся его собаки вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? | |||
Метод: слово учителя. Прием: ведущее Отлично. Перейдем к третьей части, третьему абзацу. [имя], прочитай его выразительно вслух. | |||
Образец ответа: Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!» | Слайд №9 Текст третьего абзаца | ||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Итак, давайте ответим на вопросы. Куда вышел рассказчик? | |||
Образец ответа: Он вышел на середину поляны. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Что он сделал дальше? | |||
Образец ответа: Рассказчик остановился, посмотрел в сторону и замер. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Как вы понимаете слово замер? На что оно указывает? | |||
Образец ответа: Замер, то есть застыл на месте, не двигался. Это слово указывает на высокую степень удивления, неожиданность. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Правильно. Что случилось потом? Кого увидел рассказчик? | |||
Образец ответа: Рассказчик увидел зайца. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Где он находился? | |||
Образец ответа: Он притаился на верхушке высокого пня. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Как смотрел заяц на рассказчика? О чем просили его глазенки? | |||
Образец ответа: Заяц смотрел на него жалобно. Его глаза просили: «Не выдавай меня!» | |||
Метод: слово учителя, беседа, лингвистический анализ. Прием: ведущее, репродуктивная, частичный пунктуационный. Это предложение с прямой речью. Обратите внимание на постановку знаков препинания, запомните их. Прямая речь выделяется кавычками. Как можно озаглавить эту часть? | |||
Образец ответа: «Не выдавай меня!» | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Запишите заголовок в первый столбик под цифрой 3. Теперь найдите и назовите опорные слова. | Образец записи: 3.«Не выдавай меня!» | Слайд №10 3.«Не выдавай меня!» | |
Образец ответа: Вышел, глянул и замер, на верхушке пня, притаился. Глазёнки впились, будто просят: «Не выдавай меня!» | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Запишите их во второй столбик напротив заголовка части. Давайте подберем синонимы к словам глянул и впились. Назовите их. | Образец записи: Вышел, глянул и замер, на верхушке пня, притаился. Глазёнки впились, будто просят: «Не выдавай меня!» | Слайд №10 Вышел, глянул и замер, на верхушке пня, притаился. Глазёнки впились, будто просят: «Не выдавай меня!» | |
Образец ответа: Глянул можно заменить словом посмотрел. Впились – посмотрели пристально, уставились. | |||
Метод: слово учителя, беседа, пересказ. Прием: ведущее, репродуктивная, устный подробный пересказ А теперь перескажите этот абзац. Не забудьте, что пересказ должен быть от третьего лица. Кто попробует? | |||
Образец ответа: Вышел он на середину полянки и сам ничего не поймёт. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от него, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в него, будто просят: "Не выдавай меня собакам!" | |||
Метод: слово учителя. Прием: ведущее Отлично. Перейдем к последней части – последнему абзацу. Прочитай его вслух выразительно. | |||
Образец ответа: Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. | Слайд №11 | ||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Итак, какое чувство испытал рассказчик? | |||
Образец ответа: Он почувствовал жалость, сочувствие. Ему стало стыдно. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Что сделал рассказчик? | |||
Образец ответа: Пощадил зайца. Он опустил ружьё и отозвал собак. Ушел искать других зайцев. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Какую оценку дал рассказчик зайцу? | |||
Образец ответа: Заяц сдал экзамен на хитрость | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Какое слово показывает отношение автора к зайцу, а также называет его? | |||
Образец ответа: Слово зверек. | |||
Метод: беседа. Прием: репродуктивная Как же можно озаглавить эту часть? | |||
Образец ответа: Охотник пощадил зайца. | |||
Метод: слово учителя, беседа. Прием: ведущее, репродуктивная Запишите название в первый столбик под цифрой 4. Найдите и назовите опорные слова, которые помогут пересказать последний абзац. | Образец записи: 4.Охотник пощадил зайца | Слайд №12 4.Охотник пощадил зайца | |
Образец ответа: Стыдно стало убивать, опустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен на хитрость сдал, живет, учит. | |||
Метод: слово учителя, беседа, пересказ. Прием: ведущее, репродуктивная, устный подробный пересказ Запишите слова во второй столбик напротив заглавия. Перескажите последний абзац, не забывая про повествование от третьего лица. Кто желает попробовать? | Образец записи: Стыдно стало убивать, опустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен на хитрость сдал, живет, учит. | Слайд №12 Стыдно стало убивать, опустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен на хитрость сдал, живет, учит. | |
Образец ответа: Стыдно стало ему убивать зверька. Опустил охотник ружьё, отозвал гончих. Пошли они других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пусть живёт, зайчат уму-разуму учит. | |||
Метод: слово учителя, пересказ. Прием: похвальное, ведущее, обобщающее, инструктирующее, устный подробный пересказ Отлично! Молодец! Ребята, мы составили план текста, нашли и записали опорные слова, которые помогут вам написать изложение. Давайте попробуем пересказать полностью весь текст от третьего лица. Кто хочет попробовать? Вы можете смотреть в тетрадь, опираться на записанный план и слова. | |||
2-3 ученика пересказывают весь текст. | |||
Метод: слово учителя, лингвистический анализ. Прием: похвальное, ведущее, инструктирующее, орфографический анализ слов. Молодцы! Ученику №1 я ставлю «отлично», так как он последовательно изложил текст, не допустив ошибок. Ученик №2 также хорошо пересказал произведение Скребицкого, но допустил некоторые ошибки… поэтому ему я ставлю «хорошо». А теперь обратимся к слайду. Давайте поработаем над орфографией, чтобы вы не допустили ошибок в своем письменном высказывании. На слайде представлены слова из рассказа с пропущенными буквами. Назовите пропущенные буквы и объясните свой выбор. Не забывайте называть орфограмму. | Слайд №13 Г_няют, д_ро_ке, с_баки, (по)л_сной, выру_ке, п_ляны, (на)в_рхушке, гл_зенки, звер_ка, руж_ё. | ||
Образец ответа: В слове гоняют пропущена безударная гласная в корне слова – буква о. Проверочное слово – погоня. О находится в корне слова под ударением. В слове дорожка пропущена непроверяемая безударная гласная в корне слова – буква о. Это словарное слово. Также пропущена согласная ж. Проверить можно, подобрав однокоренные слова дорожный, подорожник. После согласного Ж в них находятся звонкие согласные, поэтому звук Ж слышится четко. В слове собака пропущена непроверяемая ударением безударная гласная О в корне слова. Это словарное слово. В слове лесной пропущена безударная гласная Е в корне слова. Проверочное слово лес. В слове вырубка пропущена звонкая парная согласная Б. Проверочное слово – рубить. В слове поляна пропущена безударная гласная о в корне слова. Проверочное слово – поле. В слове верхушка пропущена безударная гласная Е в корне слова. Проверочное слово – верх. В слове глазенки пропущена безударная гласная А в корне слова. Проверочное слово – глаз. В слове зверька пропущен мягкий знак, указывающий на мягкость предшествующего согласного. В слове ружье пропущен разделительный мягкий знак. Он разделяет согласный от последующей гласной Е. | |||
Метод: слово учителя. Прием: похвальное, оценочное, комментирующее, ведущее, инструктирующее Отлично! За правильное объяснение пропущенных букв в словах ученики №1 и №2 получают «отлично». Ребята, урок подходит к концу. Можете отдохнуть, на следующем уроке мы сразу же приступим к написанию изложения. | |||
| Метод: слово учителя. Прием: ведущее, инструктирующее Ребята, на предыдущем уроке мы с вами проанализировали текст, разбили его на части, нашли опорные слова, а ученики №1 и №2 пересказали произведение, тем самым мы подготовились к письменному изложению. На этом уроке вам необходимо написать изложение. Не забудьте, что оно должно быть написано от третьего лица. Чтобы не ошибиться в написании трудных слов, вы можете обращаться к словарям, которые лежат на партах. В них вы можете посмотреть, как пишется то или иное слово. Помним, что сначала записать текст нужно в черновик, проверить его и только после этого его можно переписать в чистовик. Также не забывайте обращаться к плану и опорным словам и разделять ваш текст на абзацы. Ребята, я последний раз прочитаю вам рассказ. Ваша задача - внимательно послушать, а затем написать изложение текста от третьего лица. | Слайд №14 План изложения с опорными словами | |
Метод: чтение, слово учителя. Прием: озвученное, выразительное, некритическое, сознательное, ведущее Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. Итак, приступаем к написанию изложения на черновиках. После проверки черновиков не забывайте переписать ваш текст в тетрадь для работ по развитию речи. | |||
Образец ответа: Однажды на охоте произошел такой случай. Отправился товарищ на охоту за зайцами. Через час нашли его собаки в лесу зайца и погнали. Он встал на дорожке и ждёт. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал товарищ и пошел на полянку посмотреть, в чём дело. Глядит: носятся его собаки вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Зайцу негде на поляне спрятаться. Вышел охотник на середину полянки и сам ничего не поймёт. Потом случайно глянул в стороне, да так и замер. В пяти шагах от него, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в него, будто просят: "Не выдавай меня собакам!" Стыдно стало ему убивать зверька. Опустил он ружьё, отозвал собак. Пошли они других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пусть живёт, зайчат уму-разуму учит. | |||
| Метод: слово учителя. Прием: ведущее, благодарственное, прощальное. Итак, ребята, заканчиваем! Проверьте ваше изложение еще раз на различные ошибки, исправьте их. Сдавайте тетради. На следующем уроке мы будем проверять ваши изложения и работать над допущенными ошибками. Всем спасибо за продуктивную работу на занятии. Урок окончен, до свидания! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Георгий Алексеевич Скребицкий . Родился в 1903 году в Москве. Писатель очень любил природу. В своих произведениях он часто изображал природу, животных.
Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. Г.А. Скребицкий «Хитрый Заяц»
Гончая – это порода собак. Впиться - крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-н. (перен.: пристально, не отрываясь, начать смотреть на кого-н.) Лесная вырубка – место, где вырублен лес. Уму-разуму учит – фразеологизм. Значение? «Экзамен на хитрость сдал» - ?
Раз со мной на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит. Г.А. Скребицкий План изложения
План изложения Собаки выследили зайца Отправился, на охоту, собаки, нашли и погнали, встал и жду .
Гоняют зайца по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело? Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Г.А. Скребицкий План изложения
План изложения Собаки выследили зайца Отправился, на охоту, собаки, нашли и погнали, встал и жду. 2. Заяц пропал Гоняют, по лесной вырубке, не выбегает, девался, пошел посмотреть, носятся по кустам, нюхают землю, спрятаться.
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдавай меня собакам!»
План изложения Собаки выследили зайца Отправился, на охоту, собаки, нашли и погнали, встал и жду. 2. Заяц пропал Гоняют, по лесной вырубке, не выбегает, девался, пошел посмотреть, носятся по кустам, нюхают землю, спрятаться. 3.«Не выдавай меня!» Вышел, глянул и замер, на верхушке пня, притаился. Глазёнки впились , будто просят: «Не выдавай меня!»
Стыдно мне стало убивать зверька. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
План изложения Собаки выследили зайца Отправился, на охоту, собаки, нашли и погнали, встал и жду. 2. Заяц пропал Гоняют, по лесной вырубке, не выбегает, девался, пошел посмотреть, носятся по кустам, нюхают землю, спрятаться. 3. «Не выдавай меня!» Вышел, глянул и замер, на верхушке пня, притаился. Глазёнки впились , будто просят: «Не выдавай меня!» 4. Охотник пощадил зайца Стыдно стало убивать, опустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен на хитрость сдал, живет, учит.
Г_няют , д_ро_ке , с_баки , (по) л_сной , выру_ке , п_ляны , (на) в_рхушке , гл_зенки , звер_ка , руж_ё .
План изложения Собаки выследили зайца Отправился, на охоту, собаки, нашли и погнали, встал и жду. 2. Заяц пропал Гоняют, по лесной вырубке, не выбегает, девался, пошел посмотреть, носятся по кустам, нюхают землю, спрятаться. 3. «Не выдавай меня!» Вышел, глянул и замер, на верхушке пня, притаился. Глазёнки впились , будто просят: «Не выдавай меня!» 4. Охотник пощадил зайца Стыдно стало убивать, опустил, отозвал, пошли искать, этот экзамен на хитрость сдал, живет, учит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Обучение сжатому изложению"
Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....
Конспект урока "Обучение сжатому изложению"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе...
конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"
конспект урока + презентация "Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания 5 класс"...
Конспект урока "Обучение сжатому изложению"
Цель урока: • познакомить с различными приемами сжатия исходного текста;• формировать умение выделя...
Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер»
Конспект урока развития речи.Изложение «Солнце и Ветер» в 5 классе.Учебник Т.А.Ладыженской...
Конспект урока: "Развитие речи. Изложение. Победа"
Разработка конспекта урока по развитию речи для специальных (коррекционных) школ. Изложение "Победа"....
Конспект урока "Обучающее подробное изложение текста - повествования с элементами описания по тексту А.Баркова"
Конспект урока в 6 классе "Обучающее подробное изложение текста-повествования с элементами описания по тексту А.Баркова "Щенок"...