урок в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Систематизация обобщение знаний по теме "Имя существительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_6_klass_urok.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс
Тема: Повторение изученного по теме: «Имя существительное»
Цель: закрепление и обобщение сведений об имени существительном как части речи.
Задачи:
Обучающие:
- обобщение, систематизация материала по теме «Имя существительное»;
- формирование навыков правильного написания имен существительных;
- выработка умений нахождения и употребления имен существительных в тексте, правильного использования их в устной и письменной речи.
Развивающие:
- развитие речи учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие умений видеть красоту в природе.
Воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явление культуры, основному средству общения;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по закреплению и обобщению знаний и умений по теме «Имя существительное»;
- воспитание любви к русскому языку .
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Этапы
урока
Деятельность учителя
Осуществляемая
деятельность
учащихся
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Организационный
создается атмосфера доброжелательности и творческой активности
-Добрый день! - тебе сказали.
-Добрый день! – ответил ты.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу.
Продолжаем работать по теме «Имя существительное», а работать мы будем под девизом:
Знаешь – говори, не знаешь – слушай.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия
Целеполагание
-Мы с вами на протяжение нескольких уроков изучали имя существительное. Мы повторили и узнали что-то новое про эту часть речи. Давайте попробуем с вами сформулировать тему сегодняшнего урока.
- О чем мы будем говорить на уроке?(запись числа, темы в тетрадь)
- Какие цели мы можем перед собой поставить?
- Внимательно посмотрите на доску и отгадайте зашифрованное слово.
Т Е С И Т П Е В У Ш Е
8 6 7 10 3 1 11 9 2 5 4
- - Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие на вершину горы «Имя существительное». Нам предстоит повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и орфограммы, которые изучали по теме « Имя существительное». Для любого путешествия важен маршрут. Вы получаете маршрутные листы. Это еще и будут листы оценивания. Путешествие –дело довольно трудное. Прежде чем в него отправиться, вам что нужно собрать? Конечно, РЮКЗАК
Совместное определение целей.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы
Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность
Актуализация знаний
- Из данных слов вам нужно выбрать только имена существительные, записать их в тетрадь, вставив в них пропущенные буквы.
Вел…колепный, б…нокль, пор…жать, б…гряный, пр…дмет, при…ти, тел…фон, пр…пятствие, пр…лежный, пр…зирать, пор…жение, к…мандир, профе…и я, с(э, и)кономить.
- Зачитайте выписанные вами слова. Докажите, что это имена существительные.
- Рюкзак собран. Отправляемся в путешествие.
- Чтобы попасть на вершину горы, вам необходимо будет преодолеть препятствия на своём пути. Все готовы к испытаниям? Впереди Долина постоянных признаков.
Б) Фронтальный опрос.
- Перечислите постоянные морфологические признаки существительного.
- Чем отличаются друг от друга слова лес, гора, озеро и Обь, Новосибирск, Петровка?
- Что вы можете сказать о словах люди, человек, кукла и здание, цветок, народ?
Кукла- одуш, труп – неодуш, мертвец – одуш
Одуш. – Вп=Рп неодуш – Ип=Вп
- Какой род могут иметь существительные?
- Назовите мне существительные общего рода?
- Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных вы узнали в 6 классе? ( разносклоняемые и несклоняемые)
- Как изменяются существительные? ( по падежам и числам)
- Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?
Отвечают на вопросы,
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Отвечают на вопросы
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий
Обобщение и систематизация знаний
1.Выпишите разносклоняемые имена существительные в 1 столбик, несклоняемые – во 2
Путь, мадам, стужа, авеню, племя, ртуть, время, кольраби, бремя, кино, какаду, темя, алиби, река, семя.
Путь мадам
Племя авеню
Время кольраби
Бремя кино
Темя какаду
Семя алиби
Почему они так называются? (выполняют у доски)
- Ну что ж двигаемся дальше
Самостоятельная работа с взаимопроверкой
3. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные общего рода; вставьте пропущенные буквы.
Серёжа – кргл… ____________. Петя - ужасн… ____________. Сосед – жутк.. __________.Вредн… ______________ Иришка. Моя сестра - незаметн… ___________.
Слова для справок: рёва, зазнайка, сирота, ябеда, тихоня.
4.Дальше мы попадаем на Склон непостоянных признаков
(работа в паре)
Игра «Подскажи словечко!» Запиши его в той же форме и с тем же предлогом, если он есть.
- Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.
- Через несколько минут опустился... парашют.
- Елка слишком высока, достает до... потолка.
- Взял художник краски, рисует на... терраске.
- Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.
- Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из-за... туч.
- В этот час такая тишь, и в кроватке спит малыш.
- Осень лесу каждый год платит золотом за... вход.
- Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку.
- Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи.
Выпиши существительные, определи число и падеж.
Зонтик – И.п., ед.ч.
Парашют – И.п., ед.ч.
До потолка – Р.п., ед.ч.
На терраске – П.п., ед.ч.
Мышь – И.п., ед.ч.
Из-за туч – Р.п., мн.ч.
Малыш – И.п., ед.ч.
За вход – В.п., ед.ч.
Щёлку – В.п., ед.ч.
Ночи – Р.п., ед.ч.
Проверка по очереди.
5..Дальше нас ждет синтаксическое нагорье. Синтаксический разбор предложения. (выполняют у доски по очереди)
По горной поляне невидимый пастушок белых барашков гоняет.
Барашков возьмем с собой и выполним морфологический разбор этого слова.
Отвечают на вопросы,
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Выполняют упражнения
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний.
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий
Физминутка.
А вы, я вижу, немного устали. Без физ. минутки не обойтись.
Давайте встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. А теперь дальше продолжаем путешествие.
Выполняют элементарные физические упражнения
Личностные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока
Практическая деятельность.
Мы попадаем в орфографическое ущелье.
Ветер усилился, поднялся ураган, посыпались орфографические камни. А чтобы ими вас не придавило, нужно вспомнить орфограммы и выполнить задания, спрятавшись в укромном месте.
- Буквенный диктант с проверкой по эталону
Хвост…к, шалаш…к, песоч…к, луж…к, зайч…нок, шкафч…к, рубаш…нка, лодч….нка, огонеч…к, пальч…к.
И, и, е, о, о, и, о, о, е, и.
2. Объяснительный диктант.
Не)годование, (не)воля, (не)был в школе, (не)задачливый ученик, (не)широкая дорога, а узкая, говорить (не)правду, (не)лепость, (не)погода, (не)уверенность, книга (не)большая, а маленькая, (не)друг, (не)забудка.
3.ЧИК- ЩИК? Запишите ответ на вопрос, выделите орфограмму. (выполняют на листочках)
Кто ремонтирует фонари?
Кто ходит в разведку?
Кто работает в забое?
Кто переписывает бумаги?
Кто делает доклад?
Кто кладет камни?
Кто работает в бане?
Кто ремонтирует водопровод?
Кто работает на погрузке и выгрузке?
Выполняют задания
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач
операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.
Вершина горы
1 вариант 2 вариант
1 Найти разносклоняемое существительное:
А. лекция А.. темечко
Б. семечко Б. деревня
В. драма В. панама
Г. камыш Г. акация
2. Найти несклоняемое существительное:
А. село А. поле
Б. колибри Б. невезение
В. отчаяние В. конферансье
Г. растяпа Г. Невежа
3. Найти существительные 1 склонения:
А. тряпкам А. бремя
В. стремена В. ольхой
Г. племя Г. знамена
Д. выменем Д. племенем
4. Найти существительные общего рода:
А. глупышка А. невежда
Б. зазнайка Б. недотрога
В. неженка В. дробилка
5. Найти существительные, пишущиеся с НЕ слитно:
А. (не)вер А. (не)годность
Б. (не)забудки Б. (не)приятель
В. (не)воля В. (не)годование
Г. (не)рыба Г. (не)вода, а кисель
Д. (не)беда, а радость Д. (не)конфета
6. Указать слова с пропущенной буквой:
1 вар. - О 2 вар. - Е
А. крючоч..к Е. шалаш..м
Б. свеч..й Ж. пальц..в
В. реч..нкой З. кабач..к
Г. друж..чек И. болотц..м
Д. невеж..й К. перц..м
Принимают участие в работе, выполняют упражнения.
Рефлексия
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….
Я вспомнил(а) о том, что существительные…
Мне необходимо повторить материал о…
Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…
- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).
- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
Домашнее задание.
Подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имени существительного
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...