урок в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Систематизация  обобщение знаний по теме "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_6_klass_urok.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: Повторение изученного по теме: «Имя существительное»

Цель: закрепление и обобщение сведений об имени существительном как части речи.

Задачи:

Обучающие:

- обобщение, систематизация материала по теме «Имя существительное»;

- формирование навыков правильного написания имен существительных;

- выработка умений нахождения и употребления имен существительных в тексте, правильного использования их в устной и письменной речи.

Развивающие:

- развитие речи учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие умений видеть красоту в природе.

Воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явление культуры, основному средству общения;

- воспитание стремления к самостоятельной работе по закреплению и обобщению знаний и умений по теме «Имя существительное»;

- воспитание любви к русскому языку .

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Этапы

урока

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Организационный

создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности

-Добрый день! - тебе сказали.

-Добрый день! – ответил ты.

Нас две ниточки связали

Доброты и теплоты.

Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу.

Продолжаем работать по теме «Имя существительное», а работать мы будем под девизом:

 Знаешь – говори, не знаешь – слушай.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия

Целеполагание

-Мы с вами на протяжение нескольких уроков изучали имя существительное. Мы повторили и узнали что-то новое про эту часть речи. Давайте попробуем с вами сформулировать тему сегодняшнего урока.

- О чем мы будем говорить на уроке?(запись числа, темы в тетрадь)

- Какие цели мы можем перед собой поставить?

- Внимательно посмотрите на доску и отгадайте зашифрованное слово.


Т Е С И Т П Е В У Ш Е
8 6 7 10 3 1 11 9 2 5 4
- - Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие на вершину горы «Имя существительное». Нам предстоит повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль и орфограммы, которые изучали по теме « Имя существительное». Для любого путешествия важен маршрут. Вы получаете маршрутные листы. Это еще и будут листы оценивания. Путешествие –дело довольно трудное. Прежде чем в него отправиться, вам что нужно собрать? Конечно, РЮКЗАК

Совместное определение целей.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

Актуализация знаний

- Из данных слов вам нужно выбрать только имена существительные, записать их в тетрадь, вставив в них пропущенные буквы.

Вел…колепный, б…нокль, пор…жать, б…гряный, пр…дмет, при…ти, тел…фон, пр…пятствие, пр…лежный, пр…зирать, пор…жение, к…мандир, профе…и я, с(э, и)кономить.

Зачитайте выписанные вами слова. Докажите, что это имена существительные.

- Рюкзак собран. Отправляемся в путешествие.

- Чтобы попасть на вершину горы, вам необходимо будет преодолеть препятствия на своём пути. Все готовы к испытаниям? Впереди Долина постоянных признаков.

Б) Фронтальный опрос.

  1. Перечислите постоянные морфологические признаки существительного.
  2. Чем отличаются друг от друга слова лес, гора, озеро и Обь, Новосибирск, Петровка?
  3. Что вы можете сказать о словах люди, человек, кукла и здание, цветок, народ?

Кукла- одуш, труп – неодуш, мертвец – одуш

Одуш. – Вп=Рп неодуш – Ип=Вп

  1. Какой род могут иметь существительные?
  2. Назовите мне существительные общего рода?
  3. Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных вы узнали в 6 классе? ( разносклоняемые и несклоняемые)
  4. Как изменяются существительные? ( по падежам и числам)
  5. Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?

Отвечают на вопросы,

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий

Обобщение и систематизация знаний

1.Выпишите разносклоняемые имена существительные в 1 столбик, несклоняемые – во 2

Путь, мадам, стужа, авеню, племя, ртуть, время, кольраби, бремя, кино, какаду, темя, алиби, река, семя.

Путь мадам

Племя авеню

Время кольраби

Бремя кино

Темя какаду

Семя алиби

Почему они так называются? (выполняют у доски)

- Ну что ж двигаемся дальше

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

3. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные общего рода; вставьте пропущенные буквы.

Серёжа – кргл… ____________. Петя - ужасн… ____________. Сосед – жутк.. __________.Вредн… ______________ Иришка. Моя сестра - незаметн… ___________.

Слова для справок: рёва, зазнайка, сирота, ябеда, тихоня.

4.Дальше мы попадаем на Склон непостоянных признаков

(работа в паре)

Игра «Подскажи словечко!» Запиши его в той же форме и с тем же предлогом, если он есть.

  • Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе... зонтик.
  • Через несколько минут опустился... парашют.
  • Елка слишком высока, достает до... потолка.
  • Взял художник краски, рисует на... терраске.
  • Не шумит в реке камыш, не шуршит под полом... мышь.
  • Темноту замкнув на ключ, месяц вышел из-за... туч.
  • В этот час такая тишь, и в кроватке спит малыш.
  • Осень лесу каждый год платит золотом за... вход.
  • Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь... щелку.
  • Раскрывают звезды очи и желают доброй... ночи.

Выпиши существительные, определи число и падеж.

Зонтик – И.п., ед.ч.

Парашют – И.п., ед.ч.

До потолка – Р.п., ед.ч.

На терраске – П.п., ед.ч.

Мышь – И.п., ед.ч.

Из-за туч – Р.п., мн.ч.

Малыш – И.п., ед.ч.

За вход – В.п., ед.ч.

Щёлку – В.п., ед.ч.

Ночи – Р.п., ед.ч.

Проверка по очереди.

5..Дальше нас ждет синтаксическое нагорье. Синтаксический разбор предложения. (выполняют у доски по очереди)

По горной поляне невидимый пастушок белых барашков гоняет.

Барашков возьмем с собой и выполним морфологический разбор этого слова.

Отвечают на вопросы,

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Выполняют упражнения

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий

Физминутка.

А вы, я вижу, немного устали. Без физ. минутки не обойтись.

Давайте встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. А теперь дальше продолжаем путешествие.

Выполняют элементарные физические упражнения

Личностные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока

Практическая деятельность.

Мы попадаем в орфографическое ущелье.

Ветер усилился, поднялся ураган, посыпались орфографические камни. А чтобы ими вас не придавило, нужно вспомнить орфограммы и выполнить задания, спрятавшись в укромном месте.

  1. Буквенный диктант с проверкой по эталону

Хвост…к, шалаш…к, песоч…к, луж…к, зайч…нок, шкафч…к, рубаш…нка, лодч….нка, огонеч…к, пальч…к.

И, и, е, о, о, и, о, о, е, и.
2. 
Объяснительный диктант.

Не)годование, (не)воля, (не)был в школе, (не)задачливый ученик, (не)широкая дорога, а узкая, говорить (не)правду, (не)лепость, (не)погода, (не)уверенность, книга (не)большая, а маленькая, (не)друг, (не)забудка.

3.ЧИК- ЩИК? Запишите ответ на вопрос, выделите орфограмму. (выполняют на листочках)

Кто ремонтирует фонари?

Кто ходит в разведку?

Кто работает в забое?

Кто переписывает бумаги?

Кто делает доклад?

Кто кладет камни?

Кто работает в бане?

Кто ремонтирует водопровод?

Кто работает на погрузке и выгрузке?

Выполняют задания

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач

операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону.

Вершина горы

1 вариант 2 вариант

Найти разносклоняемое существительное:

А. лекция А.. темечко

Б. семечко Б. деревня

В. драма В. панама

Г. камыш Г. акация

2. Найти несклоняемое существительное:

А. село А. поле

Б. колибри Б. невезение

В. отчаяние В. конферансье

Г. растяпа Г. Невежа

3. Найти существительные 1 склонения:

А. тряпкам А. бремя

В. стремена В. ольхой

Г. племя Г. знамена

Д. выменем Д. племенем

4. Найти существительные общего рода:

А. глупышка А. невежда

Б. зазнайка Б. недотрога

В. неженка В. дробилка

5. Найти существительные, пишущиеся с НЕ слитно:

А. (не)вер А. (не)годность

Б. (не)забудки Б. (не)приятель

В. (не)воля В. (не)годование

Г. (не)рыба Г. (не)вода, а кисель

Д. (не)беда, а радость Д. (не)конфета

6. Указать слова с пропущенной буквой:

1 вар. - О 2 вар. - Е

А. крючоч..к Е. шалаш..м

Б. свеч..й Ж. пальц..в

В. реч..нкой З. кабач..к

Г. друж..чек И. болотц..м

Д. невеж..й К. перц..м

Принимают участие в работе, выполняют упражнения.

Рефлексия

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

- Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

- Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).

- Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Домашнее задание.

Подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имени существительного


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...