Самоанализ урока по теме " Графика. Алфавит."
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Гильфиева Алсу Раифовна

Данный материал будет  полезен для проведения самоанализа урока. План анализа урока построен в соответствии с требованиями ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz._urok_po_teme_grafika._alfavit.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по  русскому языку в 5 классе

Учитель: Гильфиева Алсу Раифовна

Дата проведения: 12.12.2020 г.

Тема урока: «Алфавит. Графика»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: традиционный

           Цели урока: Создание условий для осознания различий между буквами и звуками, дать представление о графике и каллиграфии, повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита

             Задачи: 1) познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и алфавита; 2) отработать правильное произношение названий букв; 3) сформировать  понимание различий букв от звуков.

Планируемые результаты:

Предметные: знать историю алфавита и русской азбуки; уметь отличать звуки и буквы
Метапредметные: уметь находить, преобразовывать и передавать информацию.

Личностные: понимать роль русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

            Оборудование и средства обучения:

  • Классная доска
  • Экран с проектором
  • Презентация, выполненная в программе PowerPoint

Методы и приёмы, использованные учителем на уроке:

  • Репродуктивный
  • Объяснительно-презентационный
  • Связное слово учителя
  • Фронтальная работа с классом
  • Беседа

            Оформление доски:

Двенадцатое  декабря.

Алфавит. Графика.

Урок проводился в 5 классе, в котором обучается 6 человек (на момент проведения урока присутствовало 6 человек). В данном классе я работаю первый год.

В тематическом планировании – 64 урок, в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» - 8 урок (всего на изучение данного раздела отводится 18 часов). 

Преподавание русского языка ведётся по учебнику для образовательных учреждений под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2015 год.

             Этапы урока:

Организационный момент.

Актуализация и пробное учебное действие.

Выявление места и причины затруднения.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Первичное закрепление.

Физминутка.

Закрепление знаний.

Рефлексия (итог, запись домашнего задания).

           Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Правильно распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

          Для работы на уроке использовались следующие формы:

- индивидуальная.

- самостоятельная.

- самооценка, самопроверка.

- обобщение.

- рефлексия.

          Начало урока способствовало психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний. Были подобраны задания, которые помогли учащимся с определением темы. Поставленные задачи были достигнуты.

Технологическая карта урока

Учитель

Гильфиева Алсу Раифовна

Дата

12.12.2020

Класс

5

Предмет

 Русский язык.  Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Тема урока

Графика. Алфавит.

Тип урока

Традиционный

Цель урока

Создание условий для осознания различий между буквами и звуками, дать представление о графике и каллиграфии, повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знания алфавита

Задачи урока

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных  результатов:

- формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;

-  устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие творческого мышления

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях

Методы  и формы

Методы: наглядный, частично-поисковый

Формы: индивидуальная,  фронтальная

Оборудование

мультимедийный  проектор , орфографические словари, раздаточный материал, видеофрагмент

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

Организационный момент (мотивационно-мобилизирующий)

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте, улыбнемся и поприветствуем друг друга….

Я бы хотела начать урок  с девиза, но он рассыпался. Кто поможет мне?
«С малой удачи начинается успех!» 
– Как вы понимаете эти слова?
– Я вам желаю, чтобы вам сегодня  сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!  Итак,начнем.

     Ребята, возьмите маршрутный лист на сегодняшний урок, скажите, сколько будет заданий?
Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу  в листах индивидуальных достижений. Вот критерии оценки:
- если задание выполнили без ошибок,ставим
http://festival.1september.ru/articles/634931/img1.gif -значит,цель достигнута;
-если задание выполнили правильно, но  с 2-3 ошибками, ставим
http://festival.1september.ru/articles/634931/img3.gif 
-
http://festival.1september.ru/articles/634931/img5.gif  ставим, если ошибок 4-5 ,значит ,нам ещё нужно над этим работать
                  
 

Объясняют смысл приветствия.
Волевая саморегуляция

Актуализация знаний

  1. Ребята, вспомним  материал прошлых  уроков  и проверим домашнее задание.  Дома вы должны были  составить устный рассказ о звуках с помощью схемы (кластера). Поднимите кластеры, покажите, что у вас получилось?

А кто расскажет  первым?

А теперь… внимание на экран! Задание 1.  Найдите  знаменатель. Дайте общее название составленным рядам звуков. 

[б], [в], [г], [д], [ж], [з]
------------------------
[п] .

 Орфографическая минутка.  П_б_жал по  дорожке, к__саться мяча,  радос_ный тренер,  т_желая атлетика, спортивное  ж_ри.

Задание 2. Игра «Наведи порядок  и назови таблицу и  колонки»

Подсказка: в каждой колонке есть  лишние элементы.

Обращаем  внимание на первую таблицу.

?

?

[ а, у, к, о, р, и, ы ]

[ш, л, ю, ц, ф, п, х, я ]

Вопрос: зачем нужны звуки? (чтобы общаться, разговаривать)

А как называется наука, которая изучает звуки?  (фонетика)

?

?

А, о, е, ю, [ и ], э, я,  г

Ш, щ, с, ы, р, ф, [ д ],х

Рассказывают о звуках

Выполняют задание

Пишут словарный диктант. Объясняют орфограммы.

Называют колонки,

убирают лишние элементы,

объясняют свой выбор

Возникновение проблемной ситуации

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Вопрос: зачем нужны буквы?(писать и читать)

Кто знает,  как называется наука, которая изучает начертание письменных  букв и знаков?

Угадайте по аналогии.  Фонетика ( от греч. Фоне – звук)

                                                                  ?  (от греч. Графо – пишу, черчу)

Загадка про алфавит.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется все …. (алфавит)

Какова же тема нашего урока? (Графика. Алфавит)

 Вам многое известно по данной теме. Что хотели бы узнать сегодня, в чем разобраться?

-научиться отличать букву от звука;

-повторить алфавит и названия букв;

-познакомиться с и историей русского алфавита и   узнать, где мы используем алфавит?

       Вот вы сами и сформулировали цели урока.

Формулируют тему и цель урока

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Учитель: Знаете ли вы, как возникла русская письменность?

Рассказ учителя. Дорога к письменности была длинной и трудной.

В те времена, когда еще не было придумано ни одной буквы, люди общались между собой с помощью рисунков. Такое письмо называли пиктографическим: какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (иероглифы)
После эти условные знаки и превратились в буквы!
Русская письменность довольно молодая. Есть алфавиты намного старше, чем наш. Это, например, финикийское, греческое, латинское письмо.

В IX веке в Византии жили два брата — Константин и Мефодий. Были они люди мудрые и очень образованные. По просьбе русского князя, они приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей.. (В честь Константина, который впоследствии получил имя Кирилл).
Первый русский букварь был издан в 1574 г. первопечатником Иваном Фёдоровым. До нашего времени дошёл один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страницах.

 Естественно, за свою историю русский алфавит претерпел большие изменения. Раньше были носовые гласные, (которые ушли из алфавита одними из первых), в 18 веке благодаря реформам Петра Великого уходят буквы греческого происхождения и заменяются аналогичными русскими, Буква Я появилась в 1708 г, а Й — в 1735; Буква Ё — 29 ноября 1783, но обязательной она стала только в 1942. Последние изменения случились в 1918 г. Например, убрали букву Ѣ, заменили ее на Е.

 24 мая отмечается день славянской письменности и культуры не только у нас, в России, но и почти во всех славянских странах (Болгарии, Чехии).

Я приглашаю вас совершить путешествие в историю письменности и алфавита.  (Просмотр видео о происхождении письменности)

-Теперь вы знаете, как появился русский алфавит. 

Ребята, скажите, что вас больше всего удивило?

Итак, мы познакомились  историей  русского алфавита.

А теперь попробуем выполнить задание .

 В  учебнике  на стр 134 приведен русский  алфавит. Рассмотрите его внимательно. Прочитайте название букв русского алфавита .

А теперь все вместе вслух прочитаем вторую строчку алфавита.

Просмотр видео.

Просмотр видеофрагмента. 2минуты

Ответ. Как же трудно было учиться читать, ведь буквы назывались «земля», «добро», «юс малый» и т.д.

Первичное закрепление

А сейчас выполним задания из учебника.

 Работа по учебнику.

  Упр.291- выполнение задания (устно)

Давайте прочитаем диалог мальчика и девочки на с.133

Прав ли мальчик, считая, что порядок букв знать не обязательно?

Ребята,  скажите, зачем нам нужно знать порядок букв,где мы используем алфавит.

Задание 3.  Решите фонетическую задачу.

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов он напишет с буквой  щ?: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать

А) 1, 2, 3;
Б) 1, 2, 4;
В) 2, 3;
Г) 1, 4;
Д) все.

Вывод. Согласные  и гласные бывают такие опасные: звук очень ясно слышится, а буква другая пишется.   Различайте звук и букву!

Физкультминутка.

Задание 4  

Ребята, обратите внимание на доску.  Знакомы ли вам эти фамилии: Павел Буре (хоккеист), Алина Кабаева (гимнастка), Андрей Аршавин (футболист), Костя Дзю (боксер), Елена Исинбаева (прыгунья), Мария Шарапова (теннис), Эвелина Сотникова(фигуристка), Юрий Жирков(футболист), Александр Овечкин (хоккеист), Лариса Лазутина (чемпионка по лыжне)

 Кто это? (чемпионы-спортсмены). А давайте представим, что нам необходимо выпустить справочник под названием «Великие  спортсмены России». А раз это справочник, значит фамилии должны как  расположиться? Совершенно верно,  в алфавитном порядке. Давайте это сделаем сейчас.

Расположите фамилии в алфавитном порядке.

 

Где необходимо знание алфавита? Где он используется?

(-составление списков;

-расположение книг в библиотеке;

- работа со словарем и т. д.

Учащиеся  устно выполняют упражнение.

Поочерёдно  выполняют упражнение по цепочке.

Чем лучше мы будем знать алфавит, тем быстрее сможем находить необходимую нам информацию.

Выполняют задание в маршрутных листах.

Проверяют по эталону

Выполняют задание

Аршавин Буре Дзю Исинбаева Кабаева Лазутина Овечкин Сотникова Шарапова

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону

Цель: контроль знаний

Задание 5. Организует деятельность по применению новых знаний

Тест 

   1. Способы обозначения звуков речи на письме изучает…

А) ор       А. орфография; Б) орфоэпия; В) графика; Г) фонетика.

        2.    2. Как называется наш алфавит?

А. Кириллица; Б) глаголица; В) латиница; Г) митровица.

       3. В каком варианте ответа слова расставлены в алфавитном порядке?

А) ри А) Рисунок, сочинение, утрата,            Б) борода, зонтик, жилет;

В) ор   В) Орех, нитка. лимон,                           Г) карандаш, фартук,альбом.

      4.   4. Сколько согласных букв в русском алфавите?

А) 18; Б) 19; В) 20; Г) 21.

5. Безударный гласный в корне слова уд…влять можно проверить:

А) удивительный   В) диво  С) удивляться

Самостоятельная работа

Осуществляют самопроверку , пошагово сравнивая с эталоном.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Что сегодня на уроке повторили?

Что узнали нового? Что показалось интересным, а что вызвало затруднения?

Отвечают на вопросы.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Предлагаю выполнить по выбору:
1.упр. 288    2. упр.295

3.Придумать лингвистическую сказку о буквах (по желанию)

Наш урок подошел к концу.

Ребята, покажите ваше настроение к концу урока. Поднимите  смайлики.

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой удачей помог сделать успешным наш урок!

Записывают в дневниках

       

 На протяжении всех этапов урока реализовывались поставленные задачи. Дети  проявили активность,  работали все, они тоже оценили и урок, и свое моральное состояние, адекватно оценивали свою учебную деятельность.

         Я считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи.  Структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта,   учебника и  программы. Приемы обучения соответствуют  образовательной цели. Все предложенные задания имели практическую направленность.  

        Уровень самостоятельности учащихся  на этапах урока достаточен. Характер самостоятельной учебной деятельности  имеет репродуктивный и творческий характер. УУД формировались на каждом этапе урока.

       Гигиенические требования соблюдались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок то теме "Английский алфавит"

Урок разработан для учащихся 5 класса (первый год обучения) с учетом личностно-ориентированного подхода в обучениии....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Графика. Алфавит"

Тема урока «Графика. Алфавит».Используемая технология: ТРКМ (технология развития критического мышления).Обоснование выбора технологии: тема «Графика. Алфавит» не является абсолютно новой для пятикласс...

Разработка урока по теме Английский алфавит для 5 класса

Английский алфавит. Разработка урока...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Графика. Алфавит"

технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Графика.Алфавит"...

Открытый урок в 5 классе по теме: «Графика. Алфавит».

Цели урока: Создание условий для осознания различий между буквами и звуками, узнать назначение алфавита, графики; повторить правильное название букв русского алфавита, выявить сферы использования знан...