"Словообразование и формообразование"
план-конспект по русскому языку
Способы словообразования и формообразования, разбор слова по составу, синтасический разбор предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0017a8ce-e16a7ad3.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Словообразование и формообразование»
Тип урока: объяснение нового материала.
Метод: частично-поисковый.
Цели:
- Познавательные: углубить понятие о способах словообразования и формообразования слов.
- Практические: совершенствовать умение разбирать слово по составу; производить синтаксический разбор предложения; продолжить подготовку к ЕГЭ.
- Развивающие: развивать логическое мышление на основе построения словообразовательного гнезда; развивать устную монологическую речь.
Ход урока.
- Орг. момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
- Проверка домашнего задания. Пройти и посмотреть наличие выполненного домашнего задания.
- Подготовка к ЕГЭ.
- Орфографический диктант; выделить корень в сложных существительных и прилагательных. Определить способ связи слов в словосочетаниях: светло-серый костюм – согласование, парк железнодорожников - управление, временно нетрудоспособный– примыкание, сильнодействующее лекарство - согласование, институт здравоохранения - управление.
- Синтаксический разбор предложения:
Стало ясно, что мы заблудились в этом белоснежном лесу. (Повест., невоскл., сложное, сложноподчиненное). [ ], (что ).
- Разобрать слово по составу: белоснежном
- Объяснение нового материала: Не случайно наши задания сегодня связана с работой над сложными существительными и прилагательными, так как тема этого урока: «Словообразование и формообразование».
- Какие способы образования слов вы знаете? (Учащиеся перечисляют способы образования слов, которые они помнят). В современном русском языке существует несколько способов словообразования: морфологический (образование новых слов путём присоединения морфем к производящей основе или к производящему слову) и неморфологический. Составим схему морфологических способов.
Морфологические способы
Аффиксация:
(ехать – уехать)
(лес – лесной)
(море – приморский). | Бессуффиксальный: Допросить – допрос, высокий – высь. | Сложение:
(водовоз – воду возить)
(драмкружок – драматический кружок)
(вагон-ресторан)
(универмаг – универсальный магазин)
(ЕГУ – Елецкий государственный университет). | Усечение основы: Заведующий – зав. |
Теперь запишем неморфологические способы словообразования.
Неморфологические способы:
- Лексико-семантический – появление новых слов в результате изменения значения у уже существующих в русском языке слов: прапорщик (знаменосец_ - прапорщик (воинское звание).
- Морфолого-синтаксический – появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую: раненый солдат (прил.) – раненый уснул (сущ.)
- Лексико-синтаксический – появление новых слов в результате сращения сочетаний слов: сумасшедший – с ума сошедший.
С формообразованием слов вы познакомитесь самостоятельно. Эта тема не вызывает трудностей, поэтому я задам её на дом.
V.Закрепление изученного материала. Для закрепления изученной темы выполним
Упр.75.Доска. (Задание: постройте из слов словообразовательное гнездо.)
Год – годик -
Упр.76.Самостоятельно. (Задание: укажите способ образования слов.)
Пригородный – приставочно-суффиксальный, садоводство – сложение, упрощение – приставочно-суффиксальный, победитель – суффиксальный, окончательный – приставочно-суффиксальный, наконечник – приставочно-суффиксальный, водянистый – суффиксальный, водопровод – сложение, МХАТ – аббревиатура, студсовет – сложение, приземлить – приставочно-суффиксальный, Курилы – усечение основы, педсовет – сложение, РФ - аббревиатура, ВВЦ - аббревиатура, выставка-продажа – сложение, главбух – сложение, завхоз – сложение, завуч – сложение, зарплата – сложение, самбо – сложение, ракета-носитель – сложение.
VI. Итог урока. Итак, сегодня на уроке мы повторили с вами способы словообразования, а формообразование вы прочтёте сами и на следующем уроке расскажите мне. Записываем домашнее задание.
VII. Домашнее задание.
VIII. Выставление оценок, их комментирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формообразование в костюме методом бумагопластики
Методическая разработка по программе "Основы дизайна и моделирования костюма" включает задания по бумагопластике, истории костюма и подводит учащихся к муляжному способу моделирования....
конспекта занятия по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» на тему: «Общие сведения о металлорежущих станках. Токарный станок»
История токарных станков, Основные узлы и детали токарно-винторезного станка....
Методическая разработка урока по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» тема: «Итоговое занятие по токарной обработке».
Закрепить знания по пройденному материалу – «Обработка материалов точением»....
Методическая разработка урока по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» тема: «Выполнение практической работы «Расчет и табличное определение режимов резания при сверлении, зенкеровании, развертывании».
Сделать расчеты режимов резания при сверлении ( с использованием таблиц нормативов), определить мощность резания (Nрез.), определить основное время (То)....
Методическая разработка урока по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» тема: «Протягивание»
Выполнение творческой работы «Назначение режимов резания при протягивании»...
Формообразование и словообразование, различия. 5, 6 классы.
В данной презентации дается представление о формообразовании и словообразовании, наглядно показывается разница между этими понятиями, говорится о разнице между лексическим и грамматическим значением с...
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.
Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....