"Бессоюзные сложные предложения"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс)
Бессоюзные сложные предложения.
Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.
Интонация.
Цели:
1 познакомить учащихся с бессоюзным сложным предложением, смысловыми отношениями между частями бессоюзного сложного предложения и знаками препинания в них;
учить устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
2 формировать умение определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения в устной речи в зависимости от интонации; умение опознавать бессоюзное сложное предложение;
3 воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мне не нужно друга, который во всем со мной соглашается… (Плутарх)
Душа любит свет солнца, она верит его лучам (В.Гюго)
Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки (Ф.Гладков)
Два человека могут спасти друг друга там, где один погибнет (О.Бальзак)
Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге (Сенека)
Время не любит, когда его тратят впустую (Генри Форд)
Тема нашего урока?
Бессоюзные сложные предложения
Типы сложных предложений Сложносочиненные предложения Сложноподчиненные предложения Бессоюзные Союзные
1) Когда солнце показалось над горизонтом, в лесу запели птицы. Союз указывает время события. 2) Солнце показалось над горизонтом, поэтому запели птицы. Союзное слово указывает на причинно-следственные отношения. Рассмотрим примеры
3) Солнце показалось над горизонтом, и запели птицы. Союз указывает на одновременность или последовательность событий 4) Солнце показалось над горизонтом – в лесу запели птицы. Бессоюзное предложение
Отличия союзных и бессоюзных сложных предложений. Части сложного предложения могут соединяться между собой с помощью интонации, союзов или союзных слов. Такой способ связи как интонация, присутствует во всех сложных предложениях, а вот союзы или союзные слова употребляются в сложных предложениях не всегда.
Бессоюзные предложения Сложное предложение , части которого соединяются только при помощи интонации , без союзов называется бессоюзным. Например: Еще косою острою трава в лугах не кошена , ещё не вся черёмуха к тебе в окошко брошена.
Работа у доски
Душа любит свет солнца, она верит его лучам (В.Гюго)
В бессоюзном сложном предложении ставится Запятая Точка с запятой Двоеточие Тире
1 . Белка прыгнула с ветки на землю, и на наши головы хлопьями посыпался снег. (две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий) 2. Белка прыгнула с ветки на землю, поэтому наши головы хлопьями посыпался снег. (две части соединены, кроме интонации, союзным словом ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения) 3. Белка прыгнула с ветки на землю – на наши головы хлопьями посыпался снег. (союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения и указание на последовательность событий одновременно)
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях помогают понять смысловые отношения между его частями, при произнесении вслух подчеркнуть интонацией эти значения, тем самым сделать нашу речь ярче, красочнее.
Интонация в бессоюзном сложном предложении Прочитайте предложения. Изменяется ли в них интонация в зависимости от знака препинания? Прозвенел звонок, начался урок. Прозвенел звонок: начался урок. Прозвенел звонок - начался урок.
Самостоятельная работа
Небо снова всё покрылось тучами , и посыпался дождь сложносочиненное предложение
[ Вакса чернит с пользою ] – [ злой человек чернит с удовольствием ] бессоюзное сложное предложение
ВАКСА Гуталин или вакса — мазь для чистки обуви
[ Владимир с ужасом увидел ] , ( что он заехал в незнакомый лес ) сложноподчиненное предложение
[ Путешественники спешили ] : [ в горах ночь наступает быстро ] бессоюзное сложное предложение
[ Катятся ядра ] , [ свищут пули ] , [ нависли хладные тучи ] . бессоюзное сложное предложение
[ В лесу весело и беззаботно поют птицы ] , [ над цветами летают бабочки ] . бессоюзное сложное предложение
[ Слышно было ] , ( как над полем пел жаворонок) и ( как вдали куковала кукушка) сложноподчиненное предложение с двумя однородными придаточными
Вывод Сложное предложение, части которого соединяются только при помощи интонации, без союзов называется бессоюзным .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....
Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"
Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".
Урок закрепления знаний по теме, где применяется групповая и парная работа....
«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...