РП по русскому языку (профиль) 10кл.
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Кабачёва Наталья Ивановна

Рабочая программа по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_kl_rp_rus._yaz._3_ch._uglublyonn.doc356 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ЗЕЛЕНОБОРСК»

«РАССМОТРЕНО»                                                          «СОГЛАСОВАНО»                                                               «УТВЕРЖДАЮ»

Методическое объединение                                            Зам. директора по УВР                                                           Директор школы

Протокол №__от «__»___2020 г.                                    _______С. А. Савина                                                               _______О.М. Калугина

Рук. МО_________Н.И. Кабачёва                                  «__»______2020 г.                                                                  «___»______ 2020 г.

Рабочая программа  учебного предмета

 «Русский язык»

Образовательная область: «Русский язык и литература»

      Уровень: среднее общее образование, 10 класс

(углублённое обучение)

Срок реализации программы: 1 год

Разработчик: Кабачёва  Наталья Ивановна,

учитель русского языка и литературы

п. Зеленоборск

2020 г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку  для 10  класса (углублённое  обучение)  составлена на основании:

Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 (ред. От 29.06.2017г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» ( зарегистрировано в Минюсте  России  07.06.2012 г. № 24480),

 Примерной основной общеобразовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального   учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)), 

        основной образовательной программы основного общего образования МБОУСОШ п. Зеленоборск (приказ от 27.08.2020 г.

         №101/4), с учетом авторской программы  по русскому языку для 10-11 классов базового  уровня  под редакцией  Н. Г.  

        Гольцовой, М. А. Мищериной:  Москва, «Русское слово», 2020год.

  Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

                Рабочая программа по русскому языку под редакцией Н.Г. Гольцовой , М.А. Мищериной предназначена для обучения учащихся 10 класса общеобразовательных школ и составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, рабочей программы к предметной линии. Данная программа реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку в старшей школе.

Приоритетным направлением языкового образования в 10 классе на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах.

Изучение русского языка в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;
  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в содержании программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;
  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Содержание обучения русскому языку на отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения, решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

- Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.

- Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу - создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.

-Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.

- Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

- Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

- Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

- Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.

-Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.

- Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.

- Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.

-Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты:

-Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.

-Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.

-Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

-Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

- Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований

эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

-Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.

-Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

-Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

- сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;

- сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;

-владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

-владения умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

-сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

-умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-владение различными приёмами редактирования текстов;

-сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической деятельности;

-понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественныхпроизведений4

-владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста, в том числе новинок современной литературы;

-умение объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.

В результате обучения учащиеся должны:

- знать определения основных изученных в 10 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

- по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
  • по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать анализ лексического значения слова; характеризовать слова с точки зрения употребления и с точки зрения происхождения; правильно использовать паронимы; объяснять значение фразеологизмов;
  • по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
  • по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы частей речи; производить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи;
  • по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова: определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять виды осложнения простого предложения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор простого и сложного предложений
  • по связной речи: читать учебно-научный текст изучающим чтением: владеть приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, текстов-повествований, текстов-рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;
  • по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 10 классе слова с непроверяемыми написаниями;
  • по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.

        На изучение учебного предмета «Русский язык» (углублённое  обучение) отводится в соответствии с учебным планом МБОУСОШ п. Зеленоборск на 2020-21 учебный год следующее количество часов:

 10 класс -   105 часов  (3 часа  в неделю).        

Раздел II.   Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10 классе

Введение  (1ч.)

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ  ( 15ч.)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография1.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. (5) 

 

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. (6)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

1 Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.

2 См. также раздел «Культура речи».

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ    (75)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных  на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы

Частицы как служебная часть речи.

Разряды частиц.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления

междометий.

Раздел III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

10 класс

Наименование разделов, тем программы

Всего часов

В том числе

Диктанты

Контрольные работы

Развитие речи

I

Введение. Слово о русском языке.

1

II

Лексика. Фразеология. Лексикография.

15

5

1

III

Фонетика. Графика.  Орфоэпия.

5

1

IV

Морфемика и словообразование.

6

2

V

Морфология и орфография.

75

2

9

ИТОГО

102

5

12

Уроки, выпадающие на праздничные дни, будут проведены  за счёт внеурочной деятельности.

Промежуточная и итоговая аттестация проводится согласно графику, утверждённому директором школы.

Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе:

           Р/Р-  уроки развития речи;

           

Лист внесения изменений

Дата

внесения

изменений

Раздел, тема

Содержание

изменений

Подпись

Согласовано с зам. директора

по УВР

Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы учебного предмета

     1.  Программа  по русскому языку для 10-11 классов профильного  уровня  под редакцией  Н. Г.Гольцовой, М. А. Мищериной:  М., «Русское слово», 2020год.

     2. Н.Г. Гольцова.  Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово»,  2019.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

№/п.

Тема  (содержание ) урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. Слово о русском языке.

1

Лексика. Фразеология. Лексикография.  

15

2

Слово и его значение.

1

3

Однозначность и многозначность слов.

1

4- 7

РДР.

4

8

Р/р. Изобразительно- выразительные средства языка.

1

9

Омонимы и их употребление.

1

10

Паронимы и их употребление.

1

11

Синонимы,  антонимы и их употребление.

1

12

Происхождение лексики современного  русского языка.

1

13

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

1

14

Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

1

15

Фразеология. Лексикография.

1

16

Тест по теме «Лексика».

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия.  

5

17

Звуки и буквы.

1

18

Фонетический разбор слова.

1

19

Практикум по фонетическому разбору слов.

1

20

Орфоэпия.

1

21

Тест по теме «Фонетика».

1

Морфемика и словообразование.

6

22

Состав слова. Морфемный разбор слова.

1

23

Р/р. Текст как речевое произведение.

1

24

Р/р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста.

1

25

Словообразование. Словообразовательный разбор.

1

26

Формообразование.

1

27

Практикум по теме «Морфемный и словообразовательный разборы».

1

Морфология и орфография.

75

28

Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне  слова.

1

29

Чередующиеся гласные в корне  слова.

1

30

Употребление гласных после шипящих. Употребление  гласных  после  Ц.

1

31

Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, двойных согласных.

1

32

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ-, ПРИ-.

1

33

Гласные Ы, И после приставок. Употребление Ъ, Ь знаков.

1

34

Р/р.   Смысловая и композиционная целостность текста.

1

35

Р/р. Практическая работа.  Содержательно- композиционный анализ текста.

1

36

Имя существительное как часть речи.

1

37

Морфологический разбор имени существительного.

1

38

Практикум по теме «Орфография» -  решение тестов (8-10, 20-22) по КИМам ЕГЭ.

1

39

Практикум по теме «Орфография»- решение тестов (11-14, 23-25) по КИМам ЕГЭ.

1

40

Р/р. Сочинение- рассуждение.  Язык и речь. Правильность русской речи.  

1

41

Р/р. Комплексный анализ текста.

1

42

Классификация ошибок в комплексном анализе текста.

1

43

Правописание окончаний, суффиксов существительных.

1

44

Правописание сложных имён существительных.

1

45

Имя прилагательное как часть речи.

1

46

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

47

Подготовка к контрольному тесту на основе КИМов ЕГЭ.

1

48

Контрольный тест на основе КИМов ЕГЭ за 1 полугодие.

1

49

Работа над ошибками.

1

50

Правописание окончаний, суффиксов прилагательных.

1

51

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.

1

52

Правописание сложных имён прилагательных.

1

53

Практикум по темам  «Имя существительное», «Имя прилагательное».

1

54

Имя числительное как часть речи.

1

55

Морфологический разбор имени  числительного.

1

56

Склонение имён числительных.

1

57

Р/р. Структура сочинения в форме ЕГЭ.

1

58

Правописание имён числительных.

1

59

Употребление имён числительных в речи.

1

60

Р/р. Определение проблем по текстам КИМов ЕГЭ.

1

61

Р/р. Работа с планом сочинения.

1

62

Местоимение как часть речи.

1

63

Морфологический разбор местоимения.

1

64

Правописание местоимений.

1

65

Глагол как часть речи.

1

66

Морфологический разбор глагола.

1

67

Правописание глаголов.

1

68

Причастие как часть речи.

1

69

Морфологический разбор  причастия.

1

70

Образование причастий.

1

71

Правописание суффиксов причастий.

1

72

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

1

73

Практикум по теме Причастие».

1

74

Деепричастие как часть речи.

1

75

Морфологический разбор  деепричастия.

1

76

Р/р. Подготовка к  сочинению – рассуждению по материалам ЕГЭ.

1

77

Р/р. Написание сочинения по материалам ЕГЭ.

1

78

Наречие как часть речи.

1

79

Морфологический разбор  наречия.

1

80

Самостоятельная работа по решению тестов ЕГЭ (1-14 задания).

1

81

Анализ ошибок в тестах (1-14 задания).

1

82

Самостоятельная работа по решению тестов ЕГЭ (15- 25 задания).

1

83

Анализ ошибок в тестах (15-25  задания).

1

84

Правописание наречий.

1

85

Слова категории состояния.

1

86

Морфологический разбор  слов категории состояния.

1

87

Практикум по темам  «Деепричастие»,  «Наречие».

1

88

Предлог как служебная часть речи.

1

89

Морфологический разбор предлога.

1

90

Правописание предлогов.

1

91

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

1

92

Морфологический разбор союза.

1

93

Правописание союзов.

1

94

Практикум по темам  «Предлоги», «Союзы».

1

95

Частицы как служебные части речи.

1

96

Правописание частиц, их значение и употребление.

1

97

Подготовка к промежуточной аттестации.

1

98

Промежуточная аттестация (тест на основе КИМов ЕГЭ).

1

99

Анализ промежуточной аттестации, работа над ошибками.

1

100

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи.

1

101

Практикум по теме « Написание НЕ и НИ с разными частями речи».

1

102

Междометия и звукоподражательные слова.

1

Приложение 2

Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Русский язык» в 10 классе

Проверочная работа по теме «Лексика»

Тест

1. Укажите неверное утверждение:

а) части речи выделяются на основе определенной общности лексического и грамматического значений слова;

б) могут быть лексические и контекстуальные омонимы;

в) омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии;

г) могут быть контекстуальные антонимы;

д) среди неологизмов встречаются и устаревшие слова;

е) историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.

2. Найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение:

а) умница;

б) города;

в) отличница;

г) папаша;

д) листва;

е) осина.

3. Укажите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова употреблены в прямом значении:

а) защита диссертации;

б) класс работает;

в) чувство локтя;

г) переход через горы;

д) играли Шекспира;

е) простые люди.

4. Найдите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова являются омонимами:

а) коренной житель – коренной вопрос;

б) человек худой – худой мир;

в) больной заснул – больной ребенок;

г) спутник Марса – спутник в дороге;

д) пачка папирос – пачка балерины;

е) звезда эстрады – звезда на небе.

5. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении:

Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.

(В. Маяковский.)

а) омоформы;

б) омофоны;

в) омографы.

6. Выберите правильный ответ (укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам):

                                                        а)        б)        в)        г)        д)

дружеская к...мпания                        а        о        а        о        а

нефтяная к..мпания                        а        о        о        а        о

приятный компл..мент                        и        е        е        и        и

компл..мент в сыворотке                и        и        е        е        и

7. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке:

Ворон ворону в ответ:

«Знаю, будет нам обед...»

(А.С. Пушкин.)

а) эпитет;

б) метафора;

в) олицетворение.

8. Укажите предложение, в котором синоним к слову чувствовать является стилистическим.

а) Сегодня ей нездоровится.

б) Он ощутил прилив небывалой силы.

в) Почуяв опасность, зверь притаился.

г) Мы пережили то же, что и они.

9. Подберите к выделенным курсивом словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1) тонкая работа

а) толстая;

б) топорная;

в) заметная;

2) простой фасон

а) сложный;

б) бедный;

в) ювелирный;

3) сильный художник 

а) неубедительный;

б) заурядный;

в) поверхностный;

4) суровый тон

а) легкий;

б) мягкий;

в) тихий;

10. Найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется оксюморон.

а) И царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. (М Лермонтов.)

б) Будь счастлива несчастием моим. (М. Лермонтов.)

в) О, если б я нищ был! Как миллиардер! (В. Маяковский.)

г) Мы села – в пепел; грады – в прах; в мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский.)

д) Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти. (Г. Поженян.)

11. Выберите из слов в скобках слово, соответствующее словосочетанию:

1) сделать [а) фасонистую; б) фасонную] стрижку;

2) сохранить [а) статус; б) статут] великой страны;

3) у него [а) скрытые; б) скрытные] друзья;

4) ни на чем не [а) обоснованные; б) основанные] претензии;

5) учащийся [а) окончил; б) закончил] школу.

12. Укажите строку, в которой все слова являются исконно русскими:

а) свеча, солнце, утюг, тулуп;

6) браслет, ласточка, сестра, овраг;

в) кружево, корзина, невод, зодчий;

г) ребенок, сказка, шуба, зонтик.

13. Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами:

а) здравый, мощь, добродетель, чуждый;

б) здоровый, мощь, зима, чужой;

в) здравый, мочь, добродетель, чужой;

г) здоровый, мочь, зима, чуждый.

14. Укажите предложения, в которых выделенные курсивом слова являются историзмами.

а) По прошествии немногих лет он был избран губернатором... (Ю. Нагибин.)

б) В тот же час Петр отдал приказ воеводам. (А. Платонов.)

в) Всем до казначейства есть дело, а он – душа казначейства. (М. Салтыков-Щедрин.)

г) Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! (А. Чехов.)

д) Барин с гувернанткой рыбу ловят-с. (А. Чехов.)

15. Определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого:

1) фломастер;

2) компьютер;

3) свингер;

4) нарком;

5) маркетинг;

6) видеомагнитофон.

а) устаревшее слово;

б) общеупотребительное слово;

в) неологизм.

16. Укажите предложение, в котором диалектизмы не встречаются.

а) Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький. (И. Тургенев.)

б) Там ведь есть бучило, знаешь, оно еще все камышом заросло. (И. Тургенев.)

в) За высоким яром виднелась за городьбой крыша бани. (В. Распутин.)

г) Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства. (И. Ильф и Е. Петров.)

17. Найдите слова, относящиеся к литературоведческим терминам:

а) плеоназм;                        б) аорист;

в) триолет;                                г) парадигма;

д) амфибрахий;                        е) сонорный.

18. Укажите, как называются выделенные курсивом слова в предложениях:

Ну, ты даешь, в натуре! Я в полном отпаде!

а) архаизмы;                        б) диалектизмы;

в) жаргонизмы;                        г) профессионализмы.

Ответы:

1 – б; 2 – в, е; 3 – а, г; 4 – б, д; 5 – б; 6 – г; 7 – б; 8 – 1) а, 2) а, 3) б, 4) б; 9 – а; 10 – б; 11 – 1) б, 2) а, 3) б, 4) б, 5) а; 12 – в; 13 – а; 14 – б, в; 15 – 1) б, 2) б, 3) в, 4) а, 5) б, 6) б; 16 – г; 17 – в, д; 18 – в.

Проверочная работа  по теме «Фонетика»

Тест

Вариант 1

1. В каких словах все согласные звуки звонкие?

а) берег;                                в) снова;

б) сдобный;                                г) взморье.

2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) межинститутский;                в) цирк;

б) к итогам;                                г) чисто.

3. В каком слове четыре звука?

а) шьешь;                                в) поют;

б) лён;                                г) ядро.

4. В каком слове есть звук [д]?

а) дело;                                в) подкова;

б) отбросил;                        г) семнадцать.

5. В каком слоне нет звука [з]?

а) сдать;                                в) езжу;

б) езда;                                г) вокзал.

6. В каком слоне нет согласного звука [j]?

а) почтальон;                        в) поёт;

б) полёт;                                г) льётся.

7. В каком слоне неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку.

а) началúсь;                                в) áвгустовский;

б) цéмент;                                г) óптовый.

8. В каком слове выделенный согласный произносится твердо?

а) академия;                        в) тенденция;

б) термин;                                г) тенор.

9. Разделите слова на слоги.

Майка, открытие, одноклассник, былинный, предъюбилейный.

Укажите все возможные варианты переноса слова «открытие».

10. Выполните фонетический разбор следующих слов.

Сияние, лавка, мягкий.

Вариант 2

1. В каком слове все согласные звонкие?

а) мороз;                                в) вдруг;

б) вглубь;                                г) обида.

2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) циркуль;                                в) личный;

б) в институте;                        г) жить.

3. В каком ряду слов звуков больше, чем букв?

а) бурьян, только;                        в) дождь, южная;

б) ночью, юг;                        г) поющая, яростная.

4. В каком ряду во всех словах есть звук [к]?

а) вдруг, мягкий;                        в) окружность, пробег;

б) кинуть, к дому;                        г) к делу, кататься.

5. В словах какого ряда нет звука [ж]?

а) жизнь, книжка;                        в) пейзаж, дружба;

б) перебежчик, сторожка;        г) намажьте, жонглировать!

6. В каком слове нет звука [j]?

а) яшма;                                в) паять;

б) занять;                                г) Ямайка.

7. В каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку

а) обеспечéние;                        в) откýпорить;

б) плéсневеть;                        г) чéрпать.

8. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) терраса;                                в) тест;

б) тембр;                                г) бутерброд.

9. Разделите слова на слоги.

Очертание, суббота, отъявленный, лайковый, предпринять.

Укажите все возможные варианты переноса слона «очертания».

10. Выполните фонетический разбор следующих слов.

Легкий, поевший, водоворот.

Вариант 3

1. В каких словах все согласные звуки глухие?

а) берег;                                в) качаться;

б) сдобный;                                г) записать.

2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) хлипкий;                                в) безынтересный;

б) житейское;                        г) нация.

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) мясо;                                в) драться;

б) пьет;                                г) елочка.

4. В каком слове происходит оглушение?

а) спичка;                                в) глобус;

б) травка;                                г) сделать.

5. В каком слове нет звука [д]?

а) подарок;                                в) дверной;

б) подъезжать;                        г) бедствие.

6. В каком слове нет согласного звука [щ]?

а) грузчик;                                в) летчик;

б) извозчик;                        г) пильщик.

7. И каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку

а) мизéрный;                        в) áвгустовский;

б) катáлог;                                г) звонúт.

8. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) академия;                        в) дезориентировать;

б) дека;                                г) тезис.

9. Разделите слова на слоги.

Отъезд, сталелитейный, зверолов, старинный, предыстория.

Укажите все возможные варианты переноса слова «предыстория».

10. Выполните фонетический разбор следующих слов.

Поющий, книжка, купаться.

Тест  по теме «Орфография»

1. В каком слове безударную гласную нельзя проверить ударением?

а) к..таться;                                        г) д..ревья;

б) тр..ва;                                        д) р..стем.

в) цв..ты;

2. В каком слове в корне с чередованием гласных пишется о?

а) предл..гать;                                г) з..ря;

б) покл..ниться;                                д) к..сается.

в) выр..стили;

3. В каком слове в корне с чередованием гласных пишется а?

а) к..снуться;                                г) отр..сль;

б) пол..жение;                                д) р..сток.

в) заг..рать.

4. Найдите лишнее слово.

а) б..ру;                                        г) зап..реть;

б) зам..реть;                                        д) соб..рите.        

в) подж..гать;

5. Найдите лишнее слово.

а) пост..лить;                                г) заст..лал;

б) забл..стать;                                д) подж..гать.

в) ст..рает;

6. Найдите лишнее слово.

а) задира;                                        г) драка;

б) разодрать;                                д) задираться.

в) дрожь;

7. Найдите лишнее слово.

а) зан..мал;                                        г) он..меть;

б) подн..маться;                                д) прин..мала.

в) вн..мание;

8. В каком слове нет приставки?

а) доливать;                                        г) дорожить;

б) доигрывание;                                д) дотерпеть.

в) доучиться;

9. Найти слово с приставкой.

а) солнце;                                        г) солить;

б) соска;                                        д) соколиный.

в) соскок;

10. В каком слове нет приставки?

а) сдвиг;                                        г) сбитый;

б) сговор;                                        д) сладкий.

в) склад;

11. В каком слове произношение приставки расходится с ее написанием?

а) смещение;                                г) сжатый;

б) сходка;                                        д) срастись.

в) стащить;

12. На конце какой приставки пишется с?

а) бе..грамотный;                                г) чре..мерный;

б) и..чезать;                                        д) ра..давить.

в) и..носится;

13. На конце какой приставки пишется з?

а) во..хождение;                                г) и..катель;

б) бе..славный;                                д) во..хвалять.

в) ра..датчик;

14. Найдите лишнее слово.

а) без..нициативный;                        г) зап..реть;

б) под..греть;                                д) сверх..дейный.

в) пред..стория;

15. Найдите значение, которое не может иметь пристава при-.

а) присоединение;

б) превосходная степень;

в) неполнота действия;

г) близость нахождения;

д) приближение.

16. Найдите слово, в котором значение приставки при- определить трудно.

а) прибирать;                                г) причалить;

б) Приуралье;                                д) пригнать.

в) пришвартоваться;

17. В приставке какого слова может писаться , а может писаться ?

а) пр..творяется;                                г) пр..рывается;

б) пр..расти;                                д) пр..строить.

в) пр..ободрить;

18. Найдите лишнее слово.

а) пр..ломить;                                г) пр..интересный;

б) пр..трудный;                                д) пр..ступление.

в) пр..струнть;

19. Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

а) приставить;                                г) подрасти;

б) писатель;                                        д) подросток.

в) луноход;

20. Каким способом образовано слово зарплата?

а) приставочным;

б) образованием слова из словосочетания;

в) сложением слогов;

г) сложением начальной части слова с целым словом;

д) сложением слов.

21. Найдите слово женского рода.

а) ТЮЗ;                                        г) универсам;

б) вуз;                                        д) ПТУ.

в) ЭВМ;

22. В каком слове приставка находится в середине слова?

а) землекоп;                                г) путеукладчик;

б) баснописец;                                д) книгопечатник.

в) самолетостроение;

Контрольная работа Тест

1. Для определения имени существительного установите правильную последовательность строк.

а) обозначает предмет;

б) часть речи;

в) отпечатает на вопросы кто? что?;

г) самостоятельная часть.

2. Укажите, к какому классу морфологических признаков имени существительного.

а) постоянных;

б) непостоянных – относятся:

1) падеж, число;

2) собственное – нарицательное, одушевленное – неодушевленное, род, склонение.

3. Укажите, в каких предложениях слова дали, пила являются именами существительными.

а) Нашему классу дали ответственное задание.

б) Новые дали манят нас с тобой.

в) Чай пила Настя лишь по вечерам.

г) Пила у отца остро наточена.

4. Дополните следующее предложение.

Начальной формой существительного является...

5. Какие существительные являются названиями предметов?

а) собственные;

б) нарицательные.

6. Укажите, к какому типу существительных:

а) нарицательных;

б) собственных – принадлежат следующие слова.

1) название картин, спектаклей, предприятий;

2) названия исторических событий.

7. Укажите, к какому типу существительных:

а) нарицательных;

б) которые могут быть и нарицательными, и собственными – принадлежат следующие группы слов.

1) роман, мишка, роза, слава, шарик;

2) улица, парк, сквер, площадь, озеро.

8. Из приведенного ниже списка выберите слова, в сочетании с которыми существительные:

а) лист;

б) находка – являются собственными.

1) бумага;

2) композитор;

3) порт;

4) интересная.

9. В каком из приведенных ниже рядов словосочетаний имена существительные пишутся:

а) с прописной (большой) буквы;

б) со строчной (маленькой) буквы?

1) сломанная сережка, красивые поля, воспаленная десна, покосившаяся рига, вздувшаяся вена;

2) мальчик сережа, девочка поля, река десна, город рига, город вена.

10. В каком из перечисленных ниже случаев имена собственные:

а) заключаются в кавычки;

б) не заключаются в кавычки?

1) заглавия книг, названия кинофильмов;

2) клички животных, названия улиц.

11. В какой из групп словосочетаний имена собственные:

а) заключаются в кавычки;

б) не заключаются в кавычки?

1) река Волга, писатель Максим Горький, город Орел, моя Москва, знакомый Евгений Онегин;

2) автомобиль Волга, теплоход Максим Горький, рассказ Орел, кинотеатр Москва, опера Евгений Онегин.

12. Для существительных единственного числа (колонка 1) найдите правильные соответствия в списке существительных со значением «множественность» (колонка 2).

а) ребенок                                        1) ребятишки;

б) дитя                                        2) ребята;

в) студент                                        3) дети;

г) молодец                                        4) студенчество;

5) студенты;

6) молодцы.

13. Укажите, в какой из приведенных ниже групп существительные, стоящие во мн. ч. И. п., имеют окончания:

а) а/я;

б) и/ы.

1) провод.. (при отъезде), зуб.. (у человека), лист.. (у книги), мех.. (кузнечные), пояс.. (на земном шаре), хлеб.. (печеные);

2) провод.. (электрические), зуб.. (у пилы), лист.. (на дереве), мех.. (выделанные шкурки), пояс.. (часть одежды), хлеб.. (на корню), пропуск.. (документ).

14. Сколько форм множественного числа:

а) одну;

б) две – имеют следующие существительные?

1) кол;

2) сын.

15. Под какими цифрами (нечетными, четными) перечисленные ниже существительные являются:

а) неодушевленными;

б) одушевленными?

1) сторож;                                        4) матроска;

2) сторожка;                                5) поляк;

3) матрос;                                        6) полька.

16. У каких существительных:

а) неодушевленных;

б) одушевленных – во множественном числе совпадают формы следующих падежей?

1) именительного и винительного падежей;

2) родительного и винительного падежей.

17. Ниже приводятся три ряда существительных. Выделите среди них ряд существительных:

а) мужского рода;

б) женского рода.

1) впечатление, повидло, полотенце, яблоко;

2) молодежь, мышь, вермишель, мозоль;

3) картофель, шампунь, путь, рояль.

18. Укажите:

а) правильную;

б) неправильную – форму рода следующих существительных.

1) рельс;                                        3) туфель;

2) рельса;                                        4) туфля.

19. Ниже приводятся три ряда существительных. Выделите среди них ряд существительных, имеющих форму только:

а) единственного числа;

б) множественного числа.

1) молодежь, свекла, молоко, темнота;

2) чернильница, свекловод, молодец, хлопец;

3) хлопоты, чернила, дрожжи, грабли.

20. В каком из приведенных ниже словосочетаний слово горелки, имеет форму:

а) только множественного числа;

б) и единственного, и множественного числа?

1) газовые горелки;

2) игра «горелки».

21. В каком из приведенных ниже словосочетаний слово хлопок имеет форму:

а) только единственного числа;

б) и единственного, и множественного числа?

1) созревший хлопок;

2) громкий хлопок.

22. Для падежных вопросов (колонка 1) найдите правильные соответствия в списке названий падежей (колонка 2).

а) кого? чего?                                1) именительный;

б) кем? чем?                                2) родительный;

в) о ком? о чем?                                3) дательный;

г) кому? чему?                                4) винительный;

5) творительный;

6) предложный.

23. К какой из перечисленных ниже падежных форм существительных ставится смысловой вопрос:

а) где?

б) куда?

1) винительный падеж;

2) дательный падеж;

3) предложный падеж.

24. К какой из перечисленных ниже падежных форм относятся предложенные словосочетания:

а) по улице;

б) на улице?

1) родительный падеж;

2) дательный падеж;

3) винительный падеж;

4) предложный падеж.

2. Из данных причастий выберите страдательные причастия прошедшего времени. Укажите номера.

1) отброшенный;                                5) клеящий;

2) учившийся;                                6) таявший;

3) обижающий;                                7) настоянный;

4) гонимый;                                        8) выметенный.

3. Укажите номера слов, в которых пропущена буква а(я).

1) колыш..щий;                                8) трепещ..щий;

2) кле..щий;                                        9) наде..щийся;

3) бор..щийся;                                10) ма..щийся;

4) бре..щий;                                        11) стел..щий;

5) гонящий;                                        12) мысл..щий;

6) мел..щий;                                13) ка..щийся;

7) дышащий;                                14) скач..щий.

4. Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква е.

1) свеш..нная с крыши веревка;

2) вывал..нный в грязи мяч;

3) пристрел..нный зверь;

4) смеш..нные ингредиенты;

5) корабли обвеш..ны флажками;

6) обвеш..нный продавцом;

7) пристрел..нное ружье;

8) развеш..нная в шкафу одежда;

9) навеш..нная дверь;

10) развеш..нная крупа;

11) стрел..ный воробей;

12) выкач..нная из сарая бочка;

13) замеш..нный в преступлении;

14) стены увеш..ны картинами;

15) вывал..нный мусор;

16) замеш..нный раствор;

17) насто..нный на травах;

18) обещ..нная помощь;

19) ове..нные славой;

20) услыш..нный разговор.

5. Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я).

1) кле..щий карандаш;                        5) та..щий снег;

2) перемешанные карты;                6) замеш..нное тесто;

3) подкле.нная тетрадь;                        7) развеш..нный товар.

4) раста..вший снег;

6. Какой частью речи являются выделенные слова? Выберите правильный ответ.

а) причастием;

б) прилагательным;

в) существительным:

1) часть проживающих;                        5) опустошенный город;

2) думать о прошлом;                        6) облетевший тополь;

3) закрытый слог;                        7) отцветший куст;

4) опустошенный человек;                8) комната для ожидающих.

7. Укажите, в каких рядах правильно образованы формы деепричастий настоящего, прошедшего времени.

а) летать – летая, узнавать – узнавая, гулять – гуляя – гуляв, спросить – спросив, махать – махая – махав, нарисовать – нарисовав, исчезнуть – исчезнув;

б) летать – летая – летав, узнавать – узнавая – узнавав, гулять – гуляя – гуляв, спросить – спросия – спросив, махать – махая – махав, нарисовать – нарисовая – нарисовав, исчезнуть – исчезнув – исчезнув;

в) летать – летая, узнавать – узнавая, гулять – гуляя – гуляв, спросить – спросив, махать – махая, нарисовать – нарисовав, исчезнуть – исчезнув;

г) летать – летаясь, узнавать – узнавая, гулять – гуляя, спросить – спросив, махать – махая, нарисовать – нарисовав, исчезнуть – исчезнув;

д) летать – летая, узнавать – узнавая, гулять – гуляя – гуляв, спросить – спросив, махать – махая – махав, нарисовать – нарисовая – нарисовав, исчезнуть – исчезнуя.

8. От каких глаголов можно образовать деепричастия настоящего, от каких – прошедшего времени?

а) от возвратных глаголов будущего времени;

б) от глаголов будущего времени;

в) от глаголов несовершенного вида с суффиксами -а- (-я-);

г) от глаголов совершенного вида с суффиксами -в-, -вш-, -ши-;

д) от глаголов с основой на шипящий;

е) от основ неопределенной формы глаголов с суффиксами -н- и -нн-.

9. Выберите строку с глаголами, от которых нельзя образовать деепричастия:

а) вязать, пахать;

б) разговаривать, поговорить;

в) бороться, держаться;

г) отдохнуть, видеть;

д) плакать, знать.

10. Укажите, чем выражено обстоятельство в предложении. Вздыхая, ширится волна.

а) наречием;

б) существительным с предлогом;

в) числительным;

г) деепричастием;

д) существительным.

11. В каком предложении частица не написана правильно?

а) Мне не здоровится;

б) Справка была выписана не правильно;

в) Сергей обернулся, удивляясь и не доумевая;

г) Мой друг был работник не утомимый, зато затейник не угомонный;

д) Он исполнял весьма несложные пьесы.

12. Как спрягается глагол клеить?

а) я клею, ты клеишь, он клеит, мы клеем, вы клеете, они клеют;

б) я клею, ты клеишь, он клеит, мы клеим, вы клеите, они клеят;

в) я клею, ты клеишь, он клеет, мы клеим, вы клеете, они клеят;

г) я клею, ты клеешь, он клеет, мы клеим, вы клеите, они клеят;

д) я клею, ты клеешь, он клеет, мы клеем, вы клеете, они клеют.

13. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении.

Снежинки кружились в свете фар как будто застигнутые врасплох и панически разбегались в стороны сменяясь все новыми и новыми.

а) 4;                                                г) 3;

б) 2;                                                д)1.

в)0;

14. Определите количество пропущенных знаков в предложении.

Мать ускорив шаги догнала сына и стараясь не отставать от него пошла рядом.

а)  3;                                                г) 5;

б) 4;                                                д) 2.

В) 1;

Контрольное сочинение

 (1)Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. (2)А нравственность состоит из конкретных вещей: из определенных чувств, свойств, понятий.

(3)Одно из таких чувств – чувство милосердия. (4)Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. (5)Нечто свойственное лишь прежним временам. (6)«Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.

(7)В Ленинграде в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. (8)Сочли это название отжившим даже для улицы, переименовали в улицу Текстильщиков.

(9)Слова стареют неслучайно. (10)Милосердие. (11)Что оно – не модно? (12)Не нужно?

(13)Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. (14)Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. (15)Как же так получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным?

(16)Милосердие убывало неслучайно. (17)Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. (18)Не давали приютить детей арестованных, сосланных. (19)Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. (20)Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. (21)Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоружает... (22)Оно стало не положенным в искусстве. (23)Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать. (24)В тридцатые-сороковые годы это понятие исчезло из нашего лексикона. (25)Исчезло оно и из обихода, «милость падшим» оказывали таясь и рискуя.

(26)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

(27)И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(28) Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (29)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (30)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» - милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя.(31)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (32)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова. (ЗЗ)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорбленным, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова, (34) Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

(З5)Социальные преобразования нового строя, казалось, создадут всеобщее царство равенства, свободы и братства счастливых рядовых людей. (36)Но литературе пришлось жить среди закрытых, запечатанных дверей, запретных тем, сейфов.

(37)Важнейшие этапы истории нашей страны стали неприкасаемы. (38)Нельзя было рассказывать о многих трагедиях, именах, событиях. (39)Мало этого, социальная несправедливость, то, что люди терпели порой от власть имущих – обиды, лишения, хамство, - изображение этого тщательно процеживалось, ограничивалось.

(40)Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (41) И литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета. (42)К теме милосердия надо призывать и призывать, чтобы растревожить совесть, чтобы лечить глухоту души, чтобы человек перестал проживать отпущенную ему жизнь, ничего не отдавая взамен и ничем не жертвуя.

(По Д. Гранину)

Задание

1) Написать сочинение-рассуждение.

2) Определить проблему текста.

3) Прокомментировать проблему.

4) Определить позицию автора.

5) Аргументировать свою позицию.

6) сделать вывод.

Проверочная работа

Тест

1. Укажите неверное утверждение.

а) предлог – средство выражения значений;

б) союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного;

в) частица служит для связи слов;

г) некоторые частицы могут образовывать новые слова, становясь при этом суффиксами.

2. Где выделенные слова – предлоги и пишутся слитно?

а) (В)виду задержки в пути поезд опоздал.

б) Пойти (на)встречу с писателем.

в) (Не)смотря на болезнь, продолжал работать.

г) Мы шли мимо оврага, (в)след проводнику.

3. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: А, Б, В или Г, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:

                                                                А        Б        В        Г

в течени.. месяца                                        И        Е        И        Е

вследстви.. болезни                                 И        Е        Е        И

в продолжени.. дня                                 И        Е        И        Е

в заключени.. статьи                                 И        И        Е        Е

4. Укажите, где союз и связывает простые предложения в составе сложного (знаки препинания не расставлены).

а) Солнце взошло и ожило все вокруг.

б) Искусство создает хороших людей и формирует душу.

в) Ударил мороз и лужи покрылись льдом.

г) Он услышал шум машины и остановился.

5. Найдите предложения, в которых не нужна запятая перед и.

а) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

б) В саду дорожки и грядки заросли укропом, и лопухами.

в) Вековые ели, и кедры утратили свой наряд.

г) Снег был на крыше, и на балконе, и на земле.

6. Где выделенное слово – союз и пишется слитно?

а) Впереди была та(же) прекрасная земля.

б) Что(бы) вы мне посоветовали прочитать?

в) Ребята пошли в лес, я так(же) присоединился к ним.

г) Стало холоднее, за(то) дождь прекратился.

7. Укажите слова, которые пишутся с частицами раздельно.

а) (не)могу;                                        г) где(либо);

б) вряд(ли);                                        д) (да)здравствует;

в) кто(бы);                                        е) скажи(ка).

8. Найдите предложение, в котором то является частицей.

а) Кто(то) постучал в окно.

б) На улице шел то снег, то дождь.

в) Берись за(то), к чему ты сроден.

г) Бежал(то) ты быстро.

9. Где не – частица и пишется раздельно?

а) Это был далеко (не)близкий путь.

б) На полках (не)доставало двух книг.

в) Трава (не)скошена.

г) Мне (не)куда больше спешить.

10. Укажите предложения, в которых надо писать частицу ни на месте пропуска.

а) Кому н.. говорил, все соглашались.

б) Ничего н.. случилось.

в) Он н.. мог н.. знать об этом.

г) Кругом н.. деревца.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по русскому языку (профиль) 11 класс.

Поурочное планирование по русскому языку (профиль) 11 класс. 102 часа в год, 3 часа в неделю....

зачеты по русскому языку.10кл(вечерняя школа)

представлены 2 варианта зачетов по темам "Лексика. Фразеология. Фонетика. Орфоэпия", "Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография."...

Контрольная работа по русскому языку 10кл

Контрольная работа по русскому языку 10кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Специальность СПО социально-экономического профиля; Дисциплина: Русский язык и Литература. Русский язык

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего (полного общего образования), утвержденным  приказ...

Рабочая программа по русскому языку (профиль) для 11 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с программой среднего (общего) образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на ...