Рабочая программа по русскому языку 11кл.
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Рабочая рограмма разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования, требованиями федерального компонента государственного стандарта общего (полного) образования по русскому языку на базовом уровне и ориентирована на работу по УМК: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 11кл. | 392.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая рограмма разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования, требованиями федерального компонента государственного стандарта общего (полного) образования по русскому языку на базовом уровне и ориентирована на работу по УМ К:
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень.
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, рекомендованные Министерством образования и науки РФ. 2004 г.;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018 - 2019 учебный год.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 « О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312»
- Учебный план ОУ (Утверждён приказом директора от 03.08.2018 № 117);
- Календарный учебный график ОУ (Утверждён приказом директора от 23.08.2018 № 108/2).
- Положение о рабочей программе МБОУ «Боргойская СОШ».
В соответствии с Учебным планом ОУ (Утверждён приказом директора от 30.08.2018 № 117) и Календарным учебным графиком ОУ (Утверждён приказом директора от 23.08.2018 № 108/2) в 2018 – 2019 учебном году на изучение русского языка в 10 классе рабочей программой выделяется 68 учебных часов.
Учебники, реализующие программу курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень.
Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы.
Общее содержание рабочей программы направлено на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Методы создания программы:
- анализ психологической, лингвистической, педагогической и методической литературы;
- наблюдение за учебным процессом;
- анализ документов Министерства образования и науки РФ.
Принципы, лежащие в основе построения настоящей рабочей программы:
- системности, научности и доступности;
- преемственности и перспективности между различными разделами курса;
- принципы единства:
- личностно – ориентированные (развитие, творчество, психологическая комфортность);
- деятельностно – ориентированные (деятельность, смысловое отношение к миру, адаптивность, переход от совместной учебно – познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).
- Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д., направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков.
Рабочая программа разработана с учетом специфики образовательного учреждения, особенностей контингента обучающихся, особенностей личной дидактической работы (целей и применяемых методов работы, форм организации деятельности обучающихся на каждом уроке русского языка).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Данная рабочая программа включает следующие разделы:
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- место учебного предмета в Учебном плане
- Национально-региональный компонент
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Содержание программы
- Календарно-тематический план
- Результаты освоения учебного предмета и система их оценки
- Учебное и учебно-методическое обеспечение реализации рабочей программы
- Приложения
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно – методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся посредством русского языка.
Организационно – планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала, определения его количественных и качественных характеристик, на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Боргойская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год (ФК ГОС 2004), в инвариантной части на изучение русского языка в 11 классе отводится 1 час в неделю, согласно Учебному плану на русский язык из вариативной части отводится еще 1 час.
Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, включая организацию учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Национально-региональный компонент в программе
В федеральном государственном образовательном стандарте уделяется особое внимание формированию культуроведческой компетенции, тесно связанной с национально-региональным компонентом, предполагающим воспитание у обучающихся национального самосознания, осознание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка; овладение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Проблема приобщения школьников к национальным традициям культуре, литературе и языку народностей, проживающих в Республике Бурятия, имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности. Республика Бурятия в течение многих веков являлась той точкой, где столкнулись и смешались два потока мировой истории – восточной и западной, и поэтому включение национально-регионального компонента в рабочую программу лингвистического образования школьников является общественно значимым и актуальным.
Основная цель введения НРК – это воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.
Задачи НРК:
- познакомить обучающихся со структурными и функциональными особенностями русского языка в Бурятии;
- обогатить словарный запас обучающихся за счет местного языкового материала, ценного с познавательной и эстетической точки зрения;
- на основе погружения в язык расширить знания обучающихся об истории, культуре края, традициях и обычаях;
- дать сведения по исторической ономастике, топо- и микротопонимике;
- раскрыть пути языкового взаимообогащения народов, населяющих регион.
Составляющие содержания национально-регионального компонента курса русского языка:
- включают словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края,
- языковой материал: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.,
- литературоведческий материал, состоящий из произведений национальных писателей.
Отобранные мною тексты и составленные задания к ним по разделам русского языка на этнокультурном материале, отрывках из художественных, публицистических произведений бурятских писателей, позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника. Данные тексты можно использовать практически на каждом уроке русского языка, так как они не нарушают структуру урока, а, наоборот, способствуют заинтересованному и вдумчивому освоению содержания текста и лингвистических знаний. Таким образом, национально-региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление.
Включение НРК в программу имеет большое значение в решении образовательных и воспитательных задач школьного лингвистического образования. Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представления об ее истории и сегодняшнем дне, помогает понять и оценить людей, живущих рядом, что в конечном счете способствует общей гуманизации школьного образования.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» (11 класс)
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения учащимися Программы по предметам среднего общего образования.Предметные результаты изучения предметной области «Филология» включают предметные результаты изучения учебных предметов:
Русский язык. Изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
· развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
· освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
· овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· связь языка и истории, культуры русского и других народов;
· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
· использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
· использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
· осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государств.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Синтаксис и пунктуация – 30 ч.
Повторение изученного материала.. Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения
Некоторые случаи согласования в числе сказуемых с подлежащим
Именительный и творительный падежи в сказуемом
Тире между подлежащим и сказуемым
Управление при словах, близких по значению.
Однородные члены предложения и пунктуация при них
Знаки препинания при однородных членах
Однородные и неоднородные определения
Контрольная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Обособление определений
Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными
Приложение и их обособление
Обособление обстоятельств
Обособление дополнений
Пунктуация при вводных и вставных конструкциях
Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи
Порядок слов в предложении
Контрольная работа по теме «Знаки препинания при обособлении, вводных словах, конструкциях, обращении». Диктант с грамматическим заданием.
Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.
Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Повторение и обобщение изученного о типах простого и сложного предложения. Пунктуация простого и сложного предложения.
Публицистический стиль — 9 ч.
Особенности публицистического стиля
Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности
Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк
Устное выступление. Доклад. Дискуссия
Дискуссия на тему: «Патриотизм: знак вопроса» Р.р. Контрольное изложение публицистического стиля с элементами сочинения
Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Очерк, эссе.
Устное выступление. Дискуссия.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.
Художественный стиль — 7 ч.
Общая характеристика художественного стиля
Виды тропов и стилистических фигур
Р.р.Урок-практикум. Анализ лирического произведения. Р.р.Изложение по тексту художественного стиля
Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность,
широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.
Разговорный стиль-2ч.
Общая характеристика разговорного стиля: образность,
широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.
Сложное предложение — 14 ч.
Повторение. Виды сложных предложений
Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)
Пунктуация в сложносочиненном предложении
Пунктуация в предложениях с союзом и
Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ
Проблема текста. Комментарий текста. Определение позиции автора в тексте. Аргументация высказывания. Естественные и искусственные доказательства. Композиция сочинения. Виды ошибок в содержании и речевом оформлении сочинения.
Основные группы сложноподчиненных предложений (СПП)
СПП с придаточными изъяснительными
СПП с придаточными определительными
СПП с придаточными обстоятельственными
Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными
Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП
Контрольный диктант и его анализ
. Повторение и обобщение изученного о типа сложного предложения. Пунктуация сложного предложения.
Повторение изученного материала -6 ч.
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Обобщающее повторение морфологии. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание.
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы темы | Количество часов | Развитие речи | Контрольные работы |
1 | Синтаксис и пунктуация | 30 | 2 | 1(к.р.) |
2 | Публицистический стиль | 9 | 2 | 1(к.изл.) |
3 | Художественный стиль | 7 | 2 | - |
4 | Разговорный стиль речи. | 2 | ||
5 | Сложное предложение | 14 | 2 | 1(к.с.) 1(к.д.) |
6 | Повторение | 6 | 1(к.р.) | |
Итого: | 68 | 10 | 5 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ НА 2018-2019
УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Дата | Содержание урока | Вид деятельности учащихся | Цели и задачи. Планируемый результат | |
план | факт | ||||
Синтаксис и пунктуация – 30 | |||||
1 | 2 | 4 | 5 | ||
1-2 | 03.09 05.09 | 03.09 05.09 | Повторение изученного материала. Интонация и ее роль в предложении. Знаки препинания в конце предложения. | Рассказ, работа с книгой, беседа. Практикум. Выполнение тренировочных упражнений. | Обобщить знания учащихся об интонации и ее роли в предложении; Закрепить навыки правописания приставки |
3 - 4 | 10.09 12.09 | 10.09 12.09 | Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. | Проблемные задания Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Обобщить знания учащихся о главных членах предложения и способах их выделения; уметь определять грамматическую связь между главными членами; закрепить навыки правописания суффиксов –н- и –нн- в прилагательных и причастиях |
5 | 17.09 | 17.09 | Именительный и творительный падежи в сказуемом. | Беседа, рассказ. Практикум. Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | Обобщить знания по теме «Главные члены предложения»;работа по предупреждению грамматических ошибок |
6 - 7 | 19.09 24.09 | 19.09 24.09 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Беседа. Практикум. Практическая работа, тест | Обобщить знания по теме: «Члены предложения»; закрепить навыки постановки знаков препинания в ПП; дать понятие о речевой недостаточности, научить отличать ее от неполных предложений, закрепить навыки правописания. |
8 | 26.09 | 26.09 | Управление при словах, близ – ких по значению. | Практикум Работа по материалу учебника, тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Помочь научиться преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками |
9-10 | 01.10 03.10 | 01.10 03.10 | Однородные члены предложе – ния и пунктуация при них. | Практикум Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа | Обобщить знания по теме «Осложненное предложение», закрепить навыки правописания не с разными частями речи. |
11 - 12 | 08.10 10.10 | 08.10 10.10 | Знаки препинания при однородных членах предложения | Беседа, практикум. Тренировочные упражнения по материалам КИМов | Обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения» |
13 - 14 | 15.10 17.10 | 15.10 17.10 | Однородные и неоднородные определения | Тренировочные упражнения. Тренировочные упражнения, анализ предложений. | Научить различать однородные и неоднородные определения, закрепить навыки правописания. |
15 | 22.10 | 22.10 | Контрольная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения» | Тесты | Проверить практические умения школьников, а также знания теории по разделу «Знаки препинания при однородных членах предложения» |
16-17 | 24.10 29.10 | 24.10 29.10 | Р.р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (частьС) | Проверка ЗУН по пунктуации | |
18-19 | 31.10 12.11 | 31.10 12.11 | Обособленные определения | Беседа, практикум Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Обобщить знания учащихся об обособленных членах предложения, формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных членах |
20 | 14.11 | 14.11 | Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными | Практикум. Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Закрепить знания о структуре СПП, показать синонимичность придаточных определительных с обособленными оборотами в ПП, формировать умение пользоваться этими оборотами в речи |
21 | 19.11 | 19.11 | Приложения и их обособление | Беседа. Практикум. Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений | Обобщить знания учащихся о приложениях, формиро- вать навыки знаков препинания при приложениях. |
22 | 21.11 | 21.11 | Обособление обстоятельств. | Практикум. Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений | Обобщить знания об обособленных обстоятельствах; формировать навыки постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах |
23 | 26.11 | 26.11 | Обособление дополнений. Уточняющие члены предложения. | Беседа по вопросам. Практикум. Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений | Совершенствовать умение аргументированно ставить необходимые знаки препинания при обособленных дополнениях и уточнениях и уточняющих членах предложения. |
24-25 | 28.11 03.12 | 28.11 03.12 | Пунктуация при вводных и вставных конструкциях. | Выполнение упражнений. Работа по учебнику, выполнение упражнений на закрепление, самостоятельная работа по конструированию предложений | Повторить и обобщить знания учащихся; формировать навыки грамотного пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций в письменной речи |
26-27 | 05.12 10.12 | 05.12 10.12 | Пунктуация при обращениях. Слова-предложения и выделение междометий в речи. | Практикум. Выполнение заданий предложенной проверочной работы | Повторить и обобщить знания учащихся о конструкциях, грамматически не связанных с предложением; формировать навыки грамотно пунктуационно оформлять указанные конструкции в письм. речи. |
28 | 12.12 | 12.12 | Порядок слов в предложении. | Беседа. Практическая работа. Повторение теоретического материала , работа по учебнику, по таблице. Анализ предложений | Раскрыть стилистические функции порядка слов в предложении |
29-30 | 17.12 19.12 | 17.12 19.12 | Контрольная работа по теме «Знаки препинания при обособлении, вводных словах, конструкциях, обращении». Диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками | Проверить знания учащихся. | |
Публицистический стиль-9 | |||||
31 | 24.12 | 24.12 | Особенности публицистического стиля. | Беседа. Лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | Обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепить навыки правописания. |
32 | 26.12 | 26.12 | Особенности публицистического стиля и используемые в нем средства эмоциональной выразительности. | Рассказ учителя и учащихся. Взаиморецензирование. | Развивать умение пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя. |
33-34 | 14.01 16.01 | 14.01 16.01 | Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк | Рассказ учителя и учащихся. Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | Познакомить учащихся с жанрами публицистического стиля речи; научить писать портретный очерк. |
35 | 21.01 | 21.01 | Устное выступление. Доклад. Дискуссия. | Беседа. Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуник. задач; | Познакомить учащихся с правилами устного выступления; закреплять навыки правописания. |
36-37 | 23.01 28.01 | 23.01 28.01 | Дискуссия на тему «Патриотизм: знак вопроса» | Беседа. Выступления учащихся по теме. | Воспитание чувств патриотизма, развитие устной речи учащихся; закреплять на практике правила устного выступления. |
38-39 | 30.01 04.02 | 30.01 04.02 | Р.р. Контрольное изложение публицистического стиля с элементами сочинения. Работа над ошибками. | Практикум. Сообщения учащихся о Д.С. Лихачеве | Формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность. |
Художественный стиль -7 | |||||
40 | 06.02 | 06.02 | Общая характеристика художественного стиля | Практикум. Работа по учебнику, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | Обобщить и углубить знания по теме «Художественный стиль речи»; закреплять навыки правописания. |
41-42 | 11.02 13.02 | 11.02 13.02 | Виды тропов и стилистических фигур | Индивидуальная работа по анализу текстов. Анализ текстов, выявление их стилистических особенностей тренировочные упражнения, | Показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля; формировать навыки культуры речи. |
43-44 | 18.02 20.02 | 18.02 20.02 | Урок-практикум. Анализ лирического произведения. | Индивидуальная работа по анализу текстов. Работа по материалу учебника, анализ текстов, выполнение тренировочных упражнений | «…Правильно понять художественный текст через язык, т.е.языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы художественного языка» .(Н.М.Шанский) |
45-46 | 25.02 27.02 | 25.02 27.02 | Р.р.Изложение по тексту художественного стиля. | Практикум. | Формировать навыки культуры речи; проверить орфографическую и пунктуационную грамотность. |
47-48 | 04.03 06.03 | 04.03 06.03 | Разговорный стиль речи. | Выступления учащихся. Выступления учащихся (реализация домашнего задания). | Обобщить и углубить знание по теме «Разговорный стиль речи»; выработать умение анализировать особенности и колорит устно-разговорной речи. |
Сложное предложение -14 | |||||
49 | 11.03 | 11.03 | Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП. | Практикум. Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | Повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»; закреплять навыки правописания. |
50 | 13.03 | 13.03 | Пунктуация в ССП. | Самостоятельная работа. Работа по учебнику, выполнение упражнений на закрепление, самостоятельная работа по конструированию предложений | Закрепить умение определять структуру СПП и его частей, расставлять знаки препинания; усвоить сферу употребления данных конструкций |
51 | 18.03 | 18.03 | Пунктуация в предложениях с союзом и. | Беседа. Практикум. Работа по учебнику, анализ предложений, тренировочные упражнения, конструирование предложений по данным схемам | Закрепить умение определять роль союза и в предложениях; учить расставлять знаки препинания. |
52-53 | 20.03 25.03 | 20.03 25.03 | Контрольное сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | Практическая работа. Практическая проверочная работа, выполнение заданий КИМов | Поверить знания учащихся по теме «Сложное предложение». Знаки препинания в ССП. |
54 | 27.03 | 27.03 | Основные группы СПП. | Беседа. Практикум. Анализ предложений, тренировочные упражнения | Повторить основные сведения о группах СПП; учить расставлять знаки препинания; закреплять навыки правописания. |
55 | 01.04 | 01.04 | СПП с придаточными изъяснительными. | Практическая работа, тест Анализ предложений, тренировочные упражнения | Закреплять умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания. |
56 | 03.04 | 03.04 | СПП с придаточными определительными. | Практикум. Творческая работа, словарная работа, тренировочные упражнения по материалам ЕГЭ | Закреплять умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания. |
57 | 08.04 | 08.04 | СПП с придаточными обстоятельственными. | Практикум. Синтаксический разбор предложений, практическая работа, конструирование предложений по заданным схемам. | Закреплять умение определять структуру СПП; расставлять знаки препинания |
58 | 10.04 | 10.04 | Знаки препинания в СПП с одним придаточным. | Практикум. Материал учебника, выполнение тренировочных упражнений, творческая работа, самостоятельная работа | Повторить и обобщить сведения о СПП; закреплять навыки грамотного пунктуационного оформления СПП. |
59 | 15.04 | 15.04 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | Беседа по вопросам. Практикум. Беседа по вопросам, анализ предложений, тренировочные упражнения практического характера | Повторить классификацию СПП с несколькими придаточными, привести в систему знания по теме. |
60 | 17.04 | 17.04 | Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП. | Практикум. Тренировочные упражнения, выполнение заданий КИМов | Закреплять пунктуационные навыки при сравнительных оборотах и в СПП. |
61-62 | 22.04 24.04 | 22.04 24.04 | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение. Диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | Практическая работа, тест | Проверить знания учащихся по теме. |
Повторение-6 | |||||
63 | 29.04 | 29.04 | Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия» | Практикум. Тренировочные упражнения, анализ предложений, словарная работа | Обобщить и систематизировать знания по фонетике, графике и орфографии; совершенствовать навыки правописания и навыки фонетического разбора. |
64 | 06.05 | 06.05 | Повторение. Морфология и орфография. | Практикум. Индивидуальная работа по карточкам, выполнение заданий ЕГЭ | Обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии; совершенствовать навыки правописания. |
65 | 08.05 | 08.05 | Повторение. Словообразование и орфография. | Практикум. Работа по таблице, выполнение тренировочных упражнений, объяснительный диктант | Обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания. |
66-67 | 13.05 15.05 | 13.05 15.05 | Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ | Практическая проверочная работа, выполнение заданий КИМов | Итоговая проверка знаний учащихся.. |
68 | 20.05 | 20.05 | Анализ контрольной работы. Подведение итогов. | Практикум. Работа по учебнику, тренировочные упражнения, проверочная работа по карточкам | Обобщить и систематизировать материал о составе слова и способах словообразования; совершенствовать навыки правописания |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс русского языка для средней школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского народа;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы языка, их признаки;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды чтения;
• извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, тестирования.
Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.
Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).
При словообразовательном разборе и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.
При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).
Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требует от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей ключевую! — операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».
Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:
найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;
назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
определите разряд (группу) по значению;
выявите синтаксическую (или смысловую) роль;
как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи);
каковы особенности правописания.
Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой, словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс, и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).
Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами, и грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение), «Разбор сложного предложения» (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно — выполнить это действие).
Лексико-фразеологический разбор
Дайте толкование выделенных слов.
Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.
Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.
Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?
Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
Речеведческий разбор текста
Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.
Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
Выделите микротемы, составьте план.
Укажите средства связи между частями текста.
Определите тип речи, стиль и жанр.
Укажите используемые стилистические средства.
Назовите особенности построения текста (его композиции).
Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник
Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016.
Учебно - методическое обеспечение УМК
1. «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М: Просвещение, 2016.
2. Власенков, А. И. Русский язык : Грамматика. Текст. Стили речи: учеб, для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2005.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса
предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
- Электронный репетитор. Русский язык. 9-11 классы (система обучающих тестов);
- 1С : Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык;
- Единый государственный экзамен; Русский язык; 2007-2008; электронное учебное пособие. - СО-КОМ;
- Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2008. - СО-КОМ. - М.: Кирилл и Мефодий, 2008.
Интернет-ресурсы
- Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
- Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
- Мир слова русского http://www.rusword.org
- Основные правила грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
- Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» http://www.ropryal.ru
Перечень технических средств, имеющихся в кабинете
- Ноутбук
- Средства телекоммуникации (выход в Интернет, электронная почта)
- Принтер лазерный
- Экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).
Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...
Рабочая программа по русскому языку на 3 ч 10-11кл (Власенков)
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень),...
Рабочая программа по русскому языку 11кл
Рабочая программа по русскому языку 11кл...
Рабочая программа по русскому языку 10-11кл
Рабочая программа по русскому языку для 10 – 11 классов составлена на основеФедерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочие программы по русскому языку и литературе (9 и 11кл)
Рабочие программы по русскому языку и литературе (9 и 11кл) могут быть использованы для индивидуального обучения детей с ОВЗ...