Рабочая программа по русскому языку 10-11кл
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 10 – 11 классов составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
(Приказ Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004г.)
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и предусматривает изучение русского языка на базисном уровне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rprusyaz10-11.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждении
«Чернятинская средняя школа № 15»
г.Ефремов Тульской области
Рассмотрена и согласована методическим объединением Протокол №_____ от «____»___________ 2015 г Принята на педагогическом совете Протокол № ______ от «______» __________2015 г | Утверждаю: директор МКОУ « Чернятинская СШ № 15» ________________/Артамонова И.А. / Приказ №__________________ «______» ___________ 2015 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 10-11
классов
Учитель Канеева О.А.
Категория I
д.Чернятино
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 10 – 11 классов составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
(Приказ Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004г.)
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и предусматривает изучение русского языка на базисном уровне.
Содержание учебного материала соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития учащихся.. Принципы организации учебного материала соответствуют изложенному в программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Т.В. Раман «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А Чешко. М., «Экзамен», 2008.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий
четыре раздела:
пояснительную записку,
учебно-тематический план,
основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов,
требования к уровню подготовки обучающихся.
формы, методы, технологии обучения
программное и учебно – методическое обеспечение
Цели и задачи обучения русскому языку:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической грамотности.
При изучении русского языка на базовом уровне развиваются общеучебные умения:
- коммуникативные(базовые умения использования языка во всех сферах общения);
- интеллектуальные(синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация);
- информационные(извлечение информации из различных источников);
- организационные(осуществление контроля и самоконтроля).
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Русский язык»
в 10 классе в объеме 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю
в 11 классе – 35 часов из расчета 1 учебный часа в неделю.
В соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка в 10 - 11 классах выделяется дополнительно по 1 часу, таким образом, рабочая программа для 10 составлена на 70 учебных часов в год.
Преподавание основано на повторении и закреплении знаний, полученных за годы обучения в 5-9 классах. Согласно методике обучения русскому языку традиционно предлагается в 10 классе повторять сведения по разделам «Фонетика», «Лексика и фразеология», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», при этом делая упор на орфографию, а в 11 классе – «Синтаксис» и «Пунктуация». При планировании не только соблюдалась преемственность с систематическим курсом русского языка(5-9 классы), но и учитывалась подготовительная работа к единому государственному экзамену. В систематическом курсе изучение орфографии предусмотрено в 5-7 классах попутно с морфологией и другими разделами языкознания. При этом одна орфографическая тема неизбежно оказывается раздробленной в соответствии с распределением учебного материала по годам обучения. Для этого введён концентрический принцип подачи учебного материала, который позволяет собрать разрозненные по годам обучения сведения и выстроить из них систему, где каждый фрагмент занимает логически выверенное место. Благодаря концентрическому принципу формируются тематические блоки. Систематизированное представление теоретического материала является новым для учащихся, поэтому уместен индуктивный метод, который способствует развитию логического мышления. Школьники учатся сравнивать, сопоставлять языковые явления, приобретать умения устанавливать между ними сходство и различие, делать выводы и обобщения, что очень поможет им впоследствии на экзамене. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
Информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ 10 КЛАССА
№ П/П | Тема | Кол-во часов | К/р | Р/Р |
1. | Русский язык в современном мире. | 1 | ||
2. | Функциональные стили русского языка. | 9 | 1 к/р | |
2. | Лексика | 8 | 1 к/р | |
3. | Орфоэпия. | 3 | 1к/д | |
4. | Морфемика. Словообразование.Орфография. | 13 | 1 к/р | 1ч соч. |
5. | Морфология . Самостоятельные части речи. | 21 | 2ч к/тест 1ч. к/д | 1ч соч |
6. | Морфология. Служебные части речи. | 10 | 2ч к/тест | 1ч.соч.. |
7. | Резервные часы. | 5 | ||
Итого | 70ч. | 8ч. | 4ч. |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 11 КЛАССА
№ П/П | Тема | Кол-во часов | К/р | Р/Р |
1. | Введение. Речевое общение как форма взаимодействия людей. | 3 | 1входная | |
2. | Синтаксис и пунктуация. | 2 | ||
3. | Простое предложение | 7 | ||
4. | Предложение с однородными членами. | 6 | 1соч | |
5. | Предложение с обособленными и уточняющими членами предложения. | 15 | 1 к/д 2ч.к/р | |
6. | Сложное предложение. | 14 | 2ч к/р | 1ч соч |
7. | Бессоюзное сложное предложение. | 5 | 1ч.соч.. | |
8. | Предложение с прямой и косвенной речью. | 4 | ||
9 | Культура речи. | 6 | 2ч. к/р | |
10 | Резервные уроки. | 6 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«РУССКИЙ ЯЗЫК. 10-11 КЛАСС»
СОДЕРЖАНИЕ,ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ.
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.
Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации . Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Перевод с родного языка на русский*.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние русского языка на становление и развитие других языков России*.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы.
Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка*.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические,
стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические(произносительные и акцентологические)нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.
Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.
Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Использование нормативных словарей русского языка.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Особенности русского речевого этикета*
ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
- урок-консультация
- урок - практическая работа
- уроки - деловые игры
- уроки - консультации
- уроки с групповыми формами работы
- уроки творчества
- уроки, которые ведут учащиеся
- уроки - зачеты
- уроки - диалоги
- уроки - конференции
- уроки - семинары
- интегрированные уроки
- межпредметные уроки
- уроки - экскурсии
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения
- Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
- проектная деятельность
- исследовательская деятельность
- применение ИКТ
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнение практических заданий из КИМов;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- определение проблемы текста;
- аргументация своей точки зрения;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
- изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- письмо под диктовку;
- комментирование орфограмм и пунктограмм.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончании курса обучения учащиеся должны:
- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном, - в устной и письменной формах;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах; производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
- составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- участвовать в диспуте, дискуссии;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1. учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
2. учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3. учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
1. Т.В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко. М., «Экзамен», 2003.
2. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А., Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы, М., 2004.
.3. Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.- М.: ВАКО, 2004.
4. А.И.Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.
5. Е.Ю.Махницкая. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки ЕГЭ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2004.
6. Единый государственный экзамен Русский язык 2004-2005 гг. Контрольные измерительные материалы. В.И.Капинос и др. Под ред. Ковалевой Г.С.; М.: Просвещение, 2003, 2004.
7. Розенталь Д. Э., Русский язык для поступающих в вузы, М., 1995.
8. Сиденко Н.В. Поурочные планы по учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко «Русский язык. 10 класс». – Волгоград, Учитель-АСТ, 2002.
9.Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по ру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).
Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...
Рабочая программа по русскому языку на 3 ч 10-11кл (Власенков)
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень),...
Рабочая программа по русскому языку 11кл
Рабочая программа по русскому языку 11кл...
Рабочие программы по русскому языку и литературе (9 и 11кл)
Рабочие программы по русскому языку и литературе (9 и 11кл) могут быть использованы для индивидуального обучения детей с ОВЗ...
Рабочая программа по русскому языку 11кл.
Рабочая рограмма разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования, требованиями федерального компонента государственного стандарта общего (полного) образования п...
Рабочая программа по английскому языку 10-11кл по ФГОС
Данная рабочая программа по предмету "Английский язык" составлена с учетом ФГОС для старшего звена школы...
Рабочая программа по английскому языку (10-11кл)
Рабочая программа по УМК "Spotlight"...