Технологическая карта с презентацией урока русского языка в 5 классе на тему: «Знаки препинания в простом и сложном предложениях»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Исанчурина Фаиля Фаритовна
Технологическая карта урока с презентацией по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложениях», являющаяся уроком обобщения знаний по разделу «Синтаксис. Пунктуация» в 5 классе. Готовит обучающихся к следующему контрольному уроку - диктанту, в тексте которого встречаются простые предложения, осложненные обращением, однородными членами, обобщающим словом, вводными словами, также сложные предложения. Урок построен в соответствии с нормами ФГОС основной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx2.92 МБ
Файл konspekt.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 5 класс Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «2-Имангуловская СОШ» Исанчурина Ф.Ф 2019 год

Слайд 3

А. П.Чехов писал : «Знаки препинания служат нотами при чтении». К. Паустовский говорил : «Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться»

Слайд 4

Нота – 1 ). Графический знак, который изображает музыкальный звук. 2 ). Оттенок, тон речи, выражающий какие-нибудь чувства.

Слайд 5

Тринадцатое ноября. Классная работа. Знаки препинания в простом и сложном предложениях

Слайд 6

1) Повторить …. 2) Учиться различать ... и ... 3) Учиться ставить ...

Слайд 9

Наступил ноябрь, замолкли птицы. Скоро снег оденет село пушистым нарядом, и наступит зима. Ветер – бессменный дворник на земле. Вот от родимой ветки оторвался последний лист и полетел к земле. Он долго кружится, качается на ветру и тихо падает. Спрятались в норки ежи, а жуки укрылись в земле. Ежи не запасают корм, потому что они зимой спят. Снег густо покроет всё: поля, леса, деревья. Дети спросили: «Плохо зимой птицам?» «Они часто погибают от холода и голода», - сказал учитель. Помогайте, ребята, птицам зимой! В нашей школе, конечно, дети мастерят кормушки

Слайд 10

Виды простых и сложных предложений»

Слайд 11

Укажи, какое это предложение. Знаки препинания не расставлены: Когда зайка сидел спокойно ушки его лежали на спинке . Сложноподчинённое Сложносочинённое Сложное бессоюзное Простое, осложн . о днородн . членами Простое с однор . подлежащими Ой! Умница!

Слайд 12

Укажи, какое это предложение. Знаки препинания не расставлены: В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. Простое с одн . членами и обобщ . словом Сложносочинённое Сложное бессоюзное Сложноподчинённое Простое неосложнённое Ой! Умница!

Слайд 13

Укажи, какое это предложение. Знаки препинания не расставлены: Ласточки пропали а вчера зарёй всё грачи летали. Сложносочинённое Простое с однородн . членами Сложноподчинённое Сложное бессозное Простое с обобщающим словом Ой! Умница!

Слайд 14

Укажи, какое это предложение. Знаки препинания не расставлены: Ты жива ещё моя старушка? Простое, неосложнённое Простое с однородн . подлежащими Сложносочинённое Простое распространённое Простое, ослож . обращением Ой! Умница!

Слайд 15

Укажи, какое это предложение. Знаки препинания не расставлены: Эй художник неприлично спать, когда всё расцвело. Простое, неосложнённое Простое с однородн . подлежащими Сложносочинённое Простое распространённое СПП, ослож . обращением Ой! Умница!

Слайд 16

Укажи, какое это предложение. Знаки препинания не расставлены: Три вещи славят солдата смелость победа награда. . Простое с одн . Членами и обобщ . словом Сложносочинённое Сложное бессоюзное Сложноподчинённое Простое неосложнённое Ой! Умница!

Слайд 17

Укажи, какое это предложение. Знаки препинания не расставлены: Расскажите всё что вы знаете о сложном предложении.. Сложносочинённое Сложное бессоюзное Простое с однор . подлежащими Сложноподчинённое Простое, осложн . обращением Ой! Умница!

Слайд 18

Укажи, какое это предложение. Знаки препинания не расставлены: И сказали утюги Мы Федоре не враги. Сложносочинённое Сложное бессоюзное Простое с однородн . подлежащими Предложение с прямой речью Простое, осложн . обращением Ой! Умница!

Слайд 19

Укажи, какое это предложение. Знаки препинания не расставлены: Молодой уроженец Неаполя что оставил в России ты на поле? . Простое с однородн . членами Сложноподчинённое Простое, осложнено обращением Сложное бессозное Сложносочинённое Ой! Умница!

Слайд 20

Укажи вид предложения. Знаки препинания не расставлены: Лес стал прозрачным не стоит уже густой стеной заметно поредел. . . Сложносочинённое Сложноподчинённое Простое с вводными словами Сложное бессоюзное Простое с однородн . сказуемыми Ой! Умница!

Слайд 21

Оцените себя! Обведите 1, если выполнили задачу на уроке, 0 - если нет знание теоретического материала по разделу «Синтаксис и пунктуация» 1 - 0 умение составлять схему предложения 1 - 0 умение распознавать вид предложения 1 – 0 умение ставить знаки препинания в предложении 1 – 0 умение выполнять синтаксический разбор предложения 1 – 0 Фамилия, имя_______________________________

Слайд 22

Выберете начало фразы и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке. 1 . Я научился… 2. У меня получилось… 3. Я рад, что ….. 4. Затрудняюсь в… 5. Нужно повторить….

Слайд 24

Домашнее задание Всем!!!- выучить порядок синтаксического разбора простого предложения Готовиться к контрольной работе ( повторить правила, схемы)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «2-Имангуловская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Оренбургской области

Технологическая карта урока

русского языка в 5 классе

на тему:

 «Знаки препинания в простом и сложном предложениях»

                                                           Разработала

                                                                                         учитель русского языка

                                                                         и литературы

                                                                                                   Исанчурина Фаиля Фаритовна

2019 год

Тема

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

Учитель

Исанчурина Фаиля Фаритовна, учитель

Место урока в системе уроков

28-й урок в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Цель деятельности учителя

 систематизировать знания о простом и сложном предложениях, повторить пунктуацию сложного предложения и простого осложненного предложения, пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые образовательные результаты

Предметные:  знать признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, однородные члены, вводные слова и обращения; уметь опознавать простое и сложное предложение и анализировать их виды,  различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, производить синтаксический разбор предложения.

Метапредметные:  умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать друг с другом, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, использовать полученные на уроке знания в жизни.

Личностные УУД: уважительное отношение к родной природе, потребность защищать птиц зимой; умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)

Технологии, методы и формы обучения

технология критического мышления (учить детей не бояться задавать вопросы различного характера); системно-деятельные технологии, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные технологии; наглядный, репродуктивный  методы стимулирования учебной деятельности; индивидуальная, фронтальная, групповая форма обучения

Оборудование

компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем; раздаточные листы «Оцени себя»

Основные понятия

Простое предложение, главные члены предложения – подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения – дополнение, определение, обстоятельство; однородные члены предложения, вводные слова, обращения, сложное предложение, сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, предложения с прямой речью.

Литература

Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. (ФГОС. Инновационная школа)

Тренажер для презентации https://nsportal.ru/andreeva-alla-yurevna

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИКТ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые  универсальные действия

1.Мотивация к учебной деятельности 

Цель: подготовка ребят к работе на уроке.

Создает эмоциональный настрой на урок. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Слайд 2. Учитель:

Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка!

Давайте друг другу подарим улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Ведь улыбка – это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Пожелаем себе успехов!

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся учению Познавательные: осознают учебно- познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

2.Самоопределение к деятельности

Целеполагание

Цель:

- включение обучающихся в деятельность;

 -постановка целей учебной деятельности;  

Слайд 3.

- Прочитайте высказывания  А. П. Чехова и  К. Паустовского:

«Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться»

«Знаки препинания служат нотами при чтении».

- Как вы понимаете значение слова «ноты»?

Слайд 4.

Нота - 1) Графический знак, который изображает музыкальный звук.       2) Оттенок, тон речи, выражающий какие-нибудь чувства.

Тон речи - это интонация, манера произношения.

- О чем высказывания ?

- Что помогает выразить интонацию в устной речи?

- Что повторим сегодня на уроке?

- Сегодня мы вспомним и закрепим то, что учили в течение месяца. В нашем учебнике русского языка мы завершили второй раздел «Синтаксис и пунктуация». Завтра пишем контрольную работу. Вы готовы? Вы уверенны в своих умениях? В конце урока вы это определите!

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.

Слайд 5. Запишите тему урока.

Слайд 6. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова

1) Повторить ….

2) Учиться различать ... и ...;

3) Учиться ставить ...

Комментируют высказывания русских писателей о знаках препинания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях;

Соблюдают интонацию при чтении предложений. Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте.

Знаки препинанию помогают правильно прочитать письменный текст, соблюдая нужную интонацию

Называют тему урока:            " Синтаксис и пунктуация".

Тема сегодняшнего урока: «Знаки препинания в простом и сложном предложениях»

Цель: повторить главные и второстепенные члены предложения, однородные члены, вводные слова и обращения; прямая речь; учиться различать  простые и сложные предложения; учиться ставить знаки препинания  в простых и сложных предложениях и выполнять синтаксический разбор.

Познавательные: умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках

 Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

3. Актуализация знаний

Диалог  взаимоопросного характера

Слайды  7-8.

Игра «Что я знаю? Что я не знаю ?»

-  Без знания правил, невозможно выполнить письменные задания. Повторяем  выученные правила. Для этого поиграем «Ты – мне, я- тебе».

Задаем вопросы по разделу «Синтаксис и пунктуация». Выходят по два ученика из класса. Учащиеся по изучаемой теме задают  вызванным ученикам по три вопроса. Ответили, выходят следующие учащиеся.

- Скажите, у кого был самый необычный  вопрос?

- Кто лучше всех знает правила?

Дети составляют вопросы своим одноклассникам по изученным темам, задают их, сами тоже отвечают на вопросы.

Обдумывают ответы на вопросы и  определяют, достаточны ли знания, на что обратить внимание. Строят понятные для партнера высказывания.  Отвечают на вопросы.

В сотрудничестве  с учителем и одноклассниками делают выводы.

Личностные: имеют  мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: учатся  задавать продуманные вопросы; устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные:  принимают  и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли,  высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4. Практическая  деятельность:

 а) обобщение и систематизация знаний

Цель: усвоение обучающимися правильной постановки знаков препинания.

-Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков изучает  раздел «Пунктуация».

Выполняем схематический диктант. По одному выходим к доске слушаем предложение и составляем схему озвученного предложения.

  1. Наступил ноябрь, замолкли птицы.
  2. Скоро снег оденет село пушистым нарядом, и наступит зима.
  3. Ветер – бессменный дворник на земле.
  4. Вот от родимой ветки оторвался последний  лист и полетел к земле.
  5. Он долго кружится, качается на ветру и тихо падает.
  6. Спрятались  в норки ежи, а жуки укрылись  в земле.
  7. Ежи не запасают корм, потому что они зимой  спят.
  8. Снег густо покроет всё: поля, леса, деревья.
  9. Дети спросили: «Плохо зимой птицам?»
  10. «Они часто погибают от холода и голода», - сказал учитель.
  11. Помогайте, ребята, птицам зимой!
  12. В нашей школе, конечно, дети мастерят кормушки.

Слайд 9. Работа с предложениями:

- На какую тему даны предложения?  ( О зиме)

- Какие трудности  у вас возникли?

Завтра в тексте диктанта встретятся похожие предложения, вы должны вспомнить постановку знаков препинания.

Один ученик работает  у доски, остальные в тетрадях.

Они составляют схему услышанного предложения. Называют

-простое или сложное,

- чем осложнено простое предложение;

-если сложное, то  вид сложного предложения;

Если есть сомнения или ошибки, одноклассники объясняют друг другу правило.

Все: анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски.

Регулятивные:

Планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят монологические высказывания.

Познавательные: моделирование, преобразование объекта                              ( предложение – в схему) 

извлекают необходимую информацию из объяснения

Физкультминутка

Мы писали, мы писали- наши пальчики устали.

Тихо встанем рядом-

Отдохнуть нам  надо!

Выполняют физические упражнения под руководством ответственного ученика

 4. Практическая  деятельность

б) применений знаний и умений в новой ситуации

Цель: отрабатывать навык постановки знаков препинания.

Слайды 10-20.

Организация работы с тренажером   по теме «Виды простых и сложных предложений»

- Укажите, какое это предложение. Знаки препинания не расставлены:

Когда зайка сидел спокойно ушки его лежали на спинке.

Ответы: СПП, ССП, БСП, ПП с однор членами, ПП с однородными подлежащими. Выбрать и т.д.

Определяют предложения по цели высказывания и структуре, дают характеристику; расставляют знаки препинания и объясняют их постановку.

 Читают выразительно предложение, соблюдая интонацию

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки

Коммуникативные : осуществляют  совместную деятельность. 

Познавательные: осуществляют поиск  необходимой информации.

5. Подведение итогов урока

Итак, вы проверили свои знания. Слайд 21

В начале урока мы договорились, что каждый поставит себе отметку. Перед вами  - лист «Оцените себя».

Оцените себя

Заполните лист. Сложите баллы. Вот и Ваша отметка.

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний

( нужно раздать каждому лист «Оцени себя»)

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные : умение выражать свои мысли

Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

6. Рефлексия

Слайд 22.

- Сегодня каждый старался работать в полную силу. Продолжите предложения:

Я рад, что…

Затрудняюсь в…

Хочу узнать….

Какое настроение  у вас сейчас?  Слайд 23.

- Выберите  одну из предложенных карточек: понравился урок - с улыбкой, нет = с грустным лицом.

Определяют эмоциональное состояние.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебных действиях

9.Домашнее задание и его инструктаж

Слайд 24.Подготовка к контрольному диктанту (повторить контрольные вопросы).

Записывают домашнее задание в дневник, слушают инструктаж учителя по выполнению задания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Приложение 1.

Фамилия, имя_______________________________

Обведите 1, если выполнили задачу на уроке,

 0  - если нет

  знание теоретического материала по разделу «Синтаксис и пунктуация»

1 - 0

умение составлять схему предложения

1 - 0

умение распознавать вид  предложения

1 – 0

умение ставить знаки препинания в предложении

1 – 0

умение выполнять синтаксический разбор предложения

1 – 0

Отметка ( сумма баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

по учебнику русского языка Т.А.  Ладыженской, 5 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

урок по теме "Фонетика. Гласные и согласные звуки"...

Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».

Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока:  изучения нового материала...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс ФГОС.

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе.Тема. Графика. Алфавит....

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс. Местоимения.

Технологическая карта урока по ФГОС. 6 класс. Местоимение...