Программа спецкурса "Стилистика русского языка"
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/22/programma_spetskursa.jpeg)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа спецкурса « Стилистика русского языка» разработана с учетом требований федерального государственного образовательного Стандарта по русскому языку (базовый уровень); Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312; учебного плана школы на 2016-2017 учебный год; «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой –М., «Просвещение», 2011с использованием учебника В л а с е н к о в А.И., Р ы б ч е н к о в а Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011
Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними, определять тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал, использовать различные изобразительно – выразительные средства языка. Учащиеся должны уметь редактировать собственный текст, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Стилистика учит правильно пользоваться отдельными сторонами языка: фонетической, лексической, грамматической. Владение стилистическими нормами и означает умение использовать те средства языка, которые лучше всего отвечают целям общения. Стилистические ошибки снижают точность, ясность и выразительность речи или искажает мысль, но не нарушает правил грамматики. К стилистическим ошибкам относятся недочеты, которые связаны с лексикой и грамматикой, а с другой стороны, нарушение норм стилистики (тавтология, плеоназмы, перифразы, паронимы, речевые штампы и т.д.). В русском языке две основные группы стилистических ошибок: словарно-стилистические (лексические) и грамматико-стилистические ошибки (морфологические и синтаксические). Учитывая специфику контрольных измерительных материалов и подготовки к ЕГЭ, в курсе рассматриваются наиболее сложные случаи правописания и употребления языковых единиц в соответствии со стилистическими, лексическими, грамматическими (морфологическими, синтаксическими) и пунктуационными нормами русского литературного языка. Предложены обучающие упражнения и контрольные тесты.
Цель: развивать умение учащихся оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, - обеспечить планомерную подготовку к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Задачи: совершенствовать стилистические, лексические и грамматические (морфологические и синтаксические) умения и навыки учащихся, - повысить речевую культуру личности.
Методы и приемы. Наблюдения над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера. Практическая работа с различного рода словарями. Знакомство с работой над языком писателей. Лекция учителя. Редактирование текстов. Стилистический анализ текстов.
Форма проведения занятий. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная с использованием компьютера или файлов с печатным материалом, система малых групп (парная), - проблемное изложение материала, - подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов, - применением компьютерных технологий, - самостоятельное освоение теоретического материала, - контроль и самоконтроль. Виды контроля. Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний, тестовых заданий.
Программа спецкурса рассчитана на 34 часа. Выполнение программы спецкурса по русскому языку в 11 классе позволит систематизировать и обобщить знания учащихся. Дидактический материал послужит формированию прочных стилистических, лексических и грамматических умений и навыков учащихся и совершенствованию речевой культуры личности. Форма учебной деятельности учащихся классно-урочная и факультативная.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по стилистике русского языка (спецкурс).
Учащиеся должны ЗНАТЬ основные понятия курса (в программе выделены), обосновывая свои примеры. К концу изучения краткого курса практической стилистики ОВЛАДЕТЬ следующими УМЕНИЯМИ и НАВЫКАМИ: - определять стиль текста, создавать тексты разных стилей, определять стилевые особенности русских классиков; - соблюдать основные нормы литературного языка; - свободно, грамотно высказываться на заданные темы, добиваясь выразительности речи за счет тропов и стилистических фигур;
- соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет, следить за чистотой, точностью речи;
- уметь находить и исправлять в тексте различные языковые ошибки, овладеть навыками правки и редактирования.
Учебно- тематический план.
№ пп | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Лексическая стилистика. | 1 |
3 | Функциональные стили русского литературного языка. | 1 |
4-5 | Особенности использования книжной и разговорной лексики литературного языка. | 2 |
6 | Стилистическая оценка профессиональных, диалектных, жаргонных и просторечных слов. | 1 |
7 | Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. | 1 |
8 | Особенности употребления историзмов и архаизмов. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. | 1 |
9 | Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Эстетическая функция языковых средств и художественных деталей произведений. | 1 |
10 | Стилистическая функция синонимов и антонимов. | 1 |
11-12 | Изобразительно- выразительные средства языка. Основные тропы языка. Эстетическая функция языковых средств в художественных произведениях; особенности авторского стиля. | 2 |
13-14 | Стилистические фигуры речи. | 2 |
15-20 | Стилистика словообразования. Морфология и стилистика | 6 |
21-29 | Синтаксические нормы построения простого предложения | 9 |
30 | Синтаксические нормы построения сложного предложения | 1 |
31-32 | Стилистические особенности сложного и простого предложения | 2 |
33-34 | Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений | 2 |
Содержание программы (34 час.)
Вводное занятие. Стилистика как раздел науки о языке. Общее понятие о стилистических нормах.
Лексическая стилистика. Лексическая система национального русского языка. Функционально-стилистическая окраска слова. Функциональные стили русского литературного языка. Особенности использования книжной и разговорной лексики литературного языка. Стилистический анализ текстов. Редактирование текстов собственных творческих работ Стилистическая оценка профессиональных, диалектных, жаргонных и просторечных слов. Стилистический анализ текстов научного, художественного и разговорного стилей речи. Распознавание языковых средств. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. Стилистический анализ текстов художественного и публицистического стилей речи. Распознавание языковых средств. Язык художественной литературы. Особенности употребления историзмов и архаизмов. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Анализ фрагментов художественных текстов. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Эстетическая функция языковых средств и художественных деталей произведений. Анализ фрагментов художественных текстов. Стилистическая функция синонимов и антонимов. Анализ фрагментов художественных текстов. Редактирование текстов. Работа со словарями. Изобразительно- выразительные средства языка. Основные тропы языка. Эстетическая функция языковых средств в художественных произведениях; особенности авторского стиля. Анализ фрагментов художественных текстов. Использование средств художественной выразительности в самостоятельных творческих работах. Стилистические фигуры речи. Эстетическая функция языковых средств в художественных произведениях; особенности авторского стиля .
Стилистика словообразования. Морфология и стилистика. Употребление форм рода, числа, а также падежных форм имен существительных. Редактирование текстов самостоятельных творческих работ. Правильность употребления форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, краткой формы прилагательных с суффиксом -енн-. Особенности употребления числительных. Употребление личных местоимений Употребление форм глагола.
Синтаксические нормы построения простого предложения. Нормы управления. Согласование сказуемого с подлежащим. Редактирование текстов самостоятельных творческих работ. Построение предложения с однородными членами. Построение предложения с согласованным определением. Построение простого предложения с деепричастным оборотом. Редактирование текстов самостоятельных творческих работ.
Синтаксические нормы построения сложного предложения. Соблюдение синтаксических норм построения сложного предложения. Редактирование текстов самостоятельных творческих работ. Стилистические особенности сложного и простого предложений. Синтаксическая синонимия: возможность замены сложноподчиненного предложения с определительным придаточным простым предложением с причастным оборотом. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Синтаксическая синонимия: возможность замены сложноподчиненного предложения с обстоятельственным придаточным простым предложением с обособленным обстоятельством.
Литература:
Для учащихся
- Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2011.
- Егораева Г.Т..Русский язык.Практикум 3 (с).Подготова к ЕГЭ. – М., из-во «Экзамен». Учебное пособие. –Ростов-на – Дону: Легион. (Серия «Готовимся к ЕГЭ») 2014
- Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
- Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
- Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Для учителя
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
- Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
- Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
Интернет-ресурсы: http://4ege.ru/ http://philology.ru/ http://slovo.dn.ua/ http://pycckoeslovo.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Количество часов | Тема занятия. Основное содержание
| Дата | Примечания |
1 | 1 | Вводное занятие Стилистика как раздел науки о языке. Общее понятие о стилистических нормах | ||
2 | 1 | Лексическая стилистика. Лексическая система национального русского языка. Функционально-стилистическая окраска слова. | ||
3 | 1 | Функциональные стили русского литературного языка. | ||
4-5 | 2 | Особенности использования книжной и разговорной лексики литературного языка. Стилистический анализ текстов. Редактирование текстов собственных творческих работ | ||
6 | 1 | Стилистическая оценка профессиональных, диалектных, жаргонных и просторечных слов | ||
7 | 1 | Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. | ||
8 | 1 | Особенности употребления историзмов и архаизмов. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. | ||
9 | 1 | Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Эстетическая функция языковых средств и художественных деталей произведений. | ||
10 | 1 | Стилистическая функция синонимов и антонимов. | ||
11-12 | 2 | Изобразительно- выразительные средства языка. Основные тропы языка. Эстетическая функция языковых средств в художественных произведениях; особенности авторского стиля. | ||
13-14 | 2 | Стилистические фигуры речи. Эстетическая функция языковых средств в художественных произведениях; особенности авторского стиля | ||
15 | Стилистика словообразования. Морфология и стилистика Употребление форм рода, числа, а также падежных форм имен существительных. | |||
16 | 1 | Редактирование текстов самостоятельных творческих работ. | ||
17 | 1 | Правильность употребления форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, краткой формы прилагательных с суффиксом -енн-. | ||
18 | 1 | Особенности употребления числительных. | ||
19 | 1 | Употребление личных местоимений | ||
20 | 1 | Употребление форм глагола. | ||
21 | 1 | Синтаксические нормы построения простого предложения. Нормы управления. | ||
22 | 1 | Согласование сказуемого с подлежащим. | ||
23 | 1 | Редактирование текстов самостоятельных творческих работ. | ||
24-25 | 2 | Построение предложения с однородными членами. | ||
26 | 1 | Построение предложения с согласованным определением. | ||
27-28 | 2 | Построение простого предложения с деепричастным оборотом. | ||
29 | 1 | Редактирование текстов самостоятельных творческих работ | ||
30 | 1 | Синтаксические нормы построения сложного предложения | ||
31-32 | 2 | Стилистические особенности сложного и простого предложения | ||
33-34 | 2 | Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/31/picture-192840-1359624659.jpg)
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...