Программа спецкурса "Стилистика русского языка"
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа спецкурса « Стилистика русского языка» разработана с учетом требований федерального государственного образовательного Стандарта по русскому языку (базовый уровень); Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312; учебного плана школы на 2016-2017 учебный год; «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой –М., «Просвещение», 2011с использованием учебника В л а с е н к о в А.И., Р ы б ч е н к о в а Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011
Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними, определять тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал, использовать различные изобразительно – выразительные средства языка. Учащиеся должны уметь редактировать собственный текст, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Стилистика учит правильно пользоваться отдельными сторонами языка: фонетической, лексической, грамматической. Владение стилистическими нормами и означает умение использовать те средства языка, которые лучше всего отвечают целям общения. Стилистические ошибки снижают точность, ясность и выразительность речи или искажает мысль, но не нарушает правил грамматики. К стилистическим ошибкам относятся недочеты, которые связаны с лексикой и грамматикой, а с другой стороны, нарушение норм стилистики (тавтология, плеоназмы, перифразы, паронимы, речевые штампы и т.д.). В русском языке две основные группы стилистических ошибок: словарно-стилистические (лексические) и грамматико-стилистические ошибки (морфологические и синтаксические). Учитывая специфику контрольных измерительных материалов и подготовки к ЕГЭ, в курсе рассматриваются наиболее сложные случаи правописания и употребления языковых единиц в соответствии со стилистическими, лексическими, грамматическими (морфологическими, синтаксическими) и пунктуационными нормами русского литературного языка. Предложены обучающие упражнения и контрольные тесты.
Цель: развивать умение учащихся оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, - обеспечить планомерную подготовку к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Задачи: совершенствовать стилистические, лексические и грамматические (морфологические и синтаксические) умения и навыки учащихся, - повысить речевую культуру личности.
Методы и приемы. Наблюдения над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера. Практическая работа с различного рода словарями. Знакомство с работой над языком писателей. Лекция учителя. Редактирование текстов. Стилистический анализ текстов.
Форма проведения занятий. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная с использованием компьютера или файлов с печатным материалом, система малых групп (парная), - проблемное изложение материала, - подача материала крупными блоками с использованием опорных конспектов, - применением компьютерных технологий, - самостоятельное освоение теоретического материала, - контроль и самоконтроль. Виды контроля. Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний, тестовых заданий.
Программа спецкурса рассчитана на 34 часа. Выполнение программы спецкурса по русскому языку в 11 классе позволит систематизировать и обобщить знания учащихся. Дидактический материал послужит формированию прочных стилистических, лексических и грамматических умений и навыков учащихся и совершенствованию речевой культуры личности. Форма учебной деятельности учащихся классно-урочная и факультативная.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по стилистике русского языка (спецкурс).
Учащиеся должны ЗНАТЬ основные понятия курса (в программе выделены), обосновывая свои примеры. К концу изучения краткого курса практической стилистики ОВЛАДЕТЬ следующими УМЕНИЯМИ и НАВЫКАМИ: - определять стиль текста, создавать тексты разных стилей, определять стилевые особенности русских классиков; - соблюдать основные нормы литературного языка; - свободно, грамотно высказываться на заданные темы, добиваясь выразительности речи за счет тропов и стилистических фигур;
- соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет, следить за чистотой, точностью речи;
- уметь находить и исправлять в тексте различные языковые ошибки, овладеть навыками правки и редактирования.
Учебно- тематический план.
№ пп | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Лексическая стилистика. | 1 |
3 | Функциональные стили русского литературного языка. | 1 |
4-5 | Особенности использования книжной и разговорной лексики литературного языка. | 2 |
6 | Стилистическая оценка профессиональных, диалектных, жаргонных и просторечных слов. | 1 |
7 | Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. | 1 |
8 | Особенности употребления историзмов и архаизмов. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. | 1 |
9 | Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Эстетическая функция языковых средств и художественных деталей произведений. | 1 |
10 | Стилистическая функция синонимов и антонимов. | 1 |
11-12 | Изобразительно- выразительные средства языка. Основные тропы языка. Эстетическая функция языковых средств в художественных произведениях; особенности авторского стиля. | 2 |
13-14 | Стилистические фигуры речи. | 2 |
15-20 | Стилистика словообразования. Морфология и стилистика | 6 |
21-29 | Синтаксические нормы построения простого предложения | 9 |
30 | Синтаксические нормы построения сложного предложения | 1 |
31-32 | Стилистические особенности сложного и простого предложения | 2 |
33-34 | Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений | 2 |
Содержание программы (34 час.)
Вводное занятие. Стилистика как раздел науки о языке. Общее понятие о стилистических нормах.
Лексическая стилистика. Лексическая система национального русского языка. Функционально-стилистическая окраска слова. Функциональные стили русского литературного языка. Особенности использования книжной и разговорной лексики литературного языка. Стилистический анализ текстов. Редактирование текстов собственных творческих работ Стилистическая оценка профессиональных, диалектных, жаргонных и просторечных слов. Стилистический анализ текстов научного, художественного и разговорного стилей речи. Распознавание языковых средств. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. Стилистический анализ текстов художественного и публицистического стилей речи. Распознавание языковых средств. Язык художественной литературы. Особенности употребления историзмов и архаизмов. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Анализ фрагментов художественных текстов. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Эстетическая функция языковых средств и художественных деталей произведений. Анализ фрагментов художественных текстов. Стилистическая функция синонимов и антонимов. Анализ фрагментов художественных текстов. Редактирование текстов. Работа со словарями. Изобразительно- выразительные средства языка. Основные тропы языка. Эстетическая функция языковых средств в художественных произведениях; особенности авторского стиля. Анализ фрагментов художественных текстов. Использование средств художественной выразительности в самостоятельных творческих работах. Стилистические фигуры речи. Эстетическая функция языковых средств в художественных произведениях; особенности авторского стиля .
Стилистика словообразования. Морфология и стилистика. Употребление форм рода, числа, а также падежных форм имен существительных. Редактирование текстов самостоятельных творческих работ. Правильность употребления форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, краткой формы прилагательных с суффиксом -енн-. Особенности употребления числительных. Употребление личных местоимений Употребление форм глагола.
Синтаксические нормы построения простого предложения. Нормы управления. Согласование сказуемого с подлежащим. Редактирование текстов самостоятельных творческих работ. Построение предложения с однородными членами. Построение предложения с согласованным определением. Построение простого предложения с деепричастным оборотом. Редактирование текстов самостоятельных творческих работ.
Синтаксические нормы построения сложного предложения. Соблюдение синтаксических норм построения сложного предложения. Редактирование текстов самостоятельных творческих работ. Стилистические особенности сложного и простого предложений. Синтаксическая синонимия: возможность замены сложноподчиненного предложения с определительным придаточным простым предложением с причастным оборотом. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Синтаксическая синонимия: возможность замены сложноподчиненного предложения с обстоятельственным придаточным простым предложением с обособленным обстоятельством.
Литература:
Для учащихся
- Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2011.
- Егораева Г.Т..Русский язык.Практикум 3 (с).Подготова к ЕГЭ. – М., из-во «Экзамен». Учебное пособие. –Ростов-на – Дону: Легион. (Серия «Готовимся к ЕГЭ») 2014
- Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
- Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
- Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
Для учителя
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
- Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.;ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
- Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006..
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
- Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978.
Интернет-ресурсы: http://4ege.ru/ http://philology.ru/ http://slovo.dn.ua/ http://pycckoeslovo.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Количество часов | Тема занятия. Основное содержание
| Дата | Примечания |
1 | 1 | Вводное занятие Стилистика как раздел науки о языке. Общее понятие о стилистических нормах | ||
2 | 1 | Лексическая стилистика. Лексическая система национального русского языка. Функционально-стилистическая окраска слова. | ||
3 | 1 | Функциональные стили русского литературного языка. | ||
4-5 | 2 | Особенности использования книжной и разговорной лексики литературного языка. Стилистический анализ текстов. Редактирование текстов собственных творческих работ | ||
6 | 1 | Стилистическая оценка профессиональных, диалектных, жаргонных и просторечных слов | ||
7 | 1 | Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. | ||
8 | 1 | Особенности употребления историзмов и архаизмов. Экспрессивно-стилистическая окраска слова. | ||
9 | 1 | Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Эстетическая функция языковых средств и художественных деталей произведений. | ||
10 | 1 | Стилистическая функция синонимов и антонимов. | ||
11-12 | 2 | Изобразительно- выразительные средства языка. Основные тропы языка. Эстетическая функция языковых средств в художественных произведениях; особенности авторского стиля. | ||
13-14 | 2 | Стилистические фигуры речи. Эстетическая функция языковых средств в художественных произведениях; особенности авторского стиля | ||
15 | Стилистика словообразования. Морфология и стилистика Употребление форм рода, числа, а также падежных форм имен существительных. | |||
16 | 1 | Редактирование текстов самостоятельных творческих работ. | ||
17 | 1 | Правильность употребления форм сравнительной и превосходной степени прилагательных, краткой формы прилагательных с суффиксом -енн-. | ||
18 | 1 | Особенности употребления числительных. | ||
19 | 1 | Употребление личных местоимений | ||
20 | 1 | Употребление форм глагола. | ||
21 | 1 | Синтаксические нормы построения простого предложения. Нормы управления. | ||
22 | 1 | Согласование сказуемого с подлежащим. | ||
23 | 1 | Редактирование текстов самостоятельных творческих работ. | ||
24-25 | 2 | Построение предложения с однородными членами. | ||
26 | 1 | Построение предложения с согласованным определением. | ||
27-28 | 2 | Построение простого предложения с деепричастным оборотом. | ||
29 | 1 | Редактирование текстов самостоятельных творческих работ | ||
30 | 1 | Синтаксические нормы построения сложного предложения | ||
31-32 | 2 | Стилистические особенности сложного и простого предложения | ||
33-34 | 2 | Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...