Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемика".
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка по теме "Морфемика" 5 класс. Урок обобщения материала. Подготовка к контрольной работе. Систематизация знаний учащихся 5 класса по теме. Отработка теории языкознания. Творческие задания по теме. На уроке применяются разные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка 5 класс "Морфемика" | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый урок по теме «Морфемика»
План-конспект урока-обобщения по русскому языку в 5 классе
Цели урока
- Обучающая: повторить и обобщить знания по теме «Морфемика», отработать навыки использования лингвистических знаний на практическом материале,
- Развивающая: развитие навыков составления и умения использовать на уроках интеллект-карты, интереса к теоретическим основам языкознания, развитие абстрактного и логического мышления.
- Воспитательная: воспитание уважения к русскому языку, воспитание усидчивости и прилежания на уроке.
Оборудование: учебник «Русский язык 5 класс» авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др. М., «Просвещение» 2018г, интеллект-карты учащихся, интерактивная доска, проектор, презентация на тему «Морфемика. Обобщение»
Ход урока.
1. Организационный момент: учитель объявляет тему и цели урока.
2. Вступительное слово учителя: Сегодня у нас урок обобщения материала, нам необходимо систематизировать наши знания по морфемике и научиться их использовать в нашей практической деятельности. Для этого нам необходимо выполнить ряд заданий и упражнений, а также закончить оформление ваших интеллект-карт по этой теме.
Начнем мы нашу работу с беседы о таком разделе лингвистики как морфемика.
Беседа с учащимися:
Учитель.Что обозначает слово «морфемика», что изучает этот раздел лингвистики
Ученики: Состав слова, части слова
Учитель. Каким одним научным термином мы называются части слова
Ученик. Все части слова имеют один термин «морфемы»
Работа с интеллект-картами. ( привлекаются учителем для более глубокого осмысления материала в ходе беседы)
Учитель. Какие основные образы вы использовали в интеллект-картах для символизации раздела морфемика?
Ученики. Образ дома, образ дерева, образ космического аппарата.
Учитель. Какая информация первого уровня существует в ваших картах по морфемике?
Ученики. Названия морфем - это первый уровень информации
Учитель. Давайте на интерактивной доске составим кластер составляющих слово морфем.
Работа с интерактивной доской составление кластера морфем учащимися
Морфемы.
Основа слова,
корень, приставка, суффикс окончание
Учитель. Кластер составлен, названия морфем вспомнили: На основании интеллект- карты ответим на вопрос, чем отличается одно из морфем от остальных и какая это морфема.
Ученик. Окончание отличается тем, что это измененяемая часть слова и осуществляет связь слов в словосочетаниях и предложениях.
Работа с доской. Анализ содержания презентации по теме «Морфемика» (слайд № 2)
Учитель. Перед вами определения морфемы окончания слова, что вы видите в определении окончания нового, неизвестного вам.
Ученик. Окончание выражают грамматическое значение слова.
Ученики дополняют информацию интеллект-карт.
Учитель. Какие грамматические значения выражают окончания у разных частей речи?
Ученики. У существительных- число, падеж у прилагательных – род, число, падеж, у глаголов – лицо, число, род в прошедшем времени.
Учитель. Можем ли определить по окончанию какая часть речи
Презентация. Слайд № 3
Учитель. 1. По окончаниям «ого», «его» определите, какая часть речи слова и придумайте слова с такими окончаниями, выделите окончание в слове как морфему.
2. То же самое выполните с окончанием «о» и «а».
- Окончание «ишь». Привести примеры в тетрадях
Проверяются записи учеников, определяется, что окончание «ишь» может быть в глаголах только 2 спряжения.
Учитель. Свои выводы по морфеме «окончание» занесите в интеллек-карту.
Поговорим о следующей морфеме. Какая самая главная морфема в слове. Исходя из своих карт, что вы можете рассказать о ней.
Ученики. Главная морфема в слове - корень. Корень содержит в себе основное лексическое значение всех родственных слов. Корни служат для образования новых слов в языке.
Слайд № 4 .
Задание: от корней «вод» и «гор» образуйте слова.
Учитель. Какие слова у вас получились?
Ученики. Гореть, пригорелый, горка, предгорье, вода, водянистый, водить, водитель. Здесь есть слова однокоренные, а есть не однокоренные слова.
Учитель. Корни, имеющие одинаковое звучание, но разные лексические значения, называются омонимичными. Эта информация для вас новая, занесите ее в интеллект-карту вторым уровнем информации о корнях.
Учитель. Какие морфемы мы еще не обсудили, какая у вас есть еще информация в интеллект-картах?
Ученики. Еще не обсудили морфемы: приставки и суффиксы.
Учитель. Что общего имеют эти морфемы?
Ученики. Имеют добавочное лексическое значение и образуют новые слова, различаются местоположением: приставка стоит перед корнем, а суффикс - после корня.
Физкультминутка
Работа со слайдом № 5
Задание: письменно определить лексическое значение у приставок в словах:
Влететь, прилететь, вылететь, улететь
Ученики.
В – движение внутрь.
Вы - движение наружу изнутри,
Пере - с места на место
При - приближение.
У – удаление
Учитель делает вывод: мы убедились, что приставка обладают дополнительным лексическим значением - поэтому она значимая. То же самое мы можем сказать и о суффиксах.
Учитель. Как называется часть слова, состоящая из значимых морфем?
Ученики. Все значимые части слова без окончания образуют основу слова.
Слайд № 6
Задания на основе морфем, имеющихся на слайде составить слова и предложения,
- Ближ -ся - л – а – при. Приближался
- Ый – без –н - жалост Безжалостный
- Л – о – по- каза - сь Показалось
- ышк - солн - о Солнышко
- Н- бес – ый- шум. Бесшумный
- Ся – уч- на – им ть – бир – раз- а а – слов.
Научимся разбирать слова.
Учитель. Проверяем получившие слова с теми, что появились на слайде. Самостоятельно выделяем все морфемы в словах и определяем в каждом слове их количество
Обобщение и реализация знаний по теме
Учитель. Чтобы проверить, как мы усвоили тему «Морфемика», Выполним тест по этой теме: учебник стр.56 задание 2.
Выполняется самостоятельно тест, данный в учебнике 7 мин.
Учитель. Проверяем правильность сделанного теста, сравнивая свои ответы с ответами, выведенными на экран. Слайд № 8
Выводы по уроку. Что мы вспомнили на уроке? Что нового узнали на уроке? Какие задания вам были интересны?
Домашнее задание. Доработать интеллект-карты по итогам урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...