Рабочая программа по русскому языку 8 класс, 102 часа по программе М.М.Разумовской
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Рабочая программа по русскому языку 8 класс, 102 часа. Программа М.М.Разумовской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_8_klass.docx | 34.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 8 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования; на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дубровская средняя школа; авторской программы по русскому языку к учебнику для 8 класса авторов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова (М.: Дрофа, 2017).
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную образовательную область «Русский язык и литература».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа реализует идею синтеза всестороннего речевого развития со специальной лингвистической подготовкой и содержит два раздела: систематический курс языка с правописанием и элементами культуры речи и раздел «Речь», включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста. Причем эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме. Речевой аспект явственно обозначен как с помощью сквозных направлений, так и применительно к отдельным разделам и темам. Усилен и семантический аспект в подаче лингвистического материала на всех уровнях языка.
Учебник и программа отражают обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
- 1. Общения во всех сферах жизни.
- 2. Связи поколений.
- 3. Хранения и передачи информации.
Свободное владение родным, русским языком – необходимость в жизни каждого современного россиянина. Для реализации этой потребности необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока. Изучение русского языка опирается в основном на действующую программу и уже устоявшийся минимум понятий по синтаксису. Однако предполагается более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуационных правил. Особое внимание уделяется таким вопросам, как «Речевые умения и навыки учащихся», «Интонация и пунктуация», «Назначение знаков препинания».
Главная цель занятий русским языком в 8 классе - речевое и языковое развитие школьников - решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материалом языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь.
Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс русского языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста.
Задачи курса:
1. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
- совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный, стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений, полный и комплексный анализ текста;
- формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.
Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Место предмета.
На изучение русского языка в 8 классе учебным планом предусматривается 105 часов в инвариативной части из расчета 3 часа в неделю, по плану 102 часа: сокращение материала за счёт уплотнения тем. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.
Содержание тем учебного курса
О языке (1ч)
Русский язык в семье славянских языков.
Речь (18 ч)
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы:
высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскурсии, похода); высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке).
Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).
Трудные случаи правописания (на основе изученного) (7ч)
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение (5 ч)
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой иобратный порядок слов. Логическое ударение.
Синтаксис простого предложения
Двусоставное предложение
Главные и второстепенные члены предложения (13ч)
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.
Односоставные простые предложения (9ч)
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).
Неполные предложения (4 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Предложения с однородными членами (11 ч)
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Предложения с обращениями, вводными словами
(словосочетаниями, предложениями), междометиями (11 ч)
Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Предложения с обособленными членами (17ч)
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Прямая и косвенная речь (6 ч)
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.
Резервные часы (3 ч.)
Планируемые результаты изучения предмета «Русский язык»
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осознавать эстетическую ценность русского языка.
- Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Ученик получит возможность научиться:
- Проявлять стремление к речевому самосовершенствованию.
- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- Адекватной оценке трудностей.
- Адекватной оценке своих возможностей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,
- устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Анализ текста.
Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), стилистический, типологический — включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста, — под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи.
- Воспроизведение текста.
Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
- Создание текста.
Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
- Совершенствование написанного.
Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
Предметные результаты обучения
п о о р ф о э п и и: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
п о м о р ф е м и к е и с л о в о о б р а з о в а н и ю: опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
п о л е к с и к е и ф р а з е о л о г и и: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
п о м о р ф о л о г и и: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
п о о р ф о г р а ф и и: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
п о с и н т а к с и с у: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения изученных синтаксических конструкций;
п о п у н к т у а ц и и: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку
8 класс (102 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Примечания |
1 | Русский язык в семье славянских языков. | 1 | |
2 | Р.р. Разновидности речи | 1 | |
Трудные случаи правописания (на основе изученного) (7 ч.) | |||
3 | Буквы н и нн в суффиксах имён прилагательных, причастий и наречий | 1 | |
4-5 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 2 | |
6 | Р.р. Стили речи. | 1 | |
7 | Р.р. Контрольная работа № 1: изложение без концовки. "Как я покупал собаку." | 1 | |
8 | Употребление дефиса. | 1 | |
9 | Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями и наречиями | 1 | |
10 | Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5-7 классах". | 1 | |
11 | Р.р. Типы речи. Анализ диктанта. | 1 | |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение (5 ч.) | |||
12 | Словосочетание. | 1 | |
13 | Словосочетание. | 1 | |
14 | Предложения и его типы. | 1 | |
15 | Предложения и его типы. | 1 | |
16 | Р.р. Способы и средства связи предложений. | 1 | |
17 | Р.р. Контрольное изложение № 2 . | 1 | |
Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения. (13 ч.) | |||
18 | Простое предложение. Интонация простого предложения. | 1 | |
19 | Подлежащее и способы его выражения. | 1 | |
20 | Сказуемое и способы его выражения | 1 | |
21 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |
22 | Правильное согласование главных членов предложения | 1 | |
23 | Второстепенные члены предложения, их функции. | 1 | |
24 | Определение | 1 | |
25 | Дополнение | 1 | |
26 | Обстоятельство | 1 | |
27 | Порядок слов в предложении | 1 | |
28 | Р.р. Речь. Жанры публицистики. Репортаж | 1 | |
29 | Контрольная работа № 3: диктант с дополнительными заданиями | 1 | |
30 | Р.р. Репортаж-повествование | 1 | |
31 | Контрольная работа № 4: сочинение в жанре репортажа | 1 | |
32 | Р.р. Репортаж-описание | 1 | |
Односоставные простые предложения (9 ч.) | |||
33 | Виды односоставных предложений | 1 | |
34-35 | Определённо-личное предложение | 2 | |
36-37 | Неопределённо-личное предложение. | 2 | |
38 | Обобщённо-личное предложение | 1 | |
39-40 | Безличное предложение | 2 | |
41 | Назывное предложение | ||
Неполные предложения (3 ч.) | |||
42 | Понятие неполного предложения. | ||
43 | Оформление неполных предложений на письме | ||
44 | Изложение (или сочинение по картине) | ||
45 | Р.р. Статья в газету, понятие о жанре | ||
46 | Р.р. Статья в газету. Строение текста | ||
47 | Р.р. Контрольная работа № 5: изложение с дополнительным заданием: закончить текст, сделав вывод | ||
Предложения с однородными членами (11 ч.) | |||
48-50 | Предложения с однородными членами (общая характеристика) | 3 | |
51 | Средства связи между однородными членами предложения. | 1 | |
52 | Сочинительная связь. | 1 | |
53 | Интонация перечисления | 1 | |
54-55 | Однородные и неоднородные определения | 2 | |
56 | Р.р. Сочинение с грамматическим заданием по картине К. Брюллова «Всадница» | 1 | |
57-58 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 2 | |
59 | Контрольная работа № 6: диктант «Однородные члены» | 1 | |
Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями. (11 ч.) | |||
60-61 | Обращение | 2 | |
62-66 | Предложения с вводными конструкциями | 5 | |
67-68 | Вставные конструкции | 2 | |
69 | Контрольная работа №7: диктант «Вводные и вставные конструкции» | 1 | |
70 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |
Предложения с обособленными членами (17 ч.) | |||
71-72 | Понятие обособления второстепенных членов предложения | 2 | |
73-76 | Обособленные определения и приложения | 4 | |
77 | Обособленные дополнения. | 1 | |
78 | Контрольная работа № 8: диктант «Обособленные определения и приложения» | 1 | |
79 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |
80-83 | Обособленные обстоятельства | 4 | |
84-85 | Уточняющие члены предложения | 2 | |
86 | Контрольная работа №9: диктант «Уточняющие члены предложения» | 1 | |
87 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |
88-89 | Р.р. Портретный очерк | 2 | |
90 | Р.р. Контрольная работа № 10: сочинение в жанре портретного очерка | 1 | |
91-92 | Р.р. Урок-деловая игра «Мы делаем газету» | 2 | |
Прямая и косвенная речь (6 ч.) | |||
93-95 | Прямая речь и её оформление | 3 | |
96 | Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной | 1 | |
97 | Цитаты и их обозначение | 1 | |
98 | Диалог. | 1 | |
99 | Промежуточная аттестация. | 1 | Согласно графика |
100 | Анализ контрольного диктанта. | 1 | |
101 -102 | Повторение изученного. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (расширенное изучение) по программе В.В. Бабайцевой для углубленного изучения русского языка. 5 класс
Данная рабочая программа составлена по программе В.В. Бабйцевой для углубленного изучения русского языка, начиная с 5 класса. Используемый методический комплекс: авторская программа Бабайцевой В.В. по...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУдля обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида...
Рабочая программа по русскому языку 170 часов 7 класс
Рабочая программа по русскому языку составленна на 170 часов ( 5 часов в неделю) для общеобразовательной школы по учебнику Т.М.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой....
Рабочая программа по русскому языку по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа по русскому языку по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...