Программа курса по выбору "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
Программа курса нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_po_vyboru.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс |
Основание для разработки программы |
|
Разработчик программы | Учитель первой категории Зиновьева М.В. |
Цель программы |
|
Задачи программы |
|
Исполнители основных мероприятий | Учитель первой категории Зиновьева М.В. |
Участники программы | Обучающиеся 9 классов |
Система организации контроля за ходом реализации Программы | Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы. |
Время реализации программы | 2019-2021 г.г. |
Вид Курса по выбору | Предметно-ориентированный |
Разработка рабочей программы | 1.Планируемые результаты Курса по выбору: личностные, метапредметные, предметные 2.Содержание курса 3.Тематическое планирование |
Формы работы | - лекция, - самостоятельная работа, - индивидуальная консультация |
Виды деятельности | - групповая и индивидуальная работа, - работа в парах, - работа с тренажерами в сети Интернет, - работа с заданиями открытого банка ФИПИ |
Ожидаемые результаты реализации программы | - удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; - развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; - развитие навыков самообразования и самопроектирования; - углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; - совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся; -формирование умения осуществлять поиск нужной информации - формирование грамотности и научного мировоззрения у обучающихся |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основании федерального компонента Государственного образовательного стандарта по русскому языку и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык 5 – 9 классы» - М.: Просвещение, 2016 ), соответствует учебному плану МБОУ «Родомановская средняя школа» на 2019-2020 уч.год
Место курса по выбору: программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» рассчитана на 16 часов из расчёта 0,5 часа в неделю (из части, формируемой участниками образовательного процесса) недели.
Цель курса:
- повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;
- обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ;
- оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.
Задачи курса:
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теории текста, отрабатывать в процессе анализа базовые понятия теории текста;
- совершенствовать навыки работы с текстом (аналитическое чтение вслед за автором, восприятие текста через осмысление его темы, проблемы и идеи, анализ авторского стиля и изобразительно-выразительных средств);
- учить построению законченных высказываний (текстов) определённых жанров в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учётом стилевого единства текста;
- вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства (лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста;
- формировать навыки литературной и правописной правки текста.
Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.
Программа курса нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского языка:
- морфемика и словообразование,
- грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация),
- лексика,
- текстоведение и речеведение;
реализация программы предполагает совершенствование практических навыков:
- по орфографии и пунктуации,
- в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,
- в извлечении основной информации,
- в создании собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ОГЭ,
- в определении лексическое значение слова и умении производить лексический анализ слова,
- в знании выразительных средств русской речи.
Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные (составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).
Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.
- Планируемые результаты освоения курса по выбору « Подготовка к ОГЭ РЯ»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Программа курса состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы.
- Модуль 1 (ч.1). Изложение исходного текста
- 1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
- 2. Речеведческий анализ текста.
- 3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
- 4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
- Модуль 2 (ч.2). Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
- 1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
- 2. Повторение морфологии.
- 4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
- 5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
- Модуль 3 (ч.3). Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
- 1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.
2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения. Реализация коммуникативного замысла.
3.Тематическое планирование:
Раздел | Количество часов |
Модуль 1 (ч.1) | 4 |
Модуль 2 (ч.2) | 9 |
Модуль 3 (ч.3). | 3 |
Ожидаемые результаты реализации программы:
.- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся;
-формирование умения осуществлять поиск нужной информации;
- формирование грамотности и научного мировоззрения у обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для суворовцев 1 курса( для учащихся 5 класса) "Знатоки русского языка"
Данное мероприятие проводилось в 5 классе в рамках Недели русского языка и литературы. В соревнованиях участвует 4 команды....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса в 10 - 11 классах «Деловой русский язык»
Элективный курс «Деловой русский язык» нацелен также на формирование и развитие комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей,...
Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"
Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....
Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Практикум по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» (5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» для 5 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Час коррекции по русскому языку"
Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8 классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ....