Программа курса по выбору "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Марина Викторовна Зиновьева

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.

Программа курса нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_po_vyboru.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Наименование программы

ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

9 класс

Основание для разработки программы

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12.2010 г. №1897.

Разработчик программы

Учитель первой категории Зиновьева М.В.

Цель программы

  • повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;
  • обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ;
  • оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.

Задачи программы

  1.  систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теории текста, отрабатывать в процессе анализа базовые понятия теории текста;
  2.  совершенствовать навыки работы с текстом (аналитическое чтение вслед за автором, восприятие текста через осмысление его темы, проблемы и идеи, анализ авторского стиля и изобразительно-выразительных средств);
  3.  учить построению законченных высказываний (текстов) определённых жанров в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учётом стилевого единства текста;
  4.  вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства (лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста;
  5.  формировать навыки литературной и правописной правки текста.

Исполнители основных мероприятий

Учитель первой категории Зиновьева М.В.

Участники  программы

Обучающиеся 9 классов

Система организации контроля  за ходом реализации Программы

Общий контроль за реализацией Программы осуществляет администрация школы.

Время реализации программы

2019-2021 г.г.

Вид Курса по выбору

Предметно-ориентированный

Разработка рабочей программы

1.Планируемые результаты Курса по выбору: личностные, метапредметные,  предметные

2.Содержание курса

3.Тематическое планирование

Формы работы

- лекция,

- самостоятельная работа,

- индивидуальная консультация

Виды деятельности

- групповая и индивидуальная работа,

- работа в парах,

- работа с тренажерами в сети Интернет,

- работа с заданиями открытого банка ФИПИ

Ожидаемые результаты реализации программы

- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

 - развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

 - развитие навыков самообразования и самопроектирования;

- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;

- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся;

 -формирование умения осуществлять поиск нужной информации

- формирование  грамотности и научного мировоззрения у обучающихся

     1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основании федерального компонента  Государственного образовательного стандарта по русскому языку и авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык  5 – 9 классы» - М.: Просвещение, 2016 ),  соответствует учебному плану МБОУ «Родомановская средняя школа» на 2019-2020 уч.год

Место курса по выбору:  программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» рассчитана на 16 часов из расчёта 0,5 часа в неделю (из части, формируемой участниками образовательного процесса) недели.

Цель курса:

  • повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в основной школе;
  • обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ;
  • оказание психологической поддержки учащимся в подготовке к экзамену в новой форме.

Задачи курса:
- систематизировать и обобщить имеющиеся знания по теории текста, отрабатывать в процессе анализа базовые понятия теории текста;
- совершенствовать навыки работы с текстом (аналитическое чтение вслед за автором, восприятие текста через осмысление его темы, проблемы и идеи, анализ авторского стиля и изобразительно-выразительных средств);
- учить построению законченных высказываний (текстов) определённых жанров в соответствии с заданной (выбранной) темой и с учётом стилевого единства текста;

- вырабатывать умение сознательно отбирать языковые средства (лексические и грамматические) для выражения мыслей; использовать средства связи предложений и микротем, обеспечивающих цельность и связность текста;
- формировать навыки литературной и правописной правки текста.

Программа курса разработана с учётом знаний и умений учащихся, позволяет углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык», а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, программа соответствует спецификации, утверждённой ФИПИ.

Программа курса нацелена на повышение уровня знаний по программным разделам курса русского  языка:

  • морфемика и словообразование,
  • грамматика (морфология, синтаксис, пунктуация),
  • лексика,
  • текстоведение и речеведение;

         реализация программы предполагает совершенствование практических навыков:

  •  по орфографии и пунктуации,
  • в понимании текста, его смысловой и композиционной ценности,
  • в извлечении основной информации,
  • в создании собственного речевого произведения заданного стиля и типа речи в формате ОГЭ,
  • в определении лексическое значение слова и умении производить лексический анализ слова,
  • в знании выразительных средств русской речи.

        Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, повышению информационной и коммуникативной компетенции в целом, формированию общеучебных умений и навыков. На занятиях используются различные виды деятельности учащихся: обучающие, практические, самостоятельные работы и контрольные  (составление плана изложения и сочинения, конспектирование приёмов компрессии текста изложения, написание изложения и сочинения, составление алгоритмов, схем, таблиц при повторении орфографии и синтаксиса, работа со словарём).

Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ.

                                                                                       

  1. Планируемые результаты освоения  курса по выбору « Подготовка к ОГЭ РЯ»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  1. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Программа курса состоит из 3-х модулей, соответствующих трём частям экзаменационной работы.

  1. Модуль 1 (ч.1).  Изложение исходного текста
  2. 1. Нормативная база ОГЭ, структура и содержание КИМов.
  3. 2. Речеведческий анализ текста.
  4. 3. Составление плана. Приёмы компрессии текста.
  5. 4. Аудирование и письмо (практикум по написанию и анализу сжатого изложения).
  6. Модуль 2 (ч.2).  Обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
  7. 1. Повторение фонетики, морфемики и орфографии.
  8. 2. Повторение морфологии.
  9. 4. Повторение синтаксиса и пунктуации.
  10. 5. Развитие речи. Лексика. Фразеология.
  11. Модуль 3 (ч.3).  Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
  12. 1. Лингвистический анализ текста как средство выражения авторского замысла.

2. Композиционные особенности построения текста-рассуждения. Реализация коммуникативного замысла.

3.Тематическое планирование:

Раздел

Количество часов

Модуль 1 (ч.1)

4

Модуль 2 (ч.2)

9

Модуль 3 (ч.3).

3

Ожидаемые результаты реализации программы:

.- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;

 - развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;

 - развитие навыков самообразования и самопроектирования;

- углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности;

- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся;

 -формирование умения осуществлять поиск нужной информации;

- формирование  грамотности и научного мировоззрения у обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для суворовцев 1 курса( для учащихся 5 класса) "Знатоки русского языка"

Данное мероприятие проводилось в 5 классе в рамках Недели русского языка и литературы. В соревнованиях участвует 4 команды....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса в 10 - 11 классах «Деловой русский язык»

Элективный курс «Деловой русский язык» нацелен также на формирование и развитие  комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей,...

Рабочая программа элективного курса"Введение в языкознание.Практикум по русскому языку.Подготовка к ГИА в 8 классе"

Рабочая программа ориентирована на дополнительную подготовку обучающихся 8 классов к ГИА....

Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Практикум по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» (5 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знай и люби русский язык» для 5 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Час коррекции по русскому языку"

Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8   классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ....