Фразеологизмы и их роль в русском языке.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Из этой работы вы узнаете много интересного о происхождении и употреблении фразеологизмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фразеологизмы в русском языке. | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Водить за нос» Объясните значение этого выражения. Обманывать
Что обозначает словосочетание, можно ли его заменить синонимичным словом? Он бил баклуши. Он бездельничал . Чем является это словосочетание в предложении?
Происхождение Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Потому и стала она образцом не дела, а безделья. Конечно, все познается в сравнении, и работа эта казалась легкой лишь на фоне каторжного крестьянского труда. И далеко не у каждого получится сейчас хорошо баклуши бить.
Объясните значения этих выражений. Можно заменить словом: р аскинуть умом- пятое колесо в телеге- вверх тормашками- кот наплакал- бить баклуши – с минуты на минуту - с булавочную головку - Есть и такие, которые приравниваются к целому описательному выражению: садиться на мель – «попадать в крайне затруднительное положение», нажимать на все педали – «прилагать все усилия для достижения или выполнения чего-либо». п одумать лишний навзничь мало бездельничать скоро маленький
В чем схожесть этих словосочетаний со словом? Лексически неделимое и целостное по значению. Как слово является одним членом предложения.
Воспроизводимость Употребляются в готовом виде, такими, какими они закрепились в языке, какими их удерживает наша память. Закадычный … Заклятый … Закадычный знакомый. Заклятый вредитель. Закадычный друг. Заклятый враг.
Сравните Трудиться , не разгибая спины = без отдыха . П отянуться , не разгибая спины. Употребляются в готовом виде. Строятся нами в речи.
Непроницаемость В их состав нельзя произвольно включать какие-либо элементы. Так , зная фразеологизм потупить взор , мы не вправе сказать "низко потупить взор", "еще ниже потупить взор", "потупить печальный взор».
Устойчивость грамматической формы их частей Бить баклуши Точить лясы Бить баклушу Вытачивать лясу Каждый член сочетания воспроизводится в определенной грамматической форме, которую нельзя произвольно изменять. Замените множественное число существительных на единственное
Закрепленный порядок слов Правило Все течет, все изменяется; ни свет ни заря ; к ровь с молоком. Исключения набрать в рот воды - в рот воды набрать; не оставить камня на камне - камня на камне не оставить .
Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний Словосочетания 1 ) Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. 2) Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. 3)Любое из слов можно заменить другими словами. Фразеологизмы 1 ) Слова теряют свою самостоятельность (семантическая неделимость ). 2) Как и слова, используются готовыми, запоминаются ( воспроизводимость ). 3)В их составе нельзя заменять одно слово другим (непроницаемость). 4) Закрепленный порядок слов. 5) Грамматическая устойчивость формы из частей .
Сформулируйте свое определение фразеологизма Фразеологи́зм или фразеологическая единица — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.
Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов : « фразис » - «выражение» и «логос» - « учение». Раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы, называется фразеология.
В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют... ( По Э.А. Вартаньяну )
Проверяем Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон , бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял , чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем . В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести . А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает . И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту . Все с него как с гуся вода , все ему что об стенку горох . «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки ». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число , задать баню , снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют ...
Антонимы Взять себя в руки ( успокоиться) Выйти из себя ( занервничать)
Антонимы Засучив рукава Спустя рукава
Объясните значение, подберите антонимы к следующим фразеологизмам. Время не ждет Нестись во весь опор Время терпит Плестись, как черепаха Нет времени Время есть Быстро передвигаться Медленно передвигаться
Спишите, подобрав к фразеологизмам антонимы. Душа в душу(очень дружно, ладно)- … , гнуть свою линию(упрямо стоять на своих позициях ) - … , кот наплакал - … , бить баклуши- … , трезвонить во всю ивановскую (очень громко кричать) - … .
Проверьте себя Как кошка с собакой (враждуют и сорятся), плясать под чужую дудку" (не иметь своего мнения), куры не клюют , р аботать, засучив рукава, молчать как рыба.
Синонимы Стрелянный воробей Тертый калач Опытный человек
Объясните значение, подберите синонимы к следующим фразеологизмам. Вывести из себя - Все как один - Яблоку негде упасть - д овести до белого каления от мала до велика как сельдей в бочке.
Стилистические различия
Стилистические различия
Оттенки в значениях За тридевять земель означает – очень далеко . Куда Макар телят не гонял - в самые отдаленные, глухие места, куда ссылают в наказание.
Спишите, подобрав к фразеологизмам синонимы. З асучив рукава, во все лопатки. Для справок : не покладая рук, повесив нос, забросить удочку, сломя голову.
Большинство фразеологизмов отражают глубоко народный, самобытный характер русского языка; смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины. Изучение фразеологии позволяет изучить многовековой опыт народа, его трудовой и духовной деятельности, приобщиться к культурным ценностям.
Фразеологизмы, созданные на базе цитат из литературных произведений, библейско-евангелических текстов. М артышкин труд - «напрасный, суетливый труд »; И . Крылов Сизифов труд - «бесконечный и бесплодный труд »; античная литература В поте лица - «очень много». Библия
Картинность и образность речи действует поэтическими фразеологизмами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней . «Ходит или говорит, а у самого на лбу написано : я честный человек!» (Иванов) На лбу написано – сразу видно, ясно, заметно что-либо всем по внешнему виду человека. [11, с. 266] «Если бы она не ленилась и взяла себя в руки , то из нее вышла бы замечательная певица». (Попрыгунья) Взять себя в руки – стать собранным, деятельным. [11, с. 47 ] А.П.Чехов
Фразеологические словари http://phraseologiya.academic.ru /
Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах : Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них обычно говорят: водой … * * * Мы исходили городок буквально вдоль и … И так устали мы в дороге, что еле …
Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах: Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь… * * * Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, … Ребята слушать их не станут: От этой песни уши …
Фразеологизмы
Домашнее задание Выпишите из «Школьного толкового словаря русского языка» 1 фразеологизм и его значение, укажите его стилистическую принадлежность. Составьте предложение с ним. Подберите, если возможно, синоним и антоним.
Источники Список использованных печатных источников. 1. « Методика преподавания русского языка в средней школе» Е. И. Литневская , В. А. Багрянцева .Москва Академический проект 2006 г. Активные ссылки на страницы материалов в Интернете. Курсовая работа « Преподавание фразеологии на уроках русского языка» http :// revolution.allbest.ru/pedagogics/00554365_0.html Статья «Фразеологизмы» http:// www.razumniki.ru/frazeologizmy.html
Источники Активные ссылки на использованные изображения. Рисунок словарной статьи http://shop.armada.ru/books/241223/ Рисунок словаря https://tuapse.mediamarkt.ru/item/9130141/iddk-frazeologicheskij-slovar-sovremennogo-russkogo-literaturnogo-yazyka-elektronnyj-slovar Рисунок к фразеологизму «Куда Макар телят не гонял» http://www.stranamam.ru/post/10422496/ Рисунок к фразеологизму «Стрелянный воробей» http://habazavr.ru/proj_lek.php?cat=4
Источники Рисунок к фразеологизму « Тертый калач» http ://www.cultradio.ru/brand/episode/id/60632/episode_id/1316500/ Рисунок к фразеологизму «Засучив рукава» https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/meropriyatia/konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-frazieologhizmy-v-nashiei-riechi Рисунок к фразеологизму «Выйти из себя» http ://www.planetaskazok.ru/drskazotech/novyeprodelkihitrjushkinahodza?start=2 Рисунок к фразеологизму «Держи себя в руках» http://www.stranamam.ru/post/8721227/
Источники Рисунок книги http://seedsmag.clan.su/blog/rss «Крестьянский обед в поле». Маковский http ://artcyclopedia.ru/krestyanskij_obed_v_pole_holst_maslo-makovskij_konstantin_egorovich.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников
В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному оп...
Важность роли учителя русского языка и литературы.
Новая языковая ситуация в обществе вполне естественно ставит новые задачи и перед всей системой обучения русскому языку и его изучения в школе.Не нуждается в обосновании факт, насколько важна правильн...
Роль уроков русского языка в формировании нравственности учащихся (из опыта работы)
Влияние уроков русского языка на воспитание нравственного и духовного развития учащихся....
"Фразеологизмы" задания 3 ОГЭ по русскому языку
Данная работа представлена в презентации, в которой отрабатываются умения по выполнению задания №3 по русскому языку тестовой части ОГЭ....
"Занимательные фразеологизмы". Игровые задания на уроках русского языка.
Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению....
Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся
Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся...
Роль учителя русского языка и литературы в подготовке к ОГЭ.
Данная презентация рассматривает роль учителя и виды работы для успешной подготовки к ОГЭ....