Фразеологизмы и их роль в русском языке.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)

Из этой работы вы узнаете много интересного о происхождении и употреблении фразеологизмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фразеологизмы в русском языке.2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы и их роль в русском языке. Учитель русского языка МБОУ СШ № 30 г.Дзержинск Нижегородской обл. Кожевникова Ольга Викторовна

Слайд 2

«Водить за нос» Объясните значение этого выражения. Обманывать

Слайд 3

Что обозначает словосочетание, можно ли его заменить синонимичным словом? Он бил баклуши. Он бездельничал . Чем является это словосочетание в предложении?

Слайд 4

Происхождение Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Потому и стала она образцом не дела, а безделья. Конечно, все познается в сравнении, и работа эта казалась легкой лишь на фоне каторжного крестьянского труда. И далеко не у каждого получится сейчас хорошо баклуши бить.

Слайд 5

Объясните значения этих выражений. Можно заменить словом: р аскинуть умом- пятое колесо в телеге- вверх тормашками- кот наплакал- бить баклуши – с минуты на минуту - с булавочную головку - Есть и такие, которые приравниваются к целому описательному выражению: садиться на мель – «попадать в крайне затруднительное положение», нажимать на все педали – «прилагать все усилия для достижения или выполнения чего-либо». п одумать лишний навзничь мало бездельничать скоро маленький

Слайд 6

В чем схожесть этих словосочетаний со словом? Лексически неделимое и целостное по значению. Как слово является одним членом предложения.

Слайд 7

Воспроизводимость Употребляются в готовом виде, такими, какими они закрепились в языке, какими их удерживает наша память. Закадычный … Заклятый … Закадычный знакомый. Заклятый вредитель. Закадычный друг. Заклятый враг.

Слайд 8

Сравните Трудиться , не разгибая спины = без отдыха . П отянуться , не разгибая спины. Употребляются в готовом виде. Строятся нами в речи.

Слайд 9

Непроницаемость В их состав нельзя произвольно включать какие-либо элементы. Так , зная фразеологизм потупить взор , мы не вправе сказать "низко потупить взор", "еще ниже потупить взор", "потупить печальный взор».

Слайд 10

Устойчивость грамматической формы их частей Бить баклуши Точить лясы Бить баклушу Вытачивать лясу Каждый член сочетания воспроизводится в определенной грамматической форме, которую нельзя произвольно изменять. Замените множественное число существительных на единственное

Слайд 11

Закрепленный порядок слов Правило Все течет, все изменяется; ни свет ни заря ; к ровь с молоком. Исключения набрать в рот воды - в рот воды набрать; не оставить камня на камне - камня на камне не оставить .

Слайд 12

Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний Словосочетания 1 ) Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность. 2) Создаются в процессе речи, не требуют запоминания. 3)Любое из слов можно заменить другими словами. Фразеологизмы 1 ) Слова теряют свою самостоятельность (семантическая неделимость ). 2) Как и слова, используются готовыми, запоминаются ( воспроизводимость ). 3)В их составе нельзя заменять одно слово другим (непроницаемость). 4) Закрепленный порядок слов. 5) Грамматическая устойчивость формы из частей .

Слайд 13

Сформулируйте свое определение фразеологизма Фразеологи́зм или фразеологическая единица — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

Слайд 14

Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов : « фразис » - «выражение» и «логос» - « учение». Раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы, называется фразеология.

Слайд 15

В данном тексте подчеркните все фразеологизмы. Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют... ( По Э.А. Вартаньяну )

Слайд 16

Проверяем Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон , бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял , чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем . В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести . А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает . И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту . Все с него как с гуся вода , все ему что об стенку горох . «Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки ». И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число , задать баню , снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют ...

Слайд 17

Антонимы Взять себя в руки ( успокоиться) Выйти из себя ( занервничать)

Слайд 18

Антонимы Засучив рукава Спустя рукава

Слайд 19

Объясните значение, подберите антонимы к следующим фразеологизмам. Время не ждет Нестись во весь опор Время терпит Плестись, как черепаха Нет времени Время есть Быстро передвигаться Медленно передвигаться

Слайд 20

Спишите, подобрав к фразеологизмам антонимы. Душа в душу(очень дружно, ладно)- … , гнуть свою линию(упрямо стоять на своих позициях ) - … , кот наплакал - … , бить баклуши- … , трезвонить во всю ивановскую (очень громко кричать) - … .

Слайд 21

Проверьте себя Как кошка с собакой (враждуют и сорятся), плясать под чужую дудку" (не иметь своего мнения), куры не клюют , р аботать, засучив рукава, молчать как рыба.

Слайд 22

Синонимы Стрелянный воробей Тертый калач Опытный человек

Слайд 23

Объясните значение, подберите синонимы к следующим фразеологизмам. Вывести из себя - Все как один - Яблоку негде упасть - д овести до белого каления от мала до велика как сельдей в бочке.

Слайд 24

Стилистические различия

Слайд 25

Стилистические различия

Слайд 26

Оттенки в значениях За тридевять земель означает – очень далеко . Куда Макар телят не гонял - в самые отдаленные, глухие места, куда ссылают в наказание.

Слайд 27

Спишите, подобрав к фразеологизмам синонимы. З асучив рукава, во все лопатки. Для справок : не покладая рук, повесив нос, забросить удочку, сломя голову.

Слайд 28

Большинство фразеологизмов отражают глубоко народный, самобытный характер русского языка; смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины. Изучение фразеологии позволяет изучить многовековой опыт народа, его трудовой и духовной деятельности, приобщиться к культурным ценностям.

Слайд 29

Фразеологизмы, созданные на базе цитат из литературных произведений, библейско-евангелических текстов. М артышкин труд - «напрасный, суетливый труд »; И . Крылов Сизифов труд - «бесконечный и бесплодный труд »; античная литература В поте лица - «очень много». Библия

Слайд 30

Картинность и образность речи действует поэтическими фразеологизмами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней . «Ходит или говорит, а у самого на лбу написано : я честный человек!» (Иванов) На лбу написано – сразу видно, ясно, заметно что-либо всем по внешнему виду человека. [11, с. 266] «Если бы она не ленилась и взяла себя в руки , то из нее вышла бы замечательная певица». (Попрыгунья) Взять себя в руки – стать собранным, деятельным. [11, с. 47 ] А.П.Чехов

Слайд 31

Фразеологические словари http://phraseologiya.academic.ru /

Слайд 32

Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах : Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них обычно говорят: водой … * * * Мы исходили городок буквально вдоль и … И так устали мы в дороге, что еле …

Слайд 33

Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах: Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь… * * * Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, … Ребята слушать их не станут: От этой песни уши …

Слайд 34

Фразеологизмы

Слайд 35

Домашнее задание Выпишите из «Школьного толкового словаря русского языка» 1 фразеологизм и его значение, укажите его стилистическую принадлежность. Составьте предложение с ним. Подберите, если возможно, синоним и антоним.

Слайд 36

Источники Список использованных печатных источников. 1. « Методика преподавания русского языка в средней школе» Е. И. Литневская , В. А. Багрянцева .Москва Академический проект 2006 г. Активные ссылки на страницы материалов в Интернете. Курсовая работа « Преподавание фразеологии на уроках русского языка» http :// revolution.allbest.ru/pedagogics/00554365_0.html Статья «Фразеологизмы» http:// www.razumniki.ru/frazeologizmy.html

Слайд 37

Источники Активные ссылки на использованные изображения. Рисунок словарной статьи http://shop.armada.ru/books/241223/ Рисунок словаря https://tuapse.mediamarkt.ru/item/9130141/iddk-frazeologicheskij-slovar-sovremennogo-russkogo-literaturnogo-yazyka-elektronnyj-slovar Рисунок к фразеологизму «Куда Макар телят не гонял» http://www.stranamam.ru/post/10422496/ Рисунок к фразеологизму «Стрелянный воробей» http://habazavr.ru/proj_lek.php?cat=4

Слайд 38

Источники Рисунок к фразеологизму « Тертый калач» http ://www.cultradio.ru/brand/episode/id/60632/episode_id/1316500/ Рисунок к фразеологизму «Засучив рукава» https://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/meropriyatia/konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-frazieologhizmy-v-nashiei-riechi Рисунок к фразеологизму «Выйти из себя» http ://www.planetaskazok.ru/drskazotech/novyeprodelkihitrjushkinahodza?start=2 Рисунок к фразеологизму «Держи себя в руках» http://www.stranamam.ru/post/8721227/

Слайд 39

Источники Рисунок книги http://seedsmag.clan.su/blog/rss «Крестьянский обед в поле». Маковский http ://artcyclopedia.ru/krestyanskij_obed_v_pole_holst_maslo-makovskij_konstantin_egorovich.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя русского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании школьников

В последнее время мы замечаем снижение интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы,  падение интереса к чтению, а значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному оп...

Важность роли учителя русского языка и литературы.

Новая языковая ситуация в обществе вполне естественно ставит новые задачи и перед всей системой обучения русскому языку и его изучения в школе.Не нуждается в обосновании факт, насколько важна правильн...

Роль уроков русского языка в формировании нравственности учащихся (из опыта работы)

Влияние уроков русского языка на воспитание нравственного и духовного развития учащихся....

"Фразеологизмы" задания 3 ОГЭ по русскому языку

Данная работа представлена в презентации, в которой отрабатываются умения по выполнению задания №3 по русскому языку тестовой части ОГЭ....

"Занимательные фразеологизмы". Игровые задания на уроках русского языка.

Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению....

Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся

Роль учителя русского языка и литературы в гражданско-патриотическом воспитании учащихся...

Роль учителя русского языка и литературы в подготовке к ОГЭ.

Данная презентация рассматривает роль учителя и виды работы для успешной подготовки к ОГЭ....