Открытый урок в 7 классе по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Открытый урок в 7 классе по русскому языку "Производные и непроизводные предлоги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvod._i_neproizvod_predlogi.docx | 29 КБ |
proizvodnye_i_neproizvodnye_predlogi.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Производные и непроизводные предлоги.
Цели: актуализировать знания учащихся о предлоге как части речи; познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами; научить различать производные предлоги от непроизводных и самостоятельных омонимичных частей речи; продолжить работу по развитию связной речи учащихся; совершенствовать речевую компетентность; развитие мыслительных умений и навыков (анализа, синтеза, сравнения); прививать уважение к русскому языку, к историческому прошлому своего народа.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в парах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Предметные: знать о признаках непроизводных и производных предлогов; уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи; учиться правильно писать производные предлоги и омонимичные им другие части речи.
Развивающие УУД:
Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.
Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
Познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов, уместное употребление их адекватно ситуации речевого общения.
Регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников.
Необходимые ресурсы и оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, дидактический материал
Оборудование: мультимедийная доска, учебник, раздаточный материал.
Виды учебной деятельности: тестовый опрос, речевая разминка, решение проблемной ситуации, работа с учебником и тетрадью, распределительный диктант, самостоятельная работа, творческая работа, проверочный текст.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие. (слайд 1)
Слайд: Фото Б.Шоу и высказывание. (слайд 2)
– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему. Знание этой темы понадобится вам для сдачи экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах. Мы продолжаем изучение предлога. А какая именно тема сегодня – мы узнаем позже, прежде вспомним, что изучили на прошлом уроке.
- Актуализация знаний.
-Запишите число, классная работа.
- (слайды 3)
Тестовый опрос.
1)Предлог это…
1) самостоятельная часть речи;
Б) служебная часть речи;
В) не является частью речи.
2)Предлоги отвечают на вопросы…
А) Что? Кто?
Б) Какой
В) Что делает?
Г) сколько?
Д) не отвечает на вопросы
(слайд 4)
3) Предлоги…
А) обозначают предмет;
Б) обозначают признак предмета;
В) обозначают действие?
Г) выражают зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.
4)Предлоги…
1)Изменяются по числам, родам, падежам;
Б)имеют наклонение;
В) имеют вид и время;
Г) выражают различные отношения ( временные, целевые, причинные, пространственные)
(слайд 5)
5. Предлог в предложении обычно бывает…
1) сказуемым;
Б) подлежащим;
В) второстепенным членом предложения;
Г) не является членом предложения, но входит в его состав.
(слайд 6)
- Итак, предлог …
- Не отвечает на вопросы
- Ничего не обозначает
- Не является членом предложения.
(слайд 8)
Выполнение синтаксического анализа.
Он ушёл, благодаря меня.
Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой.
Что заинтересовало вас в данных предложениях? (омонимичные слова)
Как образовался предлог благодаря (путем перехода самостоятельной части речи в служебную), от какой части речи образован (деепричастия). Какие категории утратил предлог (морфологические признаки и синтаксическую роль)
Кто-то догадался, как называются такие предлоги? (производные)
-А давайте попробуем определить какая же цель сегодняшнего урока, с какими предлогами мы должны познакомиться?(слайд 7)
познакомиться : производными и непроизводными предлогами
узнать: что производные предлоги образуются путём перехода самостоятельной части речи в служебные
научиться: отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.
- Переход к новой теме.
-Вот мы с вами и подошли к теме нашего урока. «Непроизводные и производные предлоги». Запишем тему в тетрадь.
- Пришло время делиться идеями. Можно ошибаться, только не бояться.
- Что значит производный ?
Давайте откроем толковые словари и посмотрим значение этого слова.
(Слайд 8)
(Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
производный
производная, производное.
- Произведенный, образованный от другой, простейшей или основной величины, формы, категории (книжн.). Производная величина. Слово "паровой" - производное от "пар".
- в знач. сущ. производная, ой, ж. В высшей математике - отношение бесконечно-малого приращения зависимого переменного (функции) к бесконечно-малому приращению независимого переменного (мат.). Скорость тела - производная от пути по времени.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
производный
-ая, -ое.
- Образованный от другого, проистекший из чего-то другого. Вещество, производное от другого вещества. Производное слово (слово, образованное от другого слова).
- производная, -ой, ж. В математике: величина, получающаяся в результате дифференцирования (во 2 знач.).
сущ. произ-вбдносгь, -и, ж. (к 1 знач.).)
-Давайте поработаем со словосочетаниями.
(слайд 9)
Перед вами два столбика со словосочетаниями.
Искать около дома Бродить вокруг да около
Изучить в течение дня Попасть в течение реки
Забыть вследствие болезни Внести изменения в следствие
- Как вы думаете, в каком столбике выделенные слова предлоги, а в каком самостоятельные части речи. (Версии)
- По каким признакам мы определяем предлоги? (связывают слова, к ним нельзя задать вопрос, без зависимого слова синтаксической роли не выполняют)
Вывод: значит, слова из 1 столбика являются предлогами. А теперь определим, чем являются слова из 2 столбика (наречие, существительное с предлогом)
- Из какой части речи образовался предлог около, из какой в течение, в следствие.
Работа с материалом учебника.(стр. 139.)
- Как образуются производные предлоги? (Производные предлоги образованы от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков.
Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи.)
- - От каких частей речи образуются производные предлоги? (Наречие:
живу напротив, идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно, оглянулся вокруг, иметь в виду - Имя существительное:
положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу. - Деепричастие:
благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.)
- Какие предлоги относятся к непроизводным? (не образованные из самостоятельных частей)
- Что общего у производных и непроизводных предлогов? (служат для связи слов)
Задание выполняется в рабочей тетради
Распределите предлоги в 2 группы
Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при (выполнить взаимопроверку)
и оценить товарища нет ошибок – «5», одна ошибка –«4»
(Слайд 10)
IV. Закрепление.
Пользуясь параграфом учебника №54 стр.139
1.Выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.
Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе. (самопроверка, оцени себя)
Слайд 11
-Сверяемся с готовым ответом, дополняем свои записи
2.Различение производных предлогов от самостоятельных частей речи
-Записываем следующие предложения.
А) В течение (предлог) двадцати лет Александр Дюма написал четыреста романов и тридцать пять драм. В течении (сущ) наших сибирских рек часто встречаются пороги.
Б)Футболист промчался мимо(нар). Во время путешествия мы проплывали мимо (предлог) домика.
В) Саша и Таня радовались, благодаря (дееприч) родителей за прекрасные подарки. Андрей понял правило благодаря (предлог) учителю.
Г) Ему долго пришлось идти довольно трудным путём (сущ). Нас убедили путём (предлог) веских доказательств
3. Творческое задание.
Составьте предложения со словами вокруг, (на) встречу. (укажите производный предлог или самост.часть речи вы употребили в своем предложении).
4. Ребята, знание производных и непроизводных предлогов проверяется на ЕГЭ по русскому языку. Так, например, задание 15 проверяет умение правильно писать производные предлоги, союзы и наречия. Давайте ребята дальше поработаем устно.
(слайд 12)
-Посмотрите, пожалуйста, на слайд и прочитайте предложения (читает ученик)
Скажите это текст или нет? (а что такое текст?)
- Ребята, а о чем этот текст.
- Какие памятные даты мы отмечали в феврале?
(2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве)
-Давайте попробуем среди предложений 1-3 найти производный предлог.
1)«История России богата знаменательными событиями. (2) Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. (3) Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
А на этой недели, какой праздник?
(23 февраля – День защитника Отечества. Изначально знаменующий годовщину Красной Армии, за многие годы 23 февраля трансформировался в праздник сильной половины человечества. В этот день принято чествовать всех мужчин – говорить теплые слова, читать поздравления, дарить подарки. Выступает как своеобразный противовес Женскому дню – 8 марта).
Проверочный тест.
1. Укажите производный предлог:
1) несмотря на то что 2) не смотря 3) благодаря тому что 4) невзирая на
2. Укажите непроизводный предлог:
1) вследствие 2) через 3) вроде 4) наподобие
3. Какой предлог не является производным?
1) перед 2) насчёт 3) мимо 4) благодаря
4. Укажите производный предлог:
1) вследствие того что 2) впоследствии 3) в течении 4) в продолжении
5. Укажите непроизводный предлог:
1) оттого что 2) пред 3) сзади 4) согласно
(1-4; 2-2; 3-1; 4-4; 5-2.)
Проверка теста
V. Рефлексия. (3)
Давайте вернёмся к началу урока
- Что нового узнали о предлоге (какими предлогами познакомились?)?
- Чему научились?
- Как отличить производный предлог от омонимичной ему части речи?
- Как вы считаете, какой материал, изученный сегодня, нужно закрепить на следующем уроке?
Я надеюсь, что мы с вами сегодня обменялись своими идеями и у каждого из нас стало (по сколько идей?) по две идеи (высказывание Бернарда Шоу – британский, ирландский , англ. писатель)
VI. Домашнее задание.
Если Вы считаете, что хорошо научились отличать производные предлоги от непроизводных, скажите «Я молодец» и выполните след д/задание:
1. Найти 5 предложений с производными предлогами в художественных текстах (параграф 54, правило)
А если сомневаетесь ещё в своих знаниях, то выполняет упр.338 из учебника.
VII. Выставление оценок.
1.Искать около дома Бродить вокруг да около
Изучить в течение дня Попасть в течение реки
Забыть вследствие болезни Внести изменения в следствие
2.Задание :распределите предлоги в две группы: производные и непроизводные
Вопреки, согласно, благодаря, в течение, от, под, над, об, навстречу, ввиду, вблизи, вокруг, пред, через, с, при
Производные предлоги | Непроизводные предлоги |
3 задание: выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.
Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.
4.Тест.
1. Укажите производный предлог:
1) несмотря на то что 2) не смотря 3) благодаря тому что 4) невзирая на
2. Укажите непроизводный предлог:
1) вследствие 2) через 3) вроде 4) наподобие
3. Какой предлог не является производным?
1) перед 2) насчёт 3) мимо 4) благодаря
4. Укажите производный предлог:
1) вследствие того что 2) впоследствии 3) в течении 4) в продолжении
5. Укажите непроизводный предлог:
1) оттого что 2) пред 3) сзади 4) согласно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Джордж Бернард ш оу «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня, и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Тестовый опрос 1)Предлог это… 1) самостоятельная часть речи; Б) служебная часть речи; В ) не является частью речи. 2)Предлоги отвечают на вопросы… А) Что? Кто? Б) Какой В) Что делает? Г) сколько? Д) не отвечает на вопросы
3) Предлоги… А) обозначают предмет; Б) обозначают признак предмета; В) обозначают действие? Г) выражают зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. 4)Предлоги… 1)Изменяются по числам, родам, падежам; Б)имеют наклонение; В) имеют вид и время; Г) выражают различные отношения ( временные, целевые, причинные, пространственные)
Предлог в предложении обычно бывает… 1) сказуемым; Б) подлежащим; В) второстепенным членом предложения; Г) не является членом предложения, но входит в его состав.
П редлог … Не отвечает на вопросы Ничего не обозначает Не является членом предложения.
познакомиться : с производными и непроизводными предлогами узнать: что производные предлоги образуются путём перехода самостоятельной части речи в служебные научиться: отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков производный производная, производное. -Произведенный , образованный от другой, простейшей или основной величины, формы, категории (книжн.). Производная величина. Слово "паровой" - производное от "пар". -в знач. сущ. производная, ой, ж. В высшей математике - отношение бесконечно-малого приращения зависимого переменного (функции) к бесконечно-малому приращению независимого переменного (мат.). Скорость тела - производная от пути по времени. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов , Н.Ю.Шведова . производный - ая , - ое . -Образованный от другого, проистекший из чего-то другого. Вещество, производное от другого вещества. Производное слово (слово, образованное от другого слова). -производная , -ой, ж. В математике: величина, получающаяся в результате дифференцирования (во 2 знач.). сущ. произ-вбдносгь , -и, ж. (к 1 знач.).
Искать около дома Бродить вокруг да около Изучить в течение дня Попасть в течение реки Забыть вследствие болезни Внести изменения в следствие
Производные предлоги Непроизводные предлоги Вопреки от согласно под благодаря над в течение об навстречу пред ввиду с вблизи при вокруг через
Зайти в воду , сказать по секрету , погрузить в лодку , показалось из-за туч , появился предо мной , ожидалась к празднику , находиться на горе.
1)«История России богата знаменательными событиями. (2) Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. (3) Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"
Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...
План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...
Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту открытого урока английского языка по теме:" Закрепление навыков использования предлогов места и направления."
Продуктивность интерактивных методов на уроках английского языка трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию планирование групповой и парной работы по закреплению навыков использования предлог...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Производные и непроизводные предлоги".
Данная презентация предназначена при изучении темы "Производные и непроизводные предлоги". Она поможет учителям-филологам доступно объяснить данную тему семиклассникам....
урок русского языка в 7 классе по теме "Производные и непроизводные предлоги"
Представлен урок и технологическая карта, презентация...