Методы и приёмы развития пунктуационной гррамотности на уроках русского языка
статья по русскому языку

Шелкунова Валентина Ивановна

В данном Мастер-классе кратко рассматриваются  теоретические основы обучения  пунктуации,обязательный минимум содержания,принципы русской пунктуации.Основное внимание уделено применению разнообразных приёмов,формирующих пунктуационную грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Зареченская СОШ

Методы и приёмы развития пунктуационной грамотности на уроках русского языка

Мастер-класс подготовлен

 учителем русского языка и литературы

 Шелкуновой  В.И.

август 2020

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА
ОБУЧЕНИЯ ПУНКТУАЦИИ.

  1. Цели и задачи обучения пунктуации.

Цели: 

1) познавательные

- раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;

- знакомство с основной единицей пунктуации - пунктуационно-смысловым отрезком и типами смысловых отрезков;

- ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания;

- усвоение пунктуационных правил, включенных в программу.

2) практические

- развить у учащихся пунктуационную зоркость;

- научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

- развить умение обосновывать выбор знаков препинания;

- научить детей находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

  1. Обязательный минимум содержания обучения пунктуации.

Пунктуация в связи с ее прикрепленностью к коммуникативной единице - предложению - изучается параллельно с синтаксисом, который, как пишет Н.С.Валгина, ≪сообщает современной пунктуации стабильность, общепринятость и общеобязательность≫ (Синтаксис современного русского языка. - М., 1973. - С. 394-395). Элементарные сведения по пунктуации даются в начальных  классах в виде перечня отдельных знаков препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая) и некоторых пунктуационных правил об употреблении знаков препинания в конце предложения, о запятой между однородными членами, не соединенными союзами, соединенными союзами а и но.

Следующей ступенью изучения пунктуации является V класс, в котором сообщаются пропедевтические сведения по пунктуации как простого, так и сложного предложения: знаки препинания в конце предложения; запятые между однородными членами при бессоюзии, с союзами а, но и одиночным союзом и, двоеточие после обобщающего слова; знаки препинания при обращении; запятая между простыми в сложном предложении, при бессоюзии и с союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что; знаки препинания при прямой речи, стоящей до и после слов автора; тире перед репликами в диалоге. В VII классе добавляются сведения о постановке запятых при причастном и деепричастном оборотах.

Систематическая работа по пунктуации реализуется в VIII—IX классах. При этом в VIII классе ведется работа над пунктуацией простого предложения и предложений с прямой речью. Сочетается повторение пройденных в V и VII классах пунктуационных норм с новыми вариантами этих норм, а также вводятся новые смысловые единицы - обособленные члены предложения и вводные слова, словосочетания и предложения.
В IX классе изучаются правила разделения знаками препинания простых предложений
в сложном.

  1. Основные понятия раздела «Пунктуация», изучаемые в школе.

Пунктуация – это система знаков препинания, которые вместе с графикой и орфографией являются основными средствами письменного языка.

Главная функция пунктуации – членение текста, способствующее точной и чёткой передаче смысла и правильному восприятию написанного текста.

Знаки препинания.  Для выделения смысловых отрезков в устной речи используется интонация (ритмомелодика), а в письменной - особые графические средства, называемые знаками препинания, которые делятся на п р е д л о ж е н ч е с к и е (запятая, скобки и др.) и т е к с т о в ы е (абзацный отступ, черта под текстом страницы для отделения ее от сноски и др.). Некоторые знаки препинания (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие) выполняют двоякую роль: употребляются и в предложении (в функции завершения), и в тексте (в функции разделения).

Знаки препинания в письменном русском языке делятся на:

а) отделяющие: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, одиночные запятая и тире, двоеточие, точка с запятой;

б) выделяющие: кавычки, скобки, парное тире, парные запятые.

Пунктуационно-смысловой отрезок – это основная единица пунктуации; смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания.

Пунктограмма – закономерно воспроизводимый в письменной речи знак препинания, соответствующий правилам пунктуации.

Пунктуационное правило. Перечень условий выбора места для знака и выбора необходимого знака включается в особую инструкцию, которая называется пунктуационным правилом. Каждому пунктуационному правилу соответствует свой смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания. Пунктуационные правила либо разрешают постановку знака (знаков) препинания, либо запрещают. Первый вид правил называется п о з и т и в н ы м, второй - н е г а т и в н ы м. В одном и том же пунктуационном правиле могут быть и позитивные, и негативные элементы, например: между однородными членами предложения ставятся запятые.

Пунктуационная норма – это узаконенное специальным правилом употребление или неупотребление на письме знака или знаков препинания в предложении и в тексте.

Пунктуационная ошибка – это нарушение пунктуационной нормы.

  1. Умения, формируемые в процессе обучения пунктуации.

1) выразительное чтение, интонирование;

2) умение объяснять знаки препинания.

  1.  Принципы обучения пунктуации.

Принципы русской пунктуации:

1. синтаксический – с помощью знаков препинания устанавливается «большая или меньшая связь между предложениями, а отчасти и между членами предложений», создаются условия для облегчения читателю понимания писаной речи;

2. интонационный – знаки препинания обозначают фразовую интонацию;

3. логический (смысловой) – знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой; 2) выражают ощущения мира говорящего и его отношение к служающему.

В соответствии с указанными принципами выстраивается и методика обучения пунктуации.

  1. Упражнения по пунктуации.

1. пунктуационный разбор. Умение сформулировать монологическое высказывание-рассуждение.

2. упражнения на наблюдение за синтаксическими конструкциями  (при помощи выразительного чтения).

3. списывание.

4. обучающие диктанты (комментированный, предупредительный, объяснительный, творческий).

5. упражнения на реконструирование (видоизменение синтаксических конструкций).

6. упражнения на конструирование (составление предложений по схемам, опорным словам, определённой теме, данной ситуации).

  Одной из основных задач обучения русскому языку является вооружение учащихся умениями и навыками владения языком как средством общения. Реализация этой задачи связана с обучением пунктуации, поскольку это обучение коммуникативной деятельности, в процессе которой ученик овладевает пунктуацией как средством общения. Я познакомлю вас с некоторыми приёмами и формами работы с учащимися, целью которых является развитие пунктуационной грамотности.  

    Умело и свободно пользоваться знаками препинания школьники смогут лишь тогда, когда не только овладеют какой-то определенной суммой знаний, но и будут хорошо представлять себе значение, принципы и функции отдельных знаков препинания.

Современная русская пунктуация не ограничивается только одним принципом, а опирается на их взаимодействие: и на смысл предложения (текста), и на его структуру, и на его интонационные особенности. Например, в предложении

В небе, на востоке, краснеет одинокая звезда.

 Употребление двойной запятой обусловлено как смысловым, так и интонационным выделением уточняющего оборота, а постановка точки в конце предложения – знак его структурной и смысловой завершённости, в то же время употребление точки определяется и интонацией конца высказывания.

 За многие годы работы у меня сложилось твердое убеждение в том, что для повышения пунктуационной грамотности необходимо научить детей видеть свои ошибки.

 Одним из приёмов работы в данном направлении считаю пунктуационный парадокс: анатомический и арифметический.

 Рассмотрим некоторые примеры заданий

Выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания в каждом  случае. Прочитайте предложение: Предложите правильный вариант – избавьтесь от парадокса.

А. Анатомическо-арифметический парадокс.

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

Б. Рогатый скот?!

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

В. Охотники и рябчики.

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

Г. Солнце блеяло?!

Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

Д. Скамейка ждала подругу?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Укажите, чем отличаются друг от друга предложения, помещенные ниже. Объясните, что меняется в смысле предложений при различной расстановке знаков препинания.

А. Товарищи Петя и Митя ожидали его.
Товарищи, Петя и Митя ожидали его.

 Их, детей, вывезли в лагерь.
Их детей вывезли в лагерь.

Дядя Яков и Зина пошли его встречать.

Дядя Зина и Яков пошли его встречать.

Объясните, что является «неподвижною, немою» – бахрома или жизнь. Выясните, что указывает на правильность смысла предложения.

Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
 (С такими предложениями знакомимся  в 5 классе.)

(Ф.Тютчев)

 Выясните, нужна ли запятая в предложениях, помещенных ниже. Докажите правильность расстановки знаков препинания. Укажите, что произойдет с предложением, если в нем будет возможна двойная расстановка знаков препинания.

 К удивлению Клима (,) иногда примешивалось странное чувство. (А.М. Горький)
К удивлению Клима(,) его охватило странное чувство.

Есть предложения, в которых можно поставить разные знаки препинания. Например, постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном предложении.

Попробуем решить следующую пунктуационную задачу:

 – Какой знак препинания следует поставить в предложении? Почему?

Мама сердилась  дочь не слушалась.

 Предполагаемый ответ 1:

- Здесь нужно поставить двоеточие. Между двумя простыми предложениями в составе бессоюзного сложного существует причинная связь. Мама сердилась, потому что дочь не слушалась.

- Учитель. Правильно. А есть другие мнения?

 -2: А я считаю, что нужно поставить тире, потому что простые предложения противопоставлены по смыслу. Мама сердилась, а дочь не слушалась.

- Учитель. Это тоже верный ответ. Кто-то не согласен? Почему?

- 3: По-моему, здесь можно поставить запятую, ведь простые предложения не осложнены, а события в них происходят одновременно. Мама сердилась, дочь не слушалась.

- Учитель. И это тоже правильно. Все три ответа оказались верными, потому что отсутствует соответствующий союз, который бы более четко выразил отношения между простыми предложениями в составе сложного. Мой вам совет-пожелание: в письменных работах (изложениях и сочинениях), во избежание подобной двусмысленности и возможной пунктуационной ошибки, лучше пользоваться сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями.

В сочинениях учащихся часты ошибки в предложениях при расстановке знаков препинания. Это приводит к тому, что смысл, заключенный в предложениях, становится неясным для читателя, нарушаются логические связи между предложениями. Ниже приведены отрывки из сочинений и изложений школьников разных классов.

 Исправьте ошибки в пунктуации так, чтобы фразы были логически связаны между собой и четко выражали мысли автора.

-Она ходила, скрестив руки по комнате грустная и задумчивая. Скрестив руки по комнате – бессмыслица. Бессмыслица получилась в результате пропуска запятой после руки.

- Издали доносились крики и смех, весело купавшихся в пруду детишек.
Запятая не нужна: причастный оборот здесь стоит перед определяемым словом. Запятая была бы нужна при таком порядке слов: 
Издали доносились крики и смех детишек, весело купавшихся в пруду.
Те, кто не хотел сдаваться беспощадно, уничтожались.
Те, кто не хотел сдаваться, беспощадно уничтожались.

В старших классах, когда структура   анализируемых предложений усложняется, важно научить детей видеть  границы обособленных членов предложения. Так границы причастного и деепричастного оборота учу видеть, мысленно исключая эти обороты из предложения.

Страницы, пожелтевшие от времени, едва не рассыпались.

Страницы едва не рассыпались.

Но здесь тоже нужно быть осторожным. Учитывать  авторский замысел.


При цитировании отрывков из произведений русских писателей ученики неправильно расставили знаки препинания и поэтому исказили смысл предложений.

.
 Воркует голубка, над крышей летая, кричат молодые грачи... В произведении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» написано: 
Воркует голубка; над крышей летая, кричат молодые грачи.


Лягушка на лугу, увидевши Вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться: она завистлива была. В басне И.А. Крылова «Лягушка и Вол» написано: 
Лягушка, на лугу увидевши Вола, затеяла сама в дородстве с ним сравняться: она завистлива была. Иначе получается, что Лягушка, будучи на лугу, увидела Вола, а у Крылова написано, что Лягушка увидела Вола, гуляющего на лугу.

Волк ночьюдумая залезть в овчарню, попал на псарню.Почему запятая ставится после «ночью», а не перед этим словом? Как искажается смысл, если при цитировании поставим запятую не там. где это у автора? Если «ночью думая залезть в овчарню»-значит тайно , без объявления(мы подразумеваем действия Наполеона.)А если ,как у автора, то речь идёт о бесповоротном решении (Покорив Европу, Наполеон принимает решение-идти на Москву)

 Как известно, правил расстановки знаков препинания в русском языке гораздо больше, чем орфографических. У большинства школьников не вызывает особых затруднений формулировка той или иной пунктограммы. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Как же научить детей умело применять пунктуационные правила? Среди трудностей усвоения пунктуационных правил отмечу следующее:

Первая трудность  – установка на заучивание и запоминание правил расстановки знаков препинания до их реального применения в процессе самостоятельной письменной деятельности.

 Вторая трудность в овладении пунктуацией состоит в том, что учащиеся в тексте диктанта или в предложениях собственного сочинения часто не умеют найти место, где нужно применить то или иное правило.

 Третья трудность для учащихся состоит в том, что знаки препинания в художественных произведениях, которые служат текстами для диктантов, употребляются писателями не всегда однозначно. Зачастую писатель ставит не тот знак препинания, который положен по школьным правилам.

 Правильно организовать работу над пунктуационным правилом можно при условии, если учащийся будет знать, чем отличается одно правило от другого и что их объединяет. Необходимо учитывать, насколько рассматриваемое правило знакомо учащимся.

 Если оно ученику известно, то работу надо начинать с повторения.

Но если правило ученикам незнакомо, то работа над ним обычно проходит три этапа:

 объяснение пунктуационного правила,

 закрепление

и применение.

При объяснении правила и его изучении я пользуюсь тремя способами:

  1. найти условия нормы и доказать наличие их в предложении.
  2. Например, объясняя обособление определения в предложении Тропинка, бегущая вдоль ручья, вывела нас к небольшому озеру, учащиеся должны указать, что определение распространённое и стоит после определяемого слова тропинка. Умение соотносить условия нормы с наличием их в предложении отрабатывается путём сопоставления примеров.

От травы, скошенной утром, шел пряный запах. – От скошенной утром травы шел пряный запах. Условия, необходимые для обособления определения, есть только в первом предложении (распространённость и положение после определяемого слова)

  1. . Еще один способ объяснения правила – графические схемы. Цель этих схем – показать норму и условия её действия графическими средствами. (Например, схемы сложноподчинённого предложения)

4) Следующий способ – это сопоставление пунктуационных правил, цель которого – пунктуационные обобщения. Например, тире в простом предложении и тире в бессоюзном сложном предложении.

 При закреплении пунктуационного правила используются следующие виды и формы работы:

 1) Наблюдение над интонацией предложений.

 2) Придумывание самостоятельных примеров на данное правило.

 3) Расстановка знаков препинания в текстах, напечатанных без знаков.

 4) Выполнение упражнений с графическими схемами.  

5)Конструирование предложений (замена обособленных оборотов придаточными предложениями и наоборот, вставка обобщающих слов в предложения с однородными членами и наоборот, т.д.).

 7) Диктант по памяти.

 8) Смысловой анализ предложения:

 а) какое это предложение простое или сложное?

  1. б) если предложение сложное, сколько в нем частей, как части расположены по отношению друг к другу (последовательно или одна часть включает в себя другую), как они связаны? в) чем осложнено предложение (однородные члены, обособленные члены, вводные конструкции, вставные конструкции, обращение)?
  2.  г) наличие/отсутствие прямой речи, цитаты. Применение пунктуационного правила происходит при написании творческих работ. В это время учащийся больше думает о теме высказывания, её развитии, о стилистических средствах и т.д., чем об обосновании употребления знаков препинания. Тем самым создаются условия, необходимые для завершения формирования пунктуационных умений и навыков.

Постоянно на уроке использую пунктуационный разбор.

пунктуационный тренинг.

  Попробуйте расставить знаки препинания в тексте.

 Пример: Петр Александрович Плетнев поэт литературный критик издатель сочинений Пушкина писал Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта Я был для него всем и родственником, и другом, и издателем, и кассиром Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу

Ключ: Петр Александрович Плетнев – поэт, литературный критик, издатель сочинений Пушкина – писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта. Я был для него всем: и родственником, и другом, и издателем, и кассиром». Свой роман «Евгений Онегин» Пушкин посвятил Плетневу.»

 Если ребенок в подобных предложениях расставляет знаки препинания хотя бы по интонации – это уже хорошо!

 Учитывая возрастные особенности учеников, считаю важным проведение на уроках игр. Игровые методы и приемы позволяют сделать уроки русского языка интересными и содержательными. Например: Игры «Редактор», «Корректор», во время которых учащиеся должны разделить текст на предложения или расставить недостающие знаки препинания. Игра «Разведчик» подразумевает исправить текст, в котором заранее поставлены знаки препинания неправильно.

 Перспективным вижу я и использование тестов. Из их многообразия я использую тесты для проверки знания определений и правил. Самые распространенные задания в тестах: какое утверждение является верным или неверным; знаки препинания расставлены правильно или неправильно; запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях или указать номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую. Например: В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Здесь ребенку нужно не только расставить запятые, но и выбрать правильный ответ.

 Обреченный судьбой на постоянную праздность(1) я (2) уходя иногда из дому(3) бродил где-нибудь до позднего вечера. а) 1, 2, 3 (правильный ответ) б) 2, 3 в) 1 г) 1, 3.

В последнее время наиболее интенсивно происходит процесс информатизации обучения.

Если раньше ученики для подготовки к урокам много читали, изучали словари, энциклопедии, то сейчас вся информация находится в свободном доступе на электронных ресурсах. Ребенку не нужно совершать никаких усилий для поиска нужной информации, все сделали до него.

 Задача современного педагога- воздействовать на школьника его же «орудием» с целью не только побудить ребенка получать знания самостоятельно, но и облегчить работу себе самому. Использование электронных средств на уроках русского языка и литературы может стать панацеей в образовательном процессе.

 Одним из наиболее часто применяемых на уроке электронных средств обучения является презентация. Она наиболее универсальна и проста в работе. К тому же на просторах Интернета можно найти разнообразные по тематике и по назначению презентации. Данный вид работы тем хорош, что содержит наряду с теоретическим материалом и наглядный в виде фото, иллюстраций, видеофрагментов. Это позволяет привлечь внимание к учебному материалу как визуалов, так и аудиалов.

В своей работе я часто использую не только презентации учебного материала в виде ряда слайдов, последовательно сменяющих друг друга, но и интерактивные  тесты

 Данные дидактические материалы значительно облегчают участь педагога, снижают уровень его энергозатрат .Доступ к интернет-ресурсам в нашей школе обеспечен на 100 %.Выбираю те сайты, на которых, помимо ответов, даётся подробное объяснение пунктуационных правил.Это способствует ликвидации пробелов индивидуально. Учитель, наблюдающий действия ученика, планирует работу  с каждым обучающимся.

 

 Электронных дидактических материалы носят как демонстрационный, так и контролирующий характер и способствуют формированию умения самостоятельно работать с учебным материалом, помогают в отработке пунктуационного навыка , В конце урока учащиеся сами выставляют себе отметку, в зависимости от количества допущенных ошибок. Данную презентацию можно использовать, во-первых, для коллективной работы, когда презентацией управляет учитель со своего рабочего места, а учащиеся выполняют задания и проводят самопроверку по ключам. Анализ ошибок может проводиться сразу же. Во-вторых, в качестве пособия для индивидуальной работы в классе, если есть возможность каждому ребенку работать за компьютером или ноутбуком.

 В-третьих, презентация может быть использована как домашний тренажер для самостоятельной отработки Таким образом, я для себя наметила пути работы по совершенствованию пунктуационных навыков в старших классах. Во-первых, необходимо ориентироваться не на заучивание и запоминание множества правил, а напротив, исключить само понятие «выучить правило». Таким образом, запоминание правил будет происходить не принудительно, а «по ходу дела», непроизвольно, то есть в процессе их неоднократного практического применения. Во-вторых, необходимо широко практиковать систему упражнений по созданию собственных текстов учеников, изложение содержания услышанного рассказа, просмотренной телепередачи или кинофильма, запись выученного стихотворения (или отрывка) или собственное сочинение стихов, рассказов и так далее. Именно всё это позволит учащимся идти к выбору соответствующего правила на постановку знаков препинания. В-третьих, учить детей работать самостоятельно. В нашем случае это относится к самостоятельному выполнению учеником письменных упражнений при опоре на известные правила.

Часто на уроках я использую информационную карту.

 Например: На столе карточка. На ней предложение без знаков препинания. Необходимо, во-первых, расставить знаки препинания, во-вторых, придумать несколько заданий для учащихся, которые можно использовать на уроке. Таким образом, я для себя наметила пути работы по совершенствованию пунктуационных навыков в старших классах.

 Во-первых, необходимо ориентироваться не на заучивание и запоминание множества правил, а напротив, исключить само понятие «выучить правило». Таким образом, запоминание правил будет происходить не принудительно, а «по ходу дела», непроизвольно, то есть в процессе их неоднократного практического применения.

 Во-вторых, необходимо широко практиковать систему упражнений по созданию собственных текстов учеников, изложение содержания услышанного рассказа, просмотренной телепередачи или кинофильма, запись выученного стихотворения (или отрывка) или собственное сочинение стихов, рассказов и так далее. Именно всё это позволит учащимся идти к выбору соответствующего правила на постановку знаков препинания.

 В-третьих, учить детей работать самостоятельно. В нашем случае это относится к самостоятельному выполнению учеником письменных упражнений при опоре на известные правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка"

Презентация "Использование приёмов развития критического мышления на уроке русского языка" представлена в рамках методического семинара....

Статья "Основные методы и приёмы объяснения нового материала на уроках русского языка с опорой на ранее изученное"

Содержание статьи ориентировано на краткий обзор методов и приемов в редакции учёных. Работа позволит учителю на уроке сформировать практические навыки ученика в процессе повторения и изучения учебног...

Методы и приёмы развития пунктуационной грамотности на уроках русского языка

Презентация мастер-класса имеет практическую направленность. Здесь рассматриваются  приёмы, способствующие формированию пунктуационной грамотности обучающихся....

«Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

laquo;Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...