Внеклассное мероприятие
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
Познавательный материал для учащихся 5-7 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl.meropriyatie.docx | 118.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-игровой час для учащихся 5 классов
Разработала : Оплачко Людмила Павловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №3» горда Горняка
Локтевского района Алтайского края
Познавательно - игровой час "День Наума Грамотника"
Цель: повышение уровня мотивации к учению в целом, познакомить детей с историей возникновения праздника;
способствовать умению применять знания по математике, русскому языку в игровой предметной среде;
развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;
воспитывать чувство товарищества; формировать дружный коллектив.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, музыкальное сопровождение, сладкие подарки (шоколадные монетки).
Учитель: В Древней Руси дети шли в школу не 1 сентября, как сейчас, а 14 декабря. Этот день для начала занятий был выбран вовсе не случайно. Дело в том, что именно 14 декабря поминали покровителя всех учащихся святого Наума, прозванного Грамотником.
В народном календаре этот день так же называется: День Наума, Наум Грамотник, День пророка Наума, Наумов день, Мудрый день или просто - Грамотник.
К Науму обращались за помощью в изучении всевозможных наук. С его именем был связан целый набор русских поговорок:
«Пришел Наум – пора браться за ум» «Пророк Наум наставляет на ум».
«Батюшка Наум, наведи меня на ум» «Пророк Наум и худой разум на ум наведет»
Сценка
Бабушка. Расскажу тебе сегодня про старца Наума. Наум жил затворником, никого не принимал, ни с кем не разговаривал. Только знали люди, что великого ума тот Наум был. Все на свете знал — помнил. Мог такой совет дать, что сразу человеку облегченье выходило.
Да вот однажды присоветовал он одной хозяйке, как заболевшей корове молоко вернуть, да что-то баба перепутала. Стала по деревне ходить, да Наума срамить: ничего, мол, не знает он, а только хвастает. После этого Наум и стал затворником. Из дома редко выходит, ни с кем не беседует, никому ничего не говорит, видать обиделся на людей за несправедливость.
Ваня. Бабушка, где тот Наум живет?
Бабушка. А зачем тебе это, сердечко мое?
Ваня. Он больших не принимает, а меня — сироту, небось, не прогнал бы, я бы ему про мамушку рассказал, как она плачет, убивается. Да совета бы у него спросил, как мне мамушке помочь, чем подсобить?
Бабушка. Ах, ты мой сердечный! Добрая душа! На краю деревни он в старой избенке живет, да только вряд ли он поможет. Он, наверное, и разговаривать-то уже разучился — сколько времени один бирюком живет.
Ведущий. Наутро все дети на двор, а Ванюшка краюху хлеба у бабушки выпросил, лапти поправил и по сугробам пошел к дому Наума. Дом-то весь в снегу, но нашел Ваня дверь, постучал и крикнул.
Ваня. Наум? Дедушка Наум?
Ведущий. Дверь отворилась, старец с длинной бородой махнул Ване рукой, приглашая войти. Показал куда сесть и сам сел, всем своим видом показывая, что мальчика готов выслушать. Осмелел Ваня и поведал про свою беду.
Ваня. Дед Наум, подскажи, как нам жить, тятя наш умер, а мамушка плачет - убивается, не знает, как нас прокормить.
Ведущий. Старец подумал, походил вокруг Вани, погладил его по голове и подал ему горшочек с медом. Ваня решил, что Наум пожалел его, поэтому и медом потчует. Поблагодарил старца.
Вспомнил про хлеб, протянул горбушку старцу, тот не отказался. А мальчик побежал домой и рассказал деду, как дело было. Дед думал, думал, в затылке чесал да на внучонка все время поглядывал. А потом слово свое молвил.
Дед. Славное дело тебе Наум подсказал. Разные мастера в нашем деле имеются: дядька Ефим — бондарь, бочки мастерит; дядька Сергей — плотник славный; дядька Богдан — портной; дядька Василий — скорняк, мастер шкурки выделывать да шапки делать; дядька Николай — лучший в округе; отец твой, Федор, отличный был кровельщик. А вот пчеловодов у нас, отродясь, не было. Вот и велел дед Наум пчеловодством тебе заняться, видно сжалился над сиротою…Не зря говорят: «Наум – наведи меня на ум!»
Ведущий: В 17 веке существовала краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении:
«Святой Наум, наставь моего отрока на ум!
Возьми его под свою руку,
Прогони от него лень да скуку,
На ученье его благослови.
Старанья пробуди, память укрепи»
Учитель: Однако не только благодаря этому святому древнерусский день знаний приходился на декабрь. Осенняя пора в те времена – это сбор урожая, заготовка съестных припасов, починка хозяйственных построек и другие работы. До начала зимы дело находилось для каждого, даже для самых маленьких членов семьи. Какая уж тут учеба? А с приходом морозов свободного времени у сельских ребят становилось больше.
Ведущий: В день святого Наума поднимали детей рано, приговаривали:
Просыпайтесь ранехонько,
Умывайтесь белехонько,
В божью церковь собирайтесь!
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь -
До всего дойдете:
Святой Наум наставит на ум.
Все семейство отправлялось с утра в церковь, где после особого молебна испрашивали благословение на обучение отрока.
Учитель: А роль учителей тогда исполняли дьяки. В доме, где был хоть мало- мальский достаток и где задумали «наумить», т.е. научить сына грамоте, разыгрывался самый настоящий спектакль. С поклонами и радушными приветствиями встречали родители «учителя», усаживали его в передний угол, а затем отец проводил к нему отрока и, положив на скамью возле учителя плетку, почтительно отходил в сторону. Будущий ученик трижды кланялся наставнику до самой земли, а тот ударял его три раза плеткой по спине. Потом вступала в «игру» мать. Усаживалась она за стол вместе с сыном и учителем, а тот доставал букварь. Начиналось учение, и пока разучивали «аз» - первую букву алфавита, - матушка, причитая и обливаясь слезами, уговаривала наставника «очень уж сильно сына грамотой не морить». Учитель, якобы вняв мольбам матери, тут же прерывал обучение. Затем, получив в подарок кусок сала, яйца, а чаще всего пирог, завернутый в расшитое полотенце, выходил из дома в сопровождении родителей и уже у ворот наказывал им, чтобы отрок теперь ходил к нему сам.
Ведущий1: Порядки в древнерусских школах были строгие. Тогда во всех школах применялись телесные наказания. Провинившихся учеников секли розгами, ставили на горох и били по рукам. Считалось, что «Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую во благо преломляет».
Ведущий2: Кроме телесных наказаний, ленивые или шаловливые ученики могли подвергнуться и другим мерам. Например, их могли запросто лишить обеда. А между тем уроки в древнерусских школах шли с утра и до самого вечера. А кому хочется быть голодным целый день? Никаких перемен, кроме перерыва на обед, тогда не было. Согласно правилам, дети даже попить имели право только 3 раза за весь учебный день, а по нужде выйти только 2.
Ведущий3: Обращению с книгами также уделялось огромное внимание. Так учебник следовало класть только на стол. Тот, кто случайно или намеренно забывал книгу на лавке, рисковал встать в угол на горох. Нельзя было закрывать книгу, оставив между ее страниц указку, или же листать учебник без надобности. После занятий все книги сдавали учителю. Брать учебники на дом было запрещено.
Были такие приметы: Если учишь уроки по книге, то, окончив чтение, нужно её закрыть, иначе позабудешь все выученное. Считается, что во время занятий нельзя есть, а то выученное «заешь».
Ведущий4: Примечательно, что в одном и том же классе одновременно обучались дети разного возраста и разного уровня знаний. Поэтому учитель давал каждому ученику индивидуальное задание: одному – отыскать среди других первую букву алфавита, другому – прочесть текст по слогам, а третьему – выучить отрывок из «Часослова». Зачастую дети выполняли задания, проговаривая все выученное вслух. Именно благодаря такому методу обучения и появилась поговорка «Азбуку учат – во всю избу кричат».
Ведущий5: Учебный день заканчивался только тогда, когда последний ученик выполнял данное ему задание. Иногда дети находились в школе до позднего вечера. И учитель, конечно, тоже оставался с ними. И так каждый день.
В древнерусских школах не было ни директора, ни завуча, ни преподавателей-предметников. Всем заправлял один-единственный учитель, которому помогал староста класса . Уборкой в школе, ее отоплением и освещением дети занимались сами.
Ведущий 6: Интересно, что рассказывать кому бы то ни было, что происходит в стенах школы, за ее пределами было запрещено. «В дом отходя, школьных бытностей не кажи» Поэтому тогда за проступки учеников родителей в школу не вызывали. Если бы не розги, благодать!
Когда заканчивался раздел учения, мама варила кашу, складывала ее в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после они назывались «однокашниками».
Ведущий 7: Уже в то время школа занималась не только обучением, но и воспитанием. Поэтому ученики обязаны были прилежно вести себя не только в классе, но и на улице, не только во время уроков, но и по выходным дням. Вот что говорит об этом «Азбуковник»: из школы «со всем смирением до дому своего идите: шуток и кощунств, пхания же друг друга, и биения, и резвого бегания, и камневержения, и всяких подобных детских глумлений, да не водворится в вас».
Учитель:. Это школа, какой она была более ста лет назад. Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, о их начале извещал школьный колокол. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка. Входя в школу, все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом.
Ведущий: А давайте сейчас мы с вами отправимся в древнерусскую школу.
Сценка "В древнерусской школе"
1 мальчик: Куда это мы попали?
2 мальчик: Куда хотели, туда и попали - в древнерусскую школ. Вот смотри: стол, лавка, книги. А вон в углу розги!
1. Ой, мама!
2. О, вон пацан идёт. Хелло , чувак!
Ваня: Ванюша я.
1. Саня.
Ваня: Чужеземцы! И одежда чужая, и речь непонятная!
2. Сам ты, блин, чужеземец. Мы наши, славяне, короче.
Ваня: А почему одежда неподобна? И речь непонятна?
1. Мы издалека приехали. Хотим посмотреть, чему вас в школе учат.
Ваня: А чему? Грамоте да счёту. Я азбуку всю знаю, да ещё и складывать да вычитать.
2. А можно к вам на урок пойти?
Ваня: Если отец дьяк позволит.
Дьяк: А вы чьи будете? В ученье книжное явились? А рядиться мне с кем?
1. А зачем рядиться?
2. Договариваться значит.
Дьяк: Что? Дерзить мне? Супротив учителя слово молвить?
1. Простите меня.
Дьяк: То-то, чада.(Даёт книгу) Склады разумеешь? Читай!
2. (ЧИТАЕТ)
Дьяк: Как ты скоро читаешь! Насмехаться пришёл? Собачий сын! Изыди вон! (Хватает за ухо и выпроваживает вон)
Ведущий : Что, ребята, понравилось вам в древнерусской школе?
2. Смеётесь?
1. Кошмар! Это у них учитель называется! Чуть что - драться!
Ведущий : А вы ещё на своих учителей обижаетесь! Балуетесь, не слушаете. А если бы они вам вместо двойки розгу? За непослушание ставили и на колени на горох. В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.
1. Ой, не надо, не надо! Я теперь лучше всех учиться буду!
Известная писательница Наталья Кончаловская написала стихотворение:
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз и Буки,
В как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Назывался «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о Родине своей.
Учитель: Первый урок – азбука "Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за учителем. Так назывались в те времена буквы. Используя названия старославянских букв, назовите слова, которые у вас получились.
Рцы Укъ Како Азъ (рука)
Азъ Земля Буки Укъ Како Азъ (азбука)
Ша Како Онъ Люди Азъ (школа)
А давайте вспомним современный алфавит. Кто расскажет?
Учитель: Второй урок – письмо. Пословиц и поговорок о пользе учения, о глупости, о счастье иметь умную голову– великое множество. В сборнике пословиц, которые собрал В.И. Даль, им отведено более 30 страниц. Хотя на самом деле их намного больше. Одни выражения у нас до сих пор на слуху, другие можно встретить в произведениях классической литературы, третьи и вовсе забыты.
Нужно составить пословицы. Одна голова хорошо, а четыре лучше. Работаем в группах.Ребята озвучивают результаты работы
Голова без ума, как фонарь без свечи.
Умная голова кормит сто голов, а худая и себя прокормить не может.
Кто грамоту знает, тот не пропадет.
Без муки нет науки.
Идти в науку – терпеть муку.
Ученья корень горек, а плод его сладок.
Красна птица опереньем, а человек ученьем.
Ученье свет, а не ученье тьма.
Век живи – век учись.
Чему смолоду не научился, того и в старости не будешь знать.
Пришёл Наум - пора браться за ум.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Грамоте учиться – всегда пригодится.
Неученый, что слепой – веди куда хочешь.
Не спеши языком, торопись делом.
Труд кормит, а лень портит.
Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить.
Если за день ничему не научился, зря прожил день.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Давайте успевать везде: в учебе, спорте и труде!
По одежке встречают, по уму провожают.
Кончил курс науки, а знает аз да буки.
Что твердо выучил, долго помнится.
Испокон века книга растит человека.
Ученье и труд к победам ведут.
Учитель: Третий урок – арифметика. Предлагаю решить Хитрые задачи
1.В погребе 5 мышей грызли корку сыра. Они были так увлечены этим, что не заметили подкравшегося кота. Кот бросился на мышей и одну мышку схватил. Сколько мышей осталось доедать сыр? (Ни одной.)
2.Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и , наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12 глаз)
3.Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука)
4.Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько будет лет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)
5.Шли три поросёнка. Один – впереди двух, один – между двумя, один – позади двух. Как шли поросята? (Друг за другом)
6.По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? (9)
8.Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12)
9.Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом три сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не цветут).
Учитель: В День Наума - Грамотника на Руси особое почтение оказывалось учителям. Так, отправляя детей в школу родители снабжали их гостинцами для преподавателя. Чаще всего подарками служили каравай, лукошко яиц, связка баранок, пшенная или гречневая каша, вышитый рушник. Хорошим тоном считалось пригласить учителя в гости, сажать за щедро накрытый стол и всячески благодарить. Детям полагалось трижды кланяться в ноги наставнику (и не только 14 декабря, а перед началом каждого занятия).
Слайд Учитель: Наумов день имел свои приметы
Матери выпекали в этот день для детей лепѐшки в виде монет, веря, что они принесут счастье и удачу.
Рожденные в день Наума Грамотника, в будущем делали хорошую карьеру и обладали высоким интеллектом.
А музыканты считали, что освящённые в этот день в храме инструменты будут долго служить хозяевам, а звучать станут превосходно.
Наши предки считали, что именно в Мудрый день нужно начинать важные дела. Пророк Наум подскажет, как правильно это сделать, что даст наилучший результат.
- Ребята, а какие выводы для себя вы сделали после нашей беседы?
Учитель: Викторина - итоговые вопросы
1.Чьим покровителем считали на Руси пророка Наума? (Считали покровителем учащихся и назывли Грамотником)
2.В какой день по старому стилю детей на Руси начинали учить грамоте? (1 декабря)
3. Кого было принято приглашать в дом 1 декабря(14 декабря)? (С почётом приглашали в дом учителя, где его встречали с почётом и ласковым словом.)
4.Какие просьбы учителю должен был высказывать отец, отдавая детей учиться?
(Научить уму-разуму."Батюшка Наум-наведи на ум")
5.Почему мать в это время должна была плакать по своим детям, которых отправляли учиться? ( потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами.)
7.С чего должны были начинать урок дети? ( Дети же каждое занятие должны были начинать с трёх земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно.)
8.Что запрещено было на уроке? (На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное»; книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь».)
10. Как относились родители к учителю? (Учителя на Руси почитали особо, работу его считали важной и трудной. Учителя после трудов угощали. Отец награждал учителя платьем или хлебом, мать — собственноручно вышитым полотенцем.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»
Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...