Рабочая программа (кружок)
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: “Почему я выбираю данную грамматическую структуру (морфологическую или синтаксическую) для выражения данного внеязыкового значения?” Познавая свой Язык, человек познает самого себя, особенности национального мышления и национальной картины мира» (Г. А. Золотова). Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность занятий по синтаксису.
Предлагаемая программа занятий строится с учётом концепции, требований стандарта учебного предмета «Русский язык», учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.
Основная цель занятий:
формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:
повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;
закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;
совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;
обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;
формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;
знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных русских языковедов.
Занятия кружка выполняют следующие функции:
-обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);
-диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;
-познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);
-развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
-стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
На занятиях по синтаксису и пунктуации целесообразно использовать такие формы работы, как семинары, практикумы, диктанты разных видов, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, рефератов и докладов, конспектирование научной и научно-популярной лингвистической литературы, лингвистические дискуссии.
Программа рассчитана на 34 часа занятий.
Планируемые результаты
Учащийся научится:
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари
Учащийся получит возможность научиться:
- построению основных синтаксических единиц;
- использовать признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
- применять основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Синтаксис как раздел науки о языке - 1 ч
Что изучает синтаксис?
Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке (фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией). Основные синтаксические единицы.
Выдающиеся русские и белорусские лингвисты, внёсшие вклад в развитие синтаксической науки (Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов,
В. В. Виноградов, П. П. Шуба и др.)
2.«А всё-таки она хорошая!»
Русская пунктуация как система – 4 ч
Краткие сведения из истории русской пунктуации.
Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.
Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.
Сочетание знаков препинания.
Факультативные и вариативные знаки препинания.
Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации.
Основные справочники и пособия по пунктуации.
«Это непростое простое предложение»
3.Простое предложение как синтаксическая единица- 2 ч
Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.
Кто из главных членов предложения главнее?
4. Главные члены предложения-2 ч
Всегда ли легко разграничить в предложении подлежащее и сказуемое?
Может ли подлежащее выражаться именем существительным не в именительном падеже?
Почему сказуемое отвечает на разные вопросы? Типовое значение предложений.
Что положено в основу деления сказуемых на простые и составные? Всегда ли простое глагольное сказуемое состоит из одного слова? Из чего состоит составное глагольное сказуемое? Из чего состоит составное именное сказуемое?
В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Бывают ли обстоятельственные определения?
5.Второстепенные члены предложения - 3 ч
Как правильно поставить вопрос к второстепенным членам предложения? Могут ли второстепенные члены отвечать сразу на несколько вопросов?
Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая или где?).
Как разграничить приложение и определяемое слово?
Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?
«Этот вездесущий инфинитив» (синтаксические функции инфинитива).
Каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже?
Есть ли в русском языке обобщённо-личные предложения?
6. Односоставные предложения. Неполные предложения – 2 ч
В чём особенности грамматической основы в односоставных предложениях? Можно ли говорить о подлежащем и сказуемом в односоставном предложении?
Какие типы односоставных предложений выделяются в русском языке? Какие критерии положены в основу деления односоставных предложений?
Как разграничить односоставные и двусоставные неполные предложения? В каких случаях ставится тире в неполных предложениях?
Какую роль играют разные типы односоставные предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) в тексте?
Чем может осложняться простое предложение?
7. Осложнённое простое предложение - 2 ч
Является ли осложнённое предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.
Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?
8.Однородные члены предложения - 2 ч
Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?
Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?
Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?
Однородными могут быть только члены простого предложения?
Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?
Что такое обособление?
9. Обособленные члены предложения- 2 ч
Что значит «обособить»?
Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?
В чем разница между уточнением и пояснением?
Всегда ли союз или имеет разделительное значение?
Чем отличаются вставные конструкции от вводных?
10. Вводные слова, словосочетания, предложения- 2 ч
Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?
Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?
Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?
Вводные единицы как выразительное средство.
«Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура»
11. Обращение – 2 ч
Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.
Обращение как фигура поэтического синтаксиса.
Знаки препинания при обращении.
Есть ли в русском языке звательный падеж?
«Камень преткновения»
12. Конструкции с как - 2 ч
Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?
Всегда ли как имеет сравнительное значение?
Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?
Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?
Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.
«Всё познаётся в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?
13. От простого к сложному (Сложное предложение) – 4 ч
Как правильно определить количество частей в сложном предложении?
Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?
Как правильно построить структурную схему сложного предложения?
Какие приёмы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?
От чего зависит тип придаточной части в сложноподчинённом предложении?
Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении?
Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?
«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.
Кто говорит?
14. Чужая речь – 2 ч
Какие способы передачи чужой речи мы знаем?
Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?
Владеете ли вы правилами речевого этикета?
Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?
Пунктуационное оформление диалога.
Что нам стоит текст построить!
15. Текст как синтаксическая единица- 3 ч
Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.
Какие бывают тексты? Классификация текстов.
Почему не всякий набор предложений является текстом? Основные признаки текста.
Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должны знать:
строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
виды чужой речи;
признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;
выдающихся учёных-лингвистов;
уметь:
производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.
Тематическое планирование
№ п. п. | Тема | Количество часов |
1. | Синтаксис как раздел науки о языке | 1 |
2. | «А всё-таки она хорошая!» (Русская пунктуация как система) | 4 |
3. | Простое предложение как синтаксическая единица | 2 |
4. | Главные члены предложения. | 2 |
5.. | Второстепенные члены предложения | 3 |
6. | Односоставные предложения. Неполные предложения. | 2 |
7. | Осложненное простое предложение. | 2 |
8. | Однородные члены предложения. | 2 |
9. | Обособленные члены предложения. | 2 |
10. | Вводные слова, словосочетания, предложения. | 2 |
11. | Обращение | 2 |
12. 13. 14 | Конструкции с как … От простого к сложному. Сложные предложения Чужая речь | 2 4 2 |
15. | Текст как синтаксическая единица | 3 |
35 часов
Рекомендуемая литература
1.Валгина Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 7–11 классы / Н. С. Валгина. – М., 2000.
2.Валгина Н. С. Русский язык: Русская пунктуация: принципы и назначение. / Н. С. Валгина. – М., Просвещение, 1979.
3.Валгина, Н. С. Русский язык: Трудные вопросы пунктуации. / Н. С. Валгина. – М., Просвещение, 1983.
4. Озерская В.П. Русский язык: Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. / Озерская В.П – М., Просвещение, 1982
5.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.Кружок немецкого языка во 2 классе "Немецкие праздники"
Программа рассчитана на 34 часа и составлена с учётом возрастных особенностей второклассников. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями Праздника урожая, Дня Святого Мартина, Дня Святого Николая, Р...
рабочая программа кружок технического творчества 144часа
кружок технического творчества...
рабочая программа кружок технического творчества 144часа
кружок технического творчества...
Рабочая программа кружок "Цветоводство"
кружок предназначен для юных цветоводов. проводится 1ч в неделю...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»
Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...