Рабочая программа (кружок)
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современные подходы к обучению языку ставят перед учителем и учеником задачу «взглянуть на язык как бы со стороны, увидеть всю сложность его системы и научиться отвечать на вопрос: “Почему я выбираю данную грамматическую структуру (морфологическую или синтаксическую) для выражения данного внеязыкового значения?” Познавая свой Язык, человек познает самого себя, особенности национального мышления и национальной картины мира» (Г. А. Золотова). Именно на синтаксическом уровне реализуется важнейшая функция языка – коммуникативная. Функциональной значимостью синтаксического уровня в овладении всеми видами речевой деятельности и обусловлена актуальность занятий по синтаксису.
Предлагаемая программа занятий строится с учётом концепции, требований стандарта учебного предмета «Русский язык», учебной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.
Основная цель занятий:
формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.
Данная цель предполагает решение ряда задач, важнейшими из которых являются:
повторение, обобщение и систематизация теоретических сведений по разделу «Синтаксис и пунктуация»;
закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов;
совершенствование правописных (прежде всего пунктуационных) умений и навыков учащихся;
обогащение грамматического строя речи учащихся на основе синтаксической синонимии;
формирование потребности обращения к справочной литературе, приобретение навыка самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой;
знакомство с фактами биографии и основными направлениями научной деятельности известных русских языковедов.
Занятия кружка выполняют следующие функции:
-обучающую (позволяют совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки учащихся, формируют навыки исследовательской работы);
-диагностирующую (дают возможность оценить степень усвоения лингвистического (синтаксического) материала, сформированность правописных (пунктуационных) умений и навыков;
-познавательную (как правило, содержат новую для учащихся информацию);
-развивающую (развивают самостоятельность мышления, смекалку, сообразительность, побуждают к обсуждению дискуссионных вопросов, учат логически рассуждать, аргументировать свою позицию);
-стимулирующую (развивают потребность в самообразовании, стимулируют обращение к разнообразной лингвистической литературе: справочного, учебного, научного, научно-популярного характера).
На занятиях по синтаксису и пунктуации целесообразно использовать такие формы работы, как семинары, практикумы, диктанты разных видов, тесты (в том числе компьютерные), активные методы обучения: решение познавательных задач, подготовка учебных сообщений, рефератов и докладов, конспектирование научной и научно-популярной лингвистической литературы, лингвистические дискуссии.
Программа рассчитана на 34 часа занятий.
Планируемые результаты
Учащийся научится:
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
- использовать орфографические словари
Учащийся получит возможность научиться:
- построению основных синтаксических единиц;
- использовать признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
- применять основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать различные выразительные средства языка;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Синтаксис как раздел науки о языке - 1 ч
Что изучает синтаксис?
Предмет и задачи синтаксиса. Связь синтаксиса с другими разделами науки о языке (фонетикой, лексикой, словообразованием, морфологией). Основные синтаксические единицы.
Выдающиеся русские и белорусские лингвисты, внёсшие вклад в развитие синтаксической науки (Ф. И. Буслаев, А. А. Шахматов,
В. В. Виноградов, П. П. Шуба и др.)
2.«А всё-таки она хорошая!»
Русская пунктуация как система – 4 ч
Краткие сведения из истории русской пунктуации.
Почему так дружат синтаксис и пунктуация? Принципы русской пунктуации: структурный, смысловой, интонационный.
Состав знаков препинания в русском языке. Функции знаков препинания. Пунктуация и интонация.
Сочетание знаков препинания.
Факультативные и вариативные знаки препинания.
Понятие авторской пунктуации. Выразительные возможности пунктуации.
Основные справочники и пособия по пунктуации.
«Это непростое простое предложение»
3.Простое предложение как синтаксическая единица- 2 ч
Чем отличается предложение от других синтаксических единиц? Что делает предложение предложением? Признаки предложения, его отношение к слову и словосочетанию. Значение, строение и функции предложения.
Кто из главных членов предложения главнее?
4. Главные члены предложения-2 ч
Всегда ли легко разграничить в предложении подлежащее и сказуемое?
Может ли подлежащее выражаться именем существительным не в именительном падеже?
Почему сказуемое отвечает на разные вопросы? Типовое значение предложений.
Что положено в основу деления сказуемых на простые и составные? Всегда ли простое глагольное сказуемое состоит из одного слова? Из чего состоит составное глагольное сказуемое? Из чего состоит составное именное сказуемое?
В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
Бывают ли обстоятельственные определения?
5.Второстепенные члены предложения - 3 ч
Как правильно поставить вопрос к второстепенным членам предложения? Могут ли второстепенные члены отвечать сразу на несколько вопросов?
Синкретичные члены предложения (прогулка в лесу: какая или где?).
Как разграничить приложение и определяемое слово?
Сколько разрядов обстоятельств в русском языке?
«Этот вездесущий инфинитив» (синтаксические функции инфинитива).
Каким членом предложения может быть существительное в именительном падеже?
Есть ли в русском языке обобщённо-личные предложения?
6. Односоставные предложения. Неполные предложения – 2 ч
В чём особенности грамматической основы в односоставных предложениях? Можно ли говорить о подлежащем и сказуемом в односоставном предложении?
Какие типы односоставных предложений выделяются в русском языке? Какие критерии положены в основу деления односоставных предложений?
Как разграничить односоставные и двусоставные неполные предложения? В каких случаях ставится тире в неполных предложениях?
Какую роль играют разные типы односоставные предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) в тексте?
Чем может осложняться простое предложение?
7. Осложнённое простое предложение - 2 ч
Является ли осложнённое предложение особой синтаксической единицей? Особенности синтаксического и пунктуационного разбора осложнённых простых предложений.
Сочинительный ряд и однородные члены: всегда ли они совпадают?
8.Однородные члены предложения - 2 ч
Какие признаки являются обязательными для однородных членов предложения?
Какие грамматические нормы нужно соблюдать при употреблении однородных членов?
Какими изобразительно-выразительными возможностями обладают однородные члены предложения?
Однородными могут быть только члены простого предложения?
Как правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?
Что такое обособление?
9. Обособленные члены предложения- 2 ч
Что значит «обособить»?
Всегда ли обособляются причастные и деепричастные обороты?
В чем разница между уточнением и пояснением?
Всегда ли союз или имеет разделительное значение?
Чем отличаются вставные конструкции от вводных?
10. Вводные слова, словосочетания, предложения- 2 ч
Какие функции выполняют вводные слова и предложения? Какова роль вставных конструкций?
Как разграничить вводные слова и омонимичные им конструкции?
Какие знаки препинания используются в предложениях с вводными и вставными единицами?
Вводные единицы как выразительное средство.
«Великолепная, сильная, слово оживляющая фигура»
11. Обращение – 2 ч
Функции обращения: призывная, оценочно-характеризующая, этикетная.
Обращение как фигура поэтического синтаксиса.
Знаки препинания при обращении.
Есть ли в русском языке звательный падеж?
«Камень преткновения»
12. Конструкции с как - 2 ч
Какие синтаксические позиции могут вводиться словами как, будто, словно, точно и др.?
Всегда ли как имеет сравнительное значение?
Как отличить сравнительный оборот от придаточной сравнительной части?
Оборот с как: обособленный член или часть сказуемого?
Всегда ли перед как ставится запятая? Особенности постановки знаков препинания в конструкциях с как, будто, словно, точно и др.
«Всё познаётся в сравнении». Для чего используются сравнительные конструкции в художественных текстах?
13. От простого к сложному (Сложное предложение) – 4 ч
Как правильно определить количество частей в сложном предложении?
Могут ли причинно-следственные отношения выражаться в сложносочинённом предложении?
Как правильно построить структурную схему сложного предложения?
Какие приёмы можно использовать для разграничения омонимичных союзов и союзных слов?
От чего зависит тип придаточной части в сложноподчинённом предложении?
Могут ли одинаковые средства связи присоединять разные типы придаточных частей в сложноподчинённом предложении?
Какие смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзного предложения?
«Подводные камни» синтаксического и пунктуационного разбора сложных предложений.
Кто говорит?
14. Чужая речь – 2 ч
Какие способы передачи чужой речи мы знаем?
Из чего состоит диалог? Что такое диалогическое единство?
Владеете ли вы правилами речевого этикета?
Всегда ли противопоставляются диалог и монолог?
Пунктуационное оформление диалога.
Что нам стоит текст построить!
15. Текст как синтаксическая единица- 3 ч
Что такое текст? Текст как синтаксическая единица высшего порядка, в которой реализуются функциональные возможности простого и сложного предложений.
Какие бывают тексты? Классификация текстов.
Почему не всякий набор предложений является текстом? Основные признаки текста.
Как связаны предложения в тексте? Способы смысловой связи и средства связи предложений в тексте.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения материалов факультативных занятий учащийся должны знать:
строение, значение и функции основных синтаксических единиц;
типологию простого и сложного предложения, типологию сказуемого, второстепенных членов предложения, односоставных предложений;
виды чужой речи;
признаки текста, способы и средства связи предложений в тексте;
основные правила постановки знаков препинания в простом предложении, в сложном предложении; в предложениях, передающих чужую речь;
выдающихся учёных-лингвистов;
уметь:
производить синтаксический и пунктуационный разбор простых и сложных предложений, предложений с прямой речью;
правильно расставлять знаки препинания в предложении и тексте в соответствии с изученными правилами пунктуации;
пользоваться справочниками по правописанию, дополнительной учебной литературой.
Тематическое планирование
№ п. п. | Тема | Количество часов |
1. | Синтаксис как раздел науки о языке | 1 |
2. | «А всё-таки она хорошая!» (Русская пунктуация как система) | 4 |
3. | Простое предложение как синтаксическая единица | 2 |
4. | Главные члены предложения. | 2 |
5.. | Второстепенные члены предложения | 3 |
6. | Односоставные предложения. Неполные предложения. | 2 |
7. | Осложненное простое предложение. | 2 |
8. | Однородные члены предложения. | 2 |
9. | Обособленные члены предложения. | 2 |
10. | Вводные слова, словосочетания, предложения. | 2 |
11. | Обращение | 2 |
12. 13. 14 | Конструкции с как … От простого к сложному. Сложные предложения Чужая речь | 2 4 2 |
15. | Текст как синтаксическая единица | 3 |
35 часов
Рекомендуемая литература
1.Валгина Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 7–11 классы / Н. С. Валгина. – М., 2000.
2.Валгина Н. С. Русский язык: Русская пунктуация: принципы и назначение. / Н. С. Валгина. – М., Просвещение, 1979.
3.Валгина, Н. С. Русский язык: Трудные вопросы пунктуации. / Н. С. Валгина. – М., Просвещение, 1983.
4. Озерская В.П. Русский язык: Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с морфологией. / Озерская В.П – М., Просвещение, 1982
5.Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В. В. Лопатина. – М. : Эксмо, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-101592-1352812766.jpg)
Рабочая программа.Кружок немецкого языка во 2 классе "Немецкие праздники"
Программа рассчитана на 34 часа и составлена с учётом возрастных особенностей второклассников. Учащиеся знакомятся с традициями и обычаями Праздника урожая, Дня Святого Мартина, Дня Святого Николая, Р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/28/picture-294593-1425123904.jpg)
Рабочая программа кружок "Цветоводство"
кружок предназначен для юных цветоводов. проводится 1ч в неделю...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа дополнительного образования экономического направления (рабочая программа) кружок «Личная экономика»
Программа дополнительного образования экономического направления(рабочая программа)кружок «Личная экономика»...