Урок русского языка в 9 классе по теме понятие о сложноподчиненном предложении.
план-конспект урока (9 класс)
Урок русского языка в 9 классе по теме понятие о сложноподчиненном предложении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель: Хисамова Фания Фаузятовна.
Русский язык 9 класс
Тема: Понятие о сложноподчиненном предложении
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарная работа.
Учитель: Что нам приготовил «Толковый словарь»? Словарная работа.
Результат – конечный итог.
Эффект – производимое впечатление.
Оптимист – человек, верящий в успех.
Пессимист – человек, не верящий в будущее.
Презентация – публичное представление чего-либо.
III. Актуализация знаний.
А) Готовимся к ОГЭ.
Сгруппировать слова:
з...ря | к...са | |
прик...снуться | прил...жение | |
заг...рать | Р...стислав | |
изл...гать | пол...скать бельё | |
р...сток | г...ристый | |
выр...щенный | непром...каемый плащ |
Б) Работа по карточкам. На выбор.
Карточка №1.
Списать предложение, вставив пропущенные буквы и расставив знаки препинания, охарактеризовать его, сделать синтаксический разбор, составить схему.
В саду г..рит к..стёр, и кре..ко тянет душ..стым дымом в..шнёвых суч..ев. (И.А.Бунин).
Карточка №2.
Спиши, определи главное слово, тип связи слов в словосочетании, сделай морфемный разбор выделенных слов.
В саду горит, крепко тянет, тянет дымом, душистым дымом, дымом сучьев, вишнёвых сучьев.
V. Изучение нового материала.
Пройдите по ссылке и посмотрите видео урок.
https://www.youtube.com/watch?v=HkD2lcA8EME
Вывод : 1. Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном. Подчинительный союз находятся в придаточной части.
2. Придаточное предложение, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.
3. Знаки препинания в СПП – выделительные.
Выводы о признаках СПП (делают учащиеся).
Наличие двух или более грамматических основ в СПП.
Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило, может занимать любое положение по отношению к главному.
Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.
Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.
Знаки препинания в СПП – выделительные.
VII.Закрепление изученного.
Работа с текстом.
(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо. (3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши...
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга.
(7) С ней вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах, совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По С.Маршаку)
Прочтите про себя текст. Напишите ответы в тетради.
1. Проверьте, все ли знаки препинания на месте? Расставьте, если нужно.
2. Какова проблема данного текста?
3. Назовите авторскую позицию.
4. Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении №4.
5. Какое средство связи использовано для связи 3 и 4 предложений?
6. Найдите СПП.
7. В предложении №1: выделить главное и придаточное, задать вопрос, средство связи.
8. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ... , ( где ... ), ... ].
9. Изобразите схему предложения №4.
10. В каком предложении два придаточных?
3. Подготовка к ОГЭ.
Задание В7. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3) нечего бояться. Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое слово, (5) не испугается темноты,(6) не испугается и более страшных вещей.
IX. Подведение итогов:
X. Домашнее задание.
1.Составить предложение со словарными словами; прочитать §18
2. Выбери сам:
- Упр. № 86.
- Выпиши из художественного произведения 8-10 СПП.
- Подготовка к ОГЭ часть С: поразмышляй о роли СПП в русском языке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".
Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"
Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчиненном предложении"
Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о сложноподчиненном предложении"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"
Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме: "Понятие о сложноподчиненном предложении"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме: "Понятие о сложноподчиненном предложении"...