Урок русского языка в 6 класс "НЕ с причастиями"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" | 47.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Ларина Г.В., учитель МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка Амурской области
ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК
КЛАСС: 6
ТЕМА УРОКА: «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»
УЧИТЕЛЬ: Ларина Галина Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 с.Екатеринославка Амурской области
Цель: вырабатывать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с причастиями и руководствоваться им при решении типовых задач.
Задачи:
Образовательные:
- различать НЕ-частицу, НЕ-приставку и НЕ в составе корня;
- освоить способ выбора раздельного и слитного написания НЕ с причастиям;
- применять в стандартной и нестандартной ситуации способ выбора раздельного и слитного написания НЕ с причастиями
Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения (выдвигать гипотезы, самостоятельно добывать новые знания, извлекать информацию);
- развивать коммуникативные умения (оформлять свои мысли в устной речи; выделять главное; сотрудничать с товарищами по группе;
- развивать организационные умения (самостоятельно формулировать тему, цели урока, составлять план разрешения проблемы).
Воспитывающие:
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах;
- воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки;
- создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- опознание орфограммы и анализ написания не с причастиями;
- употребление в речи понятия «отрицательная частица»;
- применение алгоритма выбора слитного и раздельного написания.
Метапредметные:
- уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь ориентироваться в системе знаний.
Личностные:
- развитие Я-компетенции и самооценки.
Методы: словесные, наглядные, практические (по характеру изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).
Приемы: использование парных, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала, ИКТ-технологии.
ХОД УРОКА.
- Мотивация к учебной деятельности
Доброе утро! Я рада вас всех видеть на уроке русского языка. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от учебной деятельности и подарили себе успех. Полагаю, мы готовы к совместной творческой работе. Присаживайтесь.
«Ладошка». Поздоровайтесь друг с другом. Обрисуйте правую ладонь соседа: «Здравствуйте!» Подпишите безымянный палец своим именем.
- Разминка
Собраться с мыслями нам поможет “зарядка для ума”.
- Буквенный диктант (повторение орфограмм). Деятельность учащихся: записать буквы на индивидуальном опросном листе, используя образец написания букв для заполнения бланков тестирования
И | Ч | А | Е | Р | П | С | Т | И |
Пр_школьный
Груз(ч,щ)ик
Прил_гательное
Бл_стящий
Ко(р,рр)идор
Ре(п,б)ка
Бе_форменный
Окрес_ность
Уб_рать
- А теперь составьте из полученных букв слово, которое мы в последнее время очень часто произносим на наших уроках. (Учащиеся записывают получившееся слово в заготовленные ячейки опросного листа)
П | Р | И | Ч | А | С | Т | И | Е |
Правильно, это причастие. На этом уроке оно вновь с нами!
- Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Сегодня у нас урок открытия новых знаний. А с чего нужно начать, чтобы открыть новое знание? (С повторения того материала, который нам будет необходим для открытия).
2. «Волшебные штрихи»
Если раскрывая скобки, вы напишите слово слитно, заштрихуйте ячейку таблицы с порядковым номером слова, если раздельно, то оставьте ячейку свободной.
(не) настье | (не) друг, а враг | (не)погода | (не)зима | (не)правда | (не)лепица |
(не)настный | (не) узкий, а широкий | (не)аккуратный | далеко (не)смелый | (не)счастный | (не)хрустальный |
(не)навидеть | (не)здоровиться | (не)годовать | (не)любить | (не)взлюбить | (не)истовствовать |
(не)волить | (не)лгать | (не)доумевать | (не)сыпать | (не)меть | (не)иметь |
(не)решительный | (не)большой, а маленький | (не)большой | (не)кожаный | (не)весёлый | (не)смелый |
- Целеполагание, мотивация учебной деятельности, формулирование темы, составление плана действий на уроке
- Задание называлось «Волшебные штрихи». Какой же рисунок у вас получился? (НЕ)
- Что такое НЕ? (часть слова, приставка, частица). Назовите примеры, объясните написание.
- Как вы думаете, над чем нам сегодня предстоит работать? (Правописание НЕ с причастием)
- Вместе с вами мы обозначили проблему, над которой будем работать.
Каким способом мы можем достигнуть поставленных целей? Составим план действий. (см. Приложение)
-Как вы считаете, поможет ли такой план эффективно работать на уроке?
-Нет, некоторые пункты нужно расположить в другой последовательности.
- Обдумайте порядок расположения пунктов плана, советуясь с соседом по парте. (Работа в парах)
Зачитайте, пожалуйста, ваш план, по которому мы будем работать на уроке.
1. Проведи наблюдения, исследование, сделай вывод о том, как пишутся причастия с НЕ.
2.Познакомься с правилом написания НЕ с причастиями.
3. Выполни тренировочные задания и упражнения.
4.Оцени степень усвоения тобой материала, если есть вопросы, обратись за помощью к учителю или товарищам.
- Хорошо, и мы приступаем к выполнению первого пункта плана.
- Усвоение новых знаний
Рассмотрите алгоритм «НЕ с причастиями». Запишите получившийся текст правила. (Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с учебником)
- Первичная проверка изученного
- Образование причастий от глаголов, которые без НЕ не употребляются (см. примеры слов в таблице «Волшебные штрихи»)
- Индивидуальная работа у доски.
- Запишите предложение, раскрывая скобки. Объясните написание НЕ с причастиями.
1.(Не)заполне(н,нн)ые в_гоны метро- это большая ре_кость.
2.Станц_ метрополитена, (не) украше(н,нн)ые лепниной, не менее це(н,нн)ы.
3.Некоторые станц_ московского метро ещё (не )дострое(н,нн)ы.
- Упр.460
Уровни выполнения задания:
1.(не понял) – образовать от данных причастий краткую форму
2. (понял, но работаю медленно) – распространить причастия зависимыми словами
3. (понял, высокая скорость письма) – заполнить таблицу примерами
- Проверка при помощи динамической паузы
- При слитном написании - хлопаем в ладоши над головой, при раздельном написании – опускаем свободно вдоль тела, сжимая-разжимая кисти рук.
Данное словосочетание | Причастия зависимыми словами (причастные обороты) | Краткая форма причастия |
Непрочитанная книга | Не прочитанная мною книга | Книга не прочитана |
Неукрашенная ёлка | Не украшенная мишурой ёлка | Ёлка не украшена |
Невыполненное задание | Не выполненное учениками задание | Задание не выполнено |
Незамеченная ошибка | Не замеченная товарищем ошибка | Ошибка не замечена |
Несожжённое письмо | Не сожжённое ещё письмо | Письмо не сожжено |
Неполученная посылка | Не полученная на почте посылка | Посылка не получена |
Незаконченная работа | Не законченная вовремя работа | Работа не закончена |
Незавершённая стройка | Не завершённая за лето стройка | Стройка не завершена |
- Закрепление изученного.
- Выполним тренировочные задания и упражнения, отправившись в экспедицию. Отгадайте, на каком виде транспорта я приглашаю вас в путешествие?
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землёй.
(метро)
- Пользуясь информацией со слайда, расскажите о происхождении, лексическом значении слова «метро».
- Подберите синонимы (метрополитен, подземка)
- В каких населённых пунктах нашей страны есть метро? (В городах с численностью населения от одного и более миллионов человек. Сегодня таких городов 11: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург, Омск, Челябинск, Красноярск, Казань и Уфа. По нормам метрополитена строится подземная часть скоростного трамвая в Волгограде.)
Москва. (Не)превзойденное по удобству московское метро не оставит никого равнодушным.
- Станция «Объясняй-ка» (проверка индивидуальной работы у доски)
- Станция «Исправляй-ка»
– Где можно применить новые знания? (На уроках, в жизни, на экзамене).
Записка. Мама! Я торопилась, собиралась в школу, поэтому кровать оставила не застеленной, посуду не вымытой, пыль невытерта. Приду из школы, все будет сделано. Катя.
Объяснительная. Комбайны неотремонтированы из-за отсутствия запчастей.
- Станция «Решай-ка». Станция «Проверяй-ка»
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону (задание в формате ЕГЭ)
1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)заметная серая птичка выпорхнула из кустов.
(Не)распроданные игрушки уценили.
Дуня (не)лишена обаяния.
н | е | л | и | ш | е | н | а |
2.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.
У Насти были (не)правильные черты лица.
Ключи до сих пор (не)найдены.
н | е | п | р | а | в | и | л | ь | н | ы | е |
3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.
Брат (не)удостоил его даже упреком.
А кругом на полях (не)пробудная тишь.
н | е | у | д | о | с | т | о | и | л |
4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Эта задача (не)решена учениками.
(Не)яркое пламя освещало письменный стол.
Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди.
н | е | р | е | ш | е | н | а |
5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Со мной поздоровался (не)знакомый человек.
Всех смутили (не)проверенные слухи.
Серёжа, ещё (не)окрепший после болезни, пошёл с друзьями на озеро.
н | е | о | к | р | е | п | ш | и | й |
VII. Рефлексия
- большой палец: что понравилось
- указательный и средний (победа): что получилось
- мизинец: что не понял, над чем надо поработать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка (Повторение сведений о причастии для 7 класса)
В форме экскурсии в Третьяковскую галерею проводится урок повторения сведений о причастии....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Употребление причастий и деепричастий"
Презентацию можно использовать в качестве фрагмента урока в 7 классе....
Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи» с использованием электронного опорного конспекта
Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под ...
Урок русского языка в 7 классе «Причастие как часть речи» с использованием электронного опорного конспекта
Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под ...
Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение. Причастие и деепричастие".(7 класс,русский язык)
Урок по теме "Причастие,деепричастие" проведен с целью поввторения и обобщения пройденного материала по данной теме.На уроке использованы различные формы организации учащихся, такие как самостоятельна...
План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.
Тип урока: усвоение и новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие и деепричастие" (урок-закрепления)
Представлен урок русского языка по теме "Причастие и деепричастие", на котором во время уроков отрабатываются знания благодаря ЦОР...