Дистанционный урок русского языка в 6 классе закрепление чередующихся гласных в корнях гар гор.
план-конспект урока (6 класс)

Хисамова Фания Фаузятовна

Дистанционный урок русского языка в 6 классе закрепление чередующихся гласных в корнях гар гор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог: Хисамова Фания Фаузятовна

Предмет: русский язык

Класс:  6

Тема урока: Буквы о и а в корне –гор-//-гар-

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап /1мин./

Цель: организовать направленное внимание на начало урока;

создать положительный настрой учащихся на урок.

 Прозвенел звонок, начинается урок.

  А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Записывают в тетрадях число.

Актуализация знаний /5 мин./

Цель: повторить и обобщить сведения о правописании безударных гласных в корне слова.

 – 2 группы слов.

Собираться

Замереть

Располагать

Коснуться

Вырастать

Возлагать

Роскошный

Сожалеть

Объединить

Наслаждаться

Показаться

Приближаться

Ребята, как вы думаете, почему мы именно так сгруппировали эти слова? По какому признаку они объединены?

Объясните правописание гласной в корнях слов, вспомните известные вам правила, сформулируйте их.

Какую информацию мы вспомнили? Предположите, над чем будем работать сегодня на уроке?

Первый столбец – слова с чередующимся гласными в корне, второй – с безударными проверяемыми гласными в корне слова.

Постановка учебной задачи

 /3 мин./

Цель:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

 КОСНУТЬСЯ, КАСАТЬСЯ, ЗАБИРАТЬ, ПРОТЕРЕТЬ, ЗАМИРАТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ЗАГАР, ОБГОРЕЛЫЙ

Задание: 1.Выделите корни во всех словах.

2. Объясните правописание тех корней, которые вам известны.

3. Правописание каких слов  вы не можете объяснить? Являются ли эти слова однокоренными? Почему же в корнях этих слов  пишется то буква а, то буква о? Что происходит?

4. Попробуем сформулировать тему урока.

5. Запишем тему урока в тетрадь.

Знаем ли как нужно действовать, чтобы правильно выбрать гласную в корне  -гор-//-гар-?

Возникла проблема. Давайте вместе попробуем разобраться. Поставим перед собой цель действий, какой  будет наша ближайшая цель?

Учащиеся объясняют правописание слов коснуться, касаться, забирать, протереть, замирать.

Учащиеся называют однокоренные слова угар, загорать, гореть. В корнях этих слов происходит чередование гласных о и а.

Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока.

Закрепление изученного материала/5 мин./

Цель: сформулировать правило написания о и а в корне - гор-//-гар-.

А теперь откройте учебники, прочитайте правило в учебнике на странице 106 параграф 37, познакомьтесь с образцом рассуждения.

Познакомимся с графическим обозначением орфограммы.

Учащиеся слушают

Учащиеся отвечают.

Ученики читают.

Затем учащиеся записывают слова пригореть, загар, обгорелый, написание которых они не могли объяснить, и сами, проговаривая, обозначают орфограмму.

Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

/14 мин./

Цель: развивать умения решать учебно-познавательные задачи.

  1. Работа в тетрадях.

Хороший заг?р, заг?релый юноша, перег?ревшая лампочка, сг?ореть дотла, уг?рный газ, г?рючее вещество, газовая г?релка, сг?рать от нетерпения, подг?ревший пирог, бронзовый заг?р, ог?рок свечи, выг?реть на солнце, г?рящие глаза, заг?реться идеей.

Запишите словосочетания в тетрадь, выделите орфограмму в корне, объясните  написание слов с пропущенной буквой в корне.

  1. «Третий лишний»

Прочитайте слова:

1. Гореть, загар, гора.

2. Пригореть, угарный, горе.

Попробуйте сформулировать задание, которое нужно выполнить. Порассуждайте, какая запись  по какому признаку может быть «третьим лишним». На что надо обращать внимание, чтобы не ошибиться в написании слов?

  1.  Игра «Корректор»

 Составьте предложения. Запишите их в тетради. Прочитайте предложения, назовите слова с изучаемой орфограммой.

1. На речке, купались, и, ребята, загорали.

2.  Костер, нас, долго, горел, согревал, и.

3.Костра, угольки, на, догорают, поляне.

4. Небо, разгорелось, алым, востоке, на, пламенем.

  1. Работа с текстом.

Спишите текст, графически обозначьте корни в словах с чередующимися гласными.

(На)огромной выс...те заг…релось розовым светом од…нокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце дог…рало  (на)западе. (В)воздухе ст…ял зап…х г…ри и  сухой гв…здики. День уг…сал.

(К. Паустовский). 

Учащиеся делают записи в тетрадях, обозначая изучаемую орфограмму.

Обмениваются тетрадями, и проверяют правильность выполнения задания у товарища.  При проверке проговаривают условия выбора орфограммы.

«Найти третье лишнее»

От слов с чередующимися гласными в корне следует отличать слова с другим лексическим значением (омонимичные корни).

Составляют предложения, объясняют правило правописания –гор- - -гар-

Учащиеся списывают текст и вставляют пропущенные буквы, объясняют правила правописания

Рефлексия /1 мин/

Цель: формировать умения самоконтроля и самокоррекции.

Друзья мои, я очень рада,

Что состоялся наш урок.

Ну а сейчас приходит время

Уроку подвести итог.

Какую орфограмму сегодня закрепили?

Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при выборе гласной в этих корнях?

Интересно ли было? Все ли вам было понятно на уроке? Со всеми ли заданиями вы справились успешно? В чем была причина затруднений?

Покажите при помощи карточек ваше настроение.

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

С корнями справились легко

И поработали ударно.

Домашнее задание / 1 мин./

Цель: формировать умение самостоятельно организовать свою учебную деятельность

параграф 37, упр. 190, 191 (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской...

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...