Актуализация знаний /5 мин./
Цель: повторить и обобщить сведения о правописании безударных гласных в корне слова. | – 2 группы слов.
Собираться Замереть Располагать Коснуться Вырастать Возлагать | Роскошный Сожалеть Объединить Наслаждаться Показаться Приближаться |
Ребята, как вы думаете, почему мы именно так сгруппировали эти слова? По какому признаку они объединены? Объясните правописание гласной в корнях слов, вспомните известные вам правила, сформулируйте их.
Какую информацию мы вспомнили? Предположите, над чем будем работать сегодня на уроке? |
Первый столбец – слова с чередующимся гласными в корне, второй – с безударными проверяемыми гласными в корне слова.
|
Постановка учебной задачи /3 мин./ Цель: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
| КОСНУТЬСЯ, КАСАТЬСЯ, ЗАБИРАТЬ, ПРОТЕРЕТЬ, ЗАМИРАТЬ, ПРИГОРЕТЬ, ЗАГАР, ОБГОРЕЛЫЙ Задание: 1.Выделите корни во всех словах. 2. Объясните правописание тех корней, которые вам известны. 3. Правописание каких слов вы не можете объяснить? Являются ли эти слова однокоренными? Почему же в корнях этих слов пишется то буква а, то буква о? Что происходит?
4. Попробуем сформулировать тему урока. 5. Запишем тему урока в тетрадь.
Знаем ли как нужно действовать, чтобы правильно выбрать гласную в корне -гор-//-гар-? Возникла проблема. Давайте вместе попробуем разобраться. Поставим перед собой цель действий, какой будет наша ближайшая цель? |
Учащиеся объясняют правописание слов коснуться, касаться, забирать, протереть, замирать.
Учащиеся называют однокоренные слова угар, загорать, гореть. В корнях этих слов происходит чередование гласных о и а.
Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока.
|
Закрепление изученного материала/5 мин./ Цель: сформулировать правило написания о и а в корне - гор-//-гар-. |
А теперь откройте учебники, прочитайте правило в учебнике на странице 106 параграф 37, познакомьтесь с образцом рассуждения. Познакомимся с графическим обозначением орфограммы. | Учащиеся слушают
Учащиеся отвечают.
Ученики читают.
Затем учащиеся записывают слова пригореть, загар, обгорелый, написание которых они не могли объяснить, и сами, проговаривая, обозначают орфограмму. |
Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности /14 мин./ Цель: развивать умения решать учебно-познавательные задачи. | - Работа в тетрадях.
Хороший заг?р, заг?релый юноша, перег?ревшая лампочка, сг?ореть дотла, уг?рный газ, г?рючее вещество, газовая г?релка, сг?рать от нетерпения, подг?ревший пирог, бронзовый заг?р, ог?рок свечи, выг?реть на солнце, г?рящие глаза, заг?реться идеей. Запишите словосочетания в тетрадь, выделите орфограмму в корне, объясните написание слов с пропущенной буквой в корне. - «Третий лишний»
Прочитайте слова: 1. Гореть, загар, гора. 2. Пригореть, угарный, горе. Попробуйте сформулировать задание, которое нужно выполнить. Порассуждайте, какая запись по какому признаку может быть «третьим лишним». На что надо обращать внимание, чтобы не ошибиться в написании слов?
- Игра «Корректор»
Составьте предложения. Запишите их в тетради. Прочитайте предложения, назовите слова с изучаемой орфограммой. 1. На речке, купались, и, ребята, загорали. 2. Костер, нас, долго, горел, согревал, и. 3.Костра, угольки, на, догорают, поляне. 4. Небо, разгорелось, алым, востоке, на, пламенем.
- Работа с текстом.
Спишите текст, графически обозначьте корни в словах с чередующимися гласными. (На)огромной выс...те заг…релось розовым светом од…нокое обл…ч(?)ко. Зах…дящее со…нце дог…рало (на)западе. (В)воздухе ст…ял зап…х г…ри и сухой гв…здики. День уг…сал. (К. Паустовский). |
Учащиеся делают записи в тетрадях, обозначая изучаемую орфограмму.
Обмениваются тетрадями, и проверяют правильность выполнения задания у товарища. При проверке проговаривают условия выбора орфограммы.
«Найти третье лишнее» От слов с чередующимися гласными в корне следует отличать слова с другим лексическим значением (омонимичные корни).
Составляют предложения, объясняют правило правописания –гор- - -гар-
Учащиеся списывают текст и вставляют пропущенные буквы, объясняют правила правописания |
Рефлексия /1 мин/ Цель: формировать умения самоконтроля и самокоррекции. | Друзья мои, я очень рада, Что состоялся наш урок. Ну а сейчас приходит время Уроку подвести итог. Какую орфограмму сегодня закрепили? Как нужно действовать, чтобы выйти из затруднения при выборе гласной в этих корнях? Интересно ли было? Все ли вам было понятно на уроке? Со всеми ли заданиями вы справились успешно? В чем была причина затруднений? Покажите при помощи карточек ваше настроение. Урока время истекло. Я вам, ребята, благодарна. С корнями справились легко И поработали ударно.
|
|