Дистанционный урок русского языка в 6 классе тема чередующиеся гласные в корне кас кос
план-конспект урока (6 класс)

Хисамова Фания Фаузятовна

Дистанционный урок русского языка в 6 классе тема чередующиеся гласные в корне кас кос

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Буквы о и а в корне -кос- - -кас-.

Ход урока.

  1. Приготовьте, пожалуйста, учебники, тетради, ручку и дневники.
  2. Повторение изученного. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Без шу..  з..лёных и з..лёных шапок

Кусты сб..жались на сырой мысок.

Как отпечатки лё..ких птич..их лапок,

Тень веточек л..жится на песок.

-Назвать в словах пропущенные буквы, объяснить условия выбора вставленных    орфограмм.

-В словах зелёных, сбежались, ложится назовите корень.

-Подберите к ним однокоренные слова.

-Какие слова называются однокоренными?

-Что такое корень?

-Какие слова в тексте употреблены в переносном значении?

-В каком слове гласную в корне нельзя проверить? Почему?

Корни с чередованием нельзя проверять ударением!

-Сделайте синтаксический разбор 1-го предложения (самостоятельно)

Без шуб зелёных и зелёных шапок кусты сбежались на сырой мысок.

3.Работа над новым материалом. Изучите самостоятельно новый материал.

1) работа с таблицей

                                                 

коснуться                         касаться

прикоснуться                  прикасаться

прикосновение                касание

-Прочитайте слова 1-го столбика. Какая гласная пишется в корнях?

-Прочитайте слова 2-го столбика. Какая гласная пишется в корне?

--Какой суффикс в этих словах?

-Попробуйте определить, когда в безударном положении в корне –кос- - -кас- пишется а, о?

-Можно ли эти слова проверять ударением? Почему?

2) работа с правилом по учебнику стр. 46.

-Прочитайте правило. От чего зависит выбор буквы в корне –кос- - -кас-?

3) сравнение с корнем –лаг- - -лож-.

                     Нет-а-

                    Есть-а-

                        О

                        А

ос-                    прикоснуться

  -кас                        прикасаться

ож-                   положить

  -лаг                        излагать

 

4) значение слов с корнем –кос- - -кас-.

1.Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь.

Игрок коснулся клюшкой мяча.

2.Затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему.

Лектор лишь коснулся этой проблемы, но решить её не смог.

3.Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным.

Соблюдение правил дорожного движения касается всех.

- Относятся ли слова кость, косой, коса к орфограмме № 26?

6) Работа в тетради. Выполните упражнение 186 в тетрадях.

4.Упражнение-размышление : «Есть ли корень -кос- - -кас-?» Спишите словосочетания, вставляя нужные гласные и выделите корни слов.

         1                                            2                                                             3

лёгкое прик..сновение            к..снуться воды                                   меня не к..сается

ск..сить траву                          к...сой бросился наутёк                      к..ситься на соседа

к..солапый мишка                   новая к..силка                                      к..снулся  вопроса к..саетсявсех                            начертить к..сательную                      прик..саться к ране

к..стяной гребешок                 заплести к..сички                                большая к..сть

5.Итог урока. Рефлексия.

 -Какие корни с чередованием мы изучили?

 -Вспомним ещё раз, от чего зависит выбор гласной буквы в этих корнях.

                        От согласной

                      От суффикса

                          Есть   ст, щ   ?

                Есть суффикс   -а- ?

             Да

            Нет

              Да

             Нет

Пиши:   -раст-

Пиши:    -рос-

Пиши:     -лаг-

Пиши:       -лож-

               -ращ-

                 -кас-

                   -кос-

 -Когда в корне –кос- - -кас- пишется а, когда о?

 -Какие лексические значения имеют слова с корнем –кос- - -кас-?

6. Домашнее задание. § 36 выучить, сделать упражнение 184 или 185 на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по русскому языку для закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс

Закрепление темы "Чередование гласных в корне слова" 5 класс...

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Дистанционный урок в 6 классе тема чередующиеся гласные в корне гар гор

Дистанционный урок в 6 классе тема чередующиеся гласные в корне гар гор...

Проверочная работа по русскому языку 5 класс Тема: Чередование гласных е - и в корнях

Проверочная работа по русскому языку 5 классТема: Чередование гласных е - и в корнях...

Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...