Урок Семицветная радуга человеческого слова
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Кураева Светлана Викторовна

Урок формирует нравственное отношение к родному языку, воспитывает любовь к родному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_semitsvetnaya_raduga_chelovecheskogo_slova.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

                                                                             

                

                                           

                                                           

                                                                                    2009г.

Разработала учитель русского языка и литературы  МАОУ         сош. №3 Кураева Светлана Викторовна

Слово – серебро, молчание – золото.

                                                   Семицветная радуга человеческого слова.  .(слайд)

Слово – великая таинственная сила, и сила эта, как все великое, зреет в молчании.

                                                К.п. Победоносцев

Цели урока:

Образовательная: Дать знания о значении слова в нашей жизни.

Развивающая:  Совершенствовать устную речь, показать приемы соотнесения народной мудрости и святоотеческого наследия.

Воспитательная:  Сформировать нравственное отношение к родному языку, воспитывать любовь к Родине через уважение к родной словесности.

Ход урока:

 Учитель

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные,

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешение,

И слово удушение,

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно -  грязные.

Одни помогут выпрямить,

Другие – душу вытравить.

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?
  • Какую роль играет в нашей жизни звучащее слово?

Со словом связано все: рождаясь, не умея говорить, ребенок внимательно прислушивается к ласковому слову матери, и вся наша дальнейшая жизнь организована словом:  слово создает и порядок, и силу, и закон, и поэзию.

  Лев Николаевич Толстой - ……пишет:

«  Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет."      .(слайд)

        Итак, слово – это дар, которым владеет только человек.

 И как же мы поступаем с ним? Казалось бы, слова – это лишь несколько прозвучавших и исчезнувших  в воздухе звуков, мимолетных и бесплотных… но нет, они обладают огромной силой! "Умён ты или глуп, велик или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал."  Саади.  

А сейчас ребята, я предлагаю вам всем стать художниками, не совсем обычными,  используя, вместо красок слово, нарисуем на занятии вместе со мной словесную радугу, конечно же, семицветную. И каждый из нас пусть подумает, какой цвет ему  соответствует, на каком словесном уровне он находится. Итак. Все готовы? Можно начинать?

Перед вами лежит тетрадь, в которой мы и будем работать

Уровень первый – самый низкий, определяется словосочетанием черное слово. .(слайд)

Черное слово – это словесный  вирус, и, естественно, заразный, передается через слух.  Он  может вползти в избушку нашего сердца еще в ребяческом возрасте, пустить там корни. Самой пагубной разновидностью чернословия является, без сомнения, брань. Сегодня сквернословят  школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины.

 Это проявление зла в душе человека.  

В истории русской церкви записаны факты, когда сквернословы были сурово наказаны за надругательство над русским языком .(слайд)

        Православная церковь говорит, что Пресвятая Богородица не молится за тех, кто говорит злобные, скверные слова

. Есть такая икона Божией Матери «Семистрельная», на которой Богородица изображена пронзенная стрелами. .(слайд)

  • Как вы думаете, что означают эти стрелы, вонзившиеся в сердце Богородицы?

        Предположительный ответ:  злые, плохие слова.

Да, существует такое предание, что стрелы эти – бранные слова, которые произносят люди, и Божья Мать испытывает в этот момент несказанную боль.

        «Язык – оружие очень опасное. Рана от меча легче залечивается, чем от слова»

        (испанский драматург Педро Кальдерон)

В книге СС. Орбелиани «Мудрость вымысла» в одной притче говорится, что охотник – пригласил друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух. Медведь обиделся, ушел. Прошло время, он встречает охотника, говорит: «Ударь топором по голове, чтобы рана была». Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар зверю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: « Посмотри – рана которую нанес мне ты, зажила, а рана от слов жены твоей – до сих пор саднит мне сердце».

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

                        Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

        Оскорбить, осмеять, нагрубить – легко. Но надо ли?!

 

«Язык наш сладок, чист и пышен и богат, но скупо вносим мы в него хороший склад.» А. П . Сумароков.   (слайд)

Выберите из предложенных пословиц на ваш взгляд соответствующую первому уровню, и приклейте ее на страничку. .(слайд)

Хорошая речь слаще меда.

Золотые слова и вовремя сказаны.

Умей сказать много в немногих словах.

Лишнее слово в досаду вводит.

От одного слова да на век ссора.

Лучше оступиться, чем оговориться.

Лучше ногой споткнуться, чем языком.

Жернов мелет – мука будет, язык мелет – беда будет.

Знай все что говоришь, но не говори всего, что знаешь.

Коротко и ясно, оттого и прекрасно.

Слово не пуля, а ранит.

Пчела жалом жалит, а человек словом.

Лучше быть битым, чем задетым словом обидным.

Клевета что уголь, не обожжет, так замарает.

        Итак,  дорогие мои, признавайтесь, кто замарал свой язык, речь, мышление словесной грязью?

        Нет таких?  Молодцы! Давайте же скорее перебираться наверх. Оставим позади черные слова, перелистнем страничку и ступим на вторую ступенечку, под названием:

                        Слово пустое, или праздное. .(слайд)

        Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос:

  • Сколько времени вы проводите у телефона, разговаривая с подругой? И так ли важен был тот вопрос, который вы обсуждали и потратили на него столько времени?

Что такое – пустое или праздное слово?

 Это слово, лишенное смысла, слово, произнесенное просто так, от нечего делать!  Слова - жемчуг. Но, как гласит пословица:"Слова - жемчуг, но когда их много, они теряют цену". Каждое слово имеет цену, сохраняя её, никогда не бросайте слов на ветер.

 слайд)

 А как  говорит русский народ по этому поводу? Давайте составим пословицу! .(слайд)

«Слово – серебро, молчание – золото»

  • Что она означает?

Ответ: не стоит попусту болтать, к словам необходимо относиться  как к сокровищу: бережно и внимательно.

  •  

   .(слайд)

        Ответ на этот вопрос вы найдете,  восстановив стихотворение Владимира Солоухина «Слово»                         

                                                        Слово.                        В. Солоухин.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не ……

Оно бывает то сурово,

То рождено ……….. души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью …………..  поет

Покуда слово сам не взвесишь,

Не ………….. его в полет.

Им можно радости ……………..

И радость людям отравить,

Им можно лед зимой расплавить

И ………… в крошку раздробить.

Оно ………… , иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ………

Того, кто слушает тебя.

          ( теплом, выпускай, спеши, прибавить, траурной, камень, ранить, одарит)

        Итак, дорогие  друзья, помните, что слово – серебро, молчание иногда, действительно, - золото!  

        Ученик

                                Самая злая кража - кража доверия.

                        Вот где нужна бы стража, крепкий замок на двери.

                        Тайно открыл ты другу то, чем душа согрета.

                        Он же в часы досуга предал твои секреты.

                        Тут не корысть не злоба - просто болтать охота,

                        Он тебя предал, чтобы поразвлекать кого - то,

                        Он дорогую тайну отдал в чужие руки,

                        Отдал её случайно, от пустоты, от скуки.

                        Вот где нужна бы стража, крепкий замок но двери.

                                Самая злая кража - кража доверия!..  

                                                                                Ю.Друнина.

          

        Итак мы поднялись с вами на третью высоту – теплое слово, – это доброе слово, слово поддержки. .

(слайд)

        Теплое, слово,  сказанное вовремя,  успокаивает, воодушевляет, продлевает жизнь.

        Выберите пословицу, которая говорит о значимости теплых слов.

«Доброе слово человеку, что дождь в засуху»

«Слово – серебро, а молчание – золото»

«Рана нанесенная копьем, заживет, а словом – нет».

Долг языка – говорить добро.

«Доброе слово железные ворота отворяет»

Зло на языке – заноза в сердце.

Язык длинный – ум короткий.

Бог любит праведника, а бес – ябедника.

Говорит день до вечера, а слушать нечего.

И красно , и пестро говорит, да пустоцветом.

Живое слово дороже мертвой буквы.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Ласковое слово и кость ломит.

Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.

Добрым словом и бездомный богат.

Доброе слово лечит, злое – калечит

Ласковое слово – что весенний день

        Поистине бесконечно прав был Ф.И. Тютчев: « Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется …».  

        Доброе слово и кошке приятно" - гласит народная мудрость а как часто мы говорим слова благодарности, любви, признательности? Уж если кошке приятно, то людям это необходимо как воздух! А неразумное, холодное, злое, равнодушное слово может огорчить, обидеть, даже ошеломить.  Доброе слово - тончайшее прикосновение к сердцу. Оно может стать и нежным благоухающим цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, а может обернуться острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души.

        Ученик  

                        Ах, как нам добрые слова нужны!

                        Не раз мы в этом убедились сами.

                        А может, не слова - дела важны?

                        Дела - делами, а слова - словами.

                        Они живут у каждого из нас,

                        На дне души до времени хранимы

                        Чтоб их произнести в тот самый час,

                        Когда они другим необходимы.

                                                                М. Лисянский.  

        "Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное приносит беду". В. Сухомлинский.

        Помните, что все ваши слова, действия, поступки отражаются на людях. Проверяйте себя всегда: не причиняете ли вы людям, окружающих вас, неприятность, боль, обиду. Старайтесь жить так, чтобы людям было легче, когда вы рядом.

                                                

                                        Друзья мои!

                                        Внушайте людям веру!

                                        И чаще говорите: "Добрый день!"

                                        И следуйте хорошему примеру:

                                        Продляйте добрым словом  

                                        Жизнь людей!    

        Как хочется, что бы в наш жестокий век, мы как можно чаще слышали теплые слова.

        

                Но время течет неудержимо, и  мы с вами поднялись   на высоту золотого слова. .

(слайд)

  Вы все слышали выражения: золотые руки, золотое сердце.

  • Что они обозначают?
  • А что обозначает выражение «золотой ребенок»?
  • Тогда о каких словах можно сказать, что они золотые?

                 Золотые слова – это, как спасательный круг.

        «Золотые слова!» - восклицает человек, когда услышал ответ на вопрос, что мучил его долгое время.

        Это слова, к которым мы прибегаем, давая добрые  советы, слова,  которые могут помочь  другому в трудной ситуации.

        В православном мире широко известно имя святого Иоанна Златоуста. .(слайд)

В качества задания на дом я предлагаю вам найти историю о жизни Иоанна Златоуста, и на следующем занятии вы сможете объяснить, почему этого человека назвали именно так.

С четвертой ступеньки золотого слова, не останавливаясь, поднимемся на   пятую и вступим в область красного слова. .

        (слайд)

        Красное слово имеет необыкновенную власть над человеческой душой, потому что это слово прекрасное.

         В ваших тетрадях на странице «красного слова» приведен отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева. Подчеркните слова, с помощью которых Тютчеву удалось сделать его ярким и  красочным.

                Над виноградными холмами

                Плывут златые облака.

                Внизу зелеными волнами

                Шумит померкшая река.

                Взор постепенно из долины,

                Подъемлясь, всходит к высотам

                И видит на краю вершины

                Круглообразный светлый храм.

Красные слова ясные, важные, глубокие, истинные.

   Мудрецы, писатели,  поэты  выражали свои мысли красным словом, и эта мысль, пережив их самих, запоминалась последующим поколениям.  

 

         Чтобы перейти на новый уровень, вам необходимо  сложить пазлы , и вы узнаете, о каком слове пойдет речь. 

( складывают слова вещее, завещание)

  • Что у вас получилось?

.(слайд)

         Вещее слово – слово-завет, пришедшее к нам от наших предков, это слово-наказ, который  вы можете услышать из уст ваших бабушек и дедушек, услышать и ….выполнить.

                        Говор прадедов, русский говор -

                         Прорастают слова сквозь горло.

                        Как же вольно мне говорится:

                        "Мама, хлебушек и водица!"

                                                                Н. Рубцов.

 

         

                        И последнее: святое слово… .

(слайд)         то, которое соединяет небо и землю. Оно всякому по плечу, лишь бы только было произносимо из глубины искренне верующей и любящей души. Это слова молитвы.

                                              «Молитва»

         

                         Шептала мать моя тревожась,

                        Во мгле сияющих свечей:

                        "О, да помилуй меня, Боже,  

                        Великой милостью Твоей."

                         

                        И опускалась на колени,

                        И никла долу, как трава.

                        И, разрастаясь, шелестели

                        Животворящие слова.

                        

                        И до сих пор её молитва

                        Во всей небесности своей

                        Всепобеждающего ритма -

                        И щит, и меч в душе моей.  

                                                                В. Андреев.

 

Итог урока

Итак, мы нарисовали семицветную радугу человеческого слова. Давайте напомним себе и другим, каким бывает слово.

Черное,

           Пустое,

                 Теплое,

                        Золотое,

                                Вещее,

                                        Святое. .

                        (слайд)

А сейчас, каждый из вас пусть подумает, на каком словесном уровне он находится и поставит звездочку на соответствующий цвет радуги в ваших тетрадях. А советчиком и строгим судией при этом пусть будет ваша совесть.

         Сегодня мы говорили о том, что должны быть внимательны к выбору слов. Слово – серебро, но иногда молчание,  действительно, золото. А выбор слов – красивых, чистых -  у нас огромный.

И в завершении занятия хочу сказать вам следующее: мы не властны над речью других, но  над своей-то речью мы властны?! Это наше зеркало, пусть оно не будет никогда грязным!

        Ребята зажигают свечу. Передают друг другу  с добрыми пожеланиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок МХК "Радуга русского танца"

Цель урока познакомить учащихся с танцевальным русским народным творчеством...

Урок-тренинг "Радость человеческого общения"

Занятие с элементами тренинга...

Урок исторической правды: «Человеческая жизнь бесценна».

Данный урок основан на исследовании малоизвестных страниц истории Алжира. Урок состоит из несколько этапов:-Первый этап – включает в себя исследование по истории Алжира. Предварительно ребятам было да...

Страницы к рабочей тетради ("Обществознание" 6 класс Никитин А.Ф. урок 3 "Два человеческих "Я")

Принимая участие в апробации учебника "Обществознание" 6 класс А.Ф.Никитина, столкнулась с проблемой отсутствия рабочих тетрадей. Разработанные материалы являются приложением к учебнику и позволяют бо...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....

Технологическая карта урока по теме: Человеческие расы"

Данная карта выдаются для отработки темы самостоятельно или можно предлод\жить работу в группах, парах....

Презентация к уроку на тему: «Человеческий глаз, как оптическая система» 8 класс

Строение глазаГлаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача -"передать" правильное изображение зрительному нерву.Основные функции глаза:•оптическая система, проеци...