Урок МХК "Радуга русского танца"
план-конспект урока по мхк (7 класс) по теме

Светлана Евгеньевна Маркова

 

Цель урока познакомить учащихся с танцевальным русским народным творчеством 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок МХК "Радуга русского танца"51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Радуга русского танца"

Цель: познакомить учащихся с танцевальным русским народным творчеством

Задачи:

  1. дать понятие «русский народный танец», проследить историю развития танца, показать его многообразие
  2. развивать коммуникативные навыки, умение создавать атмосферу творческого взаимодействия при реализации танцевальных замыслов
  3. воспитывать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа
  4. обобщить и реализовать полученные знания в практической деятельности (разучить несколько фигур кадрили)

Зрительный ряд: видеофрагмент фильма «Любовь и голуби»

Музыкальный ряд: М. И. Глинка. Хор «Славься»

                                 Лев Барашков «Весёлая кадриль»

                                 Ансамбль «Родные напевы». Русская народная песня «Выйду на улицу»

                                 

Литературный ряд: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура» (учебное пособие для 7-9 классов)

Материалы и оборудование: высказывания о русском танце,

                                                     рисунок «Деревенская улица»

                                                     (для подведения итога урока),

                                                     раздаточный материал

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Учитель предлагает детям вспомнить тему прошлого урока («Колокольные звоны Руси»)

1.  Вопрос: Почему  именно колокола стали использовать при богослужении на Руси?

Ответ учащегося: Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, еще в конце IV века Епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

2. Письменный опрос.

Вопросы (выводятся на экран):

  1. Символом чего являются колокола на Руси?

(Символ державы и мощи духа русского человека)

  1. К какому виду музыкальных инструментов относится колокол?

(Это ударный музыкальный инструмент)

  1. Дайте названия колокольным звонам:
  1. Этот звон призывает к началу службы: звучат мерные удары в большой колокол (благовест)
  2. Этот звон бывает перед водосвятием: звучат все колокольные голоса, по очереди (перезвон)
  3. На большие праздники этот звон звучит целый день (красный звон)
  1. Назовите имя известного русского мастера, занимавшегося литьём колоколов, он отлил самый большой колокол в мире. (Михаил Моторин)

3. Проводится взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями, правильные ответы выводятся на экран)

 Учитель объясняет детям по каким критериям оценивать работы (за 4 правильных ответа – оценка 5; за 4 правильных ответа с недочётами – оценка 4; за 3 правильных ответа оценка 3).

4. Учитель: Колокольный звон неоднократно использовался композиторами в музыкальных произведениях.

(Учитель предлагает учащимся прослушать хор «Славься»  М. И. Глинки)

Вопрос: Что придало произведению использование колокольного звона?

Учащиеся: Он придаёт произведению торжественность, величие, силу, мощь.

  1. Сообщение темы урока. Н. В. Гоголь писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира… у одного танец говорящий, у другого бесчувственный;  у одного - бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый, у другого – лёгкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий…» (Слова выведены на экран)

Учитель: Действительно, танцевальное искусство каждого народа удивительно, оригинально и самобытно. На уроках мы будем знакомиться с некоторыми танцами народов мира, которые отражают их характер, чувства, привычки и особенности жизни. А начнём мы с танца русского.

Учитель предлагает учащимся  записать тему урока «Радуга русского танца»

 

  1. Основная часть.

Учитель: Русский танец, как музыка и песня, - один из древнейших и любимейших видов народного творчества (запись определения в тетради). У каждого танца – своя многовековая история и традиции. Невозможно сосчитать, сколько народных танцев бытует сегодня в России! Для каждого из них характерны широта движений, молодецкая удаль, жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, простота и скромность, сочетающиеся с чувством собственного достоинства.

(На экране демонстрируются слайды, отображающие многообразие народных танцев  России)

  1. Физкультминутка. Проводится танцевально-ритмическая разминка, основанная на движениях, используемых в русских народных танцах.

Задачи разминки: разогрев опорно-двигательного аппарата ребёнка, создание психологического и эмоционального настроя занятия, знакомство с основными движениями русского танца.

Учитель: Русский народный танец возник очень давно и восходит к языческим игрищам наших предков (запись в тетрадь). Истоки его мы находим в культуре и быте восточнославянских племён. Игрища в дохристианской Руси были приурочены к календарным языческим праздникам. Например, Ярилин день – праздник Солнца, Таусень – Новый год, Обжинки – сбор урожая. Введение на Руси в конце X века христианства отразилось не только на жизненном укладе русского человека. Постепенно в игрища стали включать христианские обряды. Стали появляться новые танцевальные движения, меняться характер исполнения.

Народный обряд «Колосок»  (работа с учебником с. 185)

Учитель: В 1068 году в летописи «Повесть временных лет» впервые появляется слово «скоморох». Это плясуны, музыканты, песенники и острословы.  

На доске: Скоморошить - петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа (запись в тетрадь)

Учитель: Скоморохи сыграли значительную роль в развитии, совершенствовании, а главное в популяризации русского народного танца. Они несли в себе неистощимый запас веселья, остроумия, энергии; зарождали в народе вольнолюбивые мысли, прививали любовь к русскому искусству, к своей Родине.

А ещё сочиняли новые песни, игры, пляски. В народе говорили: «Всяк спляшет, да не как скоморох».

Вопрос: Какие искусства связаны с игрищами скоморохов?

(Народный театр, кукольный)

Учитель: Самой первой и простейшей формой русского народного танца является хоровод.

Сообщение учащегося «Русский хоровод» (сопровождается показом слайдов)

Учитель: Со временем круговые хороводные движения начали распадаться на бесчисленное множество плясок. Зарождалось народное танцевальное искусство: появились пляски-кадрили, переплясы. Более подробно мы с вами поговорим о кадрили.

Работа в тетради: Кадриль – задорный игровой парный танец, вид русской пляски. Своё происхождение ведёт от салонного французского танца. В России кадриль появилась в начале XIX столетия.

Учитель:  Кадриль стала одним из любимых танцев русского народа. По форме построения кадрили бывают круговыми и квадратными (угловыми). Этот танец делится на фигуры, которые могут иметь различные названия: «Знакомство», «Задорная», «Проходочка», «Прогулочка». Фигуры отделяются друг от друга паузами, выкриками, дробями, взмахом платка. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов с изображением фигур кадрили)

  1. Практическая работа.

Учитель: Этот танец отличается своей зажигательностью, искромётностью, задором, а главное, простотой. Это мы с вами сейчас и докажем. Я предлагаю вам разучить три основные фигуры кадрили.

Проводится работа в группах. Каждая группа разучивает одну фигуру кадрили.

  1. Фигура «Знакомство» 

Исходное положение: исполнители стоят в линиях по обеим сторонам класса. Мальчики с правой от зрителей,  девочки – с левой. Участвуют 2 пары. Исполнители линией идут к центру класса, здороваются, вращаются в парах и парами расходятся по углам класса. В фигуре используется простой шаг с каблука.

  1. Фигура «Прогулочка»

Танцующие парами идут по кругу, исполняя два простых шага и тройной притоп. Вернувшись на своё место, исполняют вращение в паре в одну и в другую стороны. Затем парами сходятся в центр круга и расходятся на свои места. Участвуют 2 пары.

  1. Фигура «Прощальная»

Танцующие парами выстраиваются в колонну по центру класса, исполняют вращение в парах, затем поднимают руки, образуя воротца. Через «ручеёк» проходит третья пара, партнёры прощаются и расходятся по разным сторонам. Затем прощается вторая пара. Последними уходят танцоры первой пары. Участвуют 3 пары.

(Разучивание танцевальных фигур сопровождается музыкой)

Учитель: Мы с вами убедились, что кадриль, действительно, отличается простотой и задором.

  1. Рефлексия.

Учитель: Наш урок подходит к завершению, и мне хотелось бы вас попросить ответить на вопросы по данной теме.

1. Вопросы:

Чему был посвящён сегодняшний урок?

Дайте определение «русский народный танец».

Когда возник русский танец, с чем связан?

Дайте определение «кадриль», расскажите об её основных особенностях.

2. Проверочный тест по изученному материалу (с использованием мультимедийной доски)

  1. Итог урока.

Учитель: Многие русские поэты, писатели оставили множество восторженных строк, посвящённых русскому танцу. Вот, например:

«Зрил ли ты, певец тииский,

Как в лугу весной «Бычка»

Пляшут девушки российские

Под свирелью пастушка?

Как, склоняясь главами, ходят,

Башмачками  в лад стучат,

Тихо руки, взор поводят

И плечами говорят?»

Эти строки написал Гаврила Романович Державин. А наш с вами современник, балетмейстер Игорь Александрович Моисеев сказал так: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благодатного для хореографии материала, равного по своим качествам русскому фольклору».

Режиссеры, используя русские танцы в своих фильмах, придают им выразительность, яркость.

Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Любовь и голуби» (режиссёр Владимир Меньшов)

Учитель: На сегодняшнем уроке мы говорили о танцевальном русском народном творчестве. Мы не только познакомились с одним из видов русского народного танца - кадриль, а также  формами его построения, особенностями и манерой исполнения. Вы передали яркий, игровой характер русской кадрили, показали его доступность и простоту.

(Учитель выставляет оценки за работу на уроке)

Учитель: Понравился ли вам урок? Впечатления от него я предлагаю вам выразить на картине, находящейся на доске. Если урок запомнился и впечатления от него хорошие, возьмите фигуры танцующих дам, кавалеров и разместить их на деревенской улице.

  1. Домашнее задание.

Учитель предлагает несколько вариантов заданий:

  1. работа с учебником (с.184-189)
  2. нарисовать рисунок «Русская кадриль»
  3. придумать свою фигуру для кадрили
  4. найти сообщения о других популярных русских танцах

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

«Радуга русского танца»

                                                                                   

                                                                                    Выполнила: Маркова С.Е.

                                                                                                         учитель МХК

2010 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"

Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...

Презентация к уроку МХК в 9 классе "Радуга русского танца"

Тема урока "Радуга русского танца".  Класс: 9 Учебник: Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7-9 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений – 14-е изд. – М.: Дрофа, 2012.Выдержки из ...

открытый урок по русскому танцу

laquo;Сибирские танцы в обработке для сценического воплощения. Характерные особенности и манера исполнения.»...

Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы" 2 класс

разработка урока с применением НРК Республики Тыва...

Конспект открытого урока «Разучивание русского народного танца «Калинка»

Образовательная цель: приобретение знания по исполнению русского народного танца «Калинка», формирование компетенции в области хореографического искусства.Развивающая цель: формирование ху...