Урок МХК "Радуга русского танца"
план-конспект урока по мхк (7 класс) по теме
Цель урока познакомить учащихся с танцевальным русским народным творчеством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок МХК "Радуга русского танца" | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Радуга русского танца"
Цель: познакомить учащихся с танцевальным русским народным творчеством
Задачи:
- дать понятие «русский народный танец», проследить историю развития танца, показать его многообразие
- развивать коммуникативные навыки, умение создавать атмосферу творческого взаимодействия при реализации танцевальных замыслов
- воспитывать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа
- обобщить и реализовать полученные знания в практической деятельности (разучить несколько фигур кадрили)
Зрительный ряд: видеофрагмент фильма «Любовь и голуби»
Музыкальный ряд: М. И. Глинка. Хор «Славься»
Лев Барашков «Весёлая кадриль»
Ансамбль «Родные напевы». Русская народная песня «Выйду на улицу»
Литературный ряд: Г. И. Данилова «Мировая художественная культура» (учебное пособие для 7-9 классов)
Материалы и оборудование: высказывания о русском танце,
рисунок «Деревенская улица»
(для подведения итога урока),
раздаточный материал
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Учитель предлагает детям вспомнить тему прошлого урока («Колокольные звоны Руси»)
1. Вопрос: Почему именно колокола стали использовать при богослужении на Руси?
Ответ учащегося: Легенда рассказывает, что когда-то давным-давно, еще в конце IV века Епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
2. Письменный опрос.
Вопросы (выводятся на экран):
- Символом чего являются колокола на Руси?
(Символ державы и мощи духа русского человека)
- К какому виду музыкальных инструментов относится колокол?
(Это ударный музыкальный инструмент)
- Дайте названия колокольным звонам:
- Этот звон призывает к началу службы: звучат мерные удары в большой колокол (благовест)
- Этот звон бывает перед водосвятием: звучат все колокольные голоса, по очереди (перезвон)
- На большие праздники этот звон звучит целый день (красный звон)
- Назовите имя известного русского мастера, занимавшегося литьём колоколов, он отлил самый большой колокол в мире. (Михаил Моторин)
3. Проводится взаимопроверка (учащиеся меняются тетрадями, правильные ответы выводятся на экран)
Учитель объясняет детям по каким критериям оценивать работы (за 4 правильных ответа – оценка 5; за 4 правильных ответа с недочётами – оценка 4; за 3 правильных ответа оценка 3).
4. Учитель: Колокольный звон неоднократно использовался композиторами в музыкальных произведениях.
(Учитель предлагает учащимся прослушать хор «Славься» М. И. Глинки)
Вопрос: Что придало произведению использование колокольного звона?
Учащиеся: Он придаёт произведению торжественность, величие, силу, мощь.
- Сообщение темы урока. Н. В. Гоголь писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира… у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного - бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряжённый, тяжёлый, у другого – лёгкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий…» (Слова выведены на экран)
Учитель: Действительно, танцевальное искусство каждого народа удивительно, оригинально и самобытно. На уроках мы будем знакомиться с некоторыми танцами народов мира, которые отражают их характер, чувства, привычки и особенности жизни. А начнём мы с танца русского.
Учитель предлагает учащимся записать тему урока «Радуга русского танца»
- Основная часть.
Учитель: Русский танец, как музыка и песня, - один из древнейших и любимейших видов народного творчества (запись определения в тетради). У каждого танца – своя многовековая история и традиции. Невозможно сосчитать, сколько народных танцев бытует сегодня в России! Для каждого из них характерны широта движений, молодецкая удаль, жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, простота и скромность, сочетающиеся с чувством собственного достоинства.
(На экране демонстрируются слайды, отображающие многообразие народных танцев России)
- Физкультминутка. Проводится танцевально-ритмическая разминка, основанная на движениях, используемых в русских народных танцах.
Задачи разминки: разогрев опорно-двигательного аппарата ребёнка, создание психологического и эмоционального настроя занятия, знакомство с основными движениями русского танца.
Учитель: Русский народный танец возник очень давно и восходит к языческим игрищам наших предков (запись в тетрадь). Истоки его мы находим в культуре и быте восточнославянских племён. Игрища в дохристианской Руси были приурочены к календарным языческим праздникам. Например, Ярилин день – праздник Солнца, Таусень – Новый год, Обжинки – сбор урожая. Введение на Руси в конце X века христианства отразилось не только на жизненном укладе русского человека. Постепенно в игрища стали включать христианские обряды. Стали появляться новые танцевальные движения, меняться характер исполнения.
Народный обряд «Колосок» (работа с учебником с. 185)
Учитель: В 1068 году в летописи «Повесть временных лет» впервые появляется слово «скоморох». Это плясуны, музыканты, песенники и острословы.
На доске: Скоморошить - петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа (запись в тетрадь)
Учитель: Скоморохи сыграли значительную роль в развитии, совершенствовании, а главное в популяризации русского народного танца. Они несли в себе неистощимый запас веселья, остроумия, энергии; зарождали в народе вольнолюбивые мысли, прививали любовь к русскому искусству, к своей Родине.
А ещё сочиняли новые песни, игры, пляски. В народе говорили: «Всяк спляшет, да не как скоморох».
Вопрос: Какие искусства связаны с игрищами скоморохов?
(Народный театр, кукольный)
Учитель: Самой первой и простейшей формой русского народного танца является хоровод.
Сообщение учащегося «Русский хоровод» (сопровождается показом слайдов)
Учитель: Со временем круговые хороводные движения начали распадаться на бесчисленное множество плясок. Зарождалось народное танцевальное искусство: появились пляски-кадрили, переплясы. Более подробно мы с вами поговорим о кадрили.
Работа в тетради: Кадриль – задорный игровой парный танец, вид русской пляски. Своё происхождение ведёт от салонного французского танца. В России кадриль появилась в начале XIX столетия.
Учитель: Кадриль стала одним из любимых танцев русского народа. По форме построения кадрили бывают круговыми и квадратными (угловыми). Этот танец делится на фигуры, которые могут иметь различные названия: «Знакомство», «Задорная», «Проходочка», «Прогулочка». Фигуры отделяются друг от друга паузами, выкриками, дробями, взмахом платка. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов с изображением фигур кадрили)
- Практическая работа.
Учитель: Этот танец отличается своей зажигательностью, искромётностью, задором, а главное, простотой. Это мы с вами сейчас и докажем. Я предлагаю вам разучить три основные фигуры кадрили.
Проводится работа в группах. Каждая группа разучивает одну фигуру кадрили.
- Фигура «Знакомство»
Исходное положение: исполнители стоят в линиях по обеим сторонам класса. Мальчики с правой от зрителей, девочки – с левой. Участвуют 2 пары. Исполнители линией идут к центру класса, здороваются, вращаются в парах и парами расходятся по углам класса. В фигуре используется простой шаг с каблука.
- Фигура «Прогулочка»
Танцующие парами идут по кругу, исполняя два простых шага и тройной притоп. Вернувшись на своё место, исполняют вращение в паре в одну и в другую стороны. Затем парами сходятся в центр круга и расходятся на свои места. Участвуют 2 пары.
- Фигура «Прощальная»
Танцующие парами выстраиваются в колонну по центру класса, исполняют вращение в парах, затем поднимают руки, образуя воротца. Через «ручеёк» проходит третья пара, партнёры прощаются и расходятся по разным сторонам. Затем прощается вторая пара. Последними уходят танцоры первой пары. Участвуют 3 пары.
(Разучивание танцевальных фигур сопровождается музыкой)
Учитель: Мы с вами убедились, что кадриль, действительно, отличается простотой и задором.
- Рефлексия.
Учитель: Наш урок подходит к завершению, и мне хотелось бы вас попросить ответить на вопросы по данной теме.
1. Вопросы:
Чему был посвящён сегодняшний урок?
Дайте определение «русский народный танец».
Когда возник русский танец, с чем связан?
Дайте определение «кадриль», расскажите об её основных особенностях.
2. Проверочный тест по изученному материалу (с использованием мультимедийной доски)
- Итог урока.
Учитель: Многие русские поэты, писатели оставили множество восторженных строк, посвящённых русскому танцу. Вот, например:
«Зрил ли ты, певец тииский,
Как в лугу весной «Бычка»
Пляшут девушки российские
Под свирелью пастушка?
Как, склоняясь главами, ходят,
Башмачками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?»
Эти строки написал Гаврила Романович Державин. А наш с вами современник, балетмейстер Игорь Александрович Моисеев сказал так: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благодатного для хореографии материала, равного по своим качествам русскому фольклору».
Режиссеры, используя русские танцы в своих фильмах, придают им выразительность, яркость.
Учитель предлагает посмотреть фрагмент фильма «Любовь и голуби» (режиссёр Владимир Меньшов)
Учитель: На сегодняшнем уроке мы говорили о танцевальном русском народном творчестве. Мы не только познакомились с одним из видов русского народного танца - кадриль, а также формами его построения, особенностями и манерой исполнения. Вы передали яркий, игровой характер русской кадрили, показали его доступность и простоту.
(Учитель выставляет оценки за работу на уроке)
Учитель: Понравился ли вам урок? Впечатления от него я предлагаю вам выразить на картине, находящейся на доске. Если урок запомнился и впечатления от него хорошие, возьмите фигуры танцующих дам, кавалеров и разместить их на деревенской улице.
- Домашнее задание.
Учитель предлагает несколько вариантов заданий:
- работа с учебником (с.184-189)
- нарисовать рисунок «Русская кадриль»
- придумать свою фигуру для кадрили
- найти сообщения о других популярных русских танцах
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
«Радуга русского танца»
Выполнила: Маркова С.Е.
учитель МХК
2010 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"
Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...
Презентация к уроку МХК в 9 классе "Радуга русского танца"
Тема урока "Радуга русского танца". Класс: 9 Учебник: Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 7-9 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений – 14-е изд. – М.: Дрофа, 2012.Выдержки из ...
Методическое пособие по народно - характерному танцу «Музыкальная раскладка движений русского танца»
В помощь педагогам-хореографам...
открытый урок по русскому танцу
laquo;Сибирские танцы в обработке для сценического воплощения. Характерные особенности и манера исполнения.»...
Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы" 2 класс
разработка урока с применением НРК Республики Тыва...
Сценарий открытого урока по фольклорному танцу: «Путешествие в русскую деревню «Подгорная».
Открытый урок по фольклорному танцу "Подгорная"...
Конспект открытого урока «Разучивание русского народного танца «Калинка»
Образовательная цель: приобретение знания по исполнению русского народного танца «Калинка», формирование компетенции в области хореографического искусства.Развивающая цель: формирование ху...