ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
консультация по русскому языку (7 класс)
Как помочь учащимся не путать причастие и деепричастие.причастный и деепричастный оборот
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как помочь учащимся не путать причастие и деепричастие.причастный и деепричастный оборот | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова Людмила Борисовна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В 7 КЛАССЕ
( в рамках подготовки к ОГЭ).
В классах с высоким процентом детей-инофонов возникает достаточно много проблем, особенно при изучении тем «Причастный оборот» и «Деепричастный оборот». Это обусловлено тем, что подобные синтаксические конструкции носят преимущественно книжный характер и в речи учащихся-инофонов практически не используются. При этом далеко не все дети способны разграничить и отчетливо произнести – ВШИЕСЯ или – ВШИСЬ.
Разумеется, тут же возникает вопрос, как помочь им разграничить и на слух, и на письме обособленное (или необособленное) определение, выраженное причастным оборотом, и обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Приведем пример, проанализировать который дети-инофоны без дополнительных усилий учителя не смогут. Чем отличаются эти предложения и в каком предложении какой оборот?
Небо, полностью очистившееся после дождя, посветлело.
Небо, полностью очистившись после дождя, посветлело.
К сожалению, большинство инофонов назовет эти предложения идентичными и задаст вопрос к обоим предложениям НЕБО – КАКОЕ?
Опыт работы показывает, что для понимания, осознания, закрепления данного материала требуется ряд заданий, которые будут демонстрировать учащимся различие обособленных определений и обособленных обстоятельств. Учащиеся-инофоны должны научиться безошибочно находить определяемые слова к оборотам, правильно задавать вопросы и верно определять, какой именно оборот в каждом предложении.
Все предложения выписаны из рассказа Э.Сетон-Томпсона «Королевская аналостанка» в прекрасном переводе К.Чуковского, изобилующем и причастными, и деепричастными оборотами. Данное произведение, скорее всего, знакомо детям по 6 классу. Оно понятно по сюжету, а наличие слов, нуждающихся в объяснениях одноклассников или учителя, будет способствовать расширению лексикона учащихся-инофонов.
ЗАДАНИЕ 1.
Найти все слова, обозначающие действия в предложении. Разграничить, в каких случаях они выражают основное действие (глаголы), а в каких – добавочное (деепричастие).
Обозначить деепричастный оборот.
а) Малыш пошарил вдоль забора и, отыскав небольшое отверстие, вылез на улицу.
б) Уложили вещи, заперли дом и отправились в деревню, взяв с собой киску в корзине.
в) Некоторое время она прождала, притаившись в палисаднике одного дома.
г) Попав в неприятное ей место, она, естественно, попыталась выплыть и в результате поплыла к берегу.
д) Однажды в сумерки, украсившись взятым напрокат цилиндром, Сэм вручил кошку и ее аттестат распорядителям выставки.
ЗАДАНИЕ 2
Найти все определения к существительным в предложениях. Указать, какие из них выражены причастиями. Обозначить причастные обороты.
а) Киска ответила на эту вольность движением лапки, вооруженной пятью большими рыболовными крючками.
б) В конце концов киска, измученная голодом, подкралась к большой рыбьей голове, положенной в ящик с ловушкой.
в) К концу октября там построили высокое здание, и трущобница, теснимая голодом, однажды прокралась к ведру, оставленному во дворе негром.
г) Дело уже дошло до фырканья и урчанья, когда выплеснутое из верхнего окна ведро воды залило обоих и основательно охладило их пыл.
д) Нежелание спать в подбитой шелком корзине и частые столкновения с оконными стеклами доказывали только, что корзинка недостаточно нарядна, а зеркальные стекла недостаточно прозрачны.
ЗАДАНИЕ 3
(Обобщающее для 1 и 2 задания)
Выборочно-распределительный диктант.
Выпишите из предложений в следующем порядке и распределите по графам таблицы:
1.Определяемое слово.
2.Причастие или деепричастие.
3.Зависимые слова к нему.
4.Оборот – причастный или деепричастный, правильно обозначив его.
а) В окне наверху показалась женщина, прикрикнувшая на собаку.
б) Киска ни разу не видела взрослой крысы за все свои разнообразные жизни, однако схватила находку и потащила ее, намереваясь припрятать впрок.
в) Но все это исчезло, исчезло безвозвратно, унеся с собой все привычные запахи, и сердце бедняжки сжалось от полной безнадежности.
г) Она подолгу сидела у окна, с тоской разглядывая крыши и задние дворы.
д) Что-то заставило ее повернуть к югу, и, лавируя между собаками, повозками и кошками, извилинами бухты и прямыми решетками, она очутилась часа через два среди привычных запахов.
ЗАДАНИЕ 4
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАМЕНУ
Заменить одно из распространенных сказуемых деепричастным оборотом.
а) Она обошла безмолвные кучи сора и не нашла ни утешения, ни пищи.
б) Она притаилась на чердаке, укрылась от преследований и дождалась ночи.
в) Кошка напрягала все свои силы, мчалась с небывалой скоростью, но не решалась перескочить через забор.
г) Она проскользнула в боковую калитку, перескочила через заднюю стену, затем уселась, проглотила кусок печенки.
д) Негр заметил маленького незнакомца и стал с любопытством следить за ним.
ЗАДАНИЕ 5
ПЕРЕКОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Заменить придаточное предложение причастным оборотом.
а) Как найти дорогу, которую она никогда не видала?
б) Осторожность заставила ее пойти по речному берегу, который своей вонью напоминал ей о родине.
в) Она пожертвовала всем на свете, чтобы вернуться к дому, который перестал существовать.
г) Однажды ночью кошка-мать почуяла чудный запах, который доносился с реки.
д) Наконец он достиг деревянных ступенек, которые спускались в подвальную лавку продавца птиц.
СЛОВАРИК СЛОВ, ТРУДНЫХ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ СЛОВ:
Палисадник - участок между домом и дорогой (тротуаром), огороженный забором (палисадом).
Напрокат - во временное пользование за плату.
Аттестат (здесь)- свидетельство на бумаге.
Цилиндр - высокая твердая мужская шляпа цилиндрической формы с узкими полями.
Трущобница – обитательница трущобы - тесно застроенной, неблагоустроенной части города, обычно на окраинах, где живет беднота.
Подбитый (здесь) – подшитый с нижней стороны.
Фырканье (здесь) – шипение, ворчание.
Урчанье - издавать клокочущие, рычащие звуки, ворчать.
Впрок - про запас.
Лавируя - от лавировать - двигаться не прямо, зигзагами, обходя препятствия.
д) Наконец он достиг деревянных ступенек, которые спускались в подвальную лавку продавца птиц.
ЗАДАНИЕ 6
Придумать предложения с причастными и деепричастными оборотами по картине (иллюстрации Е.Бородачевой к рассказу «Королевская аналостанка»).
Иллюстрация ниже.
В заключение хочется привести мысль профессора С.Н.Цейтлиной: «Разумеется, невозможно переделать, приспосабливая их к нуждам инофонов, все существующие учебники и методики, но можно и нужно обеспечить для детей-инофнов определенное лингвометодическое сопровождение, которое помогало бы им овладевать русским языком хотя бы в той степени, которая необходима для освоения школьной программы и нормальной коммуникации с учителями и товарищами по классу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме"Понятие об обособленных членах предложения", 8 класс
Урок по теме " Понятие об обособленных членах предложения" , 8 класс, по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н.Бунеевой....
Русский язык. Вопросы к Зачету по теме "Обособленные члены предложения.". 8 класс
Вопросы и задания по теме "Обособленные члены предложения" соответствуют программе по русскому языку в 8 классе. Можно использовать в подготовке к ГИА и ЕГЭ....
Контрольная работа по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс.
Контрольная работа по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс....
Презентация к уроку "Обособленные члены предложения" 8 класс
Презентация к уроку русского языка...
Урок "Обособленные члены предложения" 8 класс
Разработка урока на материале литературы и живописи Бурятии...
Самоанализ урока "Обособленные члены предложения" 8 класс
Самоанализ урока...
Опорный конспект к уроку "Обособленные члены предложения" 8 класс
Опорный конспект к уроку...