Урок "Обособленные члены предложения" 8 класс
учебно-методический материал (русский язык, 8 класс) по теме
Разработка урока на материале литературы и живописи Бурятии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obosoblennye_chleny_predlozheniya_8_klass.doc | 847.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обособленные члены предложения
Тип урока: интегрированный, работа с опорной картой
Цели:
- Образовательная: закрепить знания учащихся по данной теме, связать их с предметом "литература", "живопись". Повторить правила, связанные с причастными и деепричастными оборотами, условиями их обособления и употребления в речи
- Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету "русский язык". Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной. Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление, развивать языковое чутье, чувство красоты языка
- Воспитательная: воспитать трудолюбие, аккуратность при работе с планом - картой. Повысить ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива, воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение.
Дидактическое обеспечение:
1. Компьютер с колонками.
2. Презентация к уроку в программе PowerPoint
2. Опорные конспекты для каждого ученика
Ход урока
I Актуализация знаний
Урок сопровождает презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Учитель. Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие, и помогут нам с вами в этом опорные конспекты..
Слайд №2 Малая родина…Какие ассоциации вызывает у вас это словосочетание? Запишите в своих конспектах, какой вы представляете себе малую родину.
(Учащиеся работают самостоятельно.)
Зачитайте, какие красочные и яркие эпитеты вы подобрали к словосочетанию (учащиеся зачитывают)
Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к образу родины. Давайте выразительно прочитаем, как описывает свою малую родину бурятский писатель Х. Намсараев. Его родина - Кижинга
(текст из опорного конспекта) Слайд №3
Из-за тянущихся темной грядой гор, похожих на рваный войлочный край почерневшей от копоти юрты, медленно поднималась ввысь полная луна пятнадцатого числа, напоминавшая собой круглолицего молодого парня, спешившего на игрища. Ничего не ведавшая речка Кижинга спокойно переливалась при свете луны серебряными бликами, тихо и плавно неся свои воды в сторону Байкал-моря. Кое-где большими пятнами темнели обширные стойбища, напоминая огромных черных пауков, притаившихся в укромных уголках этого привольного края. (Х. Намсараев)
Ниже вы видите второй текст. Прочитайте и подумайте, чем он отличается от предыдущего?
Из-за гор медленно поднималась ввысь полная луна пятнадцатого числа. Речка Кижинга спокойно переливалась при свете луны серебряными бликами. Кое-где большими пятнами темнели обширные стойбища
Вопросы:
- Какой из данных текстов богаче?
- В каком тексте малая родина представляется ярче, во всем своем могуществе и красоте? (в первом)
- Что "потерял " второй отрывок? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию)
- За счет чего это происходит? (во втором тексте нет причастных и деепричастных оборотов)
Найдите причастные и деепричастные обороты, которые выделены запятыми. Как называются второстепенные члены предложения, выделенные запятыми? (обособленные).
Сделайте предположения о том, чему будет посвящен наш сегодняшний урок. Сформулируйте тему. Давайте запишем тему в опорных конспектах: "Обособленные члены предложения"
Как вы понимаете термин «Обособленные»? (словарь: отдельно стоящий, особняком)
Учитель: Обособленных членов предложения очень много, они делятся на группы. СМ стр.236. Но сегодня мы будем говорить об обособленных второстепенных членах предложения со значением добавочного сообщении, которые выражены причастными и деепричастными оборотами.
Давайте же вспомним, что такое причастие и деепричастие, их значение, вопросы, на которые они отвечают, что такое причастный оборот, деепричастный оборот, когда они обособляются, когда нет. Работа в группах – КОРЗИНА ИДЕЙ
Учащиеся устно работают по схемам, которые постепенно вывешиваются учителем на доску.
Как вы думаете, какие признаки имеют обособленные члены, кроме добавочного значения?
СМ.стр.237
II Анализ стихотворения В.К.Петонова «Степь весенняя»
Учитель: Наше путешествие продолжается, (Выразительное чтение учителем или учеником отрывка из стихотворения, которое размещено у учащихся в планах – картах) Слайд №6
Степь весенняя, черно-белая,
Словно шахматная доска (1).
Песня жаворонка победная,
Как шнурочек витой (2), тонка.
Птичка пестрая в небе вздрагивает
В упоенье своем святом,
Словно землю к солнцу подтягивает
На шнурочке том золотом.
Снова солнечными лучами
Обняла меня степь моя.
Замираю, души не чая,
Задыхаюсь, счастливый, я!
Найдите в этом стихотворении простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Замираю, души не чая,
Задыхаюсь, счастливый, я!
Один из учащихся работает у доски, остальные в опорных конспектах. Разбирают предложение по членам предложения, дают характеристику предложению как простому.
Тестовое задание №1
- Какое средство выразительности выделено в тексте под цифрой (1), (2)?
1) метафора
2) сравнение
3) градация
Какое значение имеют эти обособленные члены?
Наверное, не все слова вам понятны, давайте разберемся со значением некоторых слов.
Укажите лексическое значение слов:
- Упоенье- Восторг, восхищение
- Святой- духовно и нравственно непорочный, чистый, совершенный
- Чаять- думать, полагать, заключать; надеяться, ожидать, предполагать
Есть ли в стихотворении примеры слов высокого стиля? Почему поэт вводит слова высокого стиля? (показать величие)
III Работа со стихотворением Дондока Аюшеевича Улзытуева
Учитель Выразительно прочитайте стихотворение.
Люблю этот край!
Вот (1) занятый делом(2)
рядом с черным телком(3)
юноша смуглый(4)
в халате белом(5)
забрызганном молоком.
Люблю этот край,
где жил и живу.
Люблю я душою всей
его людей,
и его траву,
и добрых его друзей.
- В стихотворении пропущены запятые. Выполните задание
Задание
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?
1) 1, 2, 5.
2) 1, 2,3, 5.
3) 2, 4, 5.
Учащиеся расставляют в своих опорных конспектах знаки препинания, один из учеников работает у доски. После учащиеся объясняют, в каких случаях и почему они выделяют причастные и деепричастные обороты.
- Объясним, что выделено. Найдите обособленные члены предложения, каким схемам они соответствуют? От каких слов зависят? Как подчеркиваются? Какое значение имеют? Какую дополнительную информацию несут?
IV Работа по картине Ц.Сампилова «Любовь в степи»
(Слайд №13) Мы увидели, что поэт рисует словами, создает с помощью выразительных средств, интонаций, синтаксических конструкций, высокой лексики образ величественной родины, а художник рисует красками. Какие схожие мотивы вы можете найти?
Учитель. (Слайд №14) Прочитайте текст об этой картине, размещенный в планах – картах. Попробуйте осложнить данный текст причастными и деепричастными оборотами, вписав их на месте пропусков. Все ли причастные обороты в тексте будут обособленными?
Картина …… ……. художника Ц.Сампилова чарует нас. В …………… день по …………. ………………, ………….. степи едут двое
……., …………….. всадников. Молодой человек, ……………. …………. ……………….., склонился в сторону ……………. …….. спутницы. Она смущена, слушая……………………. …… . Вокруг них раскинулась степь, ……………………, …………………………...,……………………….. ., залитая ……… ………….солнцем. Зритель,………………………………., испытывает ………............., ……………………… чувства.
(Учащиеся работают самостоятельно; далее зачитываются 2-3 варианта полученных текстов.)
V Подведение итогов, рефлексия
Вопросы:
- Что изменилось в вашем тексте, когда вы его осложнили?
- Какую новую информацию вы узнали из текста, когда осложнили его?
- Какую роль сыграли обособленные причастные и деепричастные обороты в тексте? (добавочная информация)
VII Объяснение домашнего задания
Учитель. (Слайд № 15) Наше путешествие подходит к концу, дальше вам предстоит плыть самим. Вашим домашним заданием будет продолжение истории, изображенной на картине На обратной стороне плана - карты запишите свою историю, состоящую из 10- 12 предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами.
Сегодня на уроке:
- мне больше всего понравилось…
- мне было интересно…
- я понял, что…
Своей работой на уроке:
- я доволен, потому что…
- не совсем доволен, потому что…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Приведение подобных членов. 7 класс".
Это второй урок. В ходе выполнения упражнений закрепляются навыки приведения подобных членов и преобразования многочлена в многочлен стандартного вида; выявить уровень знаний учащихся по да...
конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс
конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....
Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс
Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, постановку знако...
Тест. Обобщающие слова при однородных членах ( 8 класс).
Проверочная работа в 8 классе....
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Диагностика знаний по теме "Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами". 9 класс
Готовимся к итоговой аттестации в формате ГИА....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....