ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.А. АКСЕНОВА, с. Тупки, Чаплыгинский р-н, Липецкая обл.
«И началось погружение в мир письменной речи...» Развитие творческих способностей детей: идеи, сомнения, опыт Вспоминаю первые годы работы в школе. Урок русского языка в шестом классе. Сочинение «Листопад». Долго готовилась к уроку: разрабатывала план, собирала дидактический материал, перечитала много литературы, делая выписки, готовила свое выступление – яркое, эмоциональное, призвав на помощь великих мастеров слова. Разработала конспект. И вот – урок, на который я принесла своим ученикам целый «портфель» подсказок, советов, опорных речевых конструкций. «Заполнила» собой добрую половину урока и, наконец выговорившись, довольная, говорю детям: «Приступаем к работе!». И началось погружение в мир письменной речи. Склонив головы над тетрадями, детишки старательно пишут. И только Таня П. сидит задумавшись. Проходит минута, другая... Я поглядываю на часы, наконец не выдерживаю: «Таня, а почему ты не пишешь?» – «Я думаю, как начать, я хочу найти такие слова, которые еще никто не говорил. Свои, не похожие ни на чьи». Я застыла, еще не осознав до конца, что ощутила в те минуты. Немного погодя Таня тоже склонилась над тетрадью, время от времени поднимая голову, вновь задумываясь. Кажется, она никого вокруг не замечает, погружена в свой мир. Девочка и звонка с урока не услышала. Все спешат сдать свои работы, Таня сдает последней. Класс опустел. У меня есть время посмотреть сочинения. Мне очень любопытно. Открываю одну работу – радуюсь: красиво, использовано много из того, что я принесла на урок. Читаю вторую работу, затем заглядываю в третью, уже бегло просматриваю остальные... О, все то же: те же слова, фразы, обороты. Почти нет речевых ошибок. Ярко, образно. Но – одинаково, узнаваемо. (А чего ждала?) Открываю работу Тани, читаю. Совершенно изумительное, ни на что не похожее сочинение! Улыбаюсь, счастливая, и с теплотой вспоминаю ее слова на уроке – ответ на мой вопрос. Вспоминаю и определение сочинения в словаре В.И. Даля: «...самоё произведение – что произведено», а сочинить – значит «изобрести, вымыслить, придумать, творить умственно, производить духом, силою воображения». Сегодня я не смогла создать условия для свободного самовыражения, для активной мыслительной деятельности. И вот результат моего неумения – почти все воспроизводили только что услышанное. А Татьяна – творила! Еще раз читаю ее работу. Да, эти строки писала рука начинающего художника, а не копииста. Самостоятельное, индивидуальное, неповторимое, необычайное сочинение. Божий дар! Да, безусловно. Но многие известные люди говорили, что уметь хорошо писать – это не только Божий дар. Умение писать дается упорным трудом. Чтобы научиться этому, необходимо овладеть определенными навыками. Решаю изучить опыт лучших учителей, профессионалов, чтобы помочь тем ученикам, которым этот дар свыше не дан. Сегодня делаю для себя первый важный вывод: слово мое на уроке должно быть экономным. Запоминающимся! Воодушевляющим! Это нелегко, но этому необходимо учиться. Не следует заполнять собой почти весь урок, «загораживая» учеников, книгу, иначе есть опасность «выговориться» и стать неинтересной. И тогда воодушевить детей на творчество, пробудить у них фантазию, желание самореализоваться не получится. И надо разработать такие упражнения, советы, которые будут стимулировать развитие творческих способностей детей, их желание изобретать, «творить умственно, производить духом, силою воображения», создавать свое, неповторимое, уникальное произведение. Понимая, насколько важен этот вид деятельности – учить писать сочинение, я с первого года работы в школе уделяю много внимания и времени развитию устной и письменной речи детей, оформляю книгу лучших творческих работ учеников. Из чего складывается моя кропотливая работа по обучению детей искусству писать сочинение? Вот некоторые правила общего характера. 1) Во-первых, учу писать сочинения, в том числе и по литературе, с пятого (!) класса. Учу серьезно относиться к любой творческой работе. Стараюсь привить любовь к этой трудной, кропотливой и важной деятельности, вызвать интерес, используя для этого различные приемы. 2) Понимая, насколько важен положительный эмоциональный настрой, не упускаю возможности ободрить ребят; говорю о том, что любое творчество – чудо, и думающий человек, создающий что-то хорошее, прекрасен. Стремлюсь поддержать атмосферу творческого поиска, чтобы каждый мог испытать благодатные «муки творчества», работая над собственным текстом. 3) Осторожно подхожу к оценке сочинений самых маленьких, когда они только учатся выражать свои эмоции, впечатления словами. В этот период оценка может быть и «кнутом», и «пряником», в отличие от старших классов, где оценка в большей мере – измерительный инструмент. Не ориентируясь только на поиск недостатков, так как всем известно, что любой текст несовершенен и при желании минусы можно найти в любой работе, я бережно отношусь к тому, что создано учениками, в первую очередь отмечаю плюсы сочинения (закрепить в памяти детей моменты удачи очень важно). Стараюсь в каждой работе находить что-то интересное, самостоятельно открытое. Свое видение темы, проблемы, жизни. Всегда радуюсь и отмечаю в классе всякую свежую мысль. Отмечая достоинства, зачитывая вслух наиболее удачные обороты речи, мысли или все сочинение, указываю на недостатки работы, стараюсь объяснить, как избежать подобных ошибок в следующий раз. 4) Учу детей быть внимательными, вдумчивыми, размышляющими, стараться глубоко вникать в суть темы, ставить вопросы, которые послужат компасом к созданию текста. 5) Учу собирать, обрабатывать и классифицировать живой языковой, литературный материал. Говоря о цитировании, напоминаю, что, во-первых, должен соблюдаться принцип меры, а во-вторых, цитата должна развивать мысль автора работы. 6) Кропотливо, изо дня в день, из года в год учу языковому оформлению сочинения. Помогаю постичь закономерности построения текста. Учу быть взыскательными, советую избегать общих слов, искать слова и выражения наиболее точные, яркие, формулировать мысли четко и конкретно, поощряю стремление найти «свое». 7) Большое внимание уделяю культуре письма, эстетике оформления работы. 8) Формирую умения совершенствовать написанное, контролировать логику изложения мыслей, замечать и устранять ошибки и недочеты в содержании и языковом оформлении работы. Обычно знакомлю учеников на одном из уроков с отрывком из книги Анатолия Мариенгофа «Бессмертная трилогия» (отрывок приведен в газете «Русский язык» № 24/2002. С. 2), в котором рассказывается о том, как редактировал первую фразу Городничего в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь, чтобы ребята почувствовали, как может после хорошего редактирования преобразиться, зазвучать текст. На уроках литературы по комедии «Ревизор», зачитывая первую фразу Городничего, мы всегда обращаем внимание на мастерство писателя: поражает чрезвычайная стремительность и емкость этой фразы. Наблюдаем: в ней всего 15 слов. А ведь в первой редакции было 78 слов! И далее анализируем, как Гоголь совершенствовал первоначальный текст. Говорю своим ученикам: «Чтобы научиться писать сочинения, надо их писать, надо много работать». 9) Создаю и постоянно пополняю копилку упражнений, помогающих развивать творческие способности, совершенствовать речеведческие навыки. Например, такие: – восстановите правильный порядок предложений, чтобы получился связный текст; найдите лишнее предложение; – подчеркните предложение, в котором выражена главная мысль текста; – восстановите нарушенный порядок частей и допишите подытоживающий вывод к данному тексту; – прочитайте текст, найдите места, где пропущены доказательства обозначенных тезисов, выпишите необходимые доказательства; – прочитайте предложения, определите характер речевой ошибки, внесите необходимые исправления; – прочитайте текст, определите его тему и главную мысль, тип и стиль; отметьте изобразительно-выразительные средства языка, характерные для данного стиля речи; найдите «народные» лексические обороты и синтаксические конструкции; – исправьте текст, решая речевые, синтаксические задачи (устранение повторов, неоправданное разъединение частей сложноподчиненных предложений, однообразие синтаксических конструкций и т.д.). Дидактический материал для подобных упражнений можно найти в художественной, публицистической литературе, а также в творческих работах учеников. 10) Сочинение требует всесторонних знаний. Степень понимания – темы, проблемы, произведения – показатель общего развития человека, от понимания зависят содержательность творческих работ, самостоятельность суждений. Беседуя с учениками, советую им расширять свои знания в различных областях, читать художественную, научно-популярную, философскую литературу. Говорю: «Хотите хорошо писать – читайте классиков, не пропускайте ничего, все важно. Учите наизусть наиболее важные, яркие отрывки поэзии и прозы». Таким образом ухо маленького человека, по словам В.Г. Белинского, постепенно приучается к гармонии слова, а сердце переполняется чувством изящного. 11) Напоминаю о том, что многого можно достичь добросовестным трудом, вместе с которым придут подлинный интерес, увлеченность работой, ясное представление о том, что хочешь сказать, уважение к собственному труду и твердое желание достичь положительного результата. Как правило, ребята с течением времени проникаются мыслью о серьезности данной работы. Естественным образом создается атмосфера в классе, когда все стихает, нет суеты, появляется возможность сосредоточиться. В работе учителя по развитию речевых навыков, творческих способностей ребенка большую роль играет оформление кабинета. Это может быть красочно оформленная газета с постоянно меняющимися рубриками. Например, в рубрике «клад» (классики – детям) могут появляться советы известных мастеров слова о том, как писать творческие работы. Так, например, однажды я принесла в помощь пишущим творческую работу – советы А.И. Куприна: Если хочешь что-нибудь изобразить... сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Никогда не пиши: какой-то странный цвет или он как-то неловко вскрикнул. Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази розу или голос совершенно отчетливо, чтобы их точно так же видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. В описаниях помни, что так называемые «картины природы» в рассказе видит действующее лицо: ребенок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему. Не пиши: мальчик в страхе убежал, а в это время огонь полыхнул из окна и синими струйками побежал по крыше. Кто видел? Мальчик видит пожар так, а пожарный иначе. Если описываешь от своего лица, покажи это свое лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни... Изгони шаблонные выражения. Не пиши заплакал, а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья». Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола. Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят... Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживаясь с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись... в поте лица. Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы... Не давай себе покоя, пока не добьешься, чего надо. Добивайся упорно. Ребята с интересом отнеслись к статье, кто-то сделал для себя выписки в специально заведенную тетрадь по развитию речи. А потом я решила еще раз обратиться к словам А.И. Куприна на уроках русского языка, провести комплексную работу с этим текстом, чтобы дети лучше запомнили ключевые, важные советы, использовали их при создании творческих работ. Познакомились также с советами К.Г. Паустовского: Главное... – это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи... <...> Во время работы надо забыть обо всем и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете. Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал. (Из книги «Золотая роза»: «Первый рассказ») В этой же рубрике – «Клад» – могут появляться интересные, особенно яркие, выразительные, необычные фразы, отрывки из поэтической речи и прозы великих мастеров слова. Этот материал приносит учитель, но и дети охотно включаются в поиски. Так обогащается речь учеников, оттачивается их эстетический вкус. Продолжение следует |