Буквы И-Ы после Ц
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вы все талантливы!
Разминка. Упражнение на восстановление текста Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи союзы: когда, где, и, так, что. В скобках указано, сколько предложений должно получиться. Всего – 3 предложения И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1). Он был совсем как новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы (1). Мигуны отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На Дровосека больно было глядеть (1).
Текст-оригинал И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли . Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробилось о скалы. Мигуны ошлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть .
Повторение – мать учения. Поднимите зелёную карточку, если в слове пишется А , жёлтую – если в слове пишется О , красную – если в слове пишется Ё Ч _ рный , ё р _ сти , р _ сток, о ш _ рох, о а изл _ гать, а ш _ лк, ё ш _ в, о предл _ жение о прич _ ска, ё
Отгадайте звук по «паспорту»: согласный глухой непарный, твердый непарный [ц]
Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ци , где цы . Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей. Цилиндр -1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2.головной убор джентльмена
Происшествие в стране Орфографии Ц и ы
Исторические (этимологические) сведения о букве Ц Буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем ( XIV в.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами.
Самостоятельная работа в группах Познакомьтесь с правилом в учебнике на странице 182 и выполните задания: Первая группа: составьте кластер «Буквы И-Ы после Ц» Вторая и третья группы: заполните предложенную таблицу
Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стишок В существительных на - ция Мы всегда напишем - ия . И под корнем , посмотри, Тоже пишем букву и . А в концовке - цын , - цый , - цы Пишем только букву ы .
Слова - исключения Ц ы ган на ц ы почках ц ы кнул на ц ы плёнка: «Ц ы ц!»
Алгоритм написания букв И-Ы после Ц
Рефлексия Применяя алгоритм, устно выполните упражнение 446 : ц … нга , куц…й , овц … , синиц… н , у гостиниц…, ц … новка *(значение слова под «звездочкой» найдите в школьном толковом словаре), белолиц…й, панц … рь .
Игра «Шпион» Выпишите из каждого ряда лишнее слово : 1. с улицы, белгородцы , сестрицын, цыкнуть. 2. циркуль, секция, белолицый, дикция. 3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.
Отгадайте загадку: Первая группа: Твердый покров некоторых животных. Вторая группа: Он циркач такой лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! Третья группа: Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.
Выполните задание Первая группа: С помощью суффикса - ын - образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и : Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с - цы - и - ци - Ц… нк , ц …тата, ц …пленок, белолиц…й, ц … ркуль , овц …, милиц …я, пунктуац …я
Итоги урока Что узнали нового? Чему научились ? Я оцениваю свою работу на уроке как … Я недоволен уроком, потому что …
Домашнее задание Напишите небольшой текст, используя слова на изученные орфограммы (в т. ч. слова-исключения)
Автор разработки: Учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ с.Тоора-Хем им. Л. Б. Чадамба » Бараан А. Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Буквы И-Ы после Ц
Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"
Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...
Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Урок открытия новых знанаий....
Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"
Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...