Урок русского языка в 5 классе с использованием карточек портала "Учи.ру"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кривошеина Ирина Николаевна

Урок русского языка в 5 классе с использованием карточек портала "Учи.ру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.ya_._-_yazyk_mezhnatsionalnogo_obshcheniya.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения»

Цель: организовать деятельность учащихся по формированию понятия «государственный язык» и «язык межнационального общения».

Задачи:

Личностные:  

-на примере работы с текстом воспитывать отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения.

-воспитывать у учащихся толерантность, гражданственность.

Метапредметные:

-развивать умение работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности;

- развивать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и оценивать ее.

Предметные:

- создать условия для поиска информации по теме;

-совершенствовать  культуру устного и письменного речевого общения, навыки работы в группах; развивать творческое мышление; активизировать и пополнять словарный запас.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

Учитель предлагает улыбнуться соседу по парте и другим одноклассникам

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии.

 Учитель читает эпиграф к уроку, слова К.Д. Ушинского: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая  отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое». Учитель предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его.

Учитель (диктует слова, выясняет незнакомое слово).

Язык, Российская Федерация, многонациональная страна, многоязычная, государственный язык, субъекты Федерации (учащиеся записывают слова, определяют значение незнакомого слова)

Учитель: (организует постановку цели, формулировку темы урока)

Какая же тема нашего урока? 2) Какую цель мы поставим перед собой? Учащийся: (с помощью учителя формулирует тему урока, ставит цель урока),

Учитель: (Записывает тему на доске), учащийся: (записывает тему урока в тетради).

Работа на портале «Учи.ру» - карточка «Родной и государственный языки» (https://uchi.ru/teachers/groups/10041018/subjects/2/course_programs/5/cards/186692)

Работа с учебником.

Учитель:

Итак, обратимся к заданию учебника, с.4   Прочитайте текст, скажите, в каких сферах используется русский язык как государственный?

В своих ответах используйте  слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

Опираясь на текст упр.1 и материалы параграфа, дополните схему.

Проверяем по эталону- правильному ответу ( на карточке или на доске).

3. Тренировочно -обобщающий этап

.

1)-Из упр. 3 выпишите ответ на вопрос, какими качествами должен обладать язык, который становится средством межнационального общения.

2) Работа с карточкой на портале «Учи.ру» - «Тренируемся различать государственный и родные языки» (https://uchi.ru/teachers/groups/10041018/subjects/2/course_programs/5/cards/186693).

2)Групповая работа (интерактивный прием «мозговой штурм», класс поделен на 3 группы) Задание.

Прочитайте высказывания известных писателей о языке и, опираясь на полученные ранее сведения, сделайте вывод о богатстве, красоте, выразительности и развитости русского языка. «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых и опытных устах — певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А. Куприн)

«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» (Н. Карамзин) «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!» (И. Тургенев)

4. Мотивация познавательной деятельности для дальнейшего самостоятельного изучения темы.

Ребята, наш урок подходит к концу. Урок, а не тема, к которой мы всего лишь прикоснулись, ибо язык – это огромная Вселенная с множеством тайн. И я призываю вас: постигайте их, открывайте для себя эту Вселенную. Наш язык интересен в мире не только специалистам, но и очень известным и влиятельным людям. Я приведу только два факта интереса к нашему языку за границей и  надеюсь: они вас убедят в том, что русский язык и художественные произведения, на нём написанные, русские писатели и поэты дороги многим людям за рубежом.

У бывшего президента США Б. Обамы младшую дочь зовут Наташа ( дома Саша) в честь А.С. Пушкина и его жены Н.Н. Гончаровой.

Известная французская актриса Настасья Кински прекрасно говорит по- русски и своих детей назвала Алёша и Соня под влиянием творчества Ф.М. Достоевского.

5.  Рефлексия (заполнение листка учащегося).

Учитель: организует самооценку учебной деятельности

Учащиеся: отвечают на вопросы учителя, дают самооценку.

1)Какую цель ставили  в начале урока? Достигли ли цели?

2)Какая тема урока?

3)Что нового вы узнали?

4)Какие затруднения испытали?

5)Расскажите по схеме:

Я знаю, запомнил, смог.

6)Чему научились на уроке?

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из цветов: красный – отлично; зелёный - хорошо; жёлтый – надо ещё поработать.

6. Контроль деятельности учащихся («Ученик делится своими продвижениями»).

В листке учащегося ученик сам оценивает собственную работу на уроке. Если работа слабая, предлагает свои варианты её  улучшения или  повышения

7. Домашнее задание.

На выбор:

Подготовьте сообщение на тему «Русский язык – государственный язык Российской Федерации» (с.7, упр. 6).

Упр. 4

По желанию: Попробуйте предложить свой вариант рекламы, призывающей бережно относиться к русскому языку. Что, по-вашему, можно изобразить на таком плакате? Какие слова написать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс

Сборник текстов  в 2 частях  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с  искусствоведческими материалами, а также творч...

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.

Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическ...

«Использование методов и приемов технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка (9 класс)»

    Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не явл...