Игры на уроках русского языка
картотека по русскому языку (5 класс)

Бурцева Анастасия Александровна

Игра — это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения языку. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном — овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры на уроках русского языка21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Автор материала: Бурцева А.А.

Учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ «Кудровский ЦО N1»

Игры на уроках русского языка.

Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
На уроках русского языка, можно применять словесные игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. При это применяется только словесный реквизит.

         В основе игровых занятий – состязание во внимательности, изобретательности, находчивости. Используя ту или иную игру, я ставлю ее на службу преодоления определенных недостатков в усвоении того или иного материала в школьной программе, на повышении снижении усвоения, на заинтересованности учащихся к определенной теме.

         При использовании игры опираюсь на следующие задачи:

1) разбудить в учащихся интерес, вкус к игре, желание играть;

2) направить игру в нужное русло, ведь игра нас интересует не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она помогает учащимся приблизиться к вполне конкретным целям обучения.

         В игре действуют только положительные эмоции. Эмоциональность игры, спонтанность, некоторые другие факторы позволяют учащихся включаться в занятие не частично и не формально, а дают ему возможность проявить свои лучшие личностные качества  в полной мере. Ученики получают от игры удовольствие, так как игра стимулирует учащихся к участию в занятии. В игре, с психологической точки зрения, происходит сглаживание внутренних противоречий личности, поэтому у учащихся в условиях игрового обучения обычно улучшается психологическое состояние.

         Игра позволяет создать между учителем и учеником и между учащимися класса особые отношения доверительности, как любая другая форма приятной и полезной деятельности, требующая взаимопонимания и взаимодействия учащихся.Совместная деятельность укрепляет положение учителя как организатора учебного процесса и повышает его профессиональный авторитет, сплачивает класс, создает в нем дружеские и одновременно деловые  отношения.

         Игра позволяет обычно даже трудный материал представить в привлекательной форме для учеников. По разнообразию игровые задания нельзя сравнить ни с какими приемами обучения. Игра дает и самому учителю профессиональное удовлетворение, поскольку благодаря ей сам процесс обучения становится процессом непрерывного творчества. Эта форма работы помогает учащимся по-новому увидеть себя и партнера, а также предмет обучения, и поэтому использование игры положительно влияет на все стороны учебного процесса.

          При использовании игр необходимо соблюдать некоторые тактические правила:

1)      не быть однозначной в своем поведении, делать иногда то, что для учащихся неожиданно: неожиданный вопрос, шутка;

2)      быть внимательной и благожелательной к игрокам. Избегать оценок «Неправильно!», «Плохо!», запретительных заданий «Нельзя!» и никогда не высказывать, даже мимикой и жестами, пренебрежения к их вопросам, просьбам, соображениям. Но в то же время важно поддерживать дисциплину, исправлять ошибки. Для создания разумной дисциплины я пользуюсь формулами «Извините, я отвлеку Вас от вашего разговора», «Минуточку внимания, мне сейчас потребуется Ваша помощь».При исправлении ошибок стараюсь не обижать их: «А, так Вы имеете в виду (хотели сказать…);

3)      быть авторитетной и уверенной в своих поступках и решениях.

         Игра на занятиях начинается не тогда, когда дети получают задания, а тогда, когда им становится интересно играть. Это значит, что у учащихся игра вызывает приятные эмоции и дает пищу их уму. Игровые задания надо давать как отдых: «Упражнение мы с Вами выполнили, теперь нас ждет отдых. Играем в такую игру…». Можно поступать так, как будто она и не планировалась: «Мы говорим о еде. Кстати, что значит правильно питаться? Составим меню, чтобы было и вкусно, и полезно, и дешево.» В ходе игры постоянно надо подбадривать уащихся: «Так!», «Хорошо!», «Молодцы!». А в конце игры – благодарить и хвалить их: «Прекрасно!», «Вы меня обрадовали своей игрой!». Победителей важно поздравить всем классом: «Победителю, ура!»

         Игра позволяет создавать положительные эмоции, но и сама нуждается в предварительном эмоциональном настрое учащихся. Его иногда создают и искусственно – шуткой. Игра всегда проблемна. Задачи, которые стоят перед игроками, не должны быть слишком простыми, но в то же время они должны быть посильными для них.

         Игровой этап урока стараюсь готовить тщательно: проигрываю самую трудную роль сама, выбираю инициативных и подготовленных исполнителей, даю нужные слова на доске, план работы над игрой, объясняю участникам игры их тактики. Несмотря на все трудности, игра дает учителю такие возможности, такой творческий подъем  и такое удовлетворение, что пользоваться ею стоит

Примеры игр на уроках русского языка .

Переводчик

Задание: Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

  • Доктор прописал пациенту инъекции.
  • Разъяренная вьюга замела тропинки.
  • Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
  • Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

Задание: Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

  • При проверке было выявлено немало дефектов.
  • Он пишет мемуары.
  • Ваши аргументы убедительны.
  • Все работали с энтузиазмом.
  • Мы гордимся нашим голкипером.
  • В газете появилась информация о футбольном матче.
  • В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

Задание: Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:

  • Горят румянцем свежие ланиты.
  • Старец нахмурил чело.
  • Построен град великий над Невой.

Игра «Следствие ведут знатоки»

Задание: Ученикам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

  1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
  2. Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
  3. – Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
    – Что с ним?
    – Инфильтрат в левом легком под ключицей.
    – А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
    – Пятьдесят два, Роман Борисович.
    – Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

Игра «Аукцион»

 

Условия: Так же, как и при проведении настоящего аукциона, побеждает в соревновании тот, кто назвал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синонимов к слову горячий (чай), то победителем оказывается тот, кто заканчивает перечисление синонимов, назовет последний из них.

Игру можно проводить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.

При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать устаревшие слова по одной из предложенных тем: 1) одежда, обувь, 2) оружие, 3) средства передвижения, 4) мебель, 5) слова, ушедшие «в отставку» после революции и др.

Работая над неологизмами, обучающиеся могут соревноваться в подборе неологизмов, рожденных 1) в годы гражданской войны, 2) в эпоху освоения космоса, 3) отражающих достижения науки и техники и др.
Закреплению темы «Профессиональная лексика» поможет задание подобрать профессиональные слова, используемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).

Игра «Корректор»

Найди ошибку в выборе слова.

  • После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
  • В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.
  • Из передовой бригады он перешел в отсталую.
  • В центре города построен памятник герою.

 Кто быстрее и точнее отредактирует заметки?

  • В первой четверти работа нашего отряда шла плохо. Дисциплина в нашем классе тоже была плохая. Особенно плохо ведут себя на уроках рисования.
  • Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.

Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

  • Западня — квартира с окнами на запад.
  • Гривенник — юноша с модной гривой.
  • Маховик — регулировщик на перекрестке. 4) Застрельщик — браконьер.

Найди лишнее слово.

  • Петя ушиб колено ноги.
  • Робинзоны ослабли от недоедания пищи.
  • Собрание будет в декабре месяце.
  • Многие города были превращены в руины и развалины.
  • Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
  • Он написал свою автобиографию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Игры на уроках русского языка

В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка...

Дидактические игры на уроках русского языка

В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...