Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"
статья по русскому языку (5 класс) по теме
Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения грамотности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grammaticheskie_igry.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамматические игры на уроках русского языка как средство повышения грамотности учащихся
В современной методике и практике обучения русскому языку в школе все большее внимание уделяется оптимальному сочетанию различных, форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи образовательной программы.
Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности школьников на уроках русского языка, развития их самостоятельности, мышления, является грамматическая игра.
Как писал Д.Б. Эльконин, «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир человека вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Так что нет ничего страшного, если на каком-то этапе интеллектуальная игра сочетается с трудом, ведь благодаря именно ей дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками» [1, с. 21-23].
Грамматические игры завоевывают популярность среди преподавателей русского языка, так как в них как нельзя лучше реализуется технологический подход к обучению.
Игры на уроках русского языка можно классифицировать по обобщенному признаку следующим образом:
- фрагментарные дидактические игры, когда в основе каждого фрагмента игры лежит решение одной педагогической задачи, связанной с конкретным элементом учебного материала;
- целостно-тематические дидактические игры, которые связаны с решением нескольких педагогических задач по теме;
- комплексные дидактические игры, в которых сочетается репродуктивная и продуктивная деятельность учащихся и решается комплекс образовательных и развивающих задач [2, с. 82-83].
Основные принципы организации игры:
- Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
- Принципы развития игровой динамики.
- Принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей).
- Принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей.
- Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным, «вечным».
При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях процесс организации грамматической игры может быть упорядочен. На первых порах, т.е. в младший школьный возраст, игровые действия ребят носят развернутый характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду повзросления, сокращается и обобщается, идет их вербализация. В последствии они могут совершаться частично, или полностью в умственном плане и плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).
Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.
При применении элементов технологии дидактической игры на всех этапах урока можно использовать разнообразные формы грамматических игр: состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.
К примеру, для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» на уроках используются красочные рисунки, изображения разных предметов, читаются загадки, чтобы учащиеся отгадывали предмет.
Большой интерес учащихся вызывает проведение различных грамматических игр, построенных на решении логических задач. К примеру, игра "Четвертый лишний": среди названных слов надо найти "лишнее" существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных. Например, диктуются слова:
плащ печь нож мышь
рожь тишь врач камыш
Игра "Кто наблюдательнее?" развивает внимание учащихся к слову, улучшает их речь. При повторении суффиксов прилагательных и существительных можно провести игру "Сложи слово". Ученики готовят дома чистые полоски бумаги. В классе на больших полосках записали корни слов: хозяйство, государство, общество, полотно, кожа, машина, на маленьких полосках записали суффиксы и окончания: енн-ый, ан-ый, ян-ый, ин-ый. Ученики составляют слова из двух полосок.
Можно использовать и такую форму, как диктант - молчанка. Учитель показывает картинки с изображением разных предметов, а учащиеся записывают слова: стакан, морковь, лестница, карандаш, огурец, заяц и т.д.
Важным стимулом в игре является элемент соревнования. В соревнованиях возрастает активность ученика, его воля к победе.
Игра помогает учителю сплотить ученический коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других людей. В играх учитель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из них. Игры сближают учителя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
В нашей практике применяются правила, следуя которым, можно сделать игровой урок увлекательным:
- Игра должна приносить радость ученику и учителю.
- Заинтересовать ученика игрой.
- Развивающие игры - игры творческие. Все задания ученику нужно выполнять самостоятельно.
- Успех в самом начале - обязательное условие.
- Не переоценивайте уровень развития учащегося.
- Создайте в игре непринужденную обстановку.
- Побудите учеников к соревнованию [3, с. 79].
Таким образом, игру на уроке можно рассматривать как особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, как одно из серьезных средств педагогического воздействия на школьников, а главное, как средство увлекательной работы над повышением уровня грамотности учащихся. Но необходимо помнить, что игра - не самоцель, она не должна быть единственным средством обучения и воспитания; ведь, как гласит народная мудрость, лекарство отличается от яда только дозой, поэтому важно обеспечить сочетание игры с другими видами деятельности на уроке.
Список литературы
1.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
2. Баев П.М. Играем на уроках русского языка, М., Русский язык, 1989 г.
3.Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"
В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...
ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА ФОРМИРУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...
Игры на уроках русского языка
В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка...
Дидактические игры на уроках русского языка
В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...
Лингвистические игры на уроке русского языка
Тренажер для обучающихся....
Лингвистические игры на уроке русского языка
Тренажер для обучающихся....
Дидактические игры на уроках русского языка
Данный методический материал предназначен для уроков русского языка в 5-6 классах...