Игры на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka.odt | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по самообразованию
учителя Волоколамской средней школы №2
Ефимовой Елены Викторовны
на тему:
«Игровая деятельность на уроках русского языка»
Игра и игровая деятельность
Игра — самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовится к роли жены и матери, мальчики - в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. А вот школьные учителя предпочитают чаще с учениками серьезную дидактику. Почему так?
Очевидно, потому, что в многочисленных определениях игровой деятельности подчеркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика - целенаправленная деятельность, которую учитель по роду своей профессии призван организовать.
Однако это противоречие снимается, как только мы добавляем понятие
«дидактическая », «педагогическая» игровая деятельность , ибо в таком случае цель задается учителем.
Классификация дидактических игр по русскому языку
Как же классифицируются игры? Наверняка все помнят такие игры своего детства , как «в маму и папу», «в больницу». Это ролевые игры; игры с любимыми игрушками, т.е. предметные , а еще есть сюжетные, имитационные, деловые игры, а так же игры-драматизации.
Существуют другие классификации игр.
Определение характера игры на уроке русского языка необходима для того, чтобы поставить перед учащимися дидактическую цель, а так же проанализировать, достигается ли эта цель в результате проведения игры.
На уроках русского языка выделяются игры учебные, комбинаторные, аналитические, ассоциативные, контекстные, языковые и творческие.
По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренинговые, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По игровой среде — с предметами и без предметов, настольные, комнатные и уличные, компьютерные и телевизионные и, наконец, технические, со средствами передвижения. Из игр с предметами на уроке русского языка наиболее эффективно применять игры с мячом и с юлой.
Вообще все игры на уроке можно организовать в пространстве двумя способами.
1 способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, проводить игры настольные, комнатные с раздаточным материалом на каждого или на парту: лото, кроссворды (а также сканворды и чайноворды), шарады, загадки, метаграммы, анаграммы и пр.
2 способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых столов), либо по принципу «игровое поле» - «жюри» - «зрители». Для проведения компьютерных игр учащиеся приглашаются в компьютерный класс.
Чаще всего классификация дидактических игр по русскому языку основана на тематическом принципе: игры распределяются по разделам лингвистики; при этом есть игры, помогающие отрабатывать коммуникативный аспект.
1.Фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», «превратим волка в козу», метаграммы, анаграммы, логогрифы); различение глухих и звонких согласных («выключи голос», «найди пару»); оглушение и озвончение («зайди в совй порт», «старуха Шапокляк»); различение твердых и мягких согласных(«два короля»); слоговой состав слов («вкусные слова», «слог за слогом»); омофония, омография, определение ударного слога («русский,польский и французский») ; особенности руского ударения.
Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапозона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса;на отработку правильной мелодики,умения ставить логическое ударение выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм.
2.Лексико-фразеологические игры: на значение слов (крссворды,сканворды,чайнворды); системное отношение в лексике («пропорции», «третий(четвертый) лишний», ассоциации», «гибриды», лото, домино, карты, игры с мячом, с юлой)
Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («ищи свою половину»; «соберите поговорки»; «кто догадливее?»; «кто наблюдательнее?» и мн.др.)
3.Игры по морфемике и словообразованию: Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявить способы словообразования (« от одного корня», «корень и дерево», «найдите друг друга!»; «новый прибор», «неологизмы», «глокий язык», «слова по схеме».)
Подобным образом подбираются игры,помогающие осваивать орфографию, морфологию, синтаксис.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его - от проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения.
На уроке русского языка могут быть проведены:
1.сюжетные(ролевые) игры;
2.игры-соревнования;
3.интеллектуальные игры.
Алгоритм построения уроков по игровой технологии.
Прежде всего надо приучить детей к дисциплине игры, для этого игровая деятельность вводится в каждый урок. Во-вторых,надо,чтобы дети почувствовали удовольствие от игры. И только тогда когда вы убедитесь в том, что дети беспрекословно принимают правила игры и не пытаются оспорить справедливо поставленные им командной оценки,можно приступать к подготовке игры.
В структуре учебного процесса выделяются 4 элемента-этапа урока.
1.Ориентировочный этап. Сначала учитель представляет изучаемую тему,напоминает основные понятия. Далее дается обзор общего хода игры.
2.Подготовка к поведению игры. Учитель излагает сценарий игры, останавливается на задачах, обсуждает с учениками игровые процедуры, предлагает критерии оценок, показывает примерный тип решений в ходе игры. После того как роли распределены, участники проводят черновую репетицию игры.
3.Проведение игры. Учитель организует проведение игры, фиксирует игровые действия,следит за подсчетом очков.
4.Обсуждение игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры и их восприятия участниками, корректируются критерии оценок, высказываются мнения о результативности игры,пожелания — либо повторить игру на другом материале,либо отказаться от проведения игры в будущем.
Сколько больших игр может быть в учебном году? Если вы совмещаете учебную и внеклассную деятельность (то есть для проведения игры у вас есть время большее, чем 45 минут). Можно проводить 3-4 игры за учебный год, завершая игрой каждую четверть. Но поначалу у вас получится только одна «большая» игра в год. Для «большой» игры подходит любой тип: сюжетная (ролевая), интеллектуальная, игра-соревнование.
Литература .
Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского язык. Ч.1.М.1993.
Баев П.М. Играем на уроках русского зыка. М., 1999.
Ваганова Д.Х.,Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.: Цитадель, 2001.
Вартаньян Э. Из жизни слов. М., 2003.
Ветвицкий В. Занимательное языкознание. М.-Л., 2006.
Журавлев А.Л. Языковые игры на компьютере. М., 1998.
Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Ярославль, 1998.
Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. М. 1985. № 6.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"
Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...
Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"
В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...
ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА ФОРМИРУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...
Дидактические игры на уроках русского языка
В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...
Лингвистические игры на уроке русского языка
Тренажер для обучающихся....
Лингвистические игры на уроке русского языка
Тренажер для обучающихся....
Дидактические игры на уроках русского языка
Данный методический материал предназначен для уроков русского языка в 5-6 классах...
Комментарии
спасибо за интересный