конспект урока русского языка в 6 классе "Признаки текста"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Признаки текста". Учебник Русского языка под редакцией Ладыженской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 60.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Текст и его признаки»
Класс: 6
ЦЕЛИ:
- сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
- проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
- совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.
- развивать внимание, мышление, речь учащихся.
- воспитывать любовь к русскому языку
ЗАДАЧИ:
1. Обогащение словарного запаса.
2. Формирование навыков монологической и диалогической устной и письменной речи учащихся
3. Повторить признаки текста.
ТИП УРОКА: изучение нового материала
Использованы педагогические технологии:
- технология групповой работы;
- индивидуальные задания;
Форма организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная,работ в парах.
Средства наглядности: раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Актуализация знаний учащихся.
На прошлом уроке мы вспоминали с вами правила постановки гласной в безударном окончании имени существительного, имени прилагательного и глагола. Дома вы должны были составить карточку. Сейчас проверим, как вы усвоили материал. Обменяйтесь с соседом по парте домашними заготовками с заданиями. Время на выполнение работы 3 минуты. Верните карточку соседу. Проверьте правильность выполнения вашего задания. Прошу листочки сдать мне.
Мотивация обучающихся и целеполагание.
Учитель: при помощи чего слова в предложениях связываются?
Дети: при помощи смысла.
Учитель: какая часть слова помогает согласовывать слова друг с другом?
Дети: окончание.
Учитель: слова соединяются при помощи окончаний в предложений, а из нескольких предложений, объединенных одной темой получается?
Дети: текст
Учитель: что такое текст? Какую тему мы будем сегодня повторять?
Дети: текст – это одно или несколько предложений, которые связанны друг с другом по смыслу.
Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.
Учитель: откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.
Учитель: Сегодня нам необходимо не только узнать, что такое текст, но и познакомиться с его составляющими. Для этого давайте перенесёмся в страну текстология.Для путешествия в это стране нам необходим путеводитель. Из-за сильного урагана названия городов рассыпались по всей стране, нам нужно будет вернуть эти названия на свои места. (Раздаю цветок). Для заполнения цветка нам необходимо будет пройти испытания.
Посмотрите, пожалуйста, на доску.
Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но вода — красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. |
Учитель: поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?
Дети: запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают.
-Из правой записи мы узнаем, что вода – красота всей природы.
Учитель: какой признак имеет текст?
Учитель: что такое тема текста?
Дети: это то, о чем или о ком говорится в тексте.
Учитель: о чем говорится в тексте? Как описана вода? Какая тема данного текста?
Дети:
-В тексте говорится о воде.
- Вода.
Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.
Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.
Признаки текста. Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью. Рисуем.
Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.
Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность. Рисуем.
Учитель: в стране текстология тоже есть школы, в которых учатся ученики. С одним из учеников случилась неприятная история, чтобы помочь ему разобраться в случившемся, давайте послушаем его рассказ.
Я забежал в кабинет, все уже сидели на местах. Я вскочил с кровати и понял, что проспал. Мои одноклассники уже ломали голову над задачками. Услышав надоедливый звонок, я решил посмотреть на часы. Всю дорогу я бежал и думал о том, что сегодня самая важная контрольная по алгебре. Надев на себя разные носки, я еще долго искал по всей комнате свитер.
Учитель: что перепутано в его речи?
Дети: последовательность.
Учитель: на каждые две парты у вас есть эти предложения. Составьте из них текст. Работают в мини группах. Читают текст.
Третьим признаком текста является последовательность изложения. Рисуем.
Учитель: можем ли мы подобрать к тексту заголовок? Какой? А что выражает этот заголовок?
Дети: да, «Проспал», «Опаздываю в школу». Заголовок выражает основную мысль.
Четвертым признаком текста является наличие заголовка, в котором выражается основная мысль. Рисуем.
Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?
Дети: перечисляют.
Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?
Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль.(Запись в тетрадь)
Динамическая пауза
Учитель: Давайте мы немного отдохнем.
Когда я буду говорить слово заголовок, покажите над собой домик.
Когда я буду говорить последовательность изложения, покрутите руками.
Когда я скажу тема, обнимите себя.
Когда я буду говорить смысловая законченность, хлопните один раз.
Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний. Работа с текстом.
Учитель: прослушайте небольшой отрывок из произведения, с которым мы познакомились в прошлом году.
Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название. Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина и, сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.
Учитель: из какого произведения этот фрагмент? Кто автор?
Дети: Виктор Астафьев «Васюткино озеро»
Учитель: докажите, что это текст. Найдите признаки текста.
Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.
Первичная проверка уровня освоенности новых знаний.
Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: я прочитаю 7 утверждений, если вы считает, что на утверждение можно ответить да, то поднимайте правую руку, если нет, то поднимайте левую руку.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст нельзя разделить на части
7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.
Рефлексия
Учитель: Прошу заполнить схему на ваших листочках. Проверив ваш тест, я каждому поставлю оценки.
Домашнее задание. Повторить признаки текста. Составить собственный текст на тему «Наш классный час» 8 -10 предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
Конспект урока русского языка "Местоимения в тексте"
Класс: 6Тема: «Местоимения в тексте»Цели:деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, ...
Конспект урока русского языка. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Тема: Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий. 7 класс
Конспект урока. Лингвистический анализ текста с использованием региональной лексики. Приложение - текст для лингвистического анализа....
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»
Данный материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...