Урок русского языка в 10 классе с использованием ИКТ по теме "Синонимы, их употребление в речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Конспект урока русского языка в 10 классе разработан для профильного гуманитарного класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_sinonomam.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Синонимы и их употребление
Класс: 10
Тип урока: повторение с изучением нового элемента
Метод урока: проблемный
Цель урока:
Повторить тему «синонимы и их употребления», дать новые знания по этой теме: типы синонимов; на примере текста показать функции синонимов.
Задачи:
- находить в тексте контекстуальные, стилистические и лексические синонимы;
- называть функции синонимов в тексте;
- развивать культуру устной и письменной речи;
- развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи синонимы.
Ход урока
этапы | Деятельность учителя и учеников | |
| ||
| -Что такое лексика? -Что такое лексикология? -Дайте определение понятию «слово»? -Какие группы слов в лексике вы знаете? | |
Организация воспроизведения-восприятия | Ребята, в 5 классе вы уже сталкивались с темой «Лексика». Сегодня более подробно затроним тему « Синонимы и их употребление». Итак, дайте определение понятию синонимы и приведите примеры? Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3. Посмотрите на эти групы слов. Что у них общего, что различного.? Как бы вы сгруппировали эти слова?
Слайд 4. по структуре слов синонимического ряда: разнокорневые – однокорневые
Синонимы делятся на: Слайд 5 лексические стилистические контекстуальные Слайд6 Лексические синонимы
Как правило, слова-синонимы отличаются друг от друга. Иногда они могут отличаться оттенками значения. 1) ходить- бродить-шагать-шевствовать; 2) обидеть- оскорбить. В первом примере глаголы, предавая одно действие, подчеркивают разный способ его. Во- втором- разную степень интенсивности действия: оскорбить- «очень сильно обидеть». Слайд 7. точные синонимы (тождество значений) толкование 2-х слов совпадают; 2) неточные (квазисинонимы) – если они имеют в толковании большую общую часть, а часть толкования не совпадает. Слайд 8. а) самолет − аэроплан; летчик − авиатор; бегемот − гиппопотам; б) каштановый, коричневый, карий; синий, голубой, лазурный, лазоревый; серый, пасмурный. Это точные синонимы. Как вы думаете, какие синонимы называются не точными? Слайд 9. Для признания 2-х слов неточными синонимами (лексическими) необходимо и достаточно: 1)Чтобы они имели в словаре не полностью совпадающие толкования. 2)Чтобы они принадлежали к одной части речи. Этим требованиям удовлетворяют следующие синонимы:
Слайд 10. Поговорим о стилистических синонимах. Как вы думаете, какие синонимы называются стилистическими?
лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк. Слайд 11. Должно быть, только на обильных кубанских просторах могла взойти женщина с такими огромными карими глазами, и которым больше подходит слово «очи». (Гончаров) Будут ли слова «Глаза» и «очи» являться стилистическими синонимами. Докажите? Какую функцию в тексте выплняют эти синонимы? Как вы думаете, какие синонимы называются контекстуальными? Слайд 12.
Слова, которые сближаются по значению только в условиях одного контекста, называются контекстуальными. В контексте синонимизируются слова, которые по сути своей синонимами не являются. Слайд 13.
Выделенные слова, по вашему мнению будут являться контекстуальными синонимами? Докажите? Доказать можно через семантику слов. Синонимы могут образовывать синонимический ряд. Что такое синонимический ряд? Приведите примеры? Слайд 14.
Колоссальный – громадный – огромный – большой Поговорим о функция синонимов. Для чего в тексте автор использует синонимы? Слайд. 15. Функции синонимов: 1) Семантические; 2) синтаксические Слайд 16. Семантические функции синонимов: 1.замещения б) замещение слова эквивалентными словосочетаниями загудеть – дать гудок победить – одержать победу ударить – нанести удар в)замещение слова фразеологизмом обманывать – водить за нос Замещение – исходная семантическая функция синонима. Замещение лежит в основе уточнения.
Слайд 17. 2. уточнения (связана с желанием говорящего или пишущего более четко выразить мысль). Рядом был старый хороший товарищ, друг, с которым ничего не страшно. товарищ, друг – общее – близкий человек – наибольшая степень близости, основанная на личных отношениях и интересах. Слайд 18. Стилистические функции синонимов: 1Стилистические синонимы в языке художественной литературы используются как изобразительное средство создания градации Слайд 19. Посмотрите на текст. Найдите синонимы, определите тип синонимов и укажите их функцию (ии). А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом: Слайд. 20 А) Хотя почтмейстер был очень речист, но и тот, взявши в руки карты, тот же час выразил на лице своем мыслящую физиономию, покрыл нижнею губою верхнюю и сохранил такое положение во всё время игры. Выходя с фигуры, он ударял по столу крепко рукою, приговаривая, если была дама: "Пошла, старая попадья!", если же король: "Пошел, тамбовский мужик!" Иногда при ударе карт по столу вырывались выражения: Б) Все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец, громовой удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра. Сначала, принявши косое направление, хлестал он одну сторону кузова кибитки, потом в другую. Потом, изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямо в верх его кузова. В) Оба приятеля, рассуждавшие о приятностях дружеской жизни, остались недвижимы, вперя друг в друга глаза, как те портреты, которые вешались в старину один против другого по обеим сторонам зеркала. Наконец Манилов поднял трубку с чубуком и поглядел снизу ему в лицо, стараясь высмотреть, не видно ли какой усмешки на губах его, не пошутил ли он; но ничего не было видно такого, напротив, лицо даже казалось степеннее обыкновенного; потом подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай с ума, и со страхом посмотрел на него пристально. Перед вами текст. Ваша задача найти в тексте синонимы и определить их тип и функции. Первый ряд берет под буквой А, второй ряд под буквой Б и третий ряд под буквой В. Время на выполнения задания 5 минут. | |
Подведение итогов и задание на дом | -Что нового было для вас на нашем сегодняшнем уроке? -Есть ли у кого вопросы по новому материалу? -На дом задание будет таким. Вам необходимо составить небольшой текст с использованием все типов синонимов. Текст может быть любой тематики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС
Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."
Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....
Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Правописание и употребление междометий и звукоподражательных слов.
Предложен учебный фильм, дидактические таблицы для осмысления и запоминания....