Урок русского языка в 10 классе с использованием ИКТ по теме "Синонимы, их употребление в речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Конспект урока русского языка в 10 классе разработан для профильного гуманитарного класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_sinonomam.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Синонимы и их употребление

Класс: 10

Тип урока: повторение с изучением нового элемента

Метод урока: проблемный

Цель урока:

Повторить тему «синонимы и их употребления», дать новые знания по этой теме: типы синонимов; на примере текста показать функции синонимов.

Задачи:

- находить в тексте контекстуальные, стилистические и лексические синонимы;

-  называть функции синонимов в тексте; 

- развивать культуру устной и письменной речи;

- развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи синонимы.

Ход урока

этапы

Деятельность учителя и учеников

  1. Орг.момент

  1. Опрос и проверка дз

-Что такое лексика?

-Что такое лексикология?

-Дайте определение понятию «слово»?

-Какие группы слов в лексике вы знаете?

  1. Изучение нового материала

Организация воспроизведения-восприятия

Ребята, в 5 классе вы уже сталкивались с темой  «Лексика». Сегодня более подробно затроним тему « Синонимы и их употребление».

Итак, дайте определение понятию синонимы и приведите примеры?

Слайд 1.

  • Синонимы – это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению. Случай – событие – инцидент – происшествие
  • Грустный – печальный

Слайд 2.

  • Мало – кот наплакал
  • Бить баклуши- бездельничать

Слайд 3.

Посмотрите на эти групы слов. Что у них общего, что различного.? Как бы вы сгруппировали эти слова?

  • правда – истина                выругать – отругать
  • приехать – прибыть        заглавие – заголовок
  • тишина – молчание        петь – распевать

Слайд 4.

по структуре слов синонимического ряда:

разнокорневые        –        однокорневые

 

  • правда – истина                выругать – отругать
  • приехать – прибыть                  заглавие – заголовок
  • тишина – молчание               петь – распевать

Синонимы делятся на:

Слайд 5

лексические                               стилистические

                                     контекстуальные

Слайд6

Лексические синонимы

  • Лексические синонимы

Как правило, слова-синонимы отличаются друг от друга. Иногда они могут отличаться оттенками значения.

1) ходить- бродить-шагать-шевствовать;

2) обидеть- оскорбить.

В первом примере глаголы, предавая одно действие, подчеркивают разный способ его.

Во- втором- разную степень интенсивности действия: оскорбить- «очень сильно обидеть».

Слайд 7.

точные синонимы (тождество значений) толкование 2-х слов совпадают;

2) неточные (квазисинонимы) – если они имеют в толковании большую общую часть, а часть толкования не совпадает.

Слайд 8.

а) самолет  аэроплан; летчик  авиатор; бегемот  гиппопотам;

б) каштановый, коричневый, карий; синий, голубой, лазурный, лазоревый; серый, пасмурный. Это точные синонимы.

Как вы думаете, какие синонимы называются не точными?

Слайд 9.

Для признания 2-х слов неточными синонимами (лексическими) необходимо и достаточно:

1)Чтобы они имели в словаре не полностью совпадающие толкования.

2)Чтобы они принадлежали к одной части речи.

 Этим требованиям удовлетворяют следующие синонимы:

  • нести – тащить (ч-л тяжелое); отрывать – отдирать (отрывать с силой); кисть – гроздь; мыть – стирать; конвой – караул; вылупить – вытаращить (глаза ).

Слайд 10.

Поговорим о стилистических синонимах. Как вы думаете, какие синонимы называются стилистическими?

  • Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления:

лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк.

Слайд 11.

Должно быть, только на обильных кубанских просторах могла взойти женщина с такими огромными карими глазами,  и которым больше подходит слово «очи». (Гончаров)

 Будут ли слова «Глаза» и «очи» являться стилистическими синонимами. Докажите? Какую функцию в тексте выплняют эти синонимы?

Как вы думаете, какие синонимы называются контекстуальными?

Слайд 12.

  • Контекстуальные синонимы

Слова, которые сближаются по значению только в условиях одного контекста, называются контекстуальными. В контексте синонимизируются слова, которые по сути своей синонимами не являются. 

Слайд 13.

  • «Продавец шаров влетел в кондитерскую и попал в торты, его залепило сплошь белым кремом, имеющим прелестный розоватый оттенок. Поэт теперь мог принять его за лебедя в белоснежном оперении, садовник за мраморную статую, прачка за гору мыльной пены, а шалун – за снежную бабу» ( Ю. Олеша «Три толстяка»);

Выделенные слова, по вашему мнению будут являться контекстуальными синонимами? Докажите? Доказать можно через семантику слов.

Синонимы могут образовывать синонимический ряд. Что такое синонимический ряд? Приведите примеры?

Слайд 14.

  • Все слова находящиеся в синонимических отношениях, объединяющиеся общностью значения, составляют синонимический ряд. В синонимический ряд входят слова одной и той же части речи.

Колоссальный – громадный – огромный – большой

Поговорим о функция синонимов. Для чего в тексте автор использует синонимы?

Слайд. 15.

Функции синонимов:

1) Семантические;

2) синтаксические

Слайд 16.

Семантические функции синонимов:

1.замещения

б) замещение слова эквивалентными словосочетаниями

загудеть – дать гудок

победить – одержать победу

ударить – нанести удар

в)замещение слова фразеологизмом

обманывать – водить за нос

Замещение – исходная семантическая функция синонима. Замещение лежит в основе уточнения.

 

Слайд 17.

2. уточнения (связана с желанием говорящего или пишущего более четко выразить мысль).

Рядом был старый хороший товарищ, друг, с которым ничего не страшно.

товарищ, друг – общее – близкий человек – наибольшая степень близости, основанная на личных отношениях и интересах.

Слайд 18.

Стилистические функции синонимов:

1Стилистические синонимы в языке художественной литературы используются как изобразительное средство создания градации

Слайд 19.  Посмотрите на текст. Найдите синонимы, определите тип синонимов и укажите их функцию (ии).

А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом:
 – Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!
Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей, марш.
(М.Булгаков «Мастер и Маргарита») 

Слайд. 20

А) Хотя почтмейстер был очень речист, но и тот, взявши в руки карты, тот же час выразил на лице своем мыслящую физиономию, покрыл нижнею губою верхнюю и сохранил такое положение во всё время игры. Выходя с фигуры, он ударял по столу крепко рукою, приговаривая, если была дама: "Пошла, старая попадья!", если же король: "Пошел, тамбовский мужик!"  Иногда при ударе карт по столу вырывались выражения: 
"А! была не была, не с чего, так с бубен!", или же просто восклицания: "черви! червоточина! пикенция!", или "пикендрас! пичурущух! пичура!" и даже просто: "пичук!" -- названия, которыми перекрестили они масти в своем обществе.

Б) Все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец, громовой удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра. Сначала, принявши косое направление, хлестал он одну сторону кузова кибитки, потом в другую. Потом, изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямо в верх его кузова.

В) Оба приятеля, рассуждавшие о приятностях дружеской жизни, остались недвижимы, вперя друг в друга глаза, как те портреты, которые вешались в старину один против другого по обеим сторонам зеркала. Наконец Манилов поднял трубку с чубуком и поглядел снизу ему в лицо, стараясь высмотреть, не видно ли какой усмешки на губах его, не пошутил ли он; но ничего не было видно такого, напротив, лицо даже казалось степеннее обыкновенного; потом подумал, не спятил ли гость как-нибудь невзначай с ума, и со страхом посмотрел на него пристально.

Перед вами текст. Ваша задача найти в тексте синонимы и определить их тип и функции. Первый ряд берет под буквой А, второй ряд под буквой Б и третий ряд под буквой В. Время на выполнения задания 5 минут.

Подведение итогов и задание на дом

-Что нового было  для вас на нашем сегодняшнем уроке?

-Есть ли у кого вопросы по новому материалу?

-На дом задание будет таким. Вам необходимо составить небольшой текст с использованием все типов синонимов. Текст может быть любой тематики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС

Тема: Употребление обращений в речи. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 8 КЛАСС...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Правописание и употребление междометий и звукоподражательных слов.

Предложен учебный фильм, дидактические таблицы для осмысления и запоминания....