Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов (по учебнику И. В. Гусаровой)
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Токарева Татьяна Анатольевна

Содержит материал в соответствии ФГОС СОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmapo_russkomu_yazyku_10-11_klass.docx60.61 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Рассказовского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Платоновская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор школы

______________    М. В. Филонов

Приказ № ____  от _____________ 2020 г.

Рассмотрена на заседании экспертного совета и рекомендована к утверждению

(протокол № ___ от ___________ 2020 г.)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса

РУССКИЙ ЯЗЫК

для  10 - 11   классов

на 2020-2021 учебный год

срок реализации: 2 года

                       составитель: учитель русского языка

и литературы МБОУ Платоновской СОШ

                                         Токарева Татьяна Анатольевна

2020 год


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

Важнейшая цель изучения предметной области «Русский язык и литература» на завершающем этапе школьного обучения заключается в том, чтобы развивать умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений в устной и письменной форме, культуру читательского восприятия и понимания литературных текстов, читательскую самостоятельность. Русский язык и литература ориентированы на разные аспекты работы с текстом: языковой/речевой и эстетический, по-разному формируют информационную компетентность; объединяет их фокусировка на текстовой деятельности, связанной с развитием способностей и умений самостоятельно создавать тексты различной природы. Этим объясняются общие подходы в формировании результатов предметной области: результаты определяются через деятельность, связанную с работой с текстом. Подобный подход к изучению родного языка, в центре внимания которого в той или иной форме находится анализ текста, позволяет комплексно решать задачи формирования общекультурных и предметных компетенций, достичь личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами изучаемого предмета.

Курс «Русский язык» на базовом уровне ориентирован на достижение следующих целей:

- формировать представление о языке как духовной сокровищнице народа, его нравственной, культурной ценности, воспитывать гражданина и патриота, овладевать культурой межнационального общения;

- осознавать роль языка как средства личностного становления и развития, приобщения к культурным ценностям, осознавать эстетическую ценность слова, развивать эстетический вкус, умение проникать в смысловое поле слова и  текста в  целом, совершенствовать на этой основе искусство понимания текста;

- развивать читательскую культуру, использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; совершенствовать информационные умения и навыки;

- развивать умение создавать тексты, устные и письменные, различных типов и жанров, с заданной функционально-стилевой установкой, с учётом речевой ситуации;

- овладевать опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях, ситуациях межкультурного общения; коммуникативно целесообразно использовать язык в разных сферах и средах общения, развивать способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации, навыки самоорганизации и саморазвития;

- углублять знания о языке как многофункциональной развивающейся системе, о норме, её функциях, функционально-стилистической системе русского языка, оценивать явления и  факты речевой культуры с точки зрения норм литературного языка, формировать функциональную грамотность как основу взаимодействия в социуме;

- воспитывать потребность постоянно совершенствовать свою речевую культуру, обогащать свой язык.

Курс «Русский язык» на углублённом уровне дополнен следующими целевыми установками:                                    - углубить знания о лингвистике как науке, о русском языке как объекте научного исследования, анализировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретаций, в необходимых случаях давать исторический комментарий к  языковым явлениям;

- проводить комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью, стилистический анализ текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка, редактировать тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

- оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, разграничивать варианты норм и речевые нарушения, анализировать коммуникативные качества и эффективность речи, понимать причины коммуникативных неудач, предупреждать и преодолевать их, осуществлять речевой самоконтроль, самооценку и самокоррекцию, совершенствовать собственные коммуникативные способности.

Обозначенные целевые установки создают условия для формирования языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка.

Модульное построение курса позволяет в индивидуальном порядке выбрать модуль, который позволит отработать необходимые навыки и таким образом выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Такой подход к обучению, смоделированный через проблематизацию учебной деятельности, через организацию различных видов текстовой деятельности, активной речевой деятельности, а также через выстраивание индивидуально ориентированной траектории развития учащегося, будет стимулировать процесс самообразования учащихся, создавать условия для успешного развития ученика, достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

- Осознание русского языка как духовной, нравственной и  культурной ценности народа; формирование гражданина и патриота своей страны, бережно относящегося к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства, осознающим свою причастность к состоянию речевой культуры общества в целом.

- Cформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу-создателю культурных ценностей, уважительного отношения к другим культурам.

- Сформированность языковой личности, способной выразить себя на языке и с помощью языка, осознающей значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.

- Сформированность толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

- Приобретение коммуникативных навыков, важных для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

- Сформированность духовно-нравственных основ личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и  поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

- Сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.

- Осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру; понимание этики и эстетики филологии.

- Сформированность экологического мышления, бережного отношения к слову.

- Сформированность духовно-нравственных ориентиров, способствующих воспитанию национальной идентичности, привитие традиционных семейных ценностей.

- Способность делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМИРУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

- Умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии.

- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении.

- Владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

- Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

- Умение самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры.

- Овладение языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

- Овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Выпускник на базовом уровне научится

Выпускник на углублённом уровне научится

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте

рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы

использовать языковые средства адекватно цели и ситуации речевого общения

видеть взаимосвязь единиц и  уровней языка

опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональ-ные разновидности, жаргон, арго)

характеризовать единицы языка того или иного уровня

различать основные разновидности монологической и диалогической речи

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты опре-делённой функционально-смысловой принад-лежности (описание, повествование, рассуж-дение) и определённых жанров (тезисы, кон-спекты, выступления, лекции, отчёты, сообще-ния, аннотации, рефераты, доклады, сочинения)

анализировать роль форм русского языка, использованных в  предъявленных текстах

определять признаки и структурные элементы текста

комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка

опознавать типы текстов

анализировать языковые средства в зависимости от типа и  жанра высказывания

подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в соответствии с типом текста

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи

определять тему, проблему и  основную мысль текста

иметь представление об истории русского языкознания

анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и  скрытой, основной и второстепенной информации

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи

определять лексические и  грамматические средства связи предложений в тексте в соответствии с видами связи

характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста

выделять основные признаки определённого стиля речи

опознавать лексические и  синтаксические средства языка в  текстах определённого стиля речи

различать и анализировать тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста

создавать тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию

отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка

оценивать стилистические ресурсы языка

опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка, определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические)

создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю

анализировать текст с точки зрения наличия в нём определённых изобразительно-выразительных средств

проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности

использовать изобразительно-выразительные средства языка в устных и письменных текстах разных жанров и стилей

владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и  представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

использовать при работе с  текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с  полным пониманием текста, с  пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации)

создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст

извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат

характеризовать основные аспекты культуры речи

выделять основные аспекты культуры речи

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма

выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и  письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

соблюдать культуру публичной речи

соблюдать культуру публичной речи соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и  официально-деловой сферах общения

опознавать основные виды языковых норм

опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм

соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка

осуществлять речевой самоконтроль

оценивать собственную и  чужую речь с позиции соответствия языковым нормам

оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи

использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о  нормах русского литературного языка

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться

видеть взаимосвязь единиц и  уровней языка

проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте

характеризовать единицы языка того или иного уровня

выделять и описывать социальные функции русского языка

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их  употребления

проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и  использовать его результаты в практической речевой деятельности

анализировать роль форм русского языка, использованных в  предъявленных текстах

анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию

комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка

характеризовать роль форм русского языка в становлении и  развитии русского языка

анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания

проводить лингвистический анализ форм существования русского языка на примере различных текстов

использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи

проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и  представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме

иметь представление об истории русского языкознания

проводить комплексный лингвистический анализ текста в  соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи

критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст

характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста

создавать тексты определённого стиля в различных жанрах

опознавать лексические и синтаксические средства языка в  текстах определённого стиля речи

выступать перед аудиторией с  текстами различной жанровой принадлежности

дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста

осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию

использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского языка

создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю;

проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи

проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности

редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о  нормах русского литературного языка

владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и  представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и  культуры речи

создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст

характеризовать основные аспекты культуры речи

соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма

соблюдать культуру научного и делового общения в устной и  письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и  официально-деловой сферах общения

опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм

осуществлять речевой самоконтроль

оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о  нормах русского литературного языка

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

Знать и понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка.

Аудирование и чтение

  • Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Говорение и письмо

  • Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

(Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643)

  1.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

Базовый уровень

Язык. Общие сведения о языке.

Основные разделы науки о языке 

Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в  международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.

Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи 

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.

Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Культура разговорной речи. Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Углублённый уровень

Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке.

Язык  как  многофункциональная  развивающаяся  знаковая  система  и  общественное явление.  Языки  естественные  и  искусственные.  Языки  государственные,  мировые, межнационального общения.

Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Русский  язык  в  современном  мире.  Русский  язык  как  один  из  индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Язык  и  общество.  Язык  и  культура.  Язык  и  история  народа.  Русский  язык  в Российской  Федерации  и  в  современном  мире:  в  международном  общении,  в межнациональном  общении.  Формы  существования  русского  национального  языка (литературный  язык,  просторечие,  народные  говоры,  профессиональные  разновидности, жаргон,  арго). Роль  форм  русского  языка  в  становлении  и  развитии  русского  языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Лингвистика  в  системе  гуманитарного  знания.  Русский  язык  как  объект  научного изучения.  Русистика  и  ее  разделы.  Лингвистический  эксперимент.  Виднейшие  ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.

Речь. Речевое общение

Речевое  общение  как  форма  взаимодействия  людей  в  процессе  их  познавательно-трудовой деятельности.

Основные  сферы  речевого  общения,  их  соотнесенность  с  функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.

Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Овладение  речевыми  стратегиями  и  тактиками,  обеспечивающими  успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Речевое  общение  и  его  основные  элементы. Виды  речевого  общения.  Сферы  и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Осознанное  использование  разных  видов  чтения  и  аудирования  в  зависимости  от коммуникативной  установки.  Способность  извлекать  необходимую  информацию  из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных  в  электронном  виде  на  различных  информационных  носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки  прочитанных  и  прослушанных  текстов  и  представление  их  в  виде  тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ текста.

Монологическая  и  диалогическая  речь.  Развитие  навыков  монологической  и диалогической  речи.  Создание  устных  и  письменных  монологических  и  диалогических высказываний  различных  типов  и  жанров  в  научной,  социально-культурной  и  деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.

Функциональная   стилистика   как   учение   о   функционально-стилистической дифференциации   языка.   Функциональные   стили   (научный,   официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Стилистические ресурсы языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура   публичного   выступления   с   текстами   различной   жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.

Основные  жанры  научного  (доклад,  аннотация,  статья,  тезисы,  конспект,  рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерки др.), официально-делового  (резюме,  характеристика,  расписка,  доверенность  и  др.)  стилей, разговорной  речи  (рассказ,  беседа,  спор).  Виды  сочинений.  Совершенствование  умений  и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный   язык   и   язык   художественной   литературы.   Отличия   языка художественной  литературы  от  других  разновидностей  современного  русского  языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды  чтения.  Использование  различных  видов  чтения в  зависимости  от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение  стилистического  анализа  текстов  разных  стилей  и  функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура  речи  как  раздел  лингвистики.  Основные  аспекты  культуры  речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Взаимосвязь  языка  и  культуры.  Лексика,  обозначающая  предметы  и  явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная лексика и фразеология; русские  имена.  Взаимообогащение  языков  как  результат  взаимодействия  национальных культур.

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Культура видов речевой деятельности –чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого  этикета  в  официально-деловой,  научной  и  публицистической  сферах  общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма  и  ее  функции.  Основные  виды  языковых  норм:  орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические),  стилистические  нормы  русского  литературного  языка.  Орфографические нормы,  пунктуационные нормы.  Совершенствование  орфографических  и  пунктуационных умений  и  навыков. Совершенствование  собственных  коммуникативных  способностей  и культуры  речи. Соблюдение  норм  литературного  языка  в  речевой  практике.  Уместность использования  языковых  средств  в  речевом  высказывании.  Варианты  языковых  норм. Осуществление  выбора  наиболее  точных  языковых  средств  в  соответствии  со  сферами  и ситуациями речевого общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее  эффективности  в  достижении  поставленных  коммуникативных  задач. Разные  способы редактирования текстов.

Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об  истории  происхождения  некоторых  слов  и  выражений,  отражающих  исторические  и культурные традиции страны.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА РУССКОГО ЯЗЫКА

10 класс

№ п/п

Наименование учебных блоков и модулей

Всего часов

1

Введение в курс русского языка. Входное диагностическое тестирование

                        1

Содержательный учебный блок № 1 (20 часов)

2

 Модуль 1. Общие сведения о языке

3

3

Развитие речи. Обучение  написанию сочинения

1

4

Модуль 2. Речь как процесс коммуникативной деятельности

6

5

Развитие речи. Обучение написанию сочинения

1

6

Модуль 3.  Орфография

2

7

Модуль 4.  Синтаксис и пунктуация

5

8

Итоговый контроль по блоку № 1

2

Содержательный учебный блок №2 (13 часов)

9

Модуль 5.  Становление и развитие русского языка

2

10

Развитие речи. Обучение написанию сочинения

1

11

Модуль 6.  Текст как результат речевой деятельности

2

12

Модуль 7.  Орфография

2

13

Модуль 8.  Синтаксис и пунктуация

4

14

Итоговый  контроль по блоку № 2

2

Содержательный учебный блок № 3 (15 часов)

12

Модуль 9.  Краткая история русской письменности и реформы русского письма

2

13

Модуль10.  Виды речевой деятельности и способы информационной  переработки текста

2

14

Развитие речи. Работа над сочинением

2

15

Модуль 11.  Орфография

2

16

Модуль 12. Синтаксис и пунктуация

3

17

Итоговый контроль по блоку № 3

2

18

Развитие речи. Работа над сочинением

2

Содержательный учебный блок № 4 (19 часов)

19

Модуль 13. Лексика и фразеология

8

20

Развитие речи. Работа над сочинением

1

21

Модуль 14. Функциональные стили речи

5

22

Модуль 15. Орфография

1

23

Модуль 16. Синтаксис и пунктуация

2

24

Итоговый  контроль по блоку № 4

2

Содержательный учебный блок № 5 (16 часов)

25

Модуль 17. Фонетика

4

26

Развитие речи. Работа над сочинением

1

27

Модуль 18. Нормы русского литературного языка

3

28

Модуль 19. Орфография

3

29

Модуль 20. Синтаксис и пунктуация

3

30

Итоговый  контроль по блоку № 5

2

Содержательный учебный блок № 6 (19 часов)

31

Модуль 21. Морфемика и словообразование

5

32

Развитие речи. Работа над сочинением

1

33

Модуль 22. Русский речевой этикет

1

34

Модуль 23. Орфография

3

35

Модуль 24. Синтаксис и пунктуация

3

36

Развитие речи. Сочинение 

2

37

Итоговый контроль по блокам № 1-6

2

38

Обобщение и систематизация изученного                                                              

2

Итого

102

11 класс

№ п/п

Наименование тематических модулей

Всего часов

1

Введение в курс языка 11 класса. Входное диагностическое тестирование

1

Содержательный  учебный блок № 7 (8 часов)

2

Модуль 25. Общее понятие о морфологии

1

3

Модуль 26. Орфография

2

4

Модуль 27. Основные качества хорошей речи

2

5

Развитие речи. Сочинение -рассуждение

1

6

Модуль 28. Синтаксис и пунктуация

1

8

Итоговый контроль по блоку № 7

1

Содержательный  учебный блок № 8 (11 часов)

9

Модуль 29. Служебные части речи

3

10

Модуль 30. Орфография

2

11

Модуль 31. Нормы языка и культура речи

1

12

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

1

13

Модуль 32. Синтаксис и пунктуация

2

14

Итоговый контроль по блоку № 8

2

Содержательный  учебный блок № 9 (13 часов)

15

Модуль 33. Имя существительное как часть речи

5

16

Модуль 34. Орфография

1

17

Модуль 35. Нормы языка и культура речи

2

18

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

1

19

Модуль 36. Синтаксис и пунктуация

2

20

Итоговый контроль по блоку № 9

2

Содержательный  учебный блок № 10 (10 часов)

21

Модуль 37.  Имя прилагательное как часть речи

3

22

Модуль 38.  Орфография

1

23

Модуль 39. Нормы языка и культура речи

1

24

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

1

25

Модуль 40. Синтаксис и пунктуация

2

26

Итоговый контроль по блоку № 10

2

Содержательный  учебный блок № 11 (8 часов)

27

Модуль 41. Имя числительное как часть речи

2

28

Модуль 42.  Орфография

1

29

Модуль 43. Нормы языка и культура речи

1

30

Модуль 44. Синтаксис и пунктуация

2

31

Итоговый контроль по блоку № 11

2

Содержательный  учебный блок № 12 (8 часов)

32

Модуль 45. Местоимение как часть речи

1

33

Модуль 46. Орфография

1

34

Модуль 47. Нормы языка и культура речи

1

35

Развитие речи. Сочинение -рассуждение

1

36

Модуль 48. Синтаксис и пунктуация

2

37

Итоговый контроль по блоку № 12

2

Содержательный  учебный блок № 13 (12 часов)

38

Модуль 49. Глагол как часть речи

5

39

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

1

40

Модуль 50. Орфография

1

41

Модуль 51. Нормы языка и культура речи

1

42

Модуль 52. Синтаксис и пунктуация

2

43

Итоговый контроль по блоку № 13

2

Содержательный  учебный блок № 14 (10 часов)

44

Модуль 53. Причастие как часть речи

3

45

Модуль 54. Орфография

2

46

Модуль 55. Нормы языка и культура речи

1

47

Модуль 56. Синтаксис и пунктуация

2

48

Итоговый контроль по блоку № 14

2

Содержательный  учебный блок № 15 (7 часов)

49

Модуль 57. Деепричастие как часть речи

1

50

Модуль 58. Орфография

1

51

Модуль 59. Нормы языка и культура речи

1

52

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

1

53

Модуль 60. Синтаксис и пунктуация

1

54

Итоговый контроль по блоку № 15

2

Содержательный  учебный блок № 16 (13 часов)

55

Модуль 61. Наречие как часть речи

2

56

Модуль 62. Орфография

2

57

Модуль 63. Нормы языка и культура речи

1

58

Развитие речи. Сочинение-рассуждение

1

59

Модуль 64. Синтаксис и пунктуация

2

60

Итоговый контроль по блоку № 15

2

61

Повторение изученного

3

Итого

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5-х классов к учебнику Разумовской М.М.

Настоящая программа реализует системно-деятельностный подход и разработана с учетом реализации междисциплинарных учебных программ: «Формирование универсальных учебных действий» (УУД); «Формирование ИК...

Рабочая программа по русскому языку для 5-6 классов по учебнику В. В. Бабайцевой

Рабочая учебная программа по русскому языку в 5 - 9 -м классе составлена  на основе Закона РФ «Об образовании»;  программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образо...

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов к учебнику Бунеева

Количество часов предусмотрено для национальной школы...

Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку для 6-го класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения на основе авторской Программ...

Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по учебнику М.М.Разумовской ( ФГОС)

Настоящая программа  составлена  на основе   программы по русскому языку 5-9 классы к УМК под редакцией  М.М. Разумовской (М., Дрофа, 2013г.)...

Рабочая программа по русскому языку ФГОС для 6 класса по учебнику Т.А.Ладыженской

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС согласно новому положению о рабочих программах...

Рабочая программа по русскому языку в 10-11 классах к учебнику Т.М.Пахновой

В программе представлена пояснительная записка, включающая учебный план и содержание программы...