РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУДУЩИЙ АБИТУРИЕНТ»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Ольга Павловна Колобаева

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 10 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 классы. М.: Просвещение, 2015 год.

Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл budushchiy_abiturient.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования   №40

имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева»

Рассмотрено                                                 на заседании МО МБОУ «ЦО №40»

Руководитель МО:

________________            «____»_______20___г.

Принята на заседании

педагогического совета

МБОУ «ЦО №40»

Протокол № ____           «____»_____20___г.

«Утверждено»

Директор

МБОУ ЦО «40»

С.А. Гнидина

_________________

Приказ № «____»_____20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БУДУЩИЙ АБИТУРИЕНТ»

Рабочая программа разработана Колобаевой О.П.

Уровень (классы) 10 класс

2020/ 2021 учебный год

г. Тула

Пояснительная записка.

             Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 10 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 классы. М.: Просвещение, 2015 год.

Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.

Программа курса  рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

        Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах:

самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.

      Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2020- 2021 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.

     Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.

 

Цель кружковой работы: помочь учащимся 10 класса подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в     форме ЕГЭ.

Задачи кружковой работы:

образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в

             КИМах  ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

  • обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их

             использования;

  • повышать уровень грамотности учащихся.

развивающие:

  • совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
  • развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
  • совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
  • совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи  аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.

воспитательные:

  • воспитывать ответственное отношение к экзаменам

Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • основные функции языка;
  • основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь;
  • основные нормы русского литературного языка.

 К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
  • проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
  • формулировать проблему, поставленную автором  исходного текста,  и комментировать её;
  • определять позицию автора;
  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
  • уметь  излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Основное содержание программы.

Введение – 3 часа.

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Подготовка к заданиям 1-24  – 54 часа.

1. Лексика и фразеология

  • лексическое значение слова;
  • синонимы, антонимы, омонимы;
  • фразеологические обороты;
  • группы слов по происхождению и употреблению;
  • лексический анализ

2. Морфемика и словообразование

  • значимые части слова (морфемы);
  • морфемный анализ слова;
  • основные способы словообразования;
  • словообразовательный анализ слова

3. Грамматика. Морфология

  • самостоятельные части речи;
  • служебные части речи;
  • морфологический анализ слова

4. Грамматика. Синтаксис

  • предложение, грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения;
  • второстепенные члены предложения;
  • двусоставные и односоставные предложения;
  • распространенные и нераспространенные предложения;
  • полные и неполные предложения;
  • осложненное простое предложение;
  • сложное предложение;
  • сложные бессоюзные предложения, смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
  • сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • способы передачи чужой речи;
  • синтаксический анализ простого предложения;
  • синтаксический анализ сложного предложения;

5. Орфография

  • употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;
  • употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;
  • употребление Ь и Ъ;
  • правописание корней;
  • правописание приставок;
  • правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-);
  • правописание -Н- и -НН- в различных частях речи;
  • правописание падежных и родовых окончаний;
  • правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
  • слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи;
  • правописание отрицательных местоимений и наречий;
  • правописание НЕ и НИ;
  • правописание служебных слов;
  • правописание словарных слов;
  • слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи;

6. Пунктуация

  • знаки препинания между подлежащим и сказуемым;
  • знаки препинания в простом осложненном предложении;
  • знаки препинания при обособленных определениях;
  • знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
  • знаки препинания при сравнительных оборотах;
  • знаки препинания при уточняющих членах предложения;
  • знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;
  • знаки препинания при прямой речи, цитировании;
  • знаки препинания в сложносочиненном предложении;
  • знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
  • знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи;
  • знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
  • знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью;
  • тире в простом и сложном предложениях;
  • двоеточие в простом и сложном предложениях;
  • пунктуация в простом и сложном предложениях;

7. Речь. Текст.

  • текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;
  • средства связи предложений в тексте;
  • стили и функционально-смысловые типы речи;
  • отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
  • анализ текста;

8. Языковые нормы

  • орфоэпические нормы
  • лексические нормы
  • грамматические нормы (морфологические нормы)
  • грамматические нормы (синтаксические нормы)

9. Изобразительно-выразительные средства языка

  • выразительные средства русской фонетики;
  • выразительные средства словообразования;
  • выразительные средства лексики и фразеологии;
  • выразительные средства грамматики;
  • тропы, стилистические фигур

Подготовка к сочинению – 24 часа.

      Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.  Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

      Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем  экзаменационных работ  предыдущих лет.

       Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

      Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке  позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

      Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

     Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

          Фоновое оформление работы.  Фактические ошибки, их предупреждение.

Комплексная подготовка к ЕГЭ – 21 час.

          Тренинг в формате ЕГЭ. Диагностическая работа в формате ЕГЭ.

                         

                                   

Календарно-тематическое планирование.

№/п

Кол-во

часов

Название темы

Формы занятия

Виды деятельности

учащихся

Планируемые результаты усвоения

материала

План

Факт

Введение 3 часа.

1-3

3

Цели и задачи изучаемого курса.

Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

Лекция

Коллективная

Знать спецификацию ЕГЭ 2019-2020 учебного года. Уметь заполнять бланки.

Подготовка к заданиям 1-24 – 54 часа.

4-6

3

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Лекция, практикум

Коллективная, индивидуальная

Отработка задания 4

Знать орфоэпические нормы русского литературного языка.

Уметь использовать эти навыки в речи.

7-9

3

Лексика. Лексическое значение слова. Слова паронимы, синонимы, антонимы.

Лекция, практикум

Коллективно-групповая

Отработка заданий 5,22,24

Знать лексические нормы русского литературного языка.

Уметь использовать эти навыки в речи.

10-12

3

Фразеология

Лекция, практикум

Коллективно-групповая

Задание 24

Знать фразеологизмыУметь находить их в тексте

13-15

3

Морфологические нормы. Грамматические ошибки.

Лекция, практикум

Коллективная

Задание 7

Знать морфологические, грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с их нарушением

16-18

3

Орфография. Орфографические нормы. 

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать орфографические нормы.

Уметь применять орфографические правила на практике.

19-21

3

Правописание корней, приставок, личных окончаний глаголов, суффиксов разных частей речи

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Задание 9 -12

Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.

22-24

3

Орфография: слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Задание 13

Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.

25-27

3

Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи.

Правописание

предлогов, союзов

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Задание 14, 15

Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике.

28-30

3

Синтаксические нормы.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Задание 8

Знать синтаксические грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с нарушением этих норм.

31-33

3

Синтаксис.

Простое, простое осложненное предложение, сложное

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Уметь находить обособленные члены предложения, вводные, вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания при них

34-36

3

Пунктуация. Пунктуационные нормы.

практикум

Коллективно-индивидуальная

Задания 16 -21

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

 Уметь использовать эти навыки в речи

37-39

3

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов.

практикум

Коллективно-индивидуальная

Задания 16 -21

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

Уметь применять эти навыки на практике

40-42

3

Знаки препинания в сложных предложениях разных типов

Практикум

Коллективно-индивидуальная

Задания 16 -21

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

Уметь применять эти навыки на практике

43-45

3

Сложное предложение с различными видами связи.

Практикум

Коллективно-индивидуальная

Задания 16 -21

Знать основные  нормы русского литературного языка (пунктуационные).

Уметь применять эти навыки на практике

46-48

3

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать

основные  нормы русского литературного языка.

Уметь использовать эти навыки в речи

49-51

3

Текст. Способы и средства связи предложений в тексте.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать способы и средства связи предложений в тексте.

Уметь определять их.

52-54

3

Текст. Стили и типы речи.

Лекция, практикум

Коллективно-индивидуальная

Знать стили и типы речи.

Уметь определять их.

55-57

3

Тренинг в формате ЕГЭ

Комплексное применение знаний

Индивидуальная

Подготовка к сочинению – 24 часа.

58-60

3

Композиция сочинения.

Лекция

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Знать композицию сочинения.

Уметь правильно оформлять композиционные части сочинения.

61-63

3

Формулировка проблемы. Виды проблем. Способы формулировки проблем.

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Уметь формулировать проблему исходного текста.

64-66

3

Комментарий к сформулирован-

ной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Знать виды комментариев,

Уметь давать разные виды комментариев к проблеме с опорой на исходный текст.

67-69

3

Авторской позиции.

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Уметь выявлять и формулировать авторскую позицию.

70-72

3

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Знать способы аргументации собственного мнения.

 Уметь аргументиро-

вать собственное мнение.

73-75

3

Заключение

Лекция,

Работа с текстом

Коллективно-индивидуальная

Уметь правильно писать заключение сочинения

76-78

3

Практикум по написанию сочинения.

Сочинение

Индивидуальная

79-81

3

Анализ сочинения

Коллективно-индивидуальная

Комплексная подготовка к ЕГЭ – 21 час.

82-84

3

Тренинг в формате ЕГЭ

Комплексное применение знаний

Индивидуальная

85-93

9

Тренинг в формате ЕГЭ

Комплексное применение знаний

Индивидуальная

94-102

9

Диагностическая работа в формате ЕГЭ

Комплексное применение знаний

Индивидуальная

Учебно-методическое  обеспечение.

  1. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова.- М.:Просвещение, 2003.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
  3. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
  4. Единый государственный экзамен 2015 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
  5. ЕГЭ-2016. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.
  6. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  7. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014.  Русский язык.
  8. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов

 н/Д: Легион, 2012.

Материально-техническая база.

  • компьютер
  • проектор
  • экран
  • интерактивная доска

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 

  1. ФИПИ. Открытый банк заданий.
  2. http://www.ctege.info
  3. http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
  1. и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУДУЩИЙ ОЛИМПИЕЦ. ОФП» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Дополнительная образовательная программа «Будущий олимпиец. Общая физическая подготовка» является модифицированной и относится к физкультурно-спортивной направленности.   Общая физиче...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Инженер будущего»

Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развив...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".

Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....