РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУДУЩИЙ АБИТУРИЕНТ»
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 10 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 классы. М.: Просвещение, 2015 год.
Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
budushchiy_abiturient.docx | 42.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №40
имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева»
Рассмотрено на заседании МО МБОУ «ЦО №40» Руководитель МО: ________________ «____»_______20___г. | Принята на заседании педагогического совета МБОУ «ЦО №40» Протокол № ____ «____»_____20___г. | «Утверждено» Директор МБОУ ЦО «40» С.А. Гнидина _________________ Приказ № «____»_____20___г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БУДУЩИЙ АБИТУРИЕНТ»
Рабочая программа разработана Колобаевой О.П.
Уровень (классы) 10 класс
2020/ 2021 учебный год
г. Тула
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка по русскому языку «Русский язык в формате ЕГЭ» в 10 классе составлена на основе программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 классы. М.: Просвещение, 2015 год.
Предлагаемая программа поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 10 класса к выпускному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ.
Программа курса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьёзная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался одиннадцать лет школьной жизни. И хотя принято говорить, что подготовка к выпускным экзаменам начинается с первого школьного дня, надо смотреть на вещи более реалистично: время основной подготовительной работы приходится на самые ответственные и трудные для школьника 10-11 классы. За эти два года ученику необходимо не только успеть повторить пройденное, но и, выбрав экзамен, к нему готовиться, чтобы успешно сдать его. Иными словами, нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, отрепетировать его в различных формах:
самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсий 2020- 2021 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Цель кружковой работы: помочь учащимся 10 класса подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ.
Задачи кружковой работы:
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в
КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;
- обобщить знания об особенностях разных стилей речи русского языка и сфере их
использования;
- повышать уровень грамотности учащихся.
развивающие:
- совершенствовать навык анализа текстов различных стилей;
- развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;
- совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;
- совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.
воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к экзаменам
Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- основные функции языка;
- основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь;
- основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Основное содержание программы.
Введение – 3 часа.
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям 1-24 – 54 часа.
1. Лексика и фразеология
- лексическое значение слова;
- синонимы, антонимы, омонимы;
- фразеологические обороты;
- группы слов по происхождению и употреблению;
- лексический анализ
2. Морфемика и словообразование
- значимые части слова (морфемы);
- морфемный анализ слова;
- основные способы словообразования;
- словообразовательный анализ слова
3. Грамматика. Морфология
- самостоятельные части речи;
- служебные части речи;
- морфологический анализ слова
4. Грамматика. Синтаксис
- предложение, грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения;
- второстепенные члены предложения;
- двусоставные и односоставные предложения;
- распространенные и нераспространенные предложения;
- полные и неполные предложения;
- осложненное простое предложение;
- сложное предложение;
- сложные бессоюзные предложения, смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
- сложные предложения с разными видами связи между частями;
- способы передачи чужой речи;
- синтаксический анализ простого предложения;
- синтаксический анализ сложного предложения;
5. Орфография
- употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц;
- употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц;
- употребление Ь и Ъ;
- правописание корней;
- правописание приставок;
- правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-);
- правописание -Н- и -НН- в различных частях речи;
- правописание падежных и родовых окончаний;
- правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;
- слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи;
- правописание отрицательных местоимений и наречий;
- правописание НЕ и НИ;
- правописание служебных слов;
- правописание словарных слов;
- слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи;
6. Пунктуация
- знаки препинания между подлежащим и сказуемым;
- знаки препинания в простом осложненном предложении;
- знаки препинания при обособленных определениях;
- знаки препинания при обособленных обстоятельствах;
- знаки препинания при сравнительных оборотах;
- знаки препинания при уточняющих членах предложения;
- знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения;
- знаки препинания при прямой речи, цитировании;
- знаки препинания в сложносочиненном предложении;
- знаки препинания в сложноподчиненном предложении;
- знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи;
- знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;
- знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью;
- тире в простом и сложном предложениях;
- двоеточие в простом и сложном предложениях;
- пунктуация в простом и сложном предложениях;
7. Речь. Текст.
- текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;
- средства связи предложений в тексте;
- стили и функционально-смысловые типы речи;
- отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения;
- анализ текста;
8. Языковые нормы
- орфоэпические нормы
- лексические нормы
- грамматические нормы (морфологические нормы)
- грамматические нормы (синтаксические нормы)
9. Изобразительно-выразительные средства языка
- выразительные средства русской фонетики;
- выразительные средства словообразования;
- выразительные средства лексики и фразеологии;
- выразительные средства грамматики;
- тропы, стилистические фигур
Подготовка к сочинению – 24 часа.
Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 21 час.
Тренинг в формате ЕГЭ. Диагностическая работа в формате ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование.
№/п | Кол-во часов | Название темы | Формы занятия | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты усвоения материала | План | Факт | |
Введение 3 часа. | ||||||||
1-3 | 3 | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | Лекция | Коллективная | Знать спецификацию ЕГЭ 2019-2020 учебного года. Уметь заполнять бланки. | |||
Подготовка к заданиям 1-24 – 54 часа. | ||||||||
4-6 | 3 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | Лекция, практикум | Коллективная, индивидуальная Отработка задания 4 | Знать орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. | |||
7-9 | 3 | Лексика. Лексическое значение слова. Слова паронимы, синонимы, антонимы. | Лекция, практикум | Коллективно-групповая Отработка заданий 5,22,24 | Знать лексические нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи. | |||
10-12 | 3 | Фразеология | Лекция, практикум | Коллективно-групповая Задание 24 | Знать фразеологизмыУметь находить их в тексте | |||
13-15 | 3 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки. | Лекция, практикум | Коллективная Задание 7 | Знать морфологические, грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с их нарушением | |||
16-18 | 3 | Орфография. Орфографические нормы. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная | Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | |||
19-21 | 3 | Правописание корней, приставок, личных окончаний глаголов, суффиксов разных частей речи | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 9 -12 | Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | |||
22-24 | 3 | Орфография: слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 13 | Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | |||
25-27 | 3 | Орфография: правописание –Н-/-НН- в суффиксах различных частей речи. Правописание предлогов, союзов | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 14, 15 | Знать орфографические нормы. Уметь применять орфографические правила на практике. | |||
28-30 | 3 | Синтаксические нормы. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная Задание 8 | Знать синтаксические грамматические нормы. Уметь исправлять ошибки, связанные с нарушением этих норм. | |||
31-33 | 3 | Синтаксис. Простое, простое осложненное предложение, сложное Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, не связанными с членами предложения. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная | Уметь находить обособленные члены предложения, вводные, вставные конструкции, правильно расставлять знаки препинания при них | |||
34-36 | 3 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. | практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 16 -21 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь использовать эти навыки в речи | |||
37-39 | 3 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов. | практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 16 -21 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике | |||
40-42 | 3 | Знаки препинания в сложных предложениях разных типов | Практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 16 -21 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике | |||
43-45 | 3 | Сложное предложение с различными видами связи. | Практикум | Коллективно-индивидуальная Задания 16 -21 | Знать основные нормы русского литературного языка (пунктуационные). Уметь применять эти навыки на практике | |||
46-48 | 3 | Изобразительно-выразительные средства языка. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь использовать эти навыки в речи | |||
49-51 | 3 | Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная | Знать способы и средства связи предложений в тексте. Уметь определять их. | |||
52-54 | 3 | Текст. Стили и типы речи. | Лекция, практикум | Коллективно-индивидуальная | Знать стили и типы речи. Уметь определять их. | |||
55-57 | 3 | Тренинг в формате ЕГЭ | Комплексное применение знаний | Индивидуальная | ||||
Подготовка к сочинению – 24 часа. | ||||||||
58-60 | 3 | Композиция сочинения. | Лекция Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Знать композицию сочинения. Уметь правильно оформлять композиционные части сочинения. | |||
61-63 | 3 | Формулировка проблемы. Виды проблем. Способы формулировки проблем. | Лекция, Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Уметь формулировать проблему исходного текста. | |||
64-66 | 3 | Комментарий к сформулирован- ной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. | Лекция, Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Знать виды комментариев, Уметь давать разные виды комментариев к проблеме с опорой на исходный текст. | |||
67-69 | 3 | Авторской позиции. | Лекция, Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Уметь выявлять и формулировать авторскую позицию. | |||
70-72 | 3 | Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. | Лекция, Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Знать способы аргументации собственного мнения. Уметь аргументиро- вать собственное мнение. | |||
73-75 | 3 | Заключение | Лекция, Работа с текстом | Коллективно-индивидуальная | Уметь правильно писать заключение сочинения | |||
76-78 | 3 | Практикум по написанию сочинения. | Сочинение | Индивидуальная | ||||
79-81 | 3 | Анализ сочинения | Коллективно-индивидуальная | |||||
Комплексная подготовка к ЕГЭ – 21 час. | ||||||||
82-84 | 3 | Тренинг в формате ЕГЭ | Комплексное применение знаний | Индивидуальная | ||||
85-93 | 9 | Тренинг в формате ЕГЭ | Комплексное применение знаний | Индивидуальная | ||||
94-102 | 9 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ | Комплексное применение знаний | Индивидуальная |
Учебно-методическое обеспечение.
- Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова.- М.:Просвещение, 2003.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2007.
- Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2013. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
- Единый государственный экзамен 2015 Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2012.
- ЕГЭ-2016. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2016.
- Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2015.
- С.В.Драбкина, Д.И.Субботин : Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. ЕГЭ 2014. Русский язык.
- Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. – Ростов
н/Д: Легион, 2012.
Материально-техническая база.
- компьютер
- проектор
- экран
- интерактивная доска
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- ФИПИ. Открытый банк заданий.
- http://www.ctege.info
- http://uchimcauchitca.blogspot.se/2013/05/2013_6481.html (По уши в ЕГЭ и ГИА)
- и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУДУЩИЙ ОЛИМПИЕЦ. ОФП» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Дополнительная образовательная программа «Будущий олимпиец. Общая физическая подготовка» является модифицированной и относится к физкультурно-спортивной направленности. Общая физиче...
Рабочая программа дополнительного образования детей «Инженер будущего»
Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развив...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....