Диагностическая работа для обучающихся 10 класса по русскому языку за 1 полугодие 2019-2020 учебный год
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Дынник Юлия Сергеевна

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом.

В диагностической  работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Распределение заданий по частям диагностической  работы с указанием первичных баллов представлено в таблице.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инф_карта_учитель

Спецификация

диагностической работы для обучающихся 10 класса по русскому языку  

за 1 полугодие 2019-2020 учебный год

 

1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку обучающихся 10  класса. Диагностическая работа включает задания для контроля освоения     разделов  «Лексикология», «Фразеология», «Синтаксис», «Пунктуация», «Культура речи», «Текст» учебного предмета.

2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

 Концептуальные подходы к формированию КИМ для 10 класса по русскому языку определялись спецификой предмета в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089);
  2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Намеченный в ФГОС среднего (полного) общего образования компетентностный подход отразился в содержании работы. Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

3. Структура КИМ

 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом.

В диагностической  работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;
  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2 содержит 1 задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Распределение заданий по частям диагностической  работы с указанием первичных баллов представлено в таблице.

Часть

работы

Количество

заданий

Максимальный

первичный

балл

Тип заданий

Часть 1

10

13

С кратким ответом

Часть 2

1

24

С развёрнутым ответом

Итого

11

37

4. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.

Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице.

Содержательные разделы

Максимальный  балл

Речь. Текст

1

Лексика и фразеология

3

Речь. Языковые нормы

5

Речь. Выразительность русской речи

4

Развитие речи. Сочинение

24

Итого

37

Задания диагностической  работы по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Обучающийся  работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений, с языковыми явлениями, предъявленными в тексте, и создаёт собственное письменное монологическое высказывание.

Распределение заданий КИМ по видам работы с языковым материалом  представлено в таблице.

Виды работ с языковым материалом

Количество заданий

Максимальный  балл

Работа с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений

 5

 5

Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте

 5

 8

Работа над письменным монологическим высказыванием

1

 24

Итого

 11

 37

5. Распределение заданий по уровням сложности

Задания диагностической работы проверяет усвоение учащимися учебного материала на базовом уровне сложности.

Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности показано в таблице.

Уровень сложности

заданий

Количество

заданий

Максимальный балл

Базовый

8

8

Повышенный

3

29

Итого

11

37

6. Время выполнения варианта КИМ

        Работа  проводится в конце  1 полугодия .

        На выполнение диагностической работы отводится 90 минут. На выполнение части 1   диагностической работы даётся   45 мин. На выполнение части 2 (письменной части) диагностической работы даётся 45 мин.

        1 и 2  части диагностической работы не зависят друг от друга и  выполняются в разные дни в любой последовательности.

7. План варианта КИМ

Обозначение задания в работе

Проверяемые

элементы

содержания

Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору

Коды проверяемых требований к уровню подготовки (по кодификатору)

Уровень

сложности

задания

Макс. балл за выполнение задания

 

Часть 1

1

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

11

2.1

2.2

2.3

Б

1

 

2

Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения

  1.  5.10 5.14 8.28.4

1.4

2.1

Б

1

 

3

Лексическое значение слова

2.1

1.1, 1.4, 2.1

Б

1 

4

Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

9.2

1.1

Б

1

 

5

Лексические нормы

9.2

1.1

Б

1 

6

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

8.1

2.1

2.2

Б

1

 

7

Функционально-смысловые типы речи

8.3

1.1, 1.4, 2.1

Б

1 

8

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты.

Группы слов по происхождению и употреблению

2.1, 2.2

2.3

2.4,2.5

1.1

1.4

2.1

Б

1

 

9

Средства связи предложений в тексте

4.3, 8.2

1.1, 1.4

П

1

 

10

Речь. Языковые средства выразительности

10.5

1.1, 1.2, 1.3,  2.1, 2.2, 2.3

П

4 

Часть 2

11

Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

8.1

8.4

8.5

     8.6

11

3.1

3.2

3.3

3.4

П

24

 

Всего заданий - 11; из них по типу заданий: с кратким ответом - 10; с развернутым ответом - 1; по уровню сложности: Б - 8; П - 3.

Максимальный первичный балл - 37

Общее время выполнения работы - 90 мин

8. Система оценивания выполнения заданий

За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме задания 10) обучающийся  получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение задания 10 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, обучающийся  получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена одна ошибка; 2 балла: допущено две ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся, правильно выполнивший задание части 2,-24.

Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся, правильно выполнивший все задания,- 37.

Критерии оценивания задания с развернутым ответом (часть 2)

Критерии оценивания ответа на задание 27

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

* Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

5

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.

Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена

смысловая связь между ними,

или

выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

4

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дал пояснение только к одному примеру, смысловую связь между примерами не выявил,

или

экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы,

и дал пояснение к нему,

или

привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. Указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет

3

Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации

из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не выявлена

2

Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию

из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение

1

Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для

понимания проблемы, не приведены,

или

проблема прокомментирована без опоры на исходный текст,

или

в комментарии допущены фактические ошибки (одна и

более), связанные с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная

экзаменуемым проблема,

или

вместо комментария дан простой пересказ текста,

или

вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

0

КЗ

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым

сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована

0

К4

Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его

1

Экзаменуемый не выразил своё отношение к позиции автора

текста,

или

размышления экзаменуемого не соответствуют

сформулированной проблеме,

или

мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»)

0

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

  • логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
  • в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка, и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел,

но

допущено более одной логической ошибки, и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

Кб

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

* Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи, или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но

есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка)

3

Допущены одна - три ошибки

2

Допущены четыре-пять ошибок

1

Допущено шесть и более ошибок

0

К9

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

2

Допущены одна-две ошибки

1

Допущено три и более ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм

Допущено не более одной речевой ошибки

2

Допущены две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущены этические ошибки (одна и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12)

24

При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150-300 слов.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 - орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);

К8 - пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

  1. балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 - допущено не более двух ошибок;

К8 - допущены одна - три ошибки;

К9 - грамматических ошибок нет;

К10 - допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7-К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста обучающегося , то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит обучающемуся. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

0-15 баллов - низкий уровень;

16-27 баллов - средний уровень;

28-37 баллов - высокий уровень.

9. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения диагностической работы не требуются.

10. Условия проведения (требования к специалистам).

        Данную диагностическую работу может проводить учитель, который преподает предмет в данном классе.

11. Рекомендации по подготовке к работе.

Специальной подготовки обучающихся к выполнению диагностической  работы не требуется. В процессе её выполнения обучающиеся должны продемонстрировать то, чему они научились за 1 полугодие в 10 классе. Обучающихся нужно проинформировать о дате проведения работы.

Рекомендации для учителя по проведению работы

В процессе выполнения работы следует соблюдать следующие основные правила:

  1. Проведение работы осуществляется в соответствии со сценарием, приведённым в Инструкции.
  2. Работа выполняется на специально подготовленных листах, которые раздаются обучающимся. Не следует предлагать обучающимся сначала выполнить работу на черновике, а потом переписать её в бланк. Если по ходу работы необходимо сделать какие-либо пометки в тексте, то можно это сделать в самой работе: в тексте, на полях или на черновике.
  3. В процессе работы никто не должен помогать обучающимся. Если ученик затрудняется в выполнении того или иного задания, необходимо посоветовать ему перейти к следующему заданию.

КИМ

диагностической работы для обучающихся 10  класса по русскому языку  

за 1 полугодие 2019-2020 учебный год

1. Инструкция для обучающихся

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 90 минут.

Работа состоит из двух частей, содержащих 11 заданий. Часть 1 содержит 10 заданий, часть 2 содержит 1 задание.

Ответы к заданиям 1-10 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Задание 11 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту.

Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

2. Содержание итоговой работы

Вариант № 1

Часть 1

Прочитайте  текст и выполните задания 1-3

(1)Чтобы защитить окружающую среду и исключить поступление газовых выбросов производства в атмосферу, на пути газового потока устанавливают специальные фильтры. (2)В качестве фильтрующего материала хорошо зарекомендовали себя ткани из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе: они устойчивы к воздействию кисло, щелочей, высокой температуры и органических растворителей. (3)Основной недостаток <…> фильтров – низкая пылеёмкость, поэтому на производствах, где содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 1) Защита окружающей среды – приоритетное направление деятельности многих предприятий, поэтому очистительные фильтры должны быть устойчивы к воздействию кислот, щелочей, высокой температуры и органических растворителей.

2) В наше время используются различные средства очистки: на предприятиях установлены фильтры из тонковолокнистых полимеров на марлевой основе или фильтры с волокнистыми насадками.

3) На производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах наряду с хорошо зарекомендовавшими себя фильтрами из тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе устанавливают фильтры грубой очистки, что обеспечивает защиту окружающей среды.

4) С целью защиты окружающей среды на производствах с превышением содержания пыли в газовых выбросах устанавливают не только фильтры, изготовленные с применением тонковолокнистых полимерных тканей на марлевой основе, но и фильтры грубой очистки.

5) В мировой практике очистки жидкости большое внимание уделяется специальным фильтрам, которые изготавливаются только из хорошо зарекомендовавших себя материалов и способны удерживать любые вредные элементы, что особенно важно для современных предприятий.

Ответ:______________________________________________________________________________

2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

Ответ:______________________________________________________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОТОК. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОТОК, -а, м.

  1. Тип производства, характеризуемый непрерывным выполнением всех операций (спец.). Перевести (поставить) производство на п. Модель снята с потока.
  2. Стремительно текущая водная масса. Бурный п. Горный п. Глубинный п. (подводное течение).
  3. Движущаяся масса чего-н. 77. лавы. Воздушный п. 77. частиц. 77. света. Людской п. Транспортный п. 77. слёз (перен.). 77. слов (перен.).
  4. Часть общего состава учащихся, разделённых для проведения каких-н. занятий, испытаний. Сдача экзаменов в два потока.

Ответ:______________________________________________________________________________

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и корректными выражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований.

Частная коллекция - предмет ГОРДОСТИ её обладателя.

В условиях нестабильной мировой экономики следует повышать ЭФФЕКТНОСТЬ производства.

Руководитель потребовал подготовить ГОДОВОЙ отчёт в течение недели.

Ответ:______________________________________________________________________________

5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Ответ:______________________________________________________________________________

Прочитайте  текст и выполните задания 6-10

(1)Осень в этом году стояла - вся напролёт - сухая и тёплая. (2)Берёзовые рощи долго не желтели. (3)Долго не увядала трава. (4)Только голубеющая дымка затягивала плёсы на Оке и отдалённые леса.

(5)Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. (6)Вода булькала, позванивала, журчала. (7)3вуки эти заполняли всё пространство между рекой и небосводом. (8)Это курлыкали журавли.

(9)Я поднял голову. (10) Большие косяки журавлей тянулись один за другим прямо к югу. (11)Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели в тёплую страну.

  1. Я        бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
  2. 3а        несколько дней до этой встречи с журавлями один журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. (14)Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении. (15)Я выбрал стихи Лермонтова.

(16)Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. (17)Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?

(18)Да что говорить! (19)Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. (20)Каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства, недоступного нам, людям.

(21)Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические, такие как «Герой нашего времени». (22)Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23)Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.

(24)Так он думал. (25)Но время показало, что он не бросил на ветер ни одной крупицы этого жара. (26)Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою, и в поэзии некрасивого и насмешливого офицера.

(27)Один из верных признаков шедевров - они остаются жить в нас надолго, почти навсегда. (28)И мы сами обогащаем их, как бы додумываем вслед за поэтом, дописываем то, что не досказал он.

(29)Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. (ЗО)Каждая строка стихов разгорается, подобно тому как с каждым днём сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой.

  1. Очевидно, свойство истинного шедевра - делать и нас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем.
  2. Распространено мнение, что шедевров немного. (ЗЗ)Наоборот, мы окружены шедеврами. (34)Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение из века в век исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ - нашу землю.

(35)Каждая встреча с любым шедевром - прорыв в блистающий мир человеческого гения. (Зб)Она вызывает изумление и радость.

(37)Шедевры! (38)Шедевры кисти и резца, мысли и воображения! (39)Шедевры поэзии!

(40)В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, - совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на всё, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. (41)Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42)И рождает шедевры.

(43)Я пишу всё это осенней ночью. (44)Осени за окном не видно, она залита тьмой. (45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.

(47)И всё это покажется вам великим шедевром природы, целебным подарком, напоминающим, что жизнь вокруг полна значения и смысла.

(По К.Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) известный русский советский писатель, классик отечественной литературы.

6. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. События, описанные в тексте, происходили во время путешествия рассказчика по Волге.
  2. Рассказчик шёл по осеннему лесу и вдруг услышал курлыканье журавлей, улетающих в тёплые страны.
  3. Настоящих шедевров немного, потому что это прорыв в блистающий мир человеческого гения.
  4. Шедевры рождают в людях высокие стремления, вызывают изумление и радость.
  5. Творения природы совершенны.

Ответ:____________________________________________________________________________

7. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 1-4 представлено повествование.
  2. В предложениях 16, 17 дано описание.
  3. Предложение 25 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 24.
  4. В предложении 40 представлено рассуждение.
  5. Предложение 45 содержит элементы описания.

Ответ:____________________________________________________________________________

8. Из предложений 32-34 выпишите слово, имеющее значение «исключительное по своим достоинствам произведение искусства».

Ответ:____________________________________________________________________________

9. Среди предложений 5-12 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения, форм слова и контекстных синонимов. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:____________________________________________________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру

10. «Изображая красоту родной природы, К.Г. Паустовский широко  использует такой троп, как (А)________ («величавый перелёт» в    предложении 17, «волнистые туманы» в предложении 46).   Синтаксическое средство - (Б)________ (в предложениях 14, 33) -  помогает передать философские размышления писателя.  Эмоциональности повествованию придают троп - (В)_________(«жаром... души» в предложении 22, «в пустыне... одиночества» в предложении 23) и приём - (Г)________(предложения 41-42, 45-46)».

Список терминов:

  1. лексический повтор
  2. фразеологизм
  3. эпитет
  4. восклицательные предложения
  5. вводные конструкции
  6. противопоставление
  7. метафора
  8. парцелляция
  9. градация

Часть 2

11. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Ключи к заданиям

Номер задания

Правильный ответ

Максимальный балл за выполнение задания

Часть 1

1

34<или>43

1

2

этих<или>таких

1

3

3

1

4

эффективность

1

5

главную

1

6

45<или>54

1

7

45<или>54

1

8

шедевр <или> шедевры <или> шедевров <или> шедеврами

1

9

11

1

10

3578

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру списка,

1 балл

Часть 2

11

Информация о тексте*

24

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема определения понятия «шедевр». (Что такое шедевр? Какими признаками и свойствами обладают истинные шедевры?)

1. Шедевр - это совершенные произведения человеческого гения и совершенные творения природы.

2. Проблема влияния шедевров на жизнь человека. (Какое влияние оказывают шедевры на жизнь человека?)

2. Шедевры рождают в человеке высокие стремления и открывают людям величайшее хранилище сокровищ - нашу землю.

3. Проблема роли природы в жизни людей. (Каково значение природы в жизни человека?)

3. Природа - шедевр, который помогает людям понять совершенство мира, придаёт их жизни смысл.

* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

Диагностическая работа в формате ОГЭ по русскому языку

Переработанный вариант (с учетом новых спецификаций)...

диагностические работы за 2 класс по английскому языку

Диагностические работы по английскому языку 2 класс к учебнику Кузовлев В.П....

Диагностическая работа в форме ЕГЭ по русскому языку

Данная работа поможет диагностировать уровень готовности учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку...

Проведенная работа в 5Б классе в 1, 2, 3 четвертях 2019 - 2020 учебного года.

Проведенная работа в 5Б классе в 1, 2, 3 четвертях 2019 - 2020 учебного года. ...

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы 2019-2020 учебный год

Анализ работы школьных методических объединений входит в годовой анализ школы...

Диагностическая работа в формате ЕГЭ по русскому языку

Диагностическая работа в формате ЕГЭ по русскому языку...