Промежуточная аттестация (диагностическая работа) для обучающихся 9 класса по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Дынник Юлия Сергеевна

Контрольная работа включает задания для контроля освоения крупных содержательных разделов учебного предмета. Для классификации элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся общеобразовательных учреждений используется «Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования по русскому языку», который составлен на базе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку  (Приказ  Минобрнауки РФ  от 17.12.2010 № 1897).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спецификация

промежуточной аттестации (контрольной работы)

для обучающихся 9 класса по русскому языку  

 в  2018-2019 учебном  году

 

1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку обучающихся 9 класса. Контрольная работа включает задания для контроля освоения крупных содержательных разделов учебного предмета. Для классификации элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся общеобразовательных учреждений используется «Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования по русскому языку», который составлен на базе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку  (Приказ  Минобрнауки РФ  от 17.12.2010 № 1897).

2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Намеченный в ФГОС основного общего образования компетентностный подход отражается в содержании работы. Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

3. Структура КИМ

Контрольная работа по русскому языку в рамках промежуточной аттестации  состоит из трех  частей и  включает в себя 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 – краткое изложение.

Часть 2 (задания 2-10) − задания с кратким ответом.

В контрольной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

- задания на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;

- задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.

Часть 3 (альтернативное задание 11) – задание с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Распределение заданий по частям контрольной работы представлено в таблице.

Части работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Типы заданий

Часть 1

1 (задание 1)

7

Задание с развернутым ответом

Часть 2

9 (задание 2-10)

9

Задания с кратким ответом

Часть 3

1 (задание 11)

9

Задание с развернутым ответом

Части 1 и 3

10 баллов за практическую грамотность и фактическую точность реи

Итого

11

35

4. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам

Распределение заданий контрольной работы по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице.

Содержательные разделы

Количество заданий

Максимальный  балл

 Речь. Слушание. Адекватное понимание устной речи. Изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

1  

7

Речь. Чтение. Адекватное понимание письменной речи

1

1

 Синтаксис

3  

3

 Пунктуация

5

5

Речь. Письмо. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

1

9

Практическая грамотность и фактическая точность

Части 1,3 (в целом)

10

Итого

 11

 35

Задания контрольной работы промежуточной аттестации по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Обучающийся работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; пишет изложение, создает собственное  письменное монологическое высказывание. Распределение заданий контрольной работы по видам работы с языковым материалом представлено в таблице.

Виды работы с языковым материалом

Количество заданий

Максимальный  балл

Написание изложения

1

7

Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста)

9

9

Написание сочинения

1

 9

Практическая грамотность 

 10 (на основе написания сочинения и изложения)

Итого

 11

 35

5. Распределение заданий по уровням сложности

Распределение заданий контрольной работы по уровню сложности показано в таблице.

Уровень сложности

заданий

Количество

заданий

Максимальный балл

Базовый

10

26

Высокий

1

9

Итого

11

35

6. Время выполнения варианта КИМ

        Работа проводится в конце учебного года.

        На выполнение контрольной  работы отводится 135 минут  (3 урока).

7. План варианта КИМ

Обозначение задания в работе

Проверяемые

элементы

содержания

Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору

Коды проверяемых умений

Уровень

сложности

задания

Макс. балл за выполнение задания

Примерное

время

выполнения

задания

(мин.)

1

Информационная обработка текстов различных стилей и жанров.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Грамматические нормы (морфологические нормы).

Грамматические нормы (синтаксические нормы).

Лексические нормы.

Пунктуация в простом и сложном предложениях.

Орфограмма

11

8.1

8.4

8.6

9.3

9.4

9.2

7.18

6.1

 2.1

2.4

3.1

3.3

3.5

3.6

3.8-3.10

      Б

7

45

2

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

8.1

2.1

2.3

2.4

Б

1

7

3

Выразительные средства лексики и фразеологии.

Анализ средств выразительности

10.1

1.1

Б

1

4

4

Предложение.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

5.2

1.1

Б

1

4

5

Осложнённое простое предложение

5.7, 7.19, 7.2-7.5, 7.7

1.1

Б

1

4

6

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

7.19

7.8

1.1

Б

1

4

7

Синтаксический анализ сложного предложения

5.13

1.1

Б

1

6

8

Пунктуационный анализ.

Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях

5.8, 7.11, 7.12, 7.19

1.1

Б

1

4

9

Синтаксический анализ сложного предложения

5.8, 5.9, 5.13, 7.14-7.17

1.1

Б

1

6

10

Сложные предложения с разными видами связи между частями

5.10, 5.14, 7.13

1.1

Б

1

6

11

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Грамматические нормы (морфологические нормы).

Грамматические нормы (синтаксические нормы).

Лексические нормы

8.1

8.2 8.6 11 9.2-9.4

2.1-2.4

3.2-3.5

3.7-3.10

В

9

45

Всего заданий - 11; из них по типу заданий: с кратким ответом - 9; с развернутым ответом - 2; по уровню сложности: Б - 10; П - 1.

Максимальный первичный балл – 35.   Общее время выполнения работы – 135 минут.

8. Система оценивания выполнения заданий

                Ответ на задание 1  (сжатое изложение) части 1 работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7 баллов.

                За верное выполнение каждого задания части 2 работы выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.  Максимальное количество баллов, которое может набрать обучающийся, правильно выполнивший задания части 2 работы,  –  9.

                Оценка ответа на задание части 3 работы осуществляется по специально  разработанным критериям. Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение (альтернативное задание) – 9.

                Оценка практической грамотности обучающегося и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.

                Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся  за выполнение всей контрольной работы, - 35 баллов.

№  п/п

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ЧАСТЬ 1

ИК1

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

Экзаменуемый  передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил одну микротему

1

Экзаменуемый  передал основное содержание прослушанного текста,

но

упустил или добавил более одной  микротемы

0

ИК2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемы применил один или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемы применил один или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста

2

Экзаменуемы применил один или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия одной  микротемы текста

1

Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста

0

ИК3

Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка;

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной  логической ошибки;

и/или

 имеется два случая  нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК4

7

ЧАСТЬ 2

2

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

1

3

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

1

4

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

5

Осложненное простое предложение

1

6

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами  и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

7

Синтаксический анализ сложного предложения.

1

8

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.

1

9

Синтаксический анализ сложного предложения.

1

10

Сложные предложения с разными видам связи между частями

1

Максимальное количество баллов

9

ЧАСТЬ 3

15.3

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на  тему, связанную с анализом текста

С3К1

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,

но

не прокомментировал его

1

Экзаменуемый  дал неверное определение,

или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привел два примера-аргумента: один пример-аргумент приведен из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,

или

экзаменуемый привел два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привел один  пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привел   пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привел ни одного  примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка;

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной  логической ошибки;

и/или

 имеется два случая  нарушения абзацного членения текста.

0

С3К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение

9

Критерии оценки грамотности и фактической точности экзаменуемого

ГК1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки

2

Допущены две-три ошибки

1

Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных  ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущены три-четыре  ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических   ошибок нет, или допущена одна ошибка

2

Допущено две ошибки

1

Допущено три и более ошибок

0

ГК4

 Соблюдение речевых норм

Речевых  ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2

Допущены три-четыре  ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

2

Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов

1

Допущены две  ошибки в изложении материала или употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов

10

Итого

35

9. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения контрольной  работы не требуются.

10. Условия проведения (требования к специалистам).

        Данную контрольную  работу может проводить учитель, который преподает предмет в данном классе.

11. Рекомендации по подготовке к работе.

Специальной подготовки обучающихся к выполнению контрольной   работы не требуется. В процессе её выполнения обучающиеся должны продемонстрировать то, чему они научились за  период обучения 9 классе. Обучающихся нужно проинформировать о дате проведения работы.

Рекомендации для учителя по проведению работы

В процессе выполнения работы следует соблюдать следующие основные правила:

1. Проведение работы осуществляется в соответствии со сценарием, приведённым в Инструкции.

2. Работа выполняется на специально подготовленных листах, которые раздаются обучающимся. Не следует предлагать обучающимся сначала выполнить работу на черновике, а потом переписать её в бланк. Если по ходу работы необходимо сделать какие-либо пометки в тексте, то можно это сделать в самой работе: в тексте, на полях или на черновике.

3. В процессе работы никто не должен помогать обучающимся. Если ученик затрудняется в выполнении того или иного задания, необходимо посоветовать ему перейти к следующему заданию.

КИМ

контрольной работы промежуточной аттестации  работы для обучающихся 9 класса

по русскому языку   за   2018-2019 учебный год

1. Инструкция для обучающихся

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.

На выполнение контрольной  работы по русскому языку отводится 135 минут.  Работа состоит из трех  частей, включающих 11 заданий.

Первая часть состоит из 1 задания с развернутым  ответом.    Вторая часть включает в себя  9  заданий с кратким ответом, третья  -  1 с развернутым ответом.

Ответы к этим заданиям Вы должны сформулировать самостоятельно.

Внимательно читайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Ответы записывайте в БЛАНК ОТВЕТА. Бланк подпишите по руководством учителя.  Ответ оформляйте согласно требованиям задания.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

2. Содержание итоговой работы

Вариант № 1

Часть 1

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

    Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего  

    текста в целом.

    Объем изложения – не менее 70 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-9.

-(1)Бабуля, это к тебе, - сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

  • (З)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, - сказала она.
  • (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
  1. Мальчик        выпалил всё одним духом и замолчал.
  2. Анна        Федотовна уточнила:
  • (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

  • (13)Это же всё ненастоящее!
  • (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, - пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. - (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

  • (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
  • (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? - почти весело удивилась она.
  • (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
  • (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.
  • (24)А зачем нам ваши копии? - с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. - (25)Музей не возьмёт копии.
  • (26)Не возьмёт, и вы не берите. - (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. - (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (ЗО)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

  • (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(ЗЗ)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

  • (34)Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. - (35)Только пикни у нас.
  • (Зб)Всё равно нельзя, - горячо и непонятно зашептал мальчик.
  • (37)Молчи лучше! - оборвала его девочка. - (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)0на ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

  • (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
  1. Делегация        молча удалилась.
  2. Горечь        и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
  3. Вечером        внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
  • (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)3агляни в шкатулку!
  • (49)Нету, - тихо сказала Таня. - (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...

(По Б. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924-2013 гг.) - русский писатель. Тема войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, стала основной в его творчестве и нашла отражение во многих произведениях, таких как «А зори здесь тихие...», «В списках не значился», «Завтра была война» и др.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»

  1. Это были копии, а не настоящие документы.
  2. Поведение детей обидело Анну Федотовну.

3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память  о сыне.

4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят

Ответ:_________________________________________________________________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. - Трус несчастный, - вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
  2. Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...
  3. Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.
  4. Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

Ответ:_________________________________________________________________________________

4. Выпишите грамматическую основу предложения 22.

Ответ:_________________________________________________________________________________

5. Среди предложений 24-28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:________________________________________________________________________________

6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо (2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5)  вздохнула с облегчением:

  • Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

Ответ:___________________________________________________________________________

7. Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.

Ответ:___________________________________________________________________________

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась, (2) что они подлинные, (3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

  • Мальчик, (4)  поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)  чтобы я слышала.

Ответ:___________________________________________________________________________

9. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________________________________________________________________________

10. Среди предложений 44-53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:___________________________________________________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните   ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 11.1, 11.2 или 11.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 11.1, 11.2 или 11.3.

11.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

11.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки - их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

11.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Часть 1

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

    Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего  

    текста в целом.

    Объем изложения – не менее 70 слов.

    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2-9.

  1. Динка огляделась. (2)Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой, вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка.

  1. Отец        и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с огромной русской печкой.
  2. Осторожно        войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности. (8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
  1. Но больше всего поразили Динку её глаза. (11)Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. (12)Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. (13)Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
  1. 3абывшись,        она молча переводила глаза с портрета матери на сына...
  2. Иоська        смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. (16)Яков тоже поднял глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке выражение сосредоточенной строгости.
  • (17)3дравствуйте, барышня! - сказал он, поднимаясь навстречу.
  • (18)3дравствуйте, Яков Ильич! - низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
  1. Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач - всё это внушало ей ужас. (20)Ноги её, казалось, приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
  • (21)Сыграйте, Яков Ильич.
  1. Иоська с готовностью подал отцу скрипку. (23)Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
  1. Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл. (25)Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. (26)И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. (27)А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях ладошки, смотрел то на отца, то на мать.

(По В.А. Осеевой)*

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Динку так поразил портрет Катри?»

  1. Динка        не ожидала увидеть в стоящей на краю обрыва хате настолько выразительный и наполненный жизнью портрет.
  2. Портрет        был необыкновенно большим, до этого Динке не приходилось видеть таких больших полотен.
  3. Динка        удивилась, что в убогой хате вообще есть украшения и предметы искусства.
  4. Женщина        на портрете была очень модно и красиво одета, и Динку поразила изысканность её платья.

Ответ:_________________________________________________________________________

3.  Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
  2. Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
  3. Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
  4. Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

Ответ:_________________________________________________________________________

4. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

Ответ:_________________________________________________________________________

5.  Среди предложений 17-21 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________________________________________________________

6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Ноги её, (1) казалось,(2) приросли к порогу, (3) и,(4) не зная, (5) что ей делать, (6) она жалостно попросила:

  • Сыграйте,(7) Яков Ильич.

Ответ:_________________________________________________________________________

7. Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_________________________________________________________________________

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой,(1) вросшей в землю,(2) облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю обрыва,(3) и кривая тропинка, (4) сбегая вниз,(5) приводила к заброшенному колодцу.

Ответ:_________________________________________________________________________

9.  Среди предложений 6-11 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения

Ответ:_________________________________________________________________________

10. Среди предложений 3-7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________________________________________________________

Часть 3

11.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С. Валгиной..

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

11.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

11.3  Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример - аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Система оценивания контрольной  работы промежуточной аттестации по русскому языку

Часть 1         

Текст для прослушивания        

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты - подлинной теплоты сердца - невозможна душевная красота человека.

И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых - это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра - путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен - и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

(По В.А. Сухомлинскому) 171 слово

Критерии оценивания выполнения задания 1

Часть 1  Вариант 1,2

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Доброта — основа душевной красоты человека, и её не надо стесняться; без доброты - подлинной теплоты сердца - невозможна душевная красота человека.

2

Добрые чувства должны воспитываться с детства вместе с познанием ценности жизни.

3

Добрые чувства, эмоциональная культура - это средоточие человечности; путь добра - единственно верный жизненный путь человека.

Часть 2

За верное выполнение заданий части 2 экзаменационной работы экзаменуемый получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

Вариант 1

Вариант 2

2

3

1

3

2

2

4

создают

сыграйте

5

27

19

6

12 <или> 21

12 <или> 21

7

3

2

8

235 <или> любая другая последовательность этих цифр

3

9

4

8

10

53

5

При оценке грамотности (ГК1-ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 - 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГК2 - 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка;

ГКЗ - 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 - 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.

Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1-ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

  • если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;
  • если в работе 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
  • если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить обучающийся за выполнение всей контрольной  работы, - 35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» предназначено для обучающихся  7 класса.Цели:способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать и...

Мониторинг успеваемости и качества обученности обучающихся по предметам «Русский язык », «Литература», «Русский язык и литература»

Мониторинг успеваемости и качества обученности обучающихся по предметам «Русский язык », «Литература», «Русский язык и литература»...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Мастер - класс для обучающихся 5 класса по русскому языку " Словосочетание. Предложение. Закрепление изученного материала"

Данная работа представляет собой мастер-класс по русскому языку в 5 классе. Тема: " Словосочетание. Предложение. Закрепление изученного материала"Материал рассчитан на 25 минут.Дан...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 8-9 классов. «Занимательный русский язык»

Цель: расширение зоны активного познания школьников, развитие творческих, организаторских способностей.Задачи:- углубить знания обучающихся о русском языке;- развивать интерес к  русскому языку, ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...