Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 8-9 классов. «Занимательный русский язык»
методическая разработка по русскому языку (8, 9 класс)

Ващенко Татьяна Александровна

Цель: расширение зоны активного познания школьников, развитие творческих, организаторских способностей.

Задачи:

- углубить знания обучающихся о русском языке;

- развивать интерес к  русскому языку, литературе;

- развивать мышление, внимание, память;

- воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества, самосознание, патриотизм;

- способствовать развитию умения сбора, систематизации и обобщения материала;

- воспитывать у обучающихся чувство любви к родному языку, к родной природе.

 Участники: Обучающиеся 8 – 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_zanimatelnyy_russkiy_yazyk.docx126.7 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Гвардейское

Красноармейского района Саратовской области»

Внеклассное мероприятие по русскому языку                                                                                        для обучающихся 8-9 классов.

«Занимательный русский язык»

                                                      Подготовила и провела:

                                                                           Ващенко Татьяна Александровна,

                                                          учитель русского языка и

                                   литературы

                                                                2021 год                      

                                                                                       Утверждаю

                                                                                       Директор МБОУ «ООШ с.Гвардейское

                                                                                     ____________________/О.А.Шапкарина/

                                                                         

                                                                                                   

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении внеклассного мероприятия по русскому языку                                                             на тему «Занимательный русский язык» для обучающихся 8-9 классов.

Цель: расширение зоны активного познания школьников, развитие творческих, организаторских способностей.

Задачи:

- углубить знания обучающихся о русском языке;

- развивать интерес к  русскому языку, литературе;

- развивать мышление, внимание, память;

- воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества, самосознание, патриотизм;

- способствовать развитию умения сбора, систематизации и обобщения материала;

- воспитывать у обучающихся чувство любви к родному языку, к родной природе.

Участники:

Обучающиеся 8 – 9 классов.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы

Дата проведения: 14.12.2021г.

Ответственный за проведение мероприятий: Ващенко Т.А.,учитель русского языка и литературы.

На  мероприятие разработано Положение о проведении.

Контроль за выполнением: Султанова К.А., руководитель ШМО учителей-предметников.

Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Занимательный русский язык» для учащихся 8-9 классов.

Конец формы

Цели:

1.Углубить знания учащихся о русском языке;

2.Развивать творческие способности учащихся, мышление, сообразительность, внимательность, собранность;

3.Воспитать интерес к урокам русского языка, любовь к родному языку, стремление к приобретению знаний; повысить эрудицию в области языка.

Оборудование: выставка книг о русском языке , меловое оформление доски.

Ход мероприятия.

Эпиграфы:

То, что мы знаем,- ограниченно,

а то, чего мы не знаем,- бесконечно.

П. Лаплас.

Дерево, шелестящее тысячами ветвей,

Корни, уходящие в самую глубь полей,

Лист, звенящий и тающий в тишине веков,

Цветок, благоухающий сотнями лепестков,

Чудо великое – русский язык ...

В. Краско.

1.Вступительное слово учителя:

С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно

связана с языком. Русский язык – наука интересная и увлекательная.

Только тот, кто имеет настойчивость, терпение, старательность и усердие,

сможет достичь успеха. «То, что мы знаем,- ограниченно, а то чего мы

не знаем,- бесконечно»,- утверждал П. Лаплас. Добро пожаловать в

страну Русского языка!

Наше внеклассное по русскому языку называется « Занимательный

русский язык». Мы совершим увлекательное путешествие по

станциям русского языка. Наш девиз: Выучи русский язык!

Итак, отправляемся в путь. Первая станция уже приближается. Кто

быстрее ответит на задание, тот наберёт больше баллов и выиграет.

I. Станция «Имя существительное»

1.У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том ... (Пушкин).

Ай, ду-ду,ду-ду,ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу

Во серебряную.

В обоих случаях слово дуб употреблено в предложном падеже. Имеет ли место в одном из случаев неправильный выбор окончания?

Ответ: Возможны варианты.

2.Можно ли определить, кто из перечисленных здесь лиц является женщиной?

Приём у Э. Рузвельт.

Открытие зоолога У.Ульрих.

Научные труды химика И. Ноддак.

Рекорд Т.Пресс.

Ответ: Все женщины: Элеонора Рузвельт, Урсула, Ульрих, Ида Ноддак, Тамара Пресс. Мужские фамилии склоняются.

3.Этот ученик любит читать, но, видимо, мало знает о своих любимых писателях. Найдите его ошибки. «Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Майн Рида, Жюль Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе».

Ответ: Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Хол.мсе - первое слово - имя; но: Конан Дойля - это двойная фамилия, звали его Артуром.

4.«Из сумки большого серого кенгуру выглядывал крохотный детеныш». Может такое быть?

Ответ: Не может. Если совершенно ясно, что речь идет о самке животного, согласуемые прилагательные должны стоять в форме женского рода.


5. "Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама». (М а я к о в с к и й) Составьте такое предложение, из которого было бы ясно, что речь идет о ламе папе, но слово папа или отец не употребляйте!


6. В дебрях Африки ученый вел дневник. Он носил его с собой в сумке и первая страничка пострадала от дождей, некоторые буквы размыло. Помогите ему прочитать эту страничку!

«Язык местного населения - суахили. Приходится учить. Ну и трудн.. же эт .. суахили! Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш .. жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широк .. авеню, что виднел.. из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение крепк .. черн .. кофе. Одна чашка так .. кофе сразу поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящ .. какаду и маленьк .. забавн .. шимпанзе, котор .. я назвал Эльза».

(Мужской род: суахили - язык, какаду - попугай, кофе - исключение; женский род: авеню - улица, Шимnанзе - кличка указывает на пол животного; форма множественного числа - жалюзи.)

7. Что вы можете сказать на основании данной цитаты о времени, когда происходит действие? «Отодвинув дела, взялся за кофе; за кофеем он развернул еще сырую утреннюю газету и стал читать ее».

Ответ: XIX век: устаревшая форма кофеи; но по утрам уже доставляют газеты. Автор текста - Лев Толстой.

8. Какое слово А. С. Пушкин употребил бы иначе, если бы жил в наше время?

... К ее крыльцу, стеклянным сеням

Он подъезжает каждый день;

За ней он гонится как тень;

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо,

Или коснется горячо

Ее руки, или раздвинет

Пред нею пестрый полк ливрей ...

Ответ: Не пушистый, а nушuстое боа - несклоняемое существительное, обозначающее предмет.

II. Станция «Словообразование, этимология».

  1. Из-за острова на стрежень,

На простор речной волны

Выплывают расписные

Стеньки Разина челны.

Куда выплывают челны Стеньки Разина?

Для ответа мысленно проплывите по реке вместе с ними и поищите в ее течении однокоренные слова.

Ответ: Стремнина - место со свободным, сильным течением.)


  1. Как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?

Ответ: Образованы от слов рука и nерст.


3. Как и почему называется кусок дерева, которому непременно суждено сгореть?

Ответ: Полено: от глагола палить.

4. Героя Н. В. Гоголя Ивана Федоровича Шпоньку сосед угощает индейкой:


«-Иван Федорович, возьмите крылышко ... Да что ж вы так мало· взяли? Возьмите стегнушко! Ты что разинул рот с блюдом? Проси! Становись, подлец, на колени! Говори сейчас: «Иван Федорович, возьмите стегнушко!»

-Иван Федорович, возьмите стегнушко! - проревел, став на колени, официант с блюдом».

Какую часть индейки уговаривали взять Ивана Федоровича? На трудной стезе поисков вам помогут две строчки известной народной песни: Позарастали стежки-дорожки,

Где проходили милого ножки.

Ответ: Стегнушко - ножка; стезя стежкадорога, по которой индейка ходит своими стегнышками.


5.Иногда говорят: «Было-то было, да быльем поросло».

Чем поросло то, что было, и почему именно поросло, а не, допустим, засыпалось или накрылось?

Ответ: Былье - трава, былинки.

6. Куда можно нырнуть, если рядом нет воды?

Ответ: в нору.


7. Почему скатерть в сказках самобранка? За что ей себя бранить?

Ответ: Самобранка не от бранuть, а от убирать, т. е. накрывать стол.


8. Князя Олега прозвали вещuм, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?

Ответ: От кость.

9. Не правда ли, странная кличка для собаки - Жучка? Почему она стала так популярна? Однако наши предки называли так не любую первую попавшуюся собаку, а только ...

Как должна выглядеть настоящая Жучка?

Ответ: Маленькая и черненькая, как жук.

10. Есть ли что-то общее между Kорытом и корью?

Ответ: Оба слова - от кора; при кори сыпь напоминает корку


11. Запишите на доске: кож ..заменитель Кож .. мит.

Ответ: В первом и во втором нет соединительной гласной: Кожимит - «имитация кожи».

12. Запишите на доске: «Я я. ственно увидел стол, уставленный всевозможными аппетитными я ствами».

Ответ: Явь и ясти, т. е. «есть».


13. В этом странном словаре слова будут располагаться в таком примерно порядке:

колесо или          бабочка

просо                   мордочка

лассо                   лампочка

мясо

По какому принципу составлен такой словарь и зачем он нужен? Ответ: Обратный словарь позволяет находить слова с одинаковыми окончаниями и суффиксами.

14. Всем знакомое с детства баю-баю по происхождению 1-e лицо ед. числа устаревшего глагола. Как выглядит этот глагол в неопределенной форме и что он значит?

Ответ: Баять «говорить, рассказывать».


III. Станция «Лексика».

1. Культура древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся древнегреческими математическими, астрономическими и прочими научными терминами; многие из нас, сами того не подозревая, носят греческие имена: Андрей, например, значит по-гречески «мужественный, храбрый», Алексей - «защитник», Макар - «счастливый». Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его - это испытать настоящее удовольствие, даже счастье.

Назовите это блюдо.

Ответ: Макароны. Подсказка в тексте: счастливый по-гречески makarios.

  1. Слово полигон по-гречески означает «многоугольник». Изобразите, как выглядит в плане здание американского Пентагона.

Ответ: Пятиугольник.


  1. Испания. Яркое солнце, серенады, бой быков ... Как далеко это все от нас! Однако, входя в свою квартиру, каждый из нас непременно проходит через одно такое место, которое могло бы напомнить ему об Испании и ее экзотических традициях. Что это за место?

Ответ: Коридор. Коррида буквально «бег» (быков). Мы не задерживаемся в коридоре, «пробегаем» его.

  1. Слова nанама и болонья, конечно же, относятся к заимствованиям. Что еще общего в происхождении этих слов?

Ответ: Название предмета дано по названию географическому.


  1. В узбекском языке глагол куру означает «сохнуть». Какое существительное, образованное от него, заимствовано из узбекского русским языком и как приблизительно его можно перевести?

Если не можете ответить сразу, сходите в столовую и попросите стакан компота.

Ответ: Курага - сушеные абрикосы.

  1. Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки,фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы , лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

(Пушкин).

Назовите семь названий лиц или предметов, встреченных Татьяной Лариной при въезде в Москву, носящих исконно русские наименования, и семь - заимствованных.

Ответ: К заимствованным относятся: фонари, монастыри, бульвары, аптеки, магазины, моды, балконы, львы, кресты; бухарцы и лачужки - образованы от иноязычных с помощью русских суффиксов.


7.Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик.

, очи (глаза)


чело (лоб)


А вам предстоит показать, где у вас ланиты, чело, выя, десница, шуйца, рамена, персты. hello_html_501170c3.jpg

уста (рот)


перси (грудь)


ланиты (щёки)




перси (грудь)







шуйца

( левая рука)





Ответ: Щеки, лоб, шея, правая рука, левая рука, плечи, пальцы.

  1. Мы говорим биться не на живот (а на смерть).

А почему, например, не «биться на голову» или «на спину»?

Ответ: Живот означало «жизнь».


  1. В «Руслане и Людмиле» читаем:

Но между тем какой позор

Являет Киев осажденный?

Не слишком ли суров А. С. Пушкин? Ведь речь идет о несчастье - почему же позор?

Ответ: Слово употреблено в первоначальном, устаревшем значении: «вид, зрелище» . Корень зор и в словах зрение, узреть и т. д.


  1. Одновременно ли появились слово самолет и летательный аппарат с таким названием? Если нет, что появилось раньше?

Ответ: Раньше появилось слово - см. в сказках ковер-самолет. Во времена Петра I самолетами называли самоходные плоты, сплавляемые по течению. Позже это слово стало называть летательный аппарат, поначалу имевший заимствованное название аэроплан.


  1. Все мы представляем себе, что такое черствый хлеб. Как могло получиться, что в родственном русскому чешском языке черствый означает «свежий», «прохладный»? Нет ли у этого слова в чем-то похожего значения и в русском языке?

Ответ: Черствый человек - «холодный человек». Да и хлеб поначалу называли черствым после того, как он остыл, вынутый из печи, так как начинал сохнуть он именно после охлаждения.

  1. Какое слово, известное сейчас почти всему миру, придумал английский писатель Джонатан Свифт?Лилипут

Ответ: Лилипут у Свифта - «житель Лилипутии, как француз - «житель Франции» и т. д. Получило переносное значение «карлик»

  1. Вплоть до XIX века туземцы Новой Гвинеи не знали такого животного, как бык, не сеяли кукурузы, не выращивали арбузов ...Произнесите на языке туземцев Новой Гвинеи эти слова: бык, кукуруза, арбуз. Объясните свое решение вопроса.


Ответ: Эти слова звучат там по-русски, так как познакомил туземцев с этими растениями и животным Н. И. Миклухо-Маклай.

IV. Станция « Фразеология»


1.Замените английские фразеологизмы синонимичными русскими.

1.На другой стороне холма и трава зеленее - там хорошо, где нас нет;

2. По самые локти - по горло;

3.Что для одного - мясо, то для другого - яд - что русскому хорошо, то немцу смерть;

4.Просто, как упасть с бревна - как дважды два

5.Не стоит и пуговицы - гроша ломаного не стоит;

6.Убить двух птиц одним камнем - убить двух; зайцев;

7.Птичка в руке стоит двух в кустах - лучше синица в руке, чем журавль в небе.

8.Просто, как пирог - как дважды два.

9.Возить уголь в Ньюкасл - ездить в Тулу со своим самоваром.

10.Хранить в вате - беречь как зеницу ока.

11. Холодный, как огурец - холоден как лёд.

12.Называть лопату лопатой - называть вещи своими именами.

13. Птицы одинакового оперенья держатся вместе - одного поля ягодки, два сапога пара;

14. Когда море вернёт всех погибших в нём - когда рак на горе свистнет;

15.Не стоит пороха и дроби - овчинка выделки не стоит;

16. Чёрная овца в семье - в семье не без урода, паршивая овца в стаде.

Задание 2.

Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.

С какими словами они обычно сочетаются?

Ответ: не покладая рук, сложа руки, скрепя сердце, положа руку на

сердце, сломя голову, повесив голову, спустя рукава, засучив рукава,

не переводя дух и др.

Сочетаются со словами трудиться, сидеть, соглашаться и т. д

Задание 3.

Замените зависимое слово в данных словосочетаниях фразеологическим оборотом :

1.согласиться неохотно скрепя сердце

2.смотреть пристально не отрывая глаз

3.трудиться неустанно не покладая рук

Задание 4.

Каково точное значение выражения « Витать в облаках?

Думаете, «летать», «парить»? (Как. например, в предложении

«Над поляной еще витал запах дыма?»

Ответ: Близко, да не совсем так.

Оказывается, витать - слово очень древнее, еще

общеславянское: витати означало «жить». От него образовано

и слово обитать, хотя сразу об этом и не догадаешься, потому

что когда к витати прибавилась приставка об- и получилось

обвитати, то в произношении сочетание бв очень скоро

упростилось в б: приставка как бы «съела» первую согласную

корня. Так вместо обвитати получилось обитати, а потом и

обитать. Зная все это, вы понимаете, почему объяснение

значения фразеологизма витать в облаках в словаре не

содержит слов «летать» и «парить»: витать в облаках - это

значит «пребывать, находиться в мечтательном состоянии, не

замечая окружающего».

Задание5.

Указательное местоимение сей употреблялось в значении «этот»: на сей

раз на этот раз, в июле сего года в июле этого года. Постепенно

местоимение этот стало главным, да и незачем было в языке иметь два

однозначных местоимения. А слово сей осталось в некоторых

фразеологических оборотах и в составе сложного слова сейчас.

Назовите фразеологические обороты с местоимением сей.

Ответ:

Когда мы произносим выражения сию минуту, сию секунду, мы вовсе

не утверждаем, что дело будет сделано в течение минуты или

секунды, мы говорим, что сделаем его очень быстро. Фразеологизм

от сих до сих, наверное, родился в школе, где учитель отчеркивал в

книге задание ученикам: от верхней строки до нижней строки.

Фразеологизм ни с того ни с сего имеет значение «без причины».

Мир дому сему - этому, да минует меня чаша сея - эта, не от мира сего – этого.

Так фразеологические обороты сохранили для нас забытое

местоимение сей.

Задание 6.

« Найди пару». Из данных идиом составьте антонимичные пары:

1.Хоть иголки собирай

2.Заваривать кашу

3.По чайной ложке

4.Коломенская верста

5.Чуть свет

6.Повесиь нос

7.Жить душа в душу

8. Сидеть сложа руки

  1. Ни зги не видно(1)
  2. Воспрянуть духом(6)
  3. На ночь глядя(5)
  4. От горшка два вершка(4)
  5. Как кошка с собакой(7)
  6. Одним духом(3)
  7. Расхлёбывать кашу(2)
  8. Не покладая рук(8)

Задание 7.

Определите род занятий людей по следующим выражениям:

1.Направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку, вызвать огонь на себя. (Военный)

2. Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдёт. (Актёр)

3.Разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши,

топорная работа. (Столяр)

4.Шито белыми нитками, с иголки, на живую нитку.

(Портной)

5.Через час по чайной ложке, позолотить пилюлю.

(Аптекарь)

6.Стричь под одну гребёнку.

( Парикмахер)

7.Сбоку припека.

(Пекарь)

8.Мёртвая хватка.

(Охотник)

Задание 8.

Подберите к французскому фразеологизму синонимичный русский.

1.Отрезать хвост своей собаке.

2.Жить, как петух на откормке.

3.Тянуть чёрта за хвост.

4.Принять пузыри за фонари.

5.Король не кузен.

6.Одним камнем дважды ударить.

Ответы:

1.Отмочить комара.

2.Кататься как сыр в масле.

3.Перебиваться с хлеба на квас.

4.Попасть пальцем в небо.

5.Чёрт не брат.

6.Убить двух зайцев.

Задание 9.

Учительница, рассказывая о своих шестилетках, вспоминает такой случай. В один из осенних дней был сильный гололед. Придя на работу, она сказала ученикам: «Сегодня, ребята, такой на улице гололед, что я, как улитка, еле-еле доползла». Тут же Алеша встал на четвереньки и показал: «Вот так?»

Почему ученик не понял учительницу? Как вы объясните ему его ошибку?

Задание 10.

На чём основан комический эффект высказываний?

1)Бабушка: Изюму- то в батоне кот наплакал.

Внук: А почему он так мало наплакал.

2)Мама не бросала слов на ветер и в безветренную погоду.

3)Узнал, но вида не подал, а подал прохладительные напитки.

Ответы: 1.Кот наплакал - ничтожно мало, явно недостаточно для чего- либо.

2.Бросать слова на ветер – произносить, говорить впустую.

3. Не подал вида – специально не узнал, не признал.

V. Заключение. Вот и подошло к концу наше путешествие по станциям русского языка. Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Сегодня мы с вами решали трудные и забавные задачи, которые подбрасывает нам родной язык, блеснули эрудицией и смекалкой.

Думаю, что ваше отношение к русскому языку изменится, и он станет для вас интересным и увлекательным.

Каждый человек должен бережно и любовно относиться к языку.

Якутский поэт С. Данилов писал:

«Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком!

Молдавский поэт В. Краско так сказал о русском языке:

Дерево, шелестящее тысячами ветвей,

Корни, уходящие в самую глубь полей,

Лист, звенящий и тающий в тишине веков,

Цветок, благоухающий сотнями лепестков,

Чудо великое – русский язык ...

Успехов вам в изучении родного языка.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: « Инсценировка сказки Белоснежка и 7 гномов на английском языке » проведенное в 6 Б классе 24.01.2013г.

Основная цель постановки: привить  учащимся  интерес  к драматизации сказок на английском языке.Задачи:Развить навыки и умения диалогической и устной речи, научить учащихся произн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Святого Валентина в 8-9 классе на английском языке.

Внеклассное мероприятие, посященное Дню Святого Валентина, знакомит учеников 8-9 классов с символами и традициями культуры страны изучаемого языка в игровой форме....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Спортландию" для обучающихся 5-6 классов

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие в Спортландию" для обучающихся 5-6 классов для популяризации занятий спортом и физкультурой по принципу "ОТ ИГРЫ - К СПОРТУ!...

Внеклассное мероприятие «Отчего вымерли мамонты?» (для обучающихся 9-11 классов)

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся старших классов и может быть проведено на классном часе по экологическому воспитанию или как тематическое в рамках предметной недели биологии, химии, г...

Программа факультативных занятий по английскому языку для обучающихся 3-х классов "Мир английского языка"

Автор представляет вашему вниманию программу факультативных занятий по английскому языку в 3-х классах....

Сценарий внеклассного мероприятия "Детство, опалённое войной" для обучающихся 9 -х классов.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 75-годовщине в  Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г....

Внеклассное мероприятие, приуроченное Международному дню распространения грамотности (8 сентября) "Знатоки русского языка" для обучающихся 4 – 6 классов

Внеклассное мероприятие "Знатоки русского языка" (к Международному дню распространения грамотности, 8 сентября)...